Министерство образования и науки РБ
МУ Управление образования Прибайкальского района
МОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа»
Правописание суффиксов -ек, -ик
3 класс
УМК «Школа России»
Челмакина Н.А.
учитель начальных классов
Ильинка
2019
Урок русского языка в 3 классе
Тип урока: открытие новых знаний
Тема: Правописание суффиксов -ек, -ик.
Цели урока
· предметные: формирование умения грамотно писать слова с суффиксами –ик, -ек (организовать наблюдение за словами с данными суффиксами,подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию орфографической зоркости;
· метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.
личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
· по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
· по уровню познавательной активности: частично-поисковый;
· по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Оборудование: карточки для парной и групповой работы; презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, сегодня у нас гости. Пожалуйста, поприветствуйте гостей. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Подарите улыбку мне. Спасибо. Садитесь. Урок русского языка.
II. Актуализация опорных знаний
- Прочитайте запись. Слайд 2.Подумайте и скажите, что здесь «лишнее»? Обоснуйте свой выбор. (Лишнее слово суффикс, так как это часть слова, остальные слова обозначают части речи)
- Вспомним, что такое суффикс. Работаем в парах. Возьмите белый лист с заданием и выполните его.
Суффикс - это часть слова.
Суффикс - это значимая часть слова.
Суффикс стоит перед корнем.
Суффикс находится в основе слова и стоит после корня.
Суффикс служит для образования новых слов.
Суффикс служит для связи слов в предложении.
- Проверим, какие утверждения вы выбрали. (Ответы детей.)
- Сделаем вывод, что же такое суффикс? Слайд 3.
III. Постановка учебной задачи
- Ребята, предлагаю вам побывать в роли конструкторов. Используя данные слова и суффиксы ИК, ЕК запишите новые слова в тетрадь, выделите суффиксы. Слайд 4.
Мяч, горох, билет, баран, платок.
- Какой оттенок придают суффиксы ИК, ЕК словам? (Уменьшительно-ласкательный оттенок)
- Проверим, как вы записали слова? (Учитель записывает слова на доске под диктовку учеников)
- Что скажете? Почему мнения разошлись? (Мы не знаем эту орфограмму)
- Назовите тему нашего урока. (Суффиксы -ик, -ек.) Какова цель нашего урока? (Научиться правильно писать слова с суффиксами -ик, -ек.)
IV. Открытие нового знания
Работа в группах. Слайд 4
- Ребята, вы хотели бы раскрыть секрет написания суффиксов -ик, -ек? Вам предстоит побывать в роли исследователей и сделать великое открытие. Объединитесь в группы и выполните задание. Будьте внимательны!
|
- Ребята, проверим ваши выводы. (Ответы детей) Можно ли проверить слова с суффиксами -ик, -ек? Что для этого надо сделать? Слайд 6-7.
- Сравните свой вывод с выводом, который предлагают нам авторы учебника. Откройте учебник на странице 125. Что скажете?
- С такой же проблемой столкнулся герой сказки Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков» Витя Перестукин. Давайте заглянем в сказку и посмотрим, как решал проблему мальчик. (Просмотр отрывка мультфильма) Что скажете, ребята?
V. Первичное закрепление
- Ребята, вернёмся к нашим словам и объясним их написание. (Мячики – мячик, горошки – горошек, билетики – билетик, барашки – барашек, платочки - платочек)
Самостоятельная работа
- Сейчас работаем самостоятельно. Выберите задания по уровням и выполните его. (Первый уровень – лист голубого цвета, второй уровень – розового цвета.)
Самопроверка. Слайд 8
- Проверьте свою работу и оцените себя.
Творческая лаборатория
- Представьте, что вы корреспонденты школьной газеты. Вам нужно составить небольшой текст на тему и записать его. Составить текст вам помогут опорные слова. Предлагаю поработать в группах. Слайд 9.
Слова для справок: Жорик, Толик, дождик, кустик, шалашик, ёжик, рябчик, зайчик.
VI. Рефлексия Слайд 9.
- Прочитайте слова, на какие две группы их можно разделить?
Галстуч…к, бант…к, словар…к, человеч…к, клубоч…к, букет…к, выкр…к.
замочек ключик
человечек словарик
клубочек прутик
- Что скажете про слово выкрик? (-ик находится в корне слова)
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов. Выберите для этого смайлик.
На уроке мне было легко. Я чувствовал себя
комфортно. Я, но справился с ними. Мне на уроке было
интересно испытывал затруднения. На уроке было трудно. Мне необходимо
поработать над темой.
VII. Итог урока
- Важна ли вас тема сегодняшнего урока? Почему вы так думаете?
- Ребята, запишите домашнее задание.
Домашнее задание: выучить правило; найти загадки, в которых слова-отгадки имеют суффиксы -ик, -ек.
- Урок закончен. Ребята, спасибо за работу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.