Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
воспитывать чувство взаимоуважения,
Дата:04.02.18
Урок 90
Тема: Правописание безударных окончаний имен
существительных 1го склонения
Цели: создать условия формирования умения проверять безударные гласные в окончаниях существительных.
Задачи:
1) закрепить умения определять склонение имен существительных, тренировка в определении склонения имен
существительных, стоящих в косвенных падежах.
2) развивать
устную речь учащихся, фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развитие
орфографической зоркости, расширение кругозора; способность к самоконтролю; развивать логическое мышление,
память, внимание, расширение кругозора, способствовать обогащению словарного запаса; развивать мелкую
моторику кистей рук, развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя; способность к рациональной
организации своего рабочего места;
3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности, пытливости
при получении новых знаний,
взаимовыручки; усидчивости,
самостоятельности, дисциплинированности.
Характеристика деятельности учащихся:
Понимать информацию, представленную в таблице. Наблюдать за обозначением безударных гласных в окончаниях
имён существительных. Анализировать варианты ответов на проблемный вопрос, выбирать один из двух предло
женных способов проверки безударных гласных в окончаниях существительных 1го склонения. Контролировать
собственные действия в соответствии с алгоритмом. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь (работа в паре). Объяснять написание безударных падежных окончаний, используя один
из способов проверки. Находить в тексте слова по заданному основанию. Осуществлять самоконтроль при записи
словосочетаний
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе,
построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного
сотрудничества),
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение формулировать
тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом, умение
выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать
полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, наглядный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
I. Чистописание.
Х о д у р о к а
Калач тем и хорош, что горяч.
II. Работа над новым материалом.
Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» ставит проблемный вопрос: по каким правилам обозначаются безударные гласные в
окончаниях имен существительных? Первый вывод, который делают .^ащиеся в результате работы с таблицей,
заключается в том, что безударное гласные в окончаниях обозначаются той же буквой, что и ударные гласные в
словах этого склонения. Второй вывод: возможны два способа проверки: а) подстановка опорного слова; б)
запоминание таблицы падежных окончаний. Первый шаг при обоих способах один и тот же: сначала нужно
определить склонение имени существительного. При втором способе после определения падежа нужно вспомнить,
какое окончание пишется в данном падеже. Учитель предлагает учащимся определить, какой способ им кажется
наиболее удобным, и запомнить его.Упражнение 1 отработка способов определения правильного окончания имен существительных первого
склонения. Выполняется фронтально. После проведения устной работы учитель дает на доске образец краткого
письменного доказательства выбора окончания. Например: в деревне (1е скл., П. п.).
Рубрика «Обрати внимание» напоминает о необходимости задавать падежный вопрос при определении
правописания окончаний существительных.
Упражнение 2 закрепление способов определения правильного окончания имен существительных. Выполняется
фронтально письменно. Следует предложить ученикам записывать после указания на склонение оба доказательства
и опорное слово, и падеж. Это поможет лучше запомнить оба способа и в дальнейшем осознанно выбирать один из
них.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Упражнение 3 закрепление падежных окончаний имен существительных первого склонения. Выполняется
письменно в парах или индивидуально с последующей проверкой. Перед выполнением учитель задает два вопроса:
какое слово является опорным для первого склонения? В каких падежах у существительных первого склонения
пишется окончание е? При записи в скобках обязательно приводится доказательство написания окончания. Должны
быть выписаны три словосочетания: рыбачил на речке (1е скл., на земле, П. п.), думаю о бабушке (1е скл., на
земле, П. п.), варится в кастрюле (1е скл., на земле, П. п.).
Рубрика «Путешествие в прошлое» знакомит с историей слова кастрюля.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)
Упражнения 1 и 2 закрепление изученного материала. Выполняются после работы с упр. 1 учебника. В
зависимости от уровня подготовки класса проводятся фронтально или индивидуально.
Упражнение 3 закрепление способов проверки безударных окончаний существительных первого склонения.
Выполняется фронтально. В скобках записывается склонение, опорное слово в нужной форме, указывается падеж.
При расстановке знаков препинания учитель подсказывает, что пропущены три запятые. Работая с выделенными
словами, учащиеся должны прийти к выводу: во всех словах, кроме вдруг, орфограмма «Безударные проверяемые
гласные в корне слова», в слове вдруг орфограмма «Непроверяемые согласные в корне слова».
Словарная работа. Записать в словарик слово кастрюля. Записать в тетрадь слово кастрюля, подчеркнуть
орфограмму, подобрать и записать родственное слово (кастрюлька).
Дополнительная работа.
1. Подобрать и записать несколько существительных 1го склонения.
2. Составить словосочетания с записанными существительными, в которых у существительных будет окончание
е. Учитель записывает составленные учащимися словосочетания на доске.
Дифференцированная работа. Учащиеся, нуждающиеся в педагогической поддержке, списывают с доски
словосочетания, записывая в скобках доказательство выбора окончания. Запись на доске: гнездо на берёзе,
побывать в столице, песни о дружбе, подлететь к крыше, доволен работой, подъехал к деревне. Остальные
учащиеся записывают словосочетания, ставя подчеркнутые слова в нужной форме и письменно доказывая на
писание окончания.
Запись на доске: побывать стройка, идти дорога. мечтать собака, интересоваться погода, плыть Волга,
заниматься музыка, учиться школа.
IV. Итог урока.
– Какие могут быть окончания у имен существительных 1го склонения?
Рефлексия
Домашняя работа. Прочитать в учебнике материал о способах проверки правописания окончаний (с. 33) и
запомнить оба способа. Записать все словосочетания упр. 3 учебника, дописывая нужные окончания и записывая в
скобках доказательства выбора окончания.