Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 90.docx
воспитывать   чувство   взаимоуважения, Дата:04.02.18 Урок  90 Тема:                                                           Правописание безударных окончаний имен                                                                                 существительных 1­го склонения Цели: создать условия формирования умения проверять безударные гласные в окончаниях существительных. Задачи:  1)  закрепить   умения   определять   склонение   имен  существительных,   тренировка   в   определении   склонения   имен существительных, стоящих в косвенных падежах. 2)   развивать     устную   речь   учащихся,   фонематический   слух,   совершенствовать   культуру   речи,   развитие орфографической зоркости,  расширение кругозора; способность к  самоконтролю; развивать логическое мышление, память,   внимание,   расширение   кругозора,   способствовать     обогащению   словарного   запаса;   развивать   мелкую моторику кистей рук, развивать умение выполнять вербальные   инструкции учителя; способность к рациональной организации своего рабочего места;   3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности, пытливости при   получении   новых   знаний,   взаимовыручки;   усидчивости, самостоятельности, дисциплинированности. Характеристика деятельности учащихся: Понимать информацию, представленную в таблице. Наблюдать за обозначением безударных гласных в окончаниях имён существительных. Анализировать варианты ответов на проблемный вопрос, выбирать один из двух предло­ женных  способов  проверки безударных  гласных   в окончаниях  существительных   1­го склонения.  Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Объяснять написание безударных падежных окончаний, используя один из способов проверки. Находить в тексте слова по заданному основанию. Осуществлять самоконтроль при записи словосочетаний Универсальные учебные действия (метапредметные): Коммуникативные  (умение   принимать   ответственное   решение   при   совместной   деятельности   в   микрогруппе, построение речевых высказываний,   лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного сотрудничества),  Личностные (умение соблюдать установленные правила). Регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).  Познавательные  (умения анализировать текст,  классифицировать, ставить проблему,  работать с текстом, умение выделять   существенное,    наблюдать,   обобщать,  строить   речевые   высказывания,   делать   выводы  и   использовать полученные знания в практической деятельности). Формы   и   методы   обучения:  фронтальная,   индивидуальная,   коллективная,   групповая;   словесный,   наглядный, практический. Оборудование:   запись на доске. I. Чистописание.  Х о д   у р о к а Калач тем и хорош, что горяч. II. Работа над новым материалом. Работа по учебнику Рубрика «Давай подумаем» ставит проблемный вопрос: по каким правилам обозначаются безударные гласные в окончаниях   имен   существительных?   Первый   вывод,   который   делают   .^ащиеся   в   результате   работы   с  таблицей, заключается в том, что безударное гласные в окончаниях обозначаются той же буквой, что и ударные гласные в словах   этого   склонения.   Второй   вывод:   возможны   два   способа   проверки:   а)   подстановка   опорного   слова;   б) запоминание   таблицы   падежных   окончаний.   Первый   шаг   при   обоих   способах   один   и   тот   же:   сначала   нужно определить склонение имени существительного. При втором способе после определения падежа нужно вспомнить, какое окончание пишется в данном падеже. Учитель предлагает учащимся определить, какой способ им кажется наиболее удобным, и запомнить его.Упражнение  1   ­  отработка   способов   определения   правильного   окончания   имен   существительных   первого склонения. Выполняется фронтально. После проведения устной работы учитель дает на доске образец краткого письменного доказательства выбора окончания. Например: в деревне (1­е скл., П. п.). Рубрика   «Обрати   внимание»  напоминает   о   необходимости   задавать   падежный   вопрос   при   определении правописания окончаний существительных. Упражнение 2 ­ закрепление способов определения правильного окончания имен существительных. Выполняется фронтально письменно. Следует предложить ученикам записывать после указания на склонение оба доказательства ­ и опорное слово, и падеж. Это поможет лучше запомнить оба способа и в дальнейшем осознанно выбирать один из них. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Упражнение   3  ­   закрепление   падежных   окончаний   имен   существительных   первого   склонения.   Выполняется письменно в парах или индивидуально с последующей проверкой. Перед выполнением учитель задает два вопроса: какое слово является опорным для первого склонения? В каких падежах у существительных первого склонения пишется окончание ­е?  При записи в скобках обязательно приводится доказательство написания окончания. Должны быть выписаны три словосочетания:  рыбачил на речке (1­е скл., на земле, П. п.), думаю о бабушке (1­е скл., на земле, П. п.), варится в кастрюле (1­е скл., на земле, П. п.). Рубрика «Путешествие в прошлое» знакомит с историей слова кастрюля. Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2) Упражнения  1  и  2  ­   закрепление   изученного   материала.   Выполняются   после   работы   с   упр.   1   учебника.   В зависимости от уровня подготовки класса проводятся фронтально или индивидуально. Упражнение  3 ­ закрепление способов  проверки безударных  окончаний  существительных  первого склонения. Выполняется фронтально. В скобках записывается склонение, опорное слово в нужной форме, указывается падеж. При расстановке знаков препинания учитель подсказывает, что пропущены три запятые. Работая с выделенными словами, учащиеся должны прийти к выводу: во всех словах, кроме  вдруг, орфограмма «Безударные проверяемые гласные в корне слова», в слове вдруг орфограмма «Непроверяемые согласные в корне слова». Словарная   работа.  Записать   в  словарик  слово  кастрюля.  Записать  в  тетрадь   слово  кастрюля,  подчеркнуть орфограмму, подобрать и записать родственное слово (кастрюлька). Дополнительная работа. 1. Подобрать и записать несколько существительных 1­го склонения. 2. Составить словосочетания с записанными существительными, в которых у существительных будет окончание ­е. Учитель записывает составленные учащимися словосочетания на доске. Дифференцированная   работа.  Учащиеся,   нуждающиеся   в   педагогической   поддержке,   списывают   с   доски словосочетания,   записывая   в   скобках   доказательство   выбора   окончания.   Запись   на   доске:  гнездо   на   берёзе, побывать в столице, песни о дружбе, подлететь к крыше, доволен работой, подъехал к деревне.  Остальные учащиеся   записывают   словосочетания,   ставя   подчеркнутые   слова   в  нужной   форме  и   письменно   доказывая   на­ писание окончания. Запись  на   доске:  побывать  стройка,   идти  дорога.   мечтать  собака,   интересоваться  погода,   плыть  Волга, заниматься музыка, учиться школа. IV. Итог урока. – Какие  могут  быть  окончания  у  имен  существительных  1­го  склонения? Рефлексия Домашняя  работа.  Прочитать  в  учебнике  материал  о способах  проверки  правописания   окончаний   (с.  33)  и запомнить оба способа. Записать все словосочетания упр. 3 учебника, дописывая нужные окончания и записывая в скобках доказательства выбора окончания.

Посмотрите также