Правописание безударных окончаний имен существительных 2
склонения в предложном падеже, 3 класс
Цель урока: формировать навык правописания безударных окончаний имён
существительных 2 склонения в предложном падеже.
Задачи:
Образовательные задачи урока:
уточнить знания об особенностях предложного падежа;
отрабатывать умение правильно определять безударные окончания;
познакомить с падежными окончаниями имён существительных в предложном
падеже,
формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных
в предложном падеже,
совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных
окончаний имён существительных.
Развивающие задачи урока:
развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля и
взаимоконтроля.
Воспитательные задачи урока:
расширять кругозор учащихся; воспитывать гражданскопатриотические
качества личности.
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем гостей, улыбнитесь им. Теперь
улыбнитесь друг другу. И мне подарите улыбку. Ведь улыбка дарит хорошее
настроение. У нас все получится.
2. Орфографическая разминка
Сколько вырвем мы сокровищ Сколько тайн я разгадаю,
Из подво..ной т..мноты! сколько сказок я сл..жу!
Я увижу всех ч..довищ, Эти тайны, эти ска..ки
Все растен..я, все цв..ты? всей з..мле переск..жу.
Объясните написание пропущенных орфограмм.
Назовите слова с безударными гласными, не проверяемые ударением.
Назовите имена существительные 2 склонения
Вывод о существительном и его признаках.
Минутка чистописания.
Подберёзовик, молодость, старушка, молоко. (На доске написаны слова)
Учитель: первая буква, которую мы будем писать – гласная, находится в приставке им.
существительного 2го склонения;
вторая – гласная, находится в суффиксе им. существительного 1го склонения; третья – согласная, находится в корне им. существительного 3го склонения и
обозначает парный звонкий, парный твёрдый согласный.
О у д
Вода, воздух, одуванчик (определить род существительных, придумать предложение с
этими словами)
В воздухе кружились легкие семена одуванчика. (запись под диктовку и разбор
предложения по членам предложения, обозначить склонение и падеж
существительных).
б
же
го
се
по
в
да
мор
то
да
а
г
кар
лать
ри
бе
Словарная работа.
(На доске таблица)
1 паль
2 фель
3 ковь
4 зонт
Учитель: Отгадай те, какие слова из словаря я зашифровала. Ключ перед вами:
1а 3в (пальто)
2в 3а (морковь)
1г 3в 2а (картофель)
1б 2г (желать)
4г 3б1в (беседа)
2б 3г 4а (горизонт) письмо с комментированием, определить склонение
4б 2б 4в (погода)
Учитель: Какое слово лишнее? (Желать)
Почему? (Это глагол, а остальные слова имена существительные)
А можно ли его преобразовать в имя существительное?
Что вы знаете об именах существительных?
3. Актуализация знаний учащихся
Учитель. Выпишите из текстазаклинания все названия сторон света в начальной
форме.
Проверка задания (запад, восток, север, юг).
Организация работы в группах. (Класс делится на четыре группы, каждая группа
получает задание.)
1 группа
Задание
Являются ли выписанные слова словарными (орфографическими)?
Дети распределяют действия между членами группы:
1й ученик определяет место ударения в словах,
2й ученик выделяет буквы, которые надо запомнить, т. к. их проверка невозможна,
3й ученик определяет, какое из слов не является словарным, 4й ученик читает интересный материал по учебнику (с. 65) из истории языка.
Запад – слово общеславянское, образовано от слова «западать, закатываться за горизонт».
Действительно, солнце садится на западе, «падает» за горизонт. Вот потомуто эту часть
света и назвали запад.
Действия выполняют последовательно, обсуждают, делают вывод.
5ученик докладывает решение группы
(слова восток, запад, север являются словарными).
2 группа
Задание
Записать как можно больше родственных слов.
1й ученик группы работает со словом восток.
2й ученик группы работает со словом запад,
3й ученик группы работает со словом север,
4й ученик группы работает со словом юг.
Все члены группы внимательно слушают ,дополняют друг друга.
(Возможный набор слов: восточный, востоковед, западный, северный, северянка,
североморский, южный, южанка, северовосточный, югозападный.
5й ученик докладывает решение группы.)
3 группа
Задание
Составить и записать предложение.
1й ученик работает со словом восток,
2й ученик работает со словом запад,
3й ученик – со словом север,
4й – со словом юг.
Все члены группы внимательно слушают, обсуждают предложения.
5й ученик записывает лучшее предложение группы на доске.
Учитель. Давайте запишем это предложение в тетрадь.
4 группа
Задание
Что общего у этих слов?
1й ученик определяет часть речи выписанных слов,
2й определяет одушевлённое или неодушевлённое существительное,
3й ученик определяет род существительных,
4й – склонение.
5й делает вывод и докладывает решение группы классу,
(имена существительные, неодушевлённые, мужского рода, 2го склонения).
Проверка и оценка работы в группах.
4.Работа по теме урока.
Запишем предложение: От зимней стужи и метели давно уж птицы улетели.
Есть ли в этом предложении существительные 1 и 3 склонения? (стужа, метель)
В каком они падеже? (Р.п.) Давайте выделим окончания.
Запишем еще одно предложение: Стуже и метели вновь пришла пора. Определите падеж слов, какие окончания в словах? (Д.п.)
Какой вывод мы можем сделать? (сущ. 1скл в Р.п. имеют окончание и, в Д.п.
окончание е. сущ. 3 скл. В Р.п. и Д.п. имеют окончание и).
Посмотрим, что об этом говорится в учебнике? (с. 104 чтение правила).
Сделайте синтаксический разбор последнего предложения. (Полное,
распространенное, невосклицательное).
Работа по учебнику.
Молодцы! А теперь найдите упр.200.
Как еще можно озаглавить текст? («Помощь птицам», «Кормушки для птиц»);
А вы помогаете птицам зимой? (вешаем кормушки, подкармливаем птиц зимой);
Вернемся к упражнению. Вам предстоит работа по вариантам. Нужно определить
падеж и склонение выделенных имен существительных. 1 вариант выписывает сущ. в
Р.п., 2 вариант – сущ. в Д.п.
Графический диктант. (Слайд 7)
Давайте проверим, как вы усвоили правило. Проведем графический диктант. Я читаю
имена существительные 1го и 3го склонения с безударными окончаниями, а вы
записываете только их окончания. Всего будет 5 слов: к птице, к моркови, без булки, по
дороге, около сирени.
1
е
2
и
3
и
4
е
5
и
Всегда ли легко определить, какую букву писать в окончании?(нет)
Как проверить написание безударных окончаний в именах существительных?
Вспомним шаги:
Определи склонение
Определи падеж
Вспомни, какое окончание имеет слово в этом падеже и склонении.
Физкультминутка
Идем на месте
Раздва, раздва.
Остановились, потянулись.
Выполним наклоны головой
В одну сторону, в другую.
Не поворачивая головы,
глазками посмотрим вправовлево.
Поморгаем. А сейчас вверхвниз. Поморгали.
Зажмурьте глазки.
Откройте и посмотрим вдаль.
Письмо по памяти.
Молодцы! А теперь внимание на доску.
Улетел скворец от стужи,
Сытно за морем живет.
Только песен не поет.
Почему соловей не поет песен? (Скучает по родине)
Какие орфограммы встретились? (безударная гласная в корне, проверочные слова:
полет, скворушка, море, пой; жи ши пиши через и). Почему стоит запятая? (Между однородными сказуемыми)
Прочитайте стихотворение про себя. Будьте внимательны при написании безударных
окончаний имен существительных.
Проверим. Поменяйтесь тетрадями. Взяли простые карандаши.
Найдите существительное 1го скл.(стужа), какое написали окончание? (и)
Сделаем синтаксический разбор первого предложения. (В этом предложении
говорится о скворце. Кто? Скворец – это подлежащее, … Это полное, распростр.,
невоскл. предложение).
5.Работа в парах. «Телефон»
А теперь давайте поиграем в «Телефон».
Запишите выделенные слова. Определите к ним номера телефонов. Работаем в парах
по таблице. Проверим.
Часть
речи
1.сущ
2.прил
Ед.ч.
Мн.ч.
число
род
склонение
падеж
Роль в
предложении
1.подл
2. доп
3. обст
1.ж.р.
2.м.р.
3.ср.р.
1. 1скл
2. 2 скл
3. 3 скл
1.И.п.
2.Р.п.
3.Д.п.
4.В.п.
5.Т.п.
6.П.п.
Есть ли в стихотворении имя существительное единственном числе? (скворец).
6. Закрепление.
А сейчас немного усложним задание. Вы будете работать самостоятельно. Откройте
учебники на стр. 183 упр. 431. Прочитайте задания. У кого есть вопросы? Приступаем
к работе.
В пол... на огород... по...вились пр...талины. (В) овраг... б...гут руч...и. Высоко над
пол...м л...тит небольшая птичка. Это жаворонок.
(В) колхоз... (с) б...резок вторит ему скв...рец. Скв...рец пос...лился в р...дном
скв...речнике. Важно ш...гает он в огород...по гря...к... .
Вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы. определите склонение и падеж
имен существительных .
Появились (на чем?) , появились ( в чем?) в поле, Бегут ( в чем ?) в овраге?), летит над (
чем?) над полем, вторит ( с чего ? ) с березок, шагает( в чем ? ) в огороде.
Проверка: Комментированное объяснение. На слайде текст, с выписанными
словосочетаниями и падежами.
Определите тему текста. Определите тип текста.
Ребята, проверьте в парах, затем посмотрите на экран, сверьтесь еще раз.
– Кто не допустил ошибок? (Дети « сигналят» Зеленым кружочком.)
– Кто допустил 12 ошибки? (Дети « сигналят» Желтым кружочком.)
– Кто допустил более 2 ошибок? (Дети « сигналят» красным кружочком.)
7. Итог. Ребята, давайте сделаем вывод.
У существительных какого склонения в Р.п . и Д. п. одинаковые окончания? (3го
склонения окончание и)
Какие окончания имеют существительные 1 склонения в Р.п. и Д.п? (Р.п. –и/ы; Д.п. и)
Сегодня на
уроке
8. Домашнее задание
Узнал… (новое словарное слово, …)
Научился… (правильно писать безударные
окончания)
Лучше понял тему
Упр. 202.
Задание повышенной сложности: составить со словами небольшой рассказ.
9. Рефлексия
Какую тему мы сегодня повторили?
Было ли Вам тяжело работать на уроке?
Что Вы запомнили ?
Правописание безударных окончаний имен существительных 2 склонения в предложном падеже, 3 класс
Правописание безударных окончаний имен существительных 2 склонения в предложном падеже, 3 класс
Правописание безударных окончаний имен существительных 2 склонения в предложном падеже, 3 класс
Правописание безударных окончаний имен существительных 2 склонения в предложном падеже, 3 класс
Правописание безударных окончаний имен существительных 2 склонения в предложном падеже, 3 класс
Правописание безударных окончаний имен существительных 2 склонения в предложном падеже, 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.