Правописание безударных окончаний имен существительных 3-го склонения

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 103.docx
Дата: 24.02.18 Урок   Тема:                                     Правописание безударных окончаний  имен существительных 3­го склонения Цель: учить развернуто объяснять выбор безударного падежного окончания, работать с таблицей. Задачи:  1)  знакомство   с   системой   падежных   окончаний   существительных   3­го   склонения,   тренировка   в   написании безударных окончаний.  2)   развивать     устную   речь   учащихся,   фонематический   слух,   совершенствовать   культуру   речи,   развитие орфографической   зоркости,     расширение   кругозора;   способность   к     самоконтролю;   развивать   логическое мышление, память, внимание, расширение кругозора, способствовать  обогащению словарного запаса; развивать мелкую  моторику  кистей  рук,  развивать   умение   выполнять   вербальные     инструкции  учителя;  способность   к рациональной организации своего рабочего места;   3)   воспитание   прилежного   отношения   к   учебе,   дружелюбия,   аккуратности   в   работе,   любознательности, пытливости при получении новых знаний, воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки; усидчивости, самостоятельности, дисциплинированности. Характеристика деятельности учащихся: Понимать информацию, представленную в таблице. Наблюдать за обозначением безударных гласных в окончаниях имён существительных. Выбирать один из ДВУХ предложенных способов проверки безударных гласных в оконча­ ниях существительных 3­го склонения. Выявлять сходство способов проверки безударных падежных окончаний имён существительных разных склонений. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом, доказывать   написание   окончаний   имён   существительных.   Осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Устанавливать тип и место орфограммы. Находить в   тексте   слова   по   заданному   основанию.   Учитывать   степень   сложности   задания   и   определять   для   себя возможность/невозможность его выполнения Универсальные учебные действия (метапредметные): Коммуникативные  (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе, построение речевых высказываний,  лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного сотрудничества),  Личностные (умение соблюдать установленные правила). Регулятивные  формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).  Познавательные  (умения   анализировать   текст,  классифицировать,   ставить   проблему,  работать   с   текстом, умение   выделять   существенное,    наблюдать,   обобщать,  строить   речевые   высказывания,   делать   выводы  и использовать полученные знания в практической деятельности). Формы и методы обучения:  фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, наглядный, практический. Оборудование:   запись на доске. (самоконтроль,   самооценка,  целеполагание,   планирование,   прогнозирование,  умение I. Чистописание. Х о д   у р о к а Наш язык постоянно пополняется новыми словами. II. Повторение изученного материала. З а д а н и е :   спишите. Поставьте имена существительные в скобках в нужном падеже, укажите склонение. Володя звони́т (Сережа, Аня). Поезд подъезжал к (Орел, Вологда). Школьники побывали в (зоопарк, театр, музей). 1III. Работа над новым материалом. 1. Фронтальная работа с материалом рубрики «Давай подумаем».  Рубрика «Вспомни 3 класс» — повторение правописания безударных падежных окончаний существительных 1­го и 2­го склонений. Рубрика   «Давай   подумаем»  —   наблюдение   за   системой   падежных   окончаний   существительных   3­го склонения.   В   результате   работы   с   таблицей   учащиеся   приходят   к   выводу,   что   при   написании   безударных падежных окончаний существительных 3­го склонения также молено пользоваться одним из двух уже известных способов: подстановкой опорного слова или опорой на таблицу окончаний. Следует специально остановиться на лексическом значении слова рожь и формах этого слова. Упражнение 1 ­ закрепление системы падежных окончаний существительных 3­го склонения. Выполняется фронтально устно.  Порядок рассуждения:  1) назвать начальную форму имени существительного, окончание которого объясняется:  2) определить склонение, к которому относится данное существительное;  3) объяснить  написание окончаний, используя оба способа доказательства ­ подстановку опорного слова рожь и определение падежа существительного с указанием окончания в данном падеже.  Образец ответа:  к цели  ­ цель, существительное женского рода с нулевым окончанием и мягким знаком на конце; это существительное 3­го склонения: чтобы доказать написание окончания, можно подставить опорное слово 3­го склонения —  к ржи  или определить падеж  стремится к чему ?  ­  к цели,  дательный падеж; у существительных 3­го склонения в дательном падеже пишется окончание –и. Упражнение  2  ­   отработка   написания   падежных   окончаний   существительных   3­го   склонения,   развитие орфографической   зоркости.   Выполняется   фронтально   письменно.   Работающий   у   доски   ученик   обязательно объясняет написание выделенных букв.  Возможные трудности.  Объяснение слов  наступили  (орфограмма в приставке),  природа  (орфограмма «Безударные непроверяемые гласные», написание слова нужно запомнить), мягкий (проверяемый согласный в корне слова — мягок, мягонький). Обратите внимание. В слове мягкий корень ­мягк­, в слове мягонький ­ мяг­ (конечный согласный корня [к] усекается при присоединении суффикса ­оньк­), в слове мягок корень ­мягок­ (в корне ­ беглый гласный [о]). Вариант выполнения.  В  классе   упражнение   разбирается  устно  — доказывается   написание  выделенных букв, обосновывается выбор окончаний; письменное выполнение упражнения предлагается в качестве домашнего задания. Упражнение 3 ­ отработка правописания безударных окончаний. Перед началом выполнения учитель просит перечислить   все   случаи   написания   окончания   ­и.   Учащиеся   вспоминают,   что   окончание   ­и   пишется   у существительных 1­го склонения в родительном падеже, у существительных 3­го склонения — в родительном, дательном и предложном падежах. На доске дается сокращенная запись.         Окончание ­и: 1­е скл. — Р. п. 3­е скл. — Р. п., Д. п., П. п. Далее упражнение выполняется письменно в парах. IV. Самостоятельная работа. В ы п о л н е н и е   упражнения 4 (учебник).  Упражнение  4  ­   орфографический   тренинг.   Перед   выполнением   упражнения   учитель   читает   все стихотворение.   Выполняется   индивидуально   с   последующей   проверкой.   Обязательное   условие:   рядом   с выписанным словом записывать проверочное слово или доказательство написания буквы. Пример записи: спросили ­ спрос, у Всезнайки ­ 1­е скл., земли ­ Р. п., зимует ­ зимы, лето ­ 2­е скл., колесо ­ Им. п., в майке ­ 1­е скл., в земле ­ П. п., отвечай ­ ответ, в печке ­ 1­е скл., в земле ­ П. п., поет ­ пой, поглядите – 2взгляд, проверяя ­ проверка. Ф и з к у л ь т м и н у т к а V. Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2) Упражнение  1  ­   закрепление   падежных   окончаний   существительных   3­го   склонения.   Выполняется фронтально   письменно   (после   работы   с   рубрикой   «Давай   подумаем»).   Целесообразно   сначала   предложить просклонять слово рожь и лишь потом — слова цепь, жизнь, печаль. Упражнение  2  ­   тренировка   в   написании   падежных   окончаний   существительных   3­го   склонения. Выполняется индивидуально с последующей проверкой. Словарная работа. Записать в словарик слова календарь, беседа, подчеркнуть непроверяемые орфограммы. Подобрать к данным словам родственные и записать в тетрадь. Примерный ряд слов:  календарь, календарик, календарный, беседа, беседовать, побеседовать, собеседник, собеседование. Задание на доске.  Составить и записать небольшой рассказ­описание зимнего леса, включив в текст как можно больше слов из предлагаемых: метель, свирель, глушь, тишь, ель, жизнь, полночь. V. Итог урока. – Какие способы доказательства правильности выбора окончаний имен существительных вы знаете? Домашнее задание:  просклоняйте слова   боль, огонь.  Запомнить опорное слово 3­го склонения, выучить таблицу падежных окончаний 3­го склонения. Подготовиться к письму под диктовку текста упр. 2 учебника. Если упражнение не выполнялось письменно в классе, учитель предлагает учащимся списать текст в тетрадь. 3

Посмотрите также