Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Дата: 24.02.18
Урок
Тема:
Правописание безударных окончаний
имен существительных 3го склонения
Цель: учить развернуто объяснять выбор безударного падежного окончания, работать с таблицей.
Задачи:
1) знакомство с системой падежных окончаний существительных 3го склонения, тренировка в написании
безударных окончаний.
2) развивать устную речь учащихся, фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развитие
орфографической зоркости, расширение кругозора; способность к самоконтролю; развивать логическое
мышление, память, внимание, расширение кругозора, способствовать обогащению словарного запаса; развивать
мелкую моторику кистей рук, развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя; способность к
рациональной организации своего рабочего места;
3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности,
пытливости при получении новых знаний, воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки; усидчивости,
самостоятельности, дисциплинированности.
Характеристика деятельности учащихся:
Понимать информацию, представленную в таблице. Наблюдать за обозначением безударных гласных в окончаниях
имён существительных. Выбирать один из ДВУХ предложенных способов проверки безударных гласных в оконча
ниях существительных 3го склонения. Выявлять сходство способов проверки безударных падежных окончаний
имён существительных разных склонений. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом,
доказывать написание окончаний имён существительных. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Устанавливать тип и место орфограммы. Находить
в тексте слова по заданному основанию. Учитывать степень сложности задания и определять для себя
возможность/невозможность его выполнения
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе,
построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного
сотрудничества),
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные
формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом,
умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и
использовать полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, наглядный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
(самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение
I. Чистописание.
Х о д у р о к а
Наш язык постоянно пополняется новыми словами.
II. Повторение изученного материала.
З а д а н и е : спишите. Поставьте имена существительные в скобках в нужном падеже, укажите склонение.
Володя звони́т (Сережа, Аня).
Поезд подъезжал к (Орел, Вологда).
Школьники побывали в (зоопарк, театр, музей).
1III. Работа над новым материалом.
1. Фронтальная работа с материалом рубрики «Давай подумаем».
Рубрика «Вспомни 3 класс» — повторение правописания безударных падежных окончаний существительных
1го и 2го склонений.
Рубрика «Давай подумаем» — наблюдение за системой падежных окончаний существительных 3го
склонения. В результате работы с таблицей учащиеся приходят к выводу, что при написании безударных
падежных окончаний существительных 3го склонения также молено пользоваться одним из двух уже известных
способов: подстановкой опорного слова или опорой на таблицу окончаний. Следует специально остановиться на
лексическом значении слова рожь и формах этого слова.
Упражнение 1 закрепление системы падежных окончаний существительных 3го склонения. Выполняется
фронтально устно.
Порядок рассуждения:
1) назвать начальную форму имени существительного, окончание которого объясняется:
2) определить склонение, к которому относится данное существительное;
3) объяснить написание окончаний, используя оба способа доказательства подстановку опорного слова
рожь и определение падежа существительного с указанием окончания в данном падеже.
Образец ответа: к цели цель, существительное женского рода с нулевым окончанием и мягким знаком на
конце; это существительное 3го склонения: чтобы доказать написание окончания, можно подставить опорное
слово 3го склонения — к ржи или определить падеж стремится к чему ? к цели, дательный падеж; у
существительных 3го склонения в дательном падеже пишется окончание –и.
Упражнение 2 отработка написания падежных окончаний существительных 3го склонения, развитие
орфографической зоркости. Выполняется фронтально письменно. Работающий у доски ученик обязательно
объясняет написание выделенных букв. Возможные трудности. Объяснение слов наступили (орфограмма в
приставке), природа (орфограмма «Безударные непроверяемые гласные», написание слова нужно запомнить),
мягкий (проверяемый согласный в корне слова — мягок, мягонький).
Обратите внимание. В слове мягкий корень мягк, в слове мягонький мяг (конечный согласный корня
[к] усекается при присоединении суффикса оньк), в слове мягок корень мягок (в корне беглый гласный [о]).
Вариант выполнения. В классе упражнение разбирается устно — доказывается написание выделенных
букв, обосновывается выбор окончаний; письменное выполнение упражнения предлагается в качестве домашнего
задания.
Упражнение 3 отработка правописания безударных окончаний. Перед началом выполнения учитель просит
перечислить все случаи написания окончания и. Учащиеся вспоминают, что окончание и пишется у
существительных 1го склонения в родительном падеже, у существительных 3го склонения — в родительном,
дательном и предложном падежах. На доске дается сокращенная запись.
Окончание и:
1е скл. — Р. п.
3е скл. — Р. п., Д. п., П. п.
Далее упражнение выполняется письменно в парах.
IV. Самостоятельная работа.
В ы п о л н е н и е упражнения 4 (учебник).
Упражнение 4 орфографический тренинг. Перед выполнением упражнения учитель читает все
стихотворение. Выполняется индивидуально с последующей проверкой. Обязательное условие: рядом с
выписанным словом записывать проверочное слово или доказательство написания буквы.
Пример записи: спросили спрос, у Всезнайки 1е скл., земли Р. п., зимует зимы, лето 2е скл., колесо
Им. п., в майке 1е скл., в земле П. п., отвечай ответ, в печке 1е скл., в земле П. п., поет пой, поглядите –
2взгляд, проверяя проверка.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)
Упражнение 1 закрепление падежных окончаний существительных 3го склонения. Выполняется
фронтально письменно (после работы с рубрикой «Давай подумаем»). Целесообразно сначала предложить
просклонять слово рожь и лишь потом — слова цепь, жизнь, печаль.
Упражнение 2 тренировка в написании падежных окончаний существительных 3го склонения.
Выполняется индивидуально с последующей проверкой.
Словарная работа. Записать в словарик слова календарь, беседа, подчеркнуть непроверяемые орфограммы.
Подобрать к данным словам родственные и записать в тетрадь. Примерный ряд слов: календарь, календарик,
календарный, беседа, беседовать, побеседовать, собеседник, собеседование.
Задание на доске. Составить и записать небольшой рассказописание зимнего леса, включив в текст как
можно больше слов из предлагаемых: метель, свирель, глушь, тишь, ель, жизнь, полночь.
V. Итог урока.
– Какие способы доказательства правильности выбора окончаний имен существительных вы знаете?
Домашнее задание: просклоняйте слова боль, огонь. Запомнить опорное слово 3го склонения, выучить
таблицу падежных окончаний 3го склонения. Подготовиться к письму под диктовку текста упр. 2 учебника.
Если упражнение не выполнялось письменно в классе, учитель предлагает учащимся списать текст в тетрадь.
3