Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
У р о к 100
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ
ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц
Ц е л и : учить обозначать звук [о] после шипящих и ц в окончаниях имен существительных;
развивать умение применения правил.
Характеристика деятельности учащихся:
Принимать и сохранять учебную задачу планировать свои действия в соответствии с
поставленными задачами. Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с пред
ложенными вариантами ответов и аргументированно доказывать свою позицию. Понимать
информацию, представленную в виде схемы, дополнять схему.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (построение речевых высказываний, лидерство и согласованность
действий с партнерами, планирование учебного сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование,
умение формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему,
работать с текстом, умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые
высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической
деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая;
словесный, практический.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
иы ын иын
Известный, честный, трудолюбивый.
II. Словарная работа.
Н а д о с к е записаны стихотворные строчки:
В поле колосится
Спелая пшеница.
Мы печем отличные
Пироги пшеничные.
Что на завтрак у синички?
Зернышки пшенички.З а д а н и е : выпишите однокоренные слова из стихотворных строчек. Поставьте ударение,
подчеркните безударные гласные. Выделите корень.
III. Работа над новым материалом.
1. Постановка учебной задачи.
У ч и т е л ь . Вы уже знаете, что обозначение звука [о] после шипящих и ц – это
орфограммы, и умеете правильно писать слова с этими орфограммами. А сегодня будем
учиться обозначать звук [о] после шипящих и ц в окончаниях имен существительных.
2. Коллективное выведение правила.
Н а д о с к е записаны слова:
свечо́й – ту́чей
карандашо́м – ду́шем
борцо́м – па́льцем
огурцо́м – за́йцем
– Прочитайте слова.
– Какой вывод можете сделать?
Прочитайте правило в учебнике.
3. Упражнение в применении правила.
1) Н а д о с к е записаны слова:
Меч..м, ш..потом, плащ..м, ш..рохом, ш..рсткой, циркач..м, еж..м, свеч..й.
З а д а н и е : вставьте пропущенные буквы. Запишите слова в два столбика в зависимости
от места орфограммы в слове.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
2) Р а б о т а п о в ы б о р у : упражнение 1 (учебник) или упражнение 1 (рабочая
тетрадь).
IV. Самостоятельная работа.
В ы п о л н е н и е упражнения 2 (учебник).
V. Повторение изученного материала.
З а д а н и е : выпишите три нарицательных и три собственных существительных из
упражнения 3 (учебник) и поставьте их в форму Т. п.
VI. Итог урока.
– Когда в окончаниях имен существительных после шипящих и ц пишется о, (е)?
Домашнее задание: упражнение 4 (рабочая тетрадь).