«Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных»
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
16.03.2018
«Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных»
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель:обратить внимание обучающихся на связь имени прилагательного с существительным в словосочетании и предложении;показать способ выбор окончаний прилагательных;развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Обучающие: пополнение знаний об имени прилагательном,ознакомление с ролью прилагательных в речипополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающие: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие образного мышления; расширить словарный запас обучающихся за счет употребления в речи прилагательных.
Воспитательные:формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову; развитие интереса к родному языку,к изучению предмета.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому сомосовершенствованию.
Метапредметные:
познавательные:осуществлять информационную переработку текста; находить грамматические ошибки, недочеты, исправлять их; осмысливать содержание теоретической статьи учебника;
коммуникативные:планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками,формулировать собственное мнение;
регулятивные:актуализировать и восстанавливать знания о частях речи, принимать и сохранять учебную задачу; слушать в соответствии с целевой установкой; контролировать правильность и полноту ответов одноклассников.
Предметные: знать правила написания гласных в падежных окончаний имён прилагательных; возможности смешения падежных окончаний в форме мужского рода (-ый, -ий, -ой) и невозможности проверить окончания вопросом; ходе рассуждения, помогающем определить, какое окончание пишется у прилагательного; уметь обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит прилагательное с безударным окончанием; применять ход рассуждения для верного написания безударного окончания (кроме слов на (-ий,-ый,-ой в форме мужского рода); графически обозначать условия выбора правильных написаний.«Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных»
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель:обратить внимание обучающихся на связь имени прилагательного с существительным в словосочетании и предложении;показать способ выбор окончаний прилагательных;развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Обучающие: пополнение знаний об имени прилагательном,ознакомление с ролью прилагательных в речипополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающие: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие образного мышления; расширить словарный запас обучающихся за счет употребления в речи прилагательных.
Воспитательные:формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову; развитие интереса к родному языку,к изучению предмета.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому сомосовершенствованию.
Метапредметные:
познавательные:осуществлять информационную переработку текста; находить грамматические ошибки, недочеты, исправлять их; осмысливать содержание теоретической статьи учебника;
коммуникативные:планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками,формулировать собственное мнение;
регулятивные:актуализировать и восстанавливать знания о частях речи, принимать и сохранять учебную задачу; слушать в соответствии с целевой установкой; контролировать правильность и полноту ответов одноклассников.
Предметные: знать правила написания гласных в падежных окончаний имён прилагательных; возможности смешения падежных окончаний в форме мужского рода (-ый, -ий, -ой) и невозможности проверить окончания вопросом; ходе рассуждения, помогающем определить, какое окончание пишется у прилагательного; уметь обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит прилагательное с безударным окончанием; применять ход рассуждения для верного написания безударного окончания (кроме слов на (-ий,-ый,-ой в форме мужского рода); графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.doc
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Чирок Светлана Николаевна
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: общеметодологической направленности
Тема
Цель
Задачи
Планируемые
результаты
«Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных»
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель:обратить внимание обучающихся на связь имени прилагательного с существительным в
словосочетании и предложении;показать способ выбор окончаний прилагательных;развивать мотивацию к познавательной
деятельности.
Обучающие: пополнение знаний об имени прилагательном,ознакомление с ролью прилагательных в речипополнить
практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте,
обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающие: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие образного мышления;
расширить словарный запас обучающихся за счет употребления в речи прилагательных.
Воспитательные:формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к
слову; развитие интереса к родному языку,к изучению предмета.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за
него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
сомосовершенствованию.
Метапредметные:
познавательные:осуществлять информационную переработку текста; находить грамматические ошибки, недочеты,
исправлять их; осмысливать содержание теоретической статьи учебника;
коммуникативные:планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками,формулировать собственное мнение;
регулятивные:актуализировать и восстанавливать знания о частях речи, принимать и сохранять учебную задачу; слушать
в соответствии с целевой установкой; контролировать правильность и полноту ответов одноклассников.
Предметные: знать правила написания гласных в падежных окончаний имён прилагательных; возможности смешения
падежных окончаний в форме мужского рода (ый, ий, ой) и невозможности проверить окончания вопросом; ходе
рассуждения, помогающем определить, какое окончание пишется у прилагательного; уметь обнаруживать в тексте
словосочетания, в состав которых входит прилагательное с безударным окончанием; применять ход рассуждения для верного написания безударного окончания (кроме слов на (ий,ый,ой в форме мужского рода); графически обозначать
условия выбора правильных написаний.
Орфограмма, имя прилагательное, словосочетание, согласование прилагательного и существительного.
Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А.
Тростенцова. М.: Просвещение, 2013г.
Презентация к уроку, раздаточный материал.
Фронтальная, индивидуальная, работа в паре, наблюдение над языком, эвристический метод.
Основные
понятия
Ресурсы:
основные
дополнительные
Формы работы
учащихся
Содержание урока
I.Самоопределение к
деятельности
(мотивация).
Организационный
этап.
Цель – создание
доброжелательной
атмосферы,
мотивация на учёбу,
создание ситуации
успеха.
Ход урока
Деятельность учителя
Учитель приветствует обучающихся,
проверяет их готовность к уроку.
Приветствие.
Деятельность учеников
Приветствие учащихся, подготовка к
уроку
Добрый день, ребята! Я считаю, что все дети
талантливы. Когданибудь вы сами приятно
удивитесь, какие вы умные, как много вы
достигните, если будете постоянно работать над
собой, ставить новые цели и стремиться к их
достижению.
Давайте пожелаем друг другу успеха в нашей
работе.
Слушают.
Поворачиваются лицом к соседу,
поочередно соприкасаясь пальцами и
проговаривая: «Желаю большого
успеха всегда и во всем!»
Формируемые УУД
Познавательные:
осознают
познавательную задачу
Регулятивные:
планируют учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстником
Личностные:
положительное
отношение к учению, к
познавательной
деятельности. II. Актуализация и
фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном учебном
действии.
Цель
этапа:подготовить
мышление учащихся и
организовать
осознание
внутренних
к
потребностей
построению нового
способа действий.
ими
мышление)
Активизирует все мыслительные операции,
познавательные процессы (внимание, речь,
память,
и предоставляет
индивидуальные задания на применение нового
знания.
Ребята, какую большую тему мы изучаем на
протяжении нескольких уроков?
-Сегодня мы продолжим говорить об имени
прилагательном. Что вы уже знаете об этой
части речи?
прилагательного.
Назовите
прилагательного.
Назовите морфологические признаки
синтаксическую
роль
Выполните
Диктует предложение:
На лесной полянке дети лакомились спелой
земляникой.
предложения.
Выпишите словосочетания сущ.+прил. Укажите
главное и зависимое слово. Определите род,
число, падеж прилагательных.
синтаксический разбор
ранее
Используют
изученный
материал по теме
«Имя
прилагательное как часть речи».
Развивают речь, память.
Имя прилагательное.
Самостоятельная часть речи, отвечает
на вопрос какой?, обозначает признак
предмета.
Род, число, падеж.
Определение и сказуемое.
1 ученик у доски, остальные в
маршрутных листах записывают,
выполняют синтаксический разбор
предложения.
На лесной полянке, спелой земляникой.
Познавательные:осозн
анное и произвольное
построение речевого
высказывания; анализ
Регулятивные:выполне
ние учебной
деятельности;
саморегуляция в случае
затруднения
целеполагание.
Коммуникативные:фо
рмулирование
понятных
высказываний,
используя термины, в
рамках
учебного
диалога
III. Постановка
учебной
задачи.Создание
проблемной
ситуации.
Цель этапа:
поставить цель
учебной деятельности
и на этой основе
Организовывает погружение в проблему.
Учитель выступает в роли организатора.
После ответов детей уточняет цель и тему
урока.
Какому окончанию имени прилагательного вы
доверяете?
Почему?
Размышляют над заданием.
Работают с информацией,
систематизируют её.
Формулируют конкретную цель своих
будущих, учебных действий,
устраняющих причину возникшего
затруднения (чему учиться).
Предлагают и согласовывают тему
урока.
Ударному.
Познавательные:
пытаются решить
задачу известным
способом,
самостоятельное
выделение и
формирование цели.
Коммуникативные:
организовывать и выбрать способ и
средства её
реализации.
А в слабой позиции?
Как вы думаете, какова будет тема урока?
Какие задачи сегодня на уроке вы себе
поставите?
Сильная позиция.
Нужно проверять.
Правописание падежных окончаний
имен прилагательных.
Узнать, как пишутся падежные
окончания имен прилагательных.
Научиться правильно писать окончания
прилагательных.
планировать учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками.
Регулятивные:
принимают и
сохраняют учебную
задачу.
Работают с информацией,
систематизируют её. Планируют
свою работу.
IV. Построение
проекта выхода из
затруднения.
этапа:
Цель
построить
новый
способ действия и
сформировать умение
применять его как
при решении задачи,
которая
вызвала
затруднение, так и
при решении задания
такого же типа.
Запишите число, тему урока.
Предлагает мини – исследование
Учитель выступает в роли организатора.
Фиксирует новый способ действия (алгоритм)
на доске
Работа в паре.
На доске написаны словосочетания.
Ребята, решите орфографические задачи в
окончании прилагательных и определите
последовательность своих действий.
В красив.. лесу, удивительн.. тишиной, зимн..
вечером, из гибк.. ветви.
Ученики выдвигают гипотезы,
составляют алгоритм действий.
А теперь давайте сверим с выводом авторов
учебника (стр.87)
1. В словосочетании определить
главное слово(сущ.)
2. Определить род, число, падеж
сущ.
3. Поставить вопрос от
существительного к
прилагательному. V. Первичное
закрепление
Цель этапа:
установление
правильности и
осознанности
усвоения нового
учебного материала;
выявления пробелов и
неверных
представлений и их
коррекция.
1)Предлагает послушать текст и поработать
с ним.
Даётся учителем задание на
листочках, и текст проецируется на доске.
Ребята, сейчас я вам прочту текст (или же
читает обучающийся).
Как прекрасно весен.. утро в лесу! Вот изза
син… полоски далек.. леса выкатилось
красн.. солнце. В его утренн… лучах
пламенеют вершины могуч… сосен,
которые растут у самой реки. Я смотрю на
широк… поле за рекой, вижу стройн… ели с
пушистыми ветвями, вдыхаю аромат лёгк..
весен… воздуха и слушаю радостн.. пение
птиц.
1)Определите тему текста, главную мысль.
Как можно озаглавить текст?
Определите стиль речи и тип речи.
Благодаря каким частям речи картина
становится живописнее, образнее, красочнее?
Зачитайте эти прилагательные.
2)Решите орфографические задачи, комментируя
свои действия.
Обратите внимание на произношение в Р.п.: на
месте ого, его буква г обозначает звук (в).
Слайд
Окончания прилагательных в каких падежах мы
проверяем по вопросам?
Концентрируют своё внимание на
задании. Делают соответствующие
записи. Размышляют, анализируют.
Формулируют свои наблюдения.
Делают вывод по этому виду работы
Личностные:проявлят
ь творческое отношение
к процессу раскрытия
смысла
выражения,
высказывания.
Коммуникативные:ум
ение
строить
продуктивное
и
взаимодействие
сотрудничество
с
участниками учебного
процесса
(одноклассниками,
учителем)
Регулятивные: умение
организовывать
мыслительную
деятельность
иоценивать результаты
деятельности,умение
самостоятельно
адекватно
анализировать
правильность
выполнения действий и
вносить необходимые
коррективы.
Стиль: художественный.
Тип речи: повествование с элементами
описания.«Весеннее утро в лесу».
Благодаря прилагательным.
Выходят по очереди, в тексте на
доске решают орфографическую
задачу.
Далекого, легкого, весеннего.
В косвенных падежах. Почему нельзя проверить
прилагательных в И.п. и В.п.? (стр.88 учебника)
окончания
2)Ребята, вы уже убедились в том, что
прилагательные помогают точно, ярко и образно
описать предмет, чувства, настроение. Но для
того, чтобы наша речь была красива, очень важно
правильно употреблять прилагательные.
Исправьте грамматические ошибки в
словосочетаниях. Укажите род, число, падеж;
выделите окончания.
С чудесной ландышем__________;
у аккуратных девочки_____________;
о весёлые ручейке____________;
над нежным облаками _________.
VI. Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону
Цель этапа: контроль
знаний
Предлагаю вам выполнить тест.
1.Как изменяется имя прилагательное?
а) по родам и падежам
б) по падежам
в) по родам, числам, падежам
2.Как определить падеж прилагательных?
а) по окончанию прилагательных
б) по вопросу от существительного к
прилагательному
в) по падежу существительного, с которым
связано прилагательное
3. Отметь имя прилагательное с
Прилагательные м.р. отвечают на
вопрос: какой?, но имеют разные
окончания: ый, ий, ой.
Комментируют свои действия.
На слайде ответы:
1)с чудесным ландышем
(м.р.,ед.ч.,Т.п.)
2)у аккуратной
девочки(ж.р.,ед.ч.,Р.п.)
3)о веселом ручейке(м.р.,ед.ч., П.п.)
4)над нежными облаками(мн.ч., Т.п.)
Выполняют тест, проверяют по
эталону (на слайде).
Ключ к тесту:
1в
2в
3а
4б
Познавательные:
использовать
приобретённые знания
при выполнении
учебного задания.
Личностные:формиро
вание адекватного
понимания причин
успеха.Коммуникатив
ные:адекватно
использовать речь для
представления
результата. окончанием –ом.
а) на низк… потолке
б) близк… другом
в) горяч… сердцем
4. Отметь строку, в которой неверно
написаны окончания имен
прилагательных.
а) Вечерние новости, домашнее задание,
ласкового солнца.
б) Летнем утром, в зимним пальто, осеннем
днем.
в) Ранней весною, у лесного озера, домашние
животные
Самоотметка.
Подведём итоги.
Оценивают свою работы по
следующим критериям:
нет ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
4 ошибки – «2»
Вспомните учебные задачи к уроку, которые вы
ставили.
Достигли ли вы их?(провести выборочно опрос
обучающихся)
Я ставил перед собой задачу узнать,
как пишутся падежные окончания имен
прилагательных.
Я научился правильно писать
окончания прилагательных.
«Незаконченное предложение».
Как ты собираешься преодолевать трудности?
Отметки за урок.
Сегодня на уроке я научился…
Своей работой на уроке я …
Урок заставил меня задуматься о …
Я понял, что …
Мне было интересно, потому что …
Мне было трудно…
Регулятивные:констат
ация
необходимости
продолжения действий
Познавательные:рефл
ексия способов и
условий действия;
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности
Коммуникативные:ст
роят
небольшие
монологические
высказывания
VII. Рефлексия.
Цель этапа:
самооценка
учащимися
результатов своей
учебной
деятельности. Упр. 582 (обязательно) обозначить окончания
прилагательных в стихотворении Е.Благининой
«Радуга»;
Упр. 581 (по желанию)описать, как выглядит
наша местность в эти весенние дни.
VIII. Этап
информирования
учащихся о
домашнем задании.
этапа:
Цель
организация
обсуждения
и
запись домашнего
задания.
Слушают и записывают задания.
«Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных»
«Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных»
«Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных»
«Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных»
«Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных»
«Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных»
«Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных»
«Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.