Правописание имён существительных с основой на шипящий. 3 класс
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
02.04.2017
Урок изучение нового материала. Урок составлен с возрастными особенностями учащихся. Перед детьми учитель ставит проблему для определения темы и целей урока. Учитель использует разнообразный дидактический материал: раздаточный материал (карточки), наглядный материал. Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока. Урок носит обучающий характер.
Волянская Н.В..docx
Урок русского языка 3 класс
Учитель: Волянская Н.В.
Тема урока: Правописание имён существительных с основой на шипящий.
Цель урока: знакомство учащихся с правописанием мягкого знака на конце
имён существительных после шипящих.
Задачи:
• познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных
после шипящих;
• учить планировать и оценивать свою работу;
• развивать память, мышление, внимание;
• воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, умение
слушать мнение других и высказывать свою точку зрения;
• воспитывать самостоятельность, творческую активность.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: дифференцированная, индивидуальная, коллективная,
парная.
Методы преподавания: словесный, частичнопоисковый, иллюстративный.
Дидактический материал: раздаточный материал (карточки), наглядный
материал.
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
Прочитайте пословицу на доске.
Знания собираются по капле.
Как вы понимаете её смысл?
Каждый день вы узнаёте чтото новое и ваши знания по капельке собираются в
огромный океан знаний.
Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваш океан знаний?
Ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, сделать очень
важное открытие, а помощниками вам в этом будут: внимание, находчивость,
ваши знания.
2.Проверка домашнего задания.
«Верно ли утверждение»?
Имя существительное обозначает предмет (+)
Имя существительное это часть речи (+)
Имя существительное отвечает на вопрос какой? () Имя существительное изменяется по родам и числам ()
3. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения.
(Работа в тетради. )
Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать!!!
(Записали число, классная работа.)
1)Минутка чистописания
Жж Шш Чч Щщ ь
Что вы можете сказать про эти буквы? Какая из них лишняя?
Запишите эти буквы в тетрадь на первой строке, чередуя их.
Вторая строка. Камыш, плащ , дочь, мышь.
Что можете сказать про эти слова. (Это существительные, ед.ч,,
оканчиваются на шипящие звуки)
2) Отгадайте слово по нескольким признакам.
Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
Из какой сказки герой Емеля? Сказка народная или литературная?
Без него не откроешь замок (Ключ)
Маленький ребёнок (Малыш)
Она бывает детской, бывает устной и письменной (Речь).
После вечера наступает(Ночь).
Какие затруднения вы бы испытывали в написании этих слов? (Где писать ь,
а где – нет.)
Какой вопрос возникает? ( Почему в одних словах пишется ь после
шипящих, а в других словах не пишется).
Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Правописание ь на конце
существительных после шипящих).
Какую цель поставим перед собой на уроке? (Выяснить когда после шипящих
ь знак пишется, а когда не пишется)
4. Отработка способа действия. Построение схемы решения
орфографической задачи.
Грач, печь, ключ, малыш, речь, ночь.
Запишите слова с мягким знаком на конце в один столбик, а без мягкого
знака в другой.
Что объединяет слова первой группы? (Сущ, ед ч.)
А второй? (Сущ., ед.ч..)
Чем отличаются слова первой группы от второй?
В каком роде мягкий знак пишется, а в каком не пишется?
Какой вывод можно сделать? ( У существительных женского рода мягкий знак на конце пишется, у мужского рода не пишется)
Это ваш вывод , верен ли он?
Ответить на этот вопрос помогут страницы учебника.
Открыли учебник на с.115( жужжащее чтение )
Прочитайте правило, сравним его с выводом, который мы сделали. Совпадают
они? (Да).
Это орфограмма. Правописание мягкого знака после шипящих .
5. Составление схемы написания ь знака после шипящих .
А сейчас работа в парах , попробуйте устно составить схему написания
мягкого знака после шипящих в слове ночь (каз., англ.)
(дети работают в парах самостоятельно)
Составляется следующая схема:
1. Начальная форма. Определить часть речи.
2. Определить род.
3. Если существительное женского рода мягкий знак пишется.
4. Если существительное мужского рода мягкий знак не пишется..
(Проверяем и сравниваем)
Вернёмся к словам, которые писали на минутке чистописания, проверьте
правильность нашей схемы.
– А сейчас проверю, не попадётесь ли вы в ловушку, если бы вы, выполняли
такое задание?
Ноч..ка , доч..ка, внуч..ка.
В чём ловушка?
(Это совсем другая орфограмма).
6.Физминутка
Мы задания выполняли
И немножечко устали.
А теперь пришла пора
Отдохнуть нам всем, друзья.
Игра. Девочки встают, если услышат слова женского рода ( выполняют
танцевальное движение – кружатся на месте).
Мальчики, если слова мужского рода ( ручками похлопают и ножками
потопают)
Учитель называет слова: шалаш, калач, дочь, морж, вещь, сторож, ложь, меч,
печь.
7. Включение в систему знаний.
Продолжаем дальше по капельке собирать ваши знания в огромный океан
знаний.
Работа по учебнику.
с.116, упр.260(3предложения с комментированием возле доски +2
предложения устно + воспитательный момент) Полярная ночь природное явление, которое наблюдают на широтах
севернее Полярного круга. На широте Мурманска полярная ночь длится
около 40 дней, на Северном полюсе полгода.
Рожь – культурное растение или злак.
Из ржи делают только ржаную муку, которая прекрасно подходит
для выпечки ржаного (чёрного) хлеба.
Как надо относиться к хлебу?
( Бережно, с любовью, с уважением. Вы знаете какой трудный путь проходит
хлеб, чтобы оказаться на вашем столе.)
8. Самостоятельная работа по карточкам.
В данных на карточках словах вы либо пишите мягкий знак, либо не пишите.
Докажите правильность своего выбора.
Карандаш, ключ, мяч, багаж, сторож, мышь, дочь, печь, мелочь, вещь.
1ряд – взаимооценивание
2ряд взаимопроверка
3ряд – самооценивание
9. Найди «Лишнее слово»
Продолжаем дальше добавлять капельку знаний в огромный океан знаний.
с.117, упр.266 –устно
Сушь – жаркая, сухая, без дождей погода.
Сушь – пустые пчелинные соты.
10. Закрепление. Упражнение «Корректор»
Вам надо найти ошибки, допущенные в словах.
Лучь, мяч, грачь.
Мыш, ёрш, ночь.
Гаражь, мечь , стриж.
Проверка.
Рефлексия.
У вас на парте лежат капельки вашего нового знания.
Синяя капелька Я всё понял, могу объяснить товарищу.
Зелёная капелька Многое понял, но мне нужна помощь.
Жёлтая капелька Мне трудно было на уроке.
Обязательно запомните цвет капельки
А теперь опустите свою капельку нового знания в наш океан знаний.
(Ребята выходят к доске и прикрепляют свои капельки на доску.)
11. Домашнее задание(дифференцированное) (работа по карточкам)
Кто выбрал синюю капельку – ваша карточка синего цвета.
Кто выбрал зелёную капельку– ваша карточка зелёного цвета.
Кто выбрал жёлтую капельку – ваша карточка жёлтого цвета
Оценки за урок.
12.Итог урока.
Садитесь поудобнее, Ведь к концу подходит наш урок.
Чтобы закончить урок,
Надо подвести итог.
Какое открытие сделали на уроке?
Урок закончен.
Спасибо всем за работу!
Желаю удачи!
Правописание имён существительных с основой на шипящий. 3 класс
Правописание имён существительных с основой на шипящий. 3 класс
Правописание имён существительных с основой на шипящий. 3 класс
Правописание имён существительных с основой на шипящий. 3 класс
Правописание имён существительных с основой на шипящий. 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.