Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
У р о к 70
ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
(построение речевых высказываний, лидерство и
планирование учебного
Ц е л ь : развивать умение классифицировать имена существительные по числам.
Характеристика деятельности учащихся:
Принимать и сохранять учебную задачу планировать свои действия в
соответствии с поставленными задачами. Соотносить собственный ответ на
проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов и аргументированно
доказывать свою позицию. Понимать информацию, представленную в виде
схемы, дополнять схему.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные
согласованность действий с партнерами,
сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные
(самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование,
прогнозирование, умение формулировать тему и выявлять объект исследования,
коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить
проблему, работать с текстом, умение выделять существенное, наблюдать,
обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать
полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная,
групповая; словесный, практический.
I. Чистописание.
Ее Зз ЕЁ // ЗЗ
Х о д у р о к а
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
С. Есенин
II. Повторение пройденного материала.
И г р а «Фантазеры».– Ребята, я предлагаю вам тройки слов, которые нужно включить в
высказывание. Например: чай, очки, газета – Дедушка выпил чай, надел очки и
стал читать газету.
Друг, кино, мороженое.
Обед, трамвай, библиотека.
Запишите предложения.
Я с другом ходил в кино и ел мороженое. После обеда я сел в трамвай и
поехал в библиотеку.
III. Работа над новым материалом.
1. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем».
1) Н а д о с к е записаны слова.
Лес, озеро, мальчик, город, яблоко.
Леса, озера, мальчики, города, яблоки.
– Чем различаются группы слов?
– Когда имя существительное называет один предмет, в каком числе оно
будет стоять? (Примеры.)
– А когда оно называет много предметов? (Примеры.)
Мы с вами уже знаем, что имена существительные имеют форму рода, а
сегодня узнали, что существительные могут изменяться по числам.
2) Ч т е н и е правила в учебнике.
2. Классификация имен существительных в форме ед. ч. и мн. ч.
1) Запишите слова из упражнения 1 в два столбика (ед. ч., мн. ч.)
(учебник).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
2) Поставьте в форму множественного числа существительные из упражнения
2 и запишите их (учебник). Выделите ту часть слова, которая меняется при
изменении слова по числам.
К р о в а т ь к р о в а т и , д о ж д ь д о ж д и , р а с с к а з р а с с к а з ы .
– От каких имен существительных нельзя образовать однокоренные формы
множественного числа?
Обратите внимание на слова, которые нужно говорить правильно. (Докторá,
учителя́.)
3) В ы п о л н е н и е упражнения 4 (учебник).З а д а н и е : прочитайте текст. Назовите имена существительные, которые
отвечают на вопрос что?
Запишите их по образцу, определите число и отметьте окончание.
IV. Итог урока.
– На какие вопросы отвечают имена существительные?
– Что они обозначают? Как изменяются?
Домашнее задание: образуйте мн. ч. от данных существительных и запишите
их в два столбика ед. ч. // мн. ч.
Весна, дерево, лошадь, заяц, гнездо, печенье.