Правописание не с причастиями к учебнику С.Н. Пименовой 7 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Правописание не с причастиями Характеристика класса: В классе обучается 11 учащихся. 5 ударников, уровень подготовки - средний. Тип урока: урок новых знаний, решение учебной задачи Цели урока: Познакомить с правописанием не с причастием; Сформировать умение правильно писать не с причастием; Сформировать умение составлять алгоритм рассуждения по заданной теме; Развивать логическое мышление и языковое чутье; Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Тема урока: Правописание не с причастиями Характеристика класса: В классе обучается 11 учащихся. 5 ударников, уровень подготовки ­ средний. Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: в классе есть все необходимые  средства, как: наглядные и технические для успешного проведения урока; учебный комплекс  «Русский язык. Теория. 5–9 кл.». В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика.  7 класс» / под ред. С. Н. Пименовой. Тип урока:     урок новых знаний, решение учебной задачи Цели урока: Познакомить с правописанием не с причастием; Сформировать умение правильно писать не с причастием; Сформировать умение составлять алгоритм рассуждения по заданной теме; Развивать логическое мышление и языковое чутье; Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи. Организационный момент Цели и задачи: Создать благоприятный психологический настрой на работу, проверить  готовность к уроку, включить учащихся в учебную деятельность, определить  содержательные рамки урока, ввести в тему урока Методы: стимулирование и мотивация интереса к учению. Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание ­ Здравствуйте! Открывают тетради и записывают Психологический настрой . Здравствуйте, ребята! Я рада  видеть ваши добрые и жаждущие  нового приятные лица. Надеюсь,  что работа на нашем уроке будет  для вас интересной и полезной.  Давайте улыбнемся друг другу и  пожелаем удачи. Итак, в путь! Откройте тетради, ознакомьтесь с  полученными оценками. Не  забудьте выполнить работу над  ошибками дома, если таковые есть.  Оформите дату. ­Над какой большой темой мы с  вами работаем? ­ Что вы уже запомнили очисло причастии – поделитесь своими  знаниями. ­ Прочитайте пословицу с доски,  объясните смыл её, найдите  причастие и попробуйте назвать  тему нашего урока Не умеющий ходить портит дорогу, Не умеющий говорить портит речь. (Пословица). ­Причастие ­Запишите тему урока. ­Сегодня мы продолжим работу над темой и узнаем новое правило  правописание не с причастием. Объясняют смысл пословицы,  определяют причастия, пытаются определить тему урока. Записывают тему урока Актуализация знаний Цели и задачи: актуализировать опорные знания и способы действий. актуализировать знания о причастии; проверить выполненную домашнюю работу;  зафиксировать задания, вызвавшие затруднения. Методы: устного контроля и самоконтроля. Формы: индивидуально – групповые, фронтальные. Взаимопомощь ­ У кого не было трудностей при  выполнении домашнего задания? ­ У кого возникли трудности?  Почему? ­Давайте вспомним основные  правила, которые нам уже  известны. Рассказывают все, что уже  Молодцы!узнали о причастии Изучение нового материала Цели и задачи: создать проблемную ситуацию учебной деятельности и найти способы её  решения, определить цели и задачи учебной деятельности, формировать умение рассуждать и действовать по алгоритму, делать  выводы Методы :проблемно­поисковые, исследовательские Формы: индивидуально – групповые. ­Итак, сегодня мы с вами должны  научиться правильно писать не с  причастием. ­Повторить написание не с другими  частями речи; показать условия  выбора этой орфограммы в  причастиях; закрепить  пунктуационные навыки; навыки  лингвистического разбора ­Какова же цель нашего урока? ­Лингвистическая разминка Объяснительный диктант :  правописание не с различными  частями речи. Несколько незнакомцев; некого  пригласить; ничего не знаешь;  ненавидел лень, невежественный  человек, невольник чести,  неласковая осень, не выполнил  задание, ничуть не интересный  фильм, некто в черном, не с кем  поговорить, неряшливый вид,  неплохое предложение; немалый  вклад; поступок нехорош; не  страшное, а веселое приключение. В объяснительном диктанте нам  встретились случаи слитного и  раздельного написания не с  именами существительными,  ­Научиться писать правильно  причастие с не Комментируют и записывают в  тетрадьприлагательными, местоимениями и глаголами. При выборе  орфограммы необходимо не только  проанализировать слово, но и  учесть контекст, то есть  рассмотреть слово в предложении,  это очень важно и по отношению к  написанию не с причастиями. Причастие имеет свои особенности. Во ­ первых, причастие может  присоединять зависимые слова,  образуя причастный оборот. Во­  вторых, причастия, как и  прилагательные, могут иметь  краткую форму. Все это влияет на  написание не с причастиями. ­ Давайте рассмотрим возможные  варианты. Ответим на вопросы. Случаи слитного написания не с  причастиями 1)Негодующий взгляд,  ненавидящий тон. ­От какого слова образовано  причастие? ­Возможно ли употребление  причастия без не? ­Давайте сделаем вывод ­ Подберите однокоренные слова  других частей речи 2)невыраженный признак,  нерешённая задача ­ Есть ли в причастиях зависимые  слова? ­Сделаем вывод:3) Очень неподготовленное  выступление, весьма  неотработанная речь ­ Какое значение имеют  наречияочень, весьма? ­ Сделаем вывод: Случаи раздельного написания  не с причастиями: 1) Не работающий , а сломанный  телевизор. Не прибранные, а  разбросанные вещи ­ Постарайтесь найти причину  раздельного написания не с  причастиями, сделайте вывод 2) Давно не работающий телевизор. Не прибранные вовремя вещи. ­ Есть ли у причастий зависимые  слова, т.е. образуют ли они  причастные обороты? 3)Реки ещё не скованы льдом.  Обед ещё не приготовлен. ­ В чем особенность данных  причастий? ­ Каким членом предложения они  являются? Сделайте вывод: ­От глагола негодовать ­Невозможно. ­ Если причастие без не не  употребляется, то пишется слитно ­ Негодование, негодовать ­ Нет. ­Если причастие не имеет при  себе зависимых слов, то пишется  с неслитно ­ Значение степени ­ Если причастие имеет при себе  наречие степени (очень, сильно,  весьма, совершенно. др.), то  пишется с не слитноФизминутка Все подняли руки ­ раз! На носках стоит весь класс, Два присели, руки вниз, На соседа посмотри. Раз! ­ И вверх, Два! ­ И вниз, На соседа посмотри. Будем дружно мы вставать, Чтобы ногам работу дать. Раз ­ присели, два ­ поднялись. Пусть мужает ваше тело. Кто старался приседать, Может уже и отдыхать ­ Если причастие имеет  противопоставление, то пишется  сне раздельно ­ Если причастие имеет  зависимые слова, то пишется  с не раздельно ­ Они краткие ­ Сказуемым ­ Краткие причастия пишутся  с нераздельно Учащиеся выполняют зарядку под контролем учителя Закрепление учебного материала.Цели: Закрепить новый материал. Методы: организация и осуществление учебно­познавательной деятельности,  самостоятельные, работа с учебником Формы: индивидуальные, групповые. Выполняют работу с  комментированием, объясняя  написание ­ используя  полученные знания ­ Теперь мы должны отработать  полученные знания на практике, не  сделав ошибок, поэтому работа  будет сопровождаться  комментированием. Упр. 102 ­ А теперь каждый самостоятельно  справится с подобной работой (индивидуальные карточки) Выполняют работу  самостоятельно Очень новые, с не обмятыми  воротниками шинели,  необстрелянное оружие за  спиной, блестящие саперные  лопатки, не отрывшие ни одного  окопчика, говорили о том, что эти  автоматчики – молодые бойцы  пополнения. (Нагибин.) 2) Я  встретился с недоумевающим  взглядом своего соседа. 3)  Странное впечатление  производили эти глаза,  неподвижно устремленные в одну точку, ничего не видящие… (Куприн.) 4) Надолго осталась во  мне горечь первой и невыносимой обиды, которую нанес мне отец,  никогда не наказывавший меня и  ни в чем никогда не упрекавший. (Соколов­Микитов.)­Причастия одиночные пишутся  сне слитно, в составе причастного оборота – раздельно, кроме  случаев, когда без не они не  употребляются. ­Итак, что мы сегодня узнали  нового на уроке? Лаконично сформулируйте правило по опознаванию изученной  орфограммы, пользуясь опорными  материалами учебника. Рефлексия Цель и задачи: Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в  классе. 1. Урок полезен, всё понятно. 2. Лишь кое­что чуть­чуть неясно. ­Давайте обсудим, каково ваше  настроение к концу урока и узнаем,  все ли довольны своей работой? 3. Ещё придётся потрудиться. 4. Да, трудно всё­таки учиться.Подведение итогов урока Цель и задачи: Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.  Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего  задания Задать вопросы, если что­то  непонятно Задание на дом Дома вы должны будете прочитать  параграф 140, придумать свои  примеры для объяснения правил  написания не с причастием и  выполнить у. 103,закрепляя  полученные знания. Всем успехов в  работе!