Цели:
• познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с именами прилагательным;
• развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, умение анализировать, работать самостоятельно с источником информации, делать выводы;
• воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной форме, а также выступать перед аудиторией1. Что такое имя прилагательное?( Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета.)
2. Как изменяются имена прилагательные? ( Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.)
3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные в предложении?( Имена прилагательные в предложении могут быть определениями или сказуемыми.)
4. Какие бывают степени сравнения у прилагательных?( Сравнительная и превосходная.)
5. Какие разряды имен прилагательных по значению вы знаете? ( Качественные, относительные, притяжательные.)
Правописание НЕ с прилагательными 6-й класс
Цели:
познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с именами прилагательным;
развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, умение анализировать,
работать самостоятельно с источником информации, делать выводы;
воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной форме, а также
выступать перед аудиторией.
1. Организационный момент
2. Блиц опрос по контрольным вопросам.
Ход урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Что такое имя прилагательное?( Имя прилагательное – часть речи, которая
обозначает признак предмета.)
Как изменяются имена прилагательные? ( Имена прилагательные изменяются по
родам, числам и падежам.)
Какими членами предложения могут быть имена прилагательные в предложении?
( Имена прилагательные в предложении могут быть определениями или сказуемыми.)
Какие бывают степени сравнения у прилагательных?( Сравнительная и
превосходная.)
Какие разряды имен прилагательных по значению вы знаете? ( Качественные,
относительные, притяжательные.)
Какие прилагательные называются качественными? ( Прилагательные, которые
обозначают признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в
большей или в меньшей степени называются качественными прилагательными.)
7.
Какие прилагательные называются относительными? ( Прилагательные, которые
обозначают признак предмета, который не может в предмете быть в большей или
меньшей степени называются относительными.)
8.
Какие прилагательные называются притяжательными? ( Прилагательные, которые
обозначают принадлежность чего либо лицу или животному и отвечают на вопросы
чей? чья? чьё?)
3. Орфографическая пятиминутка (комментированное объяснение)
(Не)громкий, а тихий; (не)счастье; (не)друг; (не)лепый; (не)стар, а молод;
(не)решительность; (не)отложный; (не)приятель; (не)годование; (не)зверь, а человек;
(не)веселый.
1Учитель: В каких словах вы почувствовали затруднения при выполнении данной работы?
Учащиеся: В словах (не)брежный, (не)веселый.
Учитель: А данные слова являются какой частью речи?
Учащиеся: Прилагательными
Учитель: А почему вы испытали затруднения в данных словах?
Учащиеся: Данную тему не изучали
Учитель: Тема нашего урока “Правописание НЕ с прилагательными”
Учитель: Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные
слова на доске.
1) Повторить… .
2) Познакомиться с … .
3) Научиться … .
4. Изучение нового материала
Запись на доске.
НЕ с прилагательными
Слитно, если:
Раздельно, если:
без не не употребляется (нерадивый,
небрежный)
можно заменить синонимом без не или
близким по значению выражением (недобрый
злой, нехороший плохой)
есть противопоставление с союзом а (не
правдивый, а лживый);
есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не,
нисколько не (нисколько не интересная
книга);
прилагательные в сравнительной или
превосходной степени (не громче, не
красивейший);
с кратким прилагательным ( не могуч).
Учитель: Ребята, посмотрите на таблицу.
Учитель: Как пишется НЕ с именем прилагательным? (Пустые строки таблицы заполняют
учащиеся в процессе работы)
Небрежный, неряшливый (выделите
корень)
Не весёлый, а грустный;
Не широкий, а узкий;
Недобрый (злой), нехороший
(плохой)
Далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не: вовсе не
глубокая река;
Сказка ничуть не страшная.
Учащиеся выдвигают гипотезы.
Учитель: Какой вывод можно сделать по результатам таблицы?
5. Работа с учебником
Учитель: Это были наши с вами выводы, откройте учебник, прочитайте правило.
Учитель: Есть ли какаято новая информация по данной теме?
26. Закрепление изученного материала
Упражнение 264.
Лингвистическое наблюдение. Трансформируйте данные словосочетания, используя по
выбору сочетания вовсе не, нисколько не, далеко не, ничуть не
Образец: Качественная работа – вовсе не качественная работа
Удивительный случай, блестящий результат, оригинальное решение, тяжелая сумка,
смелый поступок, доступная информация, тактичный человек, удачная покупка,
инновационный дизайн.
Работа с дополнительным дидактическим материалом.
Задание № 1.
Работа в парах.
Ситуация (не)приятная, пассажир (не)вежлив, секрет (не)простой, наследство (не)большое,
звезда (не)яркая, трава (не)высокая, сосед (не)разговорчивый, учёный (не)внимательный,
вовсе (не)аккуратная ученица, живи (не)прошлым, а завтрашним.
Задание № 2:
Распределите словосочетания в три колонки: 1) «Не» частица; 2) «Не»
приставка; 3) Слово не употребляется без «не»:
(1) (Не)большой портфель; (2) вовсе (не)красивый поступок; (3) (не)лепый вид; (4)
(не)высокий, а низкий дом; (5) (не)ровная дорога; (6) очень (не)красивый шарф; (7)
(не)брежная запись; (8) путь (не)долог, а близок; (9) (не)приступная крепость; (10) дорога
(не)ровная, но короткая; (11) (не)добрый человек; (12) (не)дорогой, а красивый ситец; (13)
(не)громкое чтение; (14) ничуть (не)интересный фильм; (15) (не)глубокая, но широкая
река.
Задание № 3
Найдите третье “лишнее”:
(не)красивый, (не)умный, (не)уклюжий;
(не)долгий, (не)лепый, (не)страшный;
(не)жный, (не)старый, (не)слабый;
(не)брежный, (не)молодой, (не)известный.
7. Итог урока
Учитель: Скажите, с каким правилом мы сегодня познакомились?
Продолжите: Работать мне было…, потому что …
3Труднее всего было …
8.Домашнее задание
Стр.121 упражнение 266 и выучить правило.
4