Правописание непроизносимых согласных в корне..docx
Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне.
Цель урока:
1. Создать условия для формирования в учащихся понятия «непроизносимые согласные в корне».
2. Способствовать развитию психологических процессов (внимание, мышление, память),
самостоятельности школьников, познавательных интересов.
3. Содействовать воспитанию чувства коллективизма, дисциплины, интереса к предмету.
Ход урока
I. Оргмомент
Мотивационный момент
Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть вас. Думаю, что сегодняшний
урок принесет нам всем радость общения и новые открытия.
Сегодня на уроке вы будете исследователями. А кто такие исследователи
Это те кто открывает чтото новое.
И мы с вами сегодня попробуем разгадать ещё одну тайну русского языка.
Откройте тетради, запишите число, классная работа. Подчеркните орфограммы
Каллиграфическая минутка.
На доске записаны буквосочетания: сн стн сн стн
Вторая строчка : зн здн зн здн
Определите закономерность написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
Ребята. Посмотрите на сочетания букв. Какое сочетание произносится легче? Почему?
Три согласных произнести трудно.
II. Актуализация опорных знаний
1. В какой части слова хранится общее значение однокоренных слов? (В корне)
Какие орфограммы корня вам известны? (Орфограммы гласных и согласных)
Назовите, какие способы проверки орфограмм гласных и согласных вы знаете? (Изменить
проверяемое слово или подобрать однокоренное)
Оцените себя.
2. На слайде записаны слова. Прочитайте их. Какое задание вы можете предложить к данным словам.
Вставить пропущенные буквы.
Хорошо. Вставьте пропущенные буквы. Запишите эти слова у себя в тетрадях с начала строки с
маленькой буквы. Кто всё сделал, сядьте ровно.
Давайте проверим, какая позиция звуков сильная, а какая слабая.
Проверяют
Ребята, определите, в какой части слова были пропущены орфограммы.
В корне
Выделим корни во всех словах.
Учащиеся выделяют корни у доски и в тетради.
Ребята, посмотрите, орфограммы на какие правила были пропущены?
Безударный гласный в корне и парный согласный.
Какой способ проверки мы с вами знаем?
Надо подобрать проверочное родственное слово или изменить форму слова.
Подберите проверочные слова и выделите в них корень. Ребята, что можно сказать ещё об этих
словах. Тех, что были в начале.
Это имена существительные.
Почему.
Они отвечают на вопрос что или кто и обозначают предмет.
Посмотрите на первый столбик. Слова, на какое правило здесь записаны.
Безударный гласный в корне
А во втором столбике?
Парный согласный в корне
Хорошо. Оцените правильность и каллиграфию на этом этапе работы.
ІІІ.Изучение нового материала Ребята, посмотрите на слова , которые записаны на карточках .
Слова на доске на карточках:
небо
радостный
песня
грустная
звёздное
лист
капустный
день
Прочитайте слова, и подумайте, по какому признаку они распределены на две группы.
В первом столбике имена прилагательные. А во втором имена существительные
Скажите, можно ли из данных имён прилагательных и имён существительных составить сочетания
слов.
Да.
Какие сочетания слов у нас с вами могут получиться. Давайте составим.
Дети переставляют карточки у доски.
Запишите эти сочетания слов себе в тетрадь. С начала строки с маленькой буквы в столбик.
Записывают
Давайте запишем транскрипцию слов из первого столбика. Что вы заметили?
В словах есть согласная буква, которая при произношении слова не обозначается звуком.
Подчеркните в каждом имени прилагательном букву, звук которой не произносится. Как вы думаете
это опасное место? Почему?
Мы можем на письме пропустить его.
Давайте ещё раз проверим ваше мнение. Произнесём и послушаем действительно ли мы не
произносим этот звук в слове?
Да.
Определите, пожалуйста, о каком явлении в русском языке мы сегодня с вами поговорим.
Предположения детей.
Я услышала ваши предположения и сейчас мы с вами это докажем или опровергнем.
А какой же мы поставим перед собой проблемный вопрос?
Можно ли эти слова проверить.
Ребята, давайте вернёмся в начало урока и вспомним, какой же способ проверки мы использовали
для безударного гласного в корне или парного согласного в корне.
Нужно подобрать проверочное родственное слово или изменить форму слова.
Давайте с вами попробуем применить подбор родственного слова для наших имён прилагательных.
Начинаем со слова капустный.
Какой звук мы не произносим в слове капустный?
Звук т
А букву т пишем. Попробуйте подобрать проверочное слово.
Капуста.(Записывают рядом на доске и в тетрадях)
В какой части слова опасное место?
В корне.
К слову радостный, вернёмся позже.
Самооценка
Посмотрите на наши исследования, в парах попробуйте составить кластер и сформулировать вывод.
Как проверить непроизносимый согласный в корне.
Самооценка
ІV. Закрепление изученного материала
А сейчас поработайте в группах и выполните задание.
Прежде чем приступить к работе вспомним правила работы в группах:
Дополни предложения. Используй словаподсказки. Подчеркните в словах непроизносимый
согласный. В скобках запишите проверочное родственное слово Наступила осень, совсем скоро её сменит зима. На улицах в это время
мы видим картину. Часто моросит холодный дождь. светит
редко. В погоду хорошо сидеть дома и ждать событий.
Словаподсказки: солнце, радостный, грустный, поздний, ненастный.
Взаимопроверка по эталону.
Самооценка
Ребята, какой вывод мы можем сформулировать исходя из проделанной работы.
Вывод: чтобы узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук или нет, надо подобрать
к этому слову проверочное родственное слово, чтобы этот звук отчётливо слышался.
Ребята , вспомните к какому сочетанию слов мы должны вернуться
Радостный день.
В каком ещё задании вам встретилось слово радостный.
Когда работали в группах.
Вспомните, когда у вас был радостный день?
Ответы учащихся
Скажите какие однокоренные слова вы можете подобрать к слову радостный?
Ответы учащихся
В каком словаре мы можем посмотреть толкование этого слова?
В толковом.
Чтобы поиск был быстрым, знание чего нам поможет.
Алфавит.
Чтение словарной статьи.
Возвращаемся к прилагательному радостный. Скажите, какой корень в этом слове. Выделите корень.
А в какой же части слова мы не слышим звук буквы т.
В суффиксе.
Ребята, в начале урока мы сказали, что непроизносимый согласный может быть в корне.
Какой вывод можем сделать. Только ли в корне может быть непроизносимый согласный.
Нет.
Написание таких слов нужно запомнить или уметь подобрать родственное слово. Скажите, какую
проблему мы поставили в начале урока.
Как проверить слова с непроизносимым согласным звуком.
Мы достигли поставленной цели.
Да
Нам известен способ проверки.
Да
Ребята, получается способ 1, а орфограмм 3. Давайте ещё раз скажем, какие орфограммы мы можем
проверить, подбирая проверочное родственное слово.
Ответы учащихся.
V. Итог урока
Урок наш подходит к концу. Какую проблему мы сегодня решали?
Как проверить написание слов с непроизносимым согласным.
Какое совершили открытие?
Чтобы правильно писать слова с непроизносимым согласным надо подобрать проверочное
родственное слово.
Завтра мы продолжим работу над данной орфограммой, узнаем о ловушках, какие могут быть.
А теперь проанализируйте свою работу на уроке. Выберите кружок, цвет которого соответствует
вашим знаниям: зелёный, желтый, красный.
– Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. И в завершении я хочу вам подарить
стихотворение, а вы попробуйте найти слова, где встретились непроизносимые согласные в корне. До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце в небе празднично горит.
Освещает местность и окрестность,
И теплом своим сердца бодрит.
VІ. Домашнее задание
Учебник стр. 1
, упр2 или 3 по выбору.
Правописание непроизносимых согласных в корне.
Правописание непроизносимых согласных в корне.
Правописание непроизносимых согласных в корне.
Правописание непроизносимых согласных в корне.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.