Правописание о –ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок открытия новых знаний предназначен для учащихся 6 класса И построен с учЁтом требований ФГОС.На уроке используются Следующие технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная, дифференцированного обучения.Тема отрытого урока: Правописание о –ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных Класс: 6 Дата проведения. 10.10.2016г Предмет: русский язык Тип урока: открытие новых знаний Цель урока: 1) Образовательная: создать условия, способствующие изучению знаний по теме «Правописание гласных О – Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных» и применению их в нестандартных учебных ситуациях. 2) Развивающая: Содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения); содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в паре. 3) Воспитательная: Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Иконка файла материала знанио.docx
Тема отрытого  урока: Правописание о –ё  после  шипящих  в  окончаниях  и  суффиксах  существительных Класс: 6 Дата  проведения. 10.10.2016г Предмет: русский язык Тип урока: открытие новых знаний Цель урока:   1) Образовательная: создать условия, способствующие изучению знаний по теме  «Правописание гласных О – Е после шипящих в окончаниях  и  суффиксах существительных» и применению их в нестандартных учебных ситуациях. 2) Развивающая: Содействовать формированию и развитию учебно­информационных и  исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты,  высказывать свою точку зрения); содействовать развитию коммуникативной культуры  личности, интереса к учению; способствовать формированию  умений работать в  паре. 3) Воспитательная: Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах;  помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.                   Планируемые  результаты Предметные: изучить  правописание гласных О – Е после шипящих в  в  окончаниях  и суффиксах  существительных; развитие учебно­информационных и исследовательских умений учащихся (сопоставлять и  анализировать факты; высказывать свою точку зрения); воспитание уважительного отношения друг к другу  при работе в коллективе и парах, интереса к изучению предмета. Личностные: личностное самоопределение, желание приобретать новые знания, совершенствовать  имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция. познавательные УУД: осознание познавательной задачи, поиск и извлечение нужной информации,  установление причинно­следственной связи, выбор эффективных способов решения задач в зависимости от  конкретных условий коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с  достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и  аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности,  последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной  форме; участвовать в  разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать  индивидуально и в группе, находить общие решения. Технология: личностно­ориентированная, информационно­коммуникативная, проблемно­ диалогическая, системно­деятельностная, дифференцированного обучения. Формы работы на уроке: индивидуальная, в парах, коллективная Коллективная,  групповая, творческая Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки. Литература: 1.  Оргмомент 2.  Мотивация (активизация мыслительной  деятельности) Ход урока 1­Берешь перо, берешь листок. Фантазий радужных поток Тебе поможет сотворить прекрасный мир и оживить ряд строчных правил, строгих слов. Ну что, дружок,  готов   начать  урок?  Если  вы, ребята, готовы  начать  урок, хлопните   три  раза  в  ладоши.     Проверим, с  каким  настроением  вы, ребята,  пришли  на  урок. У  вас  на столах лежат   смайлики. Если  настроение  хорошее, вы  поднимаете  жёлтый  смайлик.   Если  настроение  не  очень  хорошее, то вы  поднимаете  красный  смайлик. Если  настроение  плохое,  вы   поднимаете  синий  смайлик. Замечательно! ­  Сегодня мы с вами будем исследователями законов языка. Мы вместе будем открывать их.  Откройте тетради, запишите число, классная работа. Пропустите  две  строчки  для  записи  темы  урока. 3. Актуализация знаний    Наш  сегодняшний  урок  начнём  с  синтаксической  пятиминутки. А).Синтаксическая пятиминутка ДОСКА  Медвеж…нка пугали непонятные звуки, ш…поты, ш…рохи, и он тревожно вглядывался в  овраж…к. Задание:  спишите  с  доски  предложение, произведите  синтаксический разбор предложения, составить его  схему. – 1 УЧЕНИК  РАБОТАЕТ  У  ДОСКИ 1. Какая орфограмма спрятана в словах с пропусками букв?  2. Назовите шипящие согласные? (ж, ш, ч, щ, ц) 3. В каких морфемах пропущены буквы?  Выделите  данные  морфемы. Двумя  чертами  подчеркните   шипящую  согласную, одной  чертой  подчеркните  гласную,  стоящую  после  шипящей.  Расставьте   ударение. 1 УЧЕНИК РАБОТАЕТ  У  ДОСКИ Сделайте  вывод о  правописании  букв О­ Е  после  шипящих в  корне  слова. 4. Написание каких слов вызвало затруднение? Почему? Словами  какой   части  речи  являются  слова,   вызвавшие  у  вас  затруднение? Сейчас мы будем работать по рядам.  На ваших столах в раздаточном   материале  выполните  задание А по рядам. Вы должны записать слова  в тетрадь.  Выделить в них морфему, в  которой встречается  орфограмма по теме урока.  Расставьте  ударение  в словах. Именно по этим критериям будет оцениваться правильность выполненной работы.  Критерии оценивания прописаны в ваших оценочных листах. Учитывается: 1.  Правильно  ли записаны  слова. 2.  Выдели  морфему, в  которой  встречается  орфограмма «Буквы о­ё  после шипящих». 3   Расставь ударение,  подчеркни  шипящую.  3 УЧЕНИКА РАБОТАЮТ  У  ДОСКИ. СЛОВА  ЗАПИСАНЫ  НА  СЛАЙДЕ 1 ряд:   Расчёска,   прожорливый,   врачом,   светлячок                            Рыбина  Дарья 2 ряд:  Причёска,   шёлковый,  товарищем, бочонок.                                Бакиева  Екатерина 3 ряд:  Шёрстка,    нашёптывать,  шалашом,  гребешок.                           Ваулин  Илья  ( Работающие  у  доски  отвечают. Остальные внимательно слушают, оценивают  по  предложенным критериям. Время – 3 минуты.) 2Учитель: На столах лежат оценочные листы. Слушайте внимательно, как оценить. Слова выписаны верно, подчеркнули и выделили – 2 балла. Работа выполнена частично – 1 балл.  Максимальный балл  ­ 8. Отметьте баллы в листе оценки. Б) Беседа  учителя  с классом. 1. Скажите, что объединяет все эти слова? Какая орфограмма встретилась во всех этих  словах?  2. Что за орфограмма скрывается в этих словах? Где она находится?  (о­ё после шипящих  в корне) 3. Посмотрите внимательно, нет ли лишнего слова  в  каждой  группе ? (нет, лишнее слово – врачом,  товарищем, шалашом)  4. Почему оно лишнее?   Значит буквы О­Е после шипящих могут стоять не только в корне,  в суффиксе, но и в  окончании.  5. Как  пишутся  гласные  О –Е  после шипящих  в окончаниях  имён  существительных?  Правило – помощник ( НА  СЛАЙДЕ) В окончаниях и суффиксах  существительных после_____________ Под ударением пишем_______,  без ударения________. 4. Целеполагание 1 Ребята,  опираясь  на  проделанную  работу,  сформулируйте  тему  урока. Запишите тему урока «Правописание О­Ё после шипящих и Ц в окончаниях и  суффиксах существительных»   ­ НА  СЛАЙДЕ 2. Посмотрите на формулировку темы и определите     задачи   урока, используя начало предложений: Задачи урока:           (НА  СЛАЙДЕ) ­ узнать ………………..            ­ научиться ……………..... Учитель:  1. Чтобы убедиться, что вывод наш не ошибочный, советую обратиться к мудрейшему  источнику знаний – книге, т.е. к нашему учебнику(откройте страницу .48  учебника  «Практика» ,   посмотрите  графическое  обозначение  орфограммы). 5. Первичный контроль знаний. Закрепление изученного  А)   Дифференцированная  работа. Весь  класс: упр.122 ( 1. 1 ученик читает задание  для  класса;                      2.  учащиеся  1 варианта  выполняют под цифрой  1,                   Никулина  Надежда                           учащиеся  2 варианта  выполняют  под  цифрой 2 семь  слов. Сугоров  Денис (По одному  ученику от  варианта  работают  у  доски.  Класс  проверяет  их  работу,  оценивает) Вывод  по  упражнению: 1.  в  каких  случаях  мы  пишем  букву О,  а  в  каких  случаях  пишем  букву Е после  шипящих  в   окончаниях  существительных? 2.  в  каких  случаях  мы  пишем  букву О,  а  в  каких  случаях  пишем  букву Е после  шипящих  в      суффиксах  существительных? Для  сильных  учащихся  карточки  индивидуальной  работы. 3Карточка № 1(для творческой работы). Выделить суффиксы в данных словах. Используя  эти слова, придумайте и запишите сказку "Забавные приключения весёлой девчонки".( 7   ­10 предложений) Горшочек, мешочек, дружочек, кружочек, пучочек, сучочек, девчонка, рубашонка,  грачонок, мышонок.  Карточка №2 . Вставить пропущенные буквы; расставить пропущенные знаки препинания  во втором и четвертом  предложениях; выписать слова на изучаемую орфограмму в два  столбика. 1) Принес старич..к  комоч..к снегу в избу, положил в небольшой горшоч..к, накрыл  веточкой и поставил на окошко. 2) Взошло солнышко пригрело горшоч..к и снег стал таять. 3) Вот слышат старики ­пищит что­то в горшочке. 4) Глядь, лежит  девч..ночка, беленькая, как снеж..к, кругленькая как комок, и говорит им .Я девочка снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Релакс­пауза Попрошу  встать  вас, ребята,  если  буква  О пишется  в  суффиксе  или  в  окончании,  мы  приседаем. Если буква  Е пишется  в  суффиксе  или  в  окончании,  то  хлопаем  один  раз   в  ладоши. Врачом,  горошек,  кружок, замочек, пятачок, юношей,  мышонок,  борцов,  свечечка, полотенцем   .  Б)  Буквенный  диктант «Проверяю себя» (  НА  СЛАЙД) 1.Длинный языч…к,  2.Детский стиш..к 3. Душистый горош…к 4.Белый воротнич…к 5.Золотой петуш...к 6.Последний кусоч…к 7.Чистый роднич… 8.Красный колпач…к 9.Снежный комоч...к 10.Сладкий пирож...к 4 о 5 о 6 е 7 о 8 о 9 е 10 о о е 2 о 3 1 №  сло­ ва Вари ант отве та    «5» ­  0 ошибок  «4» ­ 1 ­2 шибки «3» ­ 3 ­5  ошибки «2» ­ 6 и  более ошибок Проверьте себя сами и оцените свою работу. Поставьте оценку на полях. В) Творческое задание У. Ребята, открытие мы с вами сделали, на практике проверили, а теперь его надо  оформить. Для этого необходимо создать небольшой текст, написать сочинение­ миниатюру. Но текст будет особенный: в нем должны быть слова на правописание букв О­ 4Е после шипящих и Ц в окончаниях   и суффиксах  имен существительных. Начало я  придумала, предлагаю вам продолжить, составить 3­5  предложений. ( НА  СЛАЙД)       Ранним утром легким морозцем я иду в лес. В этот раз мне пришлось любоваться громадами  снежных дворцов, слушать тишину леса. Следы зайцев выходили из разных концов леса…                       (2 учеников  прошу  почесть  составленный  текст) Г)  Работа с сигнальными карточками. Посигнальте мне карточками­буквами О или  Е. Я называю слово, вы поднимаете букву.              Задачей, рубашонка, барашек,  пейзажем, шалашом, одежонка, чащей, медвежонок, стражей, плющом,  ландышем,  грачом,   девчонка,  бычок Посчитайте баллы в листе оценки. Запишите. Поставьте в маршрутном листе оценку. Вложите лист оценки в тетрадь. Рефлексия. Предлагает закончить любое из понравившихся предложений: ­ Сегодня на уроке я научился… ­ Больше всего мне понравилось… ­ После урока мне захотелось… ­ Я оцениваю свою работу на …, потому что… ­ Посчитайте баллы в листе оценки. Запишите. Всем спасибо за урок! Дома:  Т­п 80­пересказывать; П:упр.125 ( з 1, 2,3)                НА  СЛАЙД ФИ  учащегося  _______________________________________________________ Дата  проведения________________    Лист  оценки Задания Задание 1 Работа  в паре   по рядам Баллы  за  выполненные задания  Максимальный балл ­8 Нет  ошибок –  «5» ­  8баллов   1ошибка  ­  «4»  ­  7 баллов 2 ошибки ­  «3»  ­  5 баллов 3 ошибки ­  «2» ­ 0 баллов Баллы  ученика 5Максимальный балл ­16 2 балла  за  каждое  правильно  написанное  слово. Нет  шибок – оценка «5» 1ошибка  ­  «4»  ­ 17 баллов 2 ­3  ошибки  ­ «3»  ­ 14 баллов 4 ошибки ­  «2» ­ 0 баллов Максимальный балл ­ 5 Нет  ошибок – «5» ­  8баллов   1ошибка  ­  «4»  ­  7 баллов 2 ошибки ­ «3» ­ 5 баллов 3 ошибки ­ «2» ­ 0 баллов Максимальный балл  ­7 Составлен связный текст  с  использованием  5  слов   с орфограммой 7 баллов 4 слова – оценка 4 3 слова –оценка 3 2  слова – оценка 2 Задание 2 Исследовательская  работа Задание 3 Буквенный  диктант «Проверяю  себя»          Задание 4  Творческое задание  Оценка  за  урок «5»  ­  36 ­34 балла «4»  ­  33 – 28 баллов «3»  ­   27 ­18  баллов «2» ­    17  и более баллов 6