Урок открытия новых знаний предназначен для учащихся 6 класса И построен с учЁтом требований ФГОС.На уроке используются Следующие технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная, дифференцированного обучения.Тема отрытого урока: Правописание о –ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных
Класс: 6
Дата проведения. 10.10.2016г
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока:
1) Образовательная: создать условия, способствующие изучению знаний по теме
«Правописание гласных О – Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных» и применению их в нестандартных учебных ситуациях.
2) Развивающая: Содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения); содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в паре.
3) Воспитательная: Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Тема отрытого урока: Правописание о –ё после шипящих в окончаниях и суффиксах
существительных
Класс: 6
Дата проведения. 10.10.2016г
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока:
1) Образовательная: создать условия, способствующие изучению знаний по теме
«Правописание гласных О – Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных» и применению их
в нестандартных учебных ситуациях.
2) Развивающая: Содействовать формированию и развитию учебноинформационных и
исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты,
высказывать свою точку зрения); содействовать развитию коммуникативной культуры
личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в паре.
3) Воспитательная: Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах;
помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: изучить правописание гласных О – Е после шипящих в в окончаниях и суффиксах
существительных; развитие учебноинформационных и исследовательских умений учащихся (сопоставлять и
анализировать факты; высказывать свою точку зрения); воспитание уважительного отношения друг к другу
при работе в коллективе и парах, интереса к изучению предмета.
Личностные: личностное самоопределение, желание приобретать новые знания, совершенствовать
имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция.
познавательные УУД: осознание познавательной задачи, поиск и извлечение нужной информации,
установление причинноследственной связи, выбор эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности,
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной
форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать
индивидуально и в группе, находить общие решения.
Технология: личностноориентированная, информационнокоммуникативная, проблемно
диалогическая, системнодеятельностная, дифференцированного обучения.
Формы работы на уроке: индивидуальная, в парах, коллективная Коллективная,
групповая, творческая
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки.
Литература:
1. Оргмомент
2. Мотивация (активизация мыслительной деятельности)
Ход урока
1Берешь перо, берешь листок. Фантазий радужных поток
Тебе поможет сотворить прекрасный мир и оживить ряд строчных правил, строгих слов.
Ну что, дружок, готов начать урок? Если вы, ребята, готовы начать урок, хлопните
три раза в ладоши.
Проверим, с каким настроением вы, ребята, пришли на урок. У вас на столах лежат
смайлики. Если настроение хорошее, вы поднимаете жёлтый смайлик.
Если настроение не очень хорошее, то вы поднимаете красный смайлик.
Если настроение плохое, вы поднимаете синий смайлик. Замечательно!
Сегодня мы с вами будем исследователями законов языка. Мы вместе будем открывать их. Откройте
тетради, запишите число, классная работа. Пропустите две строчки для записи темы урока.
3. Актуализация знаний
Наш сегодняшний урок начнём с синтаксической пятиминутки.
А).Синтаксическая пятиминутка
ДОСКА Медвеж…нка пугали непонятные звуки, ш…поты, ш…рохи, и он тревожно вглядывался в
овраж…к.
Задание: спишите с доски предложение, произведите синтаксический разбор предложения, составить его
схему. – 1 УЧЕНИК РАБОТАЕТ У ДОСКИ
1. Какая орфограмма спрятана в словах с пропусками букв?
2. Назовите шипящие согласные? (ж, ш, ч, щ, ц)
3. В каких морфемах пропущены буквы? Выделите данные морфемы. Двумя чертами подчеркните
шипящую согласную, одной чертой подчеркните гласную, стоящую после шипящей. Расставьте
ударение. 1 УЧЕНИК РАБОТАЕТ У ДОСКИ
Сделайте вывод о правописании букв О Е после шипящих в корне слова.
4. Написание каких слов вызвало затруднение? Почему? Словами какой части речи являются слова,
вызвавшие у вас затруднение?
Сейчас мы будем работать по рядам. На ваших столах в раздаточном материале
выполните задание А по рядам.
Вы должны записать слова в тетрадь.
Выделить в них морфему, в которой встречается орфограмма по теме урока.
Расставьте ударение в словах.
Именно по этим критериям будет оцениваться правильность выполненной работы.
Критерии оценивания прописаны в ваших оценочных листах. Учитывается:
1. Правильно ли записаны слова.
2. Выдели морфему, в которой встречается орфограмма «Буквы оё после шипящих».
3 Расставь ударение, подчеркни шипящую.
3 УЧЕНИКА РАБОТАЮТ У ДОСКИ.
СЛОВА ЗАПИСАНЫ НА СЛАЙДЕ
1 ряд: Расчёска, прожорливый, врачом, светлячок Рыбина Дарья
2 ряд: Причёска, шёлковый, товарищем, бочонок. Бакиева Екатерина
3 ряд: Шёрстка, нашёптывать, шалашом, гребешок. Ваулин Илья
( Работающие у доски отвечают. Остальные внимательно слушают, оценивают по
предложенным критериям. Время – 3 минуты.)
2Учитель: На столах лежат оценочные листы. Слушайте внимательно, как оценить.
Слова выписаны верно, подчеркнули и выделили – 2 балла. Работа выполнена частично – 1 балл.
Максимальный балл 8. Отметьте баллы в листе оценки.
Б) Беседа учителя с классом.
1. Скажите, что объединяет все эти слова? Какая орфограмма встретилась во всех этих
словах?
2. Что за орфограмма скрывается в этих словах? Где она находится? (оё после шипящих
в корне)
3. Посмотрите внимательно, нет ли лишнего слова в каждой группе ? (нет, лишнее слово –
врачом, товарищем, шалашом)
4. Почему оно лишнее?
Значит буквы ОЕ после шипящих могут стоять не только в корне, в суффиксе, но и в
окончании.
5. Как пишутся гласные О –Е после шипящих в окончаниях имён существительных?
Правило – помощник ( НА СЛАЙДЕ)
В окончаниях и суффиксах существительных после_____________
Под ударением пишем_______, без ударения________.
4. Целеполагание
1 Ребята, опираясь на проделанную работу, сформулируйте тему урока.
Запишите тему урока «Правописание ОЁ после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах
существительных» НА СЛАЙДЕ
2. Посмотрите на формулировку темы и определите задачи урока, используя начало
предложений:
Задачи урока: (НА СЛАЙДЕ)
узнать ………………..
научиться …………….....
Учитель:
1. Чтобы убедиться, что вывод наш не ошибочный, советую обратиться к мудрейшему
источнику знаний – книге, т.е. к нашему учебнику(откройте страницу .48 учебника
«Практика» , посмотрите графическое обозначение орфограммы).
5. Первичный контроль знаний. Закрепление изученного
А) Дифференцированная работа.
Весь класс: упр.122 ( 1. 1 ученик читает задание для класса;
2. учащиеся 1 варианта выполняют под цифрой 1, Никулина Надежда
учащиеся 2 варианта выполняют под цифрой 2 семь слов. Сугоров Денис
(По одному ученику от варианта работают у доски. Класс проверяет их работу, оценивает)
Вывод по упражнению:
1. в каких случаях мы пишем букву О, а в каких случаях пишем букву Е после шипящих в
окончаниях существительных?
2. в каких случаях мы пишем букву О, а в каких случаях пишем букву Е после шипящих в
суффиксах существительных?
Для сильных учащихся карточки индивидуальной работы.
3Карточка № 1(для творческой работы). Выделить суффиксы в данных словах. Используя
эти слова, придумайте и запишите сказку "Забавные приключения весёлой девчонки".( 7
10 предложений)
Горшочек, мешочек, дружочек, кружочек, пучочек, сучочек, девчонка, рубашонка,
грачонок, мышонок.
Карточка №2 . Вставить пропущенные буквы; расставить пропущенные знаки препинания
во втором и четвертом предложениях; выписать слова на изучаемую орфограмму в два
столбика.
1) Принес старич..к комоч..к снегу в избу, положил в небольшой горшоч..к, накрыл
веточкой и поставил на окошко. 2) Взошло солнышко пригрело горшоч..к и снег стал
таять. 3) Вот слышат старики пищит чтото в горшочке. 4) Глядь, лежит
девч..ночка, беленькая, как снеж..к, кругленькая как комок, и говорит им .Я девочка
снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.
Релакспауза
Попрошу встать вас, ребята, если буква О пишется в суффиксе или в окончании, мы
приседаем. Если буква Е пишется в суффиксе или в окончании, то хлопаем один раз
в ладоши.
Врачом, горошек, кружок, замочек, пятачок, юношей, мышонок, борцов, свечечка, полотенцем .
Б) Буквенный диктант «Проверяю себя» ( НА СЛАЙД)
1.Длинный языч…к,
2.Детский стиш..к
3. Душистый горош…к
4.Белый воротнич…к
5.Золотой петуш...к
6.Последний кусоч…к
7.Чистый роднич…
8.Красный колпач…к
9.Снежный комоч...к
10.Сладкий пирож...к
4
о
5
о
6
е
7
о
8
о
9
е
10
о
о
е
2
о
3
1
№
сло
ва
Вари
ант
отве
та
«5» 0 ошибок
«4» 1 2 шибки
«3» 3 5 ошибки
«2» 6 и более ошибок
Проверьте себя сами и оцените свою работу. Поставьте оценку на полях.
В) Творческое задание
У. Ребята, открытие мы с вами сделали, на практике проверили, а теперь его надо
оформить. Для этого необходимо создать небольшой текст, написать сочинение
миниатюру. Но текст будет особенный: в нем должны быть слова на правописание букв О
4Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах имен существительных. Начало я
придумала, предлагаю вам продолжить, составить 35 предложений.
( НА СЛАЙД)
Ранним утром легким морозцем я иду в лес. В этот раз мне пришлось любоваться громадами
снежных дворцов, слушать тишину леса. Следы зайцев выходили из разных концов леса…
(2 учеников прошу почесть составленный текст)
Г) Работа с сигнальными карточками. Посигнальте мне карточкамибуквами
О или Е. Я называю слово, вы поднимаете букву.
Задачей, рубашонка, барашек, пейзажем, шалашом, одежонка, чащей, медвежонок, стражей, плющом,
ландышем, грачом, девчонка, бычок
Посчитайте баллы в листе оценки. Запишите. Поставьте в маршрутном листе оценку.
Вложите лист оценки в тетрадь.
Рефлексия.
Предлагает закончить любое из понравившихся предложений:
Сегодня на уроке я научился…
Больше всего мне понравилось…
После урока мне захотелось…
Я оцениваю свою работу на …, потому что…
Посчитайте баллы в листе оценки. Запишите.
Всем спасибо за урок!
Дома: Тп 80пересказывать; П:упр.125 ( з 1, 2,3) НА СЛАЙД
ФИ учащегося _______________________________________________________
Дата проведения________________
Лист оценки
Задания
Задание 1
Работа в паре по рядам
Баллы за выполненные задания
Максимальный балл 8
Нет ошибок – «5» 8баллов
1ошибка «4» 7 баллов
2 ошибки «3» 5 баллов
3 ошибки «2» 0 баллов
Баллы ученика
5Максимальный балл 16
2 балла за каждое правильно написанное слово.
Нет шибок – оценка «5»
1ошибка «4» 17 баллов
2 3 ошибки «3» 14 баллов
4 ошибки «2» 0 баллов
Максимальный балл 5
Нет ошибок – «5» 8баллов
1ошибка «4» 7 баллов
2 ошибки «3» 5 баллов
3 ошибки «2» 0 баллов
Максимальный балл 7
Составлен связный текст с использованием 5 слов
с орфограммой 7 баллов
4 слова – оценка 4
3 слова –оценка 3
2 слова – оценка 2
Задание 2
Исследовательская работа
Задание 3
Буквенный диктант «Проверяю
себя»
Задание 4
Творческое задание
Оценка за урок
«5» 36 34 балла
«4» 33 – 28 баллов
«3» 27 18 баллов
«2» 17 и более баллов
6