Урок по теме "Правописание отрицательных частиц" проводится в 7 классе, он целиком построен на текстах о Великой Отечественной войне и формирует не только правописные навыки, но и гражданскую позицию, уважение к защитникам Родины.Урок содержит словарно-орфографическую работу, работу с текстом. В качестве домашнего задания предлагается написать сочинение- рассуждение на тему памяти.Подробный конспект урока.
Статья DOC..doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 57 города Ульяновска»
Урок по теме «Правописание частиц Не и Ни»
7 класс Организационный момент.
(На перемене звучат песни «Ах, война, что ты сделала подлая», «День победы»).
Здравствуйте ребята, садитесь. Оформим записи в тетради (число, классная работа). Я
прошу вас самостоятельно сформулировать тему урока, прослушав стихотворение
Самуила Яковлевича Маршака.
Мне рассказывал смоленский паренек:
В нашей школе деревенской
Шел урок.
Проходили мы частицы
'Не' и 'ни'.
А в селе стояли фрицы
В эти дни.
Обобрали наши школы
И дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.
Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий
Часовой.
И сказал учитель: 'Фразу
Дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу
'Ни' и 'не'.'
Мы взглянули на солдата
У ворот
И сказали: 'От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!'
Дети: тема «Правописание частиц НЕ и НИ», разговор пойдёт о Великой Отечественной
войне.
Учитель: запишите тему в тетрадь.
Учитель: сформулируйте цели урока.
Дети: закрепить умение правильно писать НЕ и НИ, уметь объяснять выбор частиц НЕ и
НИ, вспомнить о событиях ВОв.
У: на прошлых занятиях мы знакомились с отрицательными частицами НЕ и НИ, учились
правильно писать эти частицы, учитывая правила. Проверим, насколько хорошо мы
овладели умениями правописания этих частиц. Начнём урок с осложненного списывания. (
подготовленный ученик выразительно читает стихотворение).Сформулируйте задание.
Д: записать текст, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Готовиться
обосновать выбор орфограммы, подумать о теме и идее стихотворения.
Осложнённое списывание.
«(Н…) кто н… забыт и (н…) что н… забыто.» Г…рящая надп…сь на об…лиске.
П…блёкшими лист…ями ветер игра…т
И снегом х…лодным венки засыпа…т.
Но словно огонь у п…днож…я – гвоздика.
(Н…) кто н… забыт и (н…) что н… забыто!
(А. Шамарин)
У: объясните правописание орфограмм и пунктограмм.
«Никто не забыт и ничто не забыто.»
Горящая надпись на обелиске.
Поблёкшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто!
(А. Шамарин)
У: написание какого слова вызвало затруднения?
Д: обелиск.
У: возьмём это слово для словарной работы.
Словарно орфографическая работа.
ОБЕЛИКС греч. обелос «клинок»
Букв. «островерхий столб»
ОБЕЛИСКОВЫЙ
Обелиск памятник в виде гранёного, сужающегося кверху столба.
( учащимся демонстрируется обелиск в городе Ульяновск)
У: ребята, знаком вам этот памятник?
Д: это Обелиск, он находится в центре города Ульяновск, на улице Гончарова, построен в
честь 30летия Великой Победы.
У: придумайте предложение, включив в него изучаемое словарное слово.
Д: К подножию обелиска мы возложили цветы. Обелиск это память о героях Великой
Отечественной войны.
У: подведём итоги словарной работы. Вернёмся к стихотворению Шамарина. Прочитайте
его ещё раз. В чем особенность композиции произведения? Какую роль играет кольцевая
композиция?
В повторяющемся предложении выражается идея стихотворения. Хотя ВОВ и закончилась
70 лет назад, мы помним и чтим героев войны и простых жителей, вставших на защиту
Отчизны. Память должна жить вечно.
У: вы правы, память – это самое дорогое, что у нас есть, именно она позволяет нам
оставаться людьми, ощущать себя частью великой истории. Сегодня на уроке мы будем
вспоминать о ВОв, а строчки из стихотворений известных поэтов помогут нам окунуться в
атмосферу 194145 годов.
Работа на карточках ( с последующей взаимопроверкой).
Задание: вставьте пропущенные частицы НЕ или НИ, укажите условие выбора частицы.
1) Бой идёт святой и правый,
Смертный бой ____ ради славы,
Ради жизни на земле. (А. Твардовский «Василий Тёркин») Условие выбора частицы:______________
2) Нет, ____ прячьтесь вы, будьте высокими,
____ жалейте ____пуль, ___ гранат.
И себя ____ щадите
И всётаки
Постарайтесь вернуться назад. (Б. Окуджава «До свидания, мальчики»)
Условие выбора частицы:_________________
__________________
3) По щеке его ____ разу
___ проложила путь слеза.
Должно быть слишком много сразу
Увидели его глаза. (С. Михалков «Десятилетний человек»)
Условие выбора частицы:_________________
__________________
4) Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
Она молчит, о чём ____ спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ.
(А. Барто «Глаза девчонки семилетней»)
Условие выбора частицы:_________________
5) Грохочет тринадцатый день войны,
Вздымаются взрывы, слепят ракеты,
И нет ____секунды для тишины.
(Э. Асадов «Грохочет тринадцатый день войны»)
Условие выбора частицы:_________________
6) От голода ___ мог ____ плакать громко,
Ты этого ____ помнишь ничего.
Едва живым нашли тебя в обломках
Девчата из дружины ПВО. (И. Ринк «Мальчик из блокады»)
Условие выбора частицы:_________________
__________________
У: подготовьте выразительное чтение любого стихотворного отрывка, который вам
понравился больше. Какими чувствами проникнуты эти стихотворные строки, о чём они
заставили вас задуматься? Проверим выполнение работы. Были ли примеры, вызвавшие
затруднения?
Д: да, 4 пример.
У: обратимся к нему чуть позже, меняемся тетрадями с соседом , оцениваем выполнение
задания без 4 примера. Какие правила пришлось вспомнить, чтобы справиться с заданием?
Д: рассказывают правила употребления НЕ и Ни.
У: на какие правила не было примеров?
Д: не кто иной, как… не что иное, как… риторический вопрос, не раз в значении много раз.
У: придумайте примеры, иллюстрирующие эти правила.
Д: Это был не кто иной, как Александр Матросов. Кто не гордится героями Великой
Отечественной войны? Не раз советские солдаты демонстрировали примеры героизма и
небывалого мужества. У: обратимся к 4 примеру, он вызвал некоторые затруднения, постараемся их разрешить.
Запишем пример в тетрадь. Охарактеризуйте предложение по количеству грамматических
основ. Знаем ли мы о правописании частиц Не и Ни в сложном предложении? Давайте
узнаем о правописании отрицательных частиц в сложном предложении.
Исследование языкового материала.
Работаем в группах по четыре человека. Задача понять, почему в одном случае в сложном
предложении пишется Не, а в другим – Ни.
НЕ
Кто не чтит память о героях ВОв, недостоин
называться человеком.
НИ
Когда ни придёшь к обелиску, всегда видишь
цветы, лежащие на гранитных плитах, как
дань уважения и памяти.
Д: в первом примере отрицание, во втором – утверждение.
У: какой можно сделать вывод?
Д: в сложноподчинённом предложении, имеющем значение отрицания, пишется Не. Если
сложное предложение имеет утвердительное значение, пишется частица Ни. Её можно
убрать.
У: вернемся к записанному примеру. Подумаем о смысле высказывания.
Д: Она молчит, о чём Н…. спросишь.. Ты спрашиваешь? Да, но она молчит.
Утвердительное значение, пишем НИ.
У: закрепим полученные знания.
Объяснительный диктант.
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух,
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А родину сберег.
( М. Исаковский)
У: выразительно прочитайте стихотворение, сформулируйте позицию автора. Объясните
правописание частиц Не и НИ.
Д: первые примеры утверждение в сложном предложении. Последний пример отрицание.
У: прошло 70 лет с окончания войны, но попрежнему рвутся в небо обелиски. Но зачем?
Опять война, опять блокада...
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить». ( «Память – наша совесть» Ю. Воронов)
У: что бы вы ответили тем, кто так считает?
Итоги урока.
О чем заставил задуматься сегодняшний урок? Что повторили, что узнали нового, что
осталось непонятным?
Домашнее задание. ( на выбор)
1. упражнение по учебнику.
2. сочинение «Память – наша совесть.
.
Правописание отрицательных частиц
Правописание отрицательных частиц
Правописание отрицательных частиц
Правописание отрицательных частиц
Правописание отрицательных частиц
Правописание отрицательных частиц
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.