Правописание отрицательных частиц
Оценка 4.9

Правописание отрицательных частиц

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
09.06.2017
Правописание отрицательных частиц
Урок по теме "Правописание отрицательных частиц" проводится в 7 классе, он целиком построен на текстах о Великой Отечественной войне и формирует не только правописные навыки, но и гражданскую позицию, уважение к защитникам Родины.Урок содержит словарно-орфографическую работу, работу с текстом. В качестве домашнего задания предлагается написать сочинение- рассуждение на тему памяти.Подробный конспект урока.
Статья DOC..doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя  школа № 57 города Ульяновска» Урок по теме «Правописание частиц Не и Ни» 7 класс Организационный момент. (На перемене звучат песни «Ах, война, что ты сделала подлая», «День победы»).  Здравствуйте ребята, садитесь. Оформим записи в тетради (число, классная работа). Я  прошу вас самостоятельно сформулировать тему урока, прослушав стихотворение  Самуила Яковлевича Маршака. Мне рассказывал смоленский паренек:  ­ В нашей школе деревенской  Шел урок.  Проходили мы частицы  'Не' и 'ни'.  А в селе стояли фрицы  В эти дни.  Обобрали наши школы  И дома.  Наша школа стала голой,  Как тюрьма.  Из ворот избы соседской  Угловой  К нам в окно глядел немецкий  Часовой.  И сказал учитель: 'Фразу  Дайте мне,  Чтобы в ней встречались сразу  'Ни' и 'не'.'  Мы взглянули на солдата  У ворот  И сказали: 'От расплаты  НИ один фашист проклятый  НЕ уйдет!'  Дети: тема «Правописание частиц НЕ и НИ», разговор пойдёт о Великой Отечественной  войне. Учитель: запишите тему в тетрадь. Учитель: сформулируйте цели урока. Дети: закрепить умение правильно писать НЕ и НИ, уметь объяснять выбор частиц НЕ и  НИ,  вспомнить о событиях ВОв. У: на прошлых занятиях мы знакомились с отрицательными частицами НЕ и НИ, учились  правильно писать эти частицы, учитывая правила. Проверим, насколько хорошо мы  овладели умениями правописания этих частиц.  Начнём урок с осложненного списывания. ( подготовленный ученик выразительно читает стихотворение).Сформулируйте задание. Д: записать текст, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Готовиться  обосновать выбор орфограммы, подумать о теме и идее стихотворения.                     Осложнённое списывание.  «(Н…) кто н… забыт и (н…) что н… забыто.» ­ Г…рящая надп…сь на об…лиске. П…блёкшими лист…ями ветер игра…т И снегом х…лодным венки засыпа…т. Но словно огонь у п…днож…я – гвоздика. (Н…) кто н… забыт и (н…) что н… забыто!                                              (А. Шамарин) У: объясните правописание орфограмм и пунктограмм. «Никто не забыт и ничто не  забыто.» ­  Горящая надпись на обелиске. Поблёкшими листьями ветер играет И снегом холодным венки засыпает. Но,  словно огонь,  у подножья – гвоздика. Никто не  забыт и  ничто не забыто!                                              (А. Шамарин) У: написание какого слова вызвало затруднения? Д:   обелиск. У: возьмём это слово для словарной работы.      Словарно­ орфографическая работа. ОБЕЛИКС­ греч. обелос «клинок»                                Букв. «островерхий столб» ОБЕЛИСКОВЫЙ                                  Обелиск­ памятник в виде гранёного, сужающегося кверху столба. ( учащимся демонстрируется обелиск в городе Ульяновск) У: ребята, знаком вам этот памятник? Д: это Обелиск, он находится в центре города Ульяновск, на улице Гончарова, построен в  честь 30­летия Великой Победы. У: придумайте предложение, включив в него изучаемое словарное слово. Д: К подножию обелиска мы возложили цветы. Обелиск­ это память о героях Великой  Отечественной войны. У: подведём итоги словарной работы. Вернёмся к стихотворению Шамарина. Прочитайте  его ещё раз. В чем особенность композиции произведения? Какую роль играет кольцевая  композиция? В повторяющемся предложении выражается идея стихотворения. Хотя ВОВ и закончилась  70 лет назад, мы помним и чтим героев войны и простых жителей, вставших на защиту  Отчизны. Память должна жить вечно. У: вы правы, память – это самое дорогое, что у нас есть, именно она позволяет нам  оставаться людьми, ощущать себя частью великой истории. Сегодня на уроке мы будем  вспоминать о ВОв, а строчки из стихотворений известных поэтов помогут нам окунуться в  атмосферу 1941­45 годов.                                    Работа на карточках ( с последующей взаимопроверкой). Задание: вставьте пропущенные частицы НЕ или НИ, укажите  условие выбора частицы. 1) Бой идёт святой и правый,     Смертный бой ____ ради славы,     Ради жизни на земле.            (А. Твардовский «Василий Тёркин») Условие выбора частицы:______________ 2) Нет, ____ прячьтесь вы, будьте высокими,                          ____  жалейте ____пуль, ___ гранат.    И себя ____  щадите    И всё­таки     Постарайтесь вернуться назад.       (Б. Окуджава «До свидания, мальчики») Условие выбора частицы:_________________                                             __________________ 3) По щеке его ____ разу     ___  проложила путь слеза.     Должно быть слишком много сразу     Увидели его глаза.                              (С. Михалков «Десятилетний человек») Условие выбора частицы:_________________                                             __________________ 4) Глаза девчонки семилетней     Как два померкших огонька.     Она молчит, о чём ____ спросишь,     Пошутишь с ней – молчит в ответ.                                                           (А. Барто «Глаза девчонки семилетней») Условие выбора частицы:_________________                                              5) Грохочет тринадцатый день войны,     Вздымаются взрывы, слепят ракеты,     И нет ____секунды для тишины.                                                                   (Э. Асадов «Грохочет тринадцатый день войны») Условие выбора частицы:_________________                                              6) От голода ___ мог ____ плакать громко,      Ты этого ____ помнишь ничего.      Едва живым нашли тебя в обломках      Девчата из дружины ПВО.                 (И. Ринк «Мальчик из блокады») Условие выбора частицы:_________________                                             __________________ У: подготовьте выразительное чтение любого стихотворного отрывка, который вам  понравился больше. Какими чувствами проникнуты эти стихотворные строки, о чём они  заставили вас задуматься? Проверим выполнение работы. Были ли примеры, вызвавшие  затруднения? Д: да, 4 пример.  У: обратимся к нему чуть позже, меняемся тетрадями с соседом , оцениваем выполнение  задания без 4 примера. Какие правила пришлось вспомнить, чтобы справиться с заданием? Д: рассказывают правила употребления НЕ и Ни. У: на какие правила не было примеров? Д: не кто иной, как… не что иное, как… риторический вопрос, не раз в значении много раз. У: придумайте примеры, иллюстрирующие эти правила. Д: Это был не  кто иной, как Александр Матросов. Кто не гордится героями Великой  Отечественной войны? Не раз советские солдаты демонстрировали примеры героизма и  небывалого мужества. У: обратимся к 4 примеру, он вызвал некоторые затруднения, постараемся их разрешить.  Запишем пример в тетрадь. Охарактеризуйте предложение по количеству грамматических  основ. Знаем ли мы о правописании частиц Не и Ни в сложном предложении? Давайте  узнаем о правописании отрицательных частиц в сложном предложении.    Исследование языкового материала. Работаем в группах по четыре человека. Задача­ понять, почему в одном случае в сложном  предложении пишется Не, а в другим – Ни.                  НЕ Кто не чтит память о героях ВОв, недостоин  называться человеком.               НИ Когда ни придёшь к обелиску, всегда видишь цветы, лежащие на гранитных плитах, как  дань уважения и памяти. Д: в первом примере отрицание, во втором – утверждение. У: какой можно сделать вывод? Д: в сложноподчинённом предложении, имеющем значение отрицания, пишется Не. Если  сложное предложение имеет утвердительное значение, пишется частица Ни. Её можно  убрать. У: вернемся к записанному примеру. Подумаем о смысле высказывания. Д: Она молчит, о чём Н…. спросишь.. Ты спрашиваешь? Да, но она молчит.  Утвердительное значение, пишем НИ.  У: закрепим полученные знания.                          Объяснительный диктант. Куда б ни шел, ни ехал ты, Но здесь остановись, Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись. Кто б ни был ты ­ рыбак, шахтер, Ученый иль пастух,­ Навек запомни: здесь лежит Твой самый лучший друг. И для тебя и для меня Он сделал все, что мог: Себя в бою не пожалел, А родину сберег.                                 ( М. Исаковский) У: выразительно прочитайте стихотворение, сформулируйте позицию автора. Объясните  правописание частиц Не и НИ. Д: первые примеры­ утверждение в сложном предложении. Последний пример­ отрицание.  У: прошло 70 лет с окончания войны, но по­прежнему рвутся в небо обелиски. Но зачем? Опять война, опять блокада...  А может, нам о них забыть? Я слышу иногда: «Не надо,  Не надо раны бередить». ( «Память – наша совесть» Ю. Воронов) У: что бы вы ответили тем, кто так считает? Итоги урока. О чем заставил задуматься сегодняшний урок? Что повторили, что узнали нового, что  осталось непонятным? Домашнее задание. ( на выбор) 1. упражнение по учебнику. 2. сочинение «Память – наша совесть. .

Правописание отрицательных частиц

Правописание отрицательных частиц

Правописание отрицательных частиц

Правописание отрицательных частиц

Правописание отрицательных частиц

Правописание отрицательных частиц

Правописание отрицательных частиц

Правописание отрицательных частиц

Правописание отрицательных частиц

Правописание отрицательных частиц

Правописание отрицательных частиц

Правописание отрицательных частиц
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017