«Правописание слов с безударными гласными в корне. Проект «Там чудеса, там леший бродит…»
Оценка 5

«Правописание слов с безударными гласными в корне. Проект «Там чудеса, там леший бродит…»

Оценка 5
Аудио +1
doc
русский язык
3 кл
08.11.2018
«Правописание слов с безударными гласными в корне. Проект «Там чудеса, там леший бродит…»
Ауди сказка
план урока.doc
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа пос. Подгорный муниципального района Кинель­Черкасский Самарской области  Открытый урок   по русскому языку в 3 классе  «Правописание слов с безударными гласными в корне. Проект «Там чудеса, там леший бродит…»                                                      Подготовил: ГБОУ ООШ пос. Подгорный                                                                          учитель начальных классов                                                                  Попова Нина Сергеевна       2013 год Тема урока: Правописание слов с безударными гласными в корне. Проект «Там чудеса, там леший бродит…». Цель:  1.создать условия для закрепления  знаний о безударных гласных в корне и способах проверки безударного гласного в слабой позиции; 2. Развивать устную и письменную речь обучающихся, умение делать выводы, обобщать, умение сотрудничать. Место урока в системе уроков данного раздела: 8 урок в разделе «Правописание частей слова»,  Тип урока: закрепление изученного Основные термины и понятия: орфограмма, проверяемое слово, проверочное слово, корень слова, сказка, волшебная, бытовая, о животных, проект. Межпредметные связи: русский язык и литературное чтение Оборудование:  интерактивная   доска,   упражнения   на   электронном   носителе,   сигнальные   карточки,   презентация   к   теме   урока,   рабочие тетради, презентация к теме урока, тест, оценочный лист для учащихся Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая УУД: Личностные: умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; Регулятивные:  наблюдать  за написанием и произношением слов из старославянского языка в русском языке,  формулировать и удерживать учебную задачу, уметь  строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; Познавательные: подбирать слова с указанными орфограммами, использовать общие приемы решения задач; поиск и выделение необходимой  информации из рисунков и схем; Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения, проявление устойчивого интереса к общению и групповой работе, строить монологическое высказывание. Планируемые результаты: развивать умение подбирать проверочные слова для слов с двумя безударными гласными в корне, распознавать и правильно писать слова с проверяемыми и не проверяемыми ударением безударными гласными. Знание:  слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке Умение:  подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне Навык:  работа с о страничкой для любознательных, формирование уважительного отношения к языку Ход урока:  1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. 2.Постановка учебной задачи. Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы ­ Прослушайте: (ауди отрывки из  сказок «Василиса Прекрасная», «Волшебное яблочко», «Зайкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Баба­ яга», «Вершки и корешки»).  ­ Перед вами лежат названия данных произведений, поставьте номера по порядку прослушанных сказок. ⃝  «Василиса Прекрасная»                               ⃝  «Вершки и корешки»                                     ⃝  «Баба Яга»                                                        ⃝  «Волшебное яблочко»                                     ⃝  «Зайкина избушка»                                            ⃝ «Теремок»                                                       ­ Какой жанр устного народного творчества прозвучал? ­ Какую тему мы продолжаем изучать по литературному чтению? (Устное народное творчество: сказки) ­ Устно подберите проверочные слова и покажите пропущенные буквы: х…дить, д…ржать, д…рить, д…л…ко. ­ Какую тему  изучаем по русскому языку? (Безударный хитрый гласный в корне) ­ Речь пойдёт о «следах» старославянского языка в русском языке, такие слова часто встречаются в сказках, в стихах. План работы:  1. теория «следы» старославянского языка в русском языке;  2. практическая деятельность (выполнение упражнений);  3. защита проекта;  4. тестирование;  5. оценка деятельности. 4.Практическая деятельность. ­ Прослушайте страничку для любознательных. (Электронное приложение) ­ Из какой сказки этот отрывок? ­ Выполним упражнение со старославянскими словами. Называйте сочетания присущие старославянскому языку и сочетания исконно русским словам. (Электронное приложение) ­ Словарная работа: золото, позолота, золотой, золотник. Подчеркни проверяемые слова. ­ Упражнение 206. Прочитайте. Найдите слова из старославянского языка, назовите соответствующие русские слова. 5. Защита проекта «Там чудеса, там леший бродит…» 1 слайд.  Проект­исследование  «Там чудеса, там леший  бродит…». Сказки ... Услышав это слово, мы сами  того не замечая, мысленно переносимся в волшебный мир… У каждого из нас своя любимая сказка, и пришла она к нам из раннего детства.  2 слайд. Я свою первую сказку помню от бабушки. Рассказала она сказку «Гуси – лебеди». Я даже сейчас помню, что мне было и интересно и страшно. С тех пор я очень люблю сказки.  3 кадр. В прошлом году изучая тему «Устное народное творчество» мы и мама Крыгина Артёма выполнили избушку на курьих ножках. В этом  году   –  поделку   Лешего.   Нам  стало   любопытно   изучить  некоторых   отрицательных   героев,   ведь   в  них   так  много   таинственного   и загадочного. Так появилась тема нашей научно­исследовательской работы «Там чудеса, там леший бродит…».                              4 слайд. Цель: Выявить роль отрицательных героев в русских народных сказках на примере образа Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Лешего. Задачи:                                                                                                                                                                                                                    познакомиться с русским фольклором, изучить героев русских народных сказок,                                                          провести анализ поведения Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Лешего, рассмотреть образы отрицательных героев как неотъемлемую часть сказки.  Актуальность темы: «Сказка – ложь, да в ней намек…», поэтому очень важно знать мудрость сказки и уметь использовать ее уроки в  повседневной жизни. Объект исследования: герои русских народных сказок Баба Яга, Кощей Бессмертный, Леший. Методы исследования: работа с информационным источником, социологическое исследование, анализ и обобщение информации. 5 слайд. I. «Что такое сказка?» 6 слайд. Слово «сказка» в его современном смысле появилось только в 17 веке. До этого говорили «байка» или «басень» (от слова «баять» – рассказывать). Сказки на Руси известны с древних времен. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе. 7 слайд. Сказки бывают нескольких видов.  8 слайд. Самым древним видом являются сказки о животных. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив. Другой вид – это бытовые сказки – герои этих сказок – крестьянин, солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости. И третий вид – волшебные сказки­герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Но одно объединяет их – это то, что каждая сказка, вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. 9 слайд.  В первой  половине  XVII века  были  записаны  10 сказок для английского  путешественника Коллинга.  В XVIII веке появилось несколько сборников сказок: «Сказка о цыгане»; «Сказка о воре Тимошке». Важное значение получил общерусский сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» (1855 – 1965): в него входят сказки, бытовавшие во многих краях России. 10 слайд. А для чего нужна сказка? В свободной энциклопедии «Википедия» интернета, говорится, что сказка нужна для обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, воспитывает достойное отношение к другим людям и уважение к своим предкам. Так как эту энциклопедию может редактировать каждый, перед нами возникла еще одна задача – проверить данную информацию. Мы   решили   провести   социологический   опрос   среди   сверстников   и   взрослого   населения.   Выводы   по   первым   двум   вопросам   нашего исследования мы выяснили, что для взрослых сказка – это мудрость, а для моих сверстников – волшебство, фантазия. Также взрослые отмечают, что сказка нужна как урок, пример поведения, а дети говорят, что сказка нужна для удовольствия и развития. Как мы можем заметить, результаты опросника не противоречат определению сказки энциклопедии «Википедии», значит информация действительна.  2. «Злодеи» русских сказок 11 слайд. Герои русских народных сказок – сколько их? Точного числа мы нигде не нашли, а когда стали считать, то поняли, ведь все сказки мы просто не в силах охватить, сказки читай, читай, не перечитать, не стоит забывать о том, что сказка к нам пришла с древней Руси. Героев сказок очень много, каждый из них выполняет свою важную роль в сказке. Очень нам понравились волшебные сказки, интересны герои с нечистой силой, в них много загадочного и таинственного. А какие герои сказок нравятся моим сверстникам и взрослым, я узнал из моего опросника? Оказалось, большая часть опрошенных, любят добрых и сильных героев. Однако, интересно узнать, почему герои с нечистой силой коварные и злые? 12 слайд.  В процессе изучения сказок, мы выяснили, что перед тем, как начать свой путь по изучению таинственного мира, необходимо спросить разрешения у древней и могущественной богини, ибо без нее никто не вправе вступить в потаенный мир. А живет она в глухом лесу, в избушке «»на курьих ножках«» и зовут ее Баба Яга. По русским народным сказкам мы знаем ее как злую, уродливую и сварливую старуху – волшебницу. Когда­то, давным­давно, у наших предков­славян Баба Яга была могущественной богиней: хозяйкой леса, зверей и царства мертвых. Ее избушка считалась входом, вратами в нижнее, подземное царство – НАВЬ. Ее избушка была сторожевой заставой на границе между миром живых людей и миром мертвых. И эту границу ревностно охраняла от посторонних Баба Яга. Герой­путешественник, приходящий в Навь в поисках мудрости и счастья, представал перед Бабой Ягой, и она решала, достоин ли он, быть посвященным в тайные знания или должен умереть за дерзость. Но как бы не злилась Баба Яга, она должна спросить путника: «Кто ты, добрый молодец, зачем пожаловал: дело пытаешь, аль от дела лытаешь?». И только после этого Баба Яга может испытать гостя мудрыми загадками. Тех, что не отгадали загадки, варят в котле или сажают в печь на огромной лопате. А если молодец проявил ум и смекалку – укажет ему Баба Яга путь­дорогу в Тридевятое царство, да еще и одарит чудесными вещами. Здесь она уже выступает, как добрая богиня, мудрая наставница и дарительница. 13 слайд. Познакомившись с древней волшебницей, мы приступили к изучению других сказочных существ. А вы знаете, что лес населяют не только звери и птицы, но и множество духов, которые следят за человеком, проникшим в их владения? Царем, хозяином леса считается Леший. С виду Леший похож на человека. Но приглядитесь, и заметите, что в его одежде все перепутано. Тулуп вывернут наизнанку. Левый лапоть одет на правую ногу. Глаза у него зеленые, как мох, а по ночам горят, как два светлячка. Бровей и ресниц у него нет, а также нет и правого уха. Осенью Леший буянит и куролесит в лесу, а зимой спит до весны. Живет он обычно в буреломе или старом дупле. Показывается и исчезает внезапно. Хлопает в ладоши, свищет, аукает. Может превратиться в любого зверя или растение. А то прикинется стариком, путником. Если вы пришли в лес с добрыми намерениями, уважительно к зверью и лесу относитесь, то он вас не тронет. Над боязливым и робким человеком  он подшутит. Но если вы ему чем­то не понравились  – берегитесь,  заблудитесь.  Недаром говорят: «Леший водит!» Непочтительных он в чащу заведет да там и оставит одних – так и пропадут в дебрях, не выберутся. 14 слайд. А еще мы представляем вам героя нечести, который, как правило, является самым могущественным – это Кощей Бессмертный. Кощей Бессмертный – хранитель Царства мёртвых. В древнеславянском языке слово «кошть» или «кошь» означало сухой, тощий. От него, видимо, произошло современное слово «кость». Кощей посылал на землю засуху, иссушал её, делал бесплодной. Его изображают обычно в виде скелета в чёрном плаще. Это исключительно творящий зло персонаж. В современном русском языке сохранились слова «кощунствовать» – творить зло и «костерить» – ругать. Смерть Кощея спрятана так далеко, что его называют бессмертным. «На море­океане, на острове Буяне стоит дуб, на дубу – сук, на суку – сундук, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – игла, на конце иглы – смерть Кощея». Много добрых молодцев сгинуло, добывая смерть кощееву. 15   слайд.  Рассмотрев   образы   отрицательных   героев,   можно   сделать   следующий   вывод:   Баба–Яга   и   Леший   защищают   и   берегут   свою территорию от чужаков, а если видят перед собой силу, мудрость и доброжелательность, даже оказывают помощь. А вот Кощей Бессмертный ни при каких условиях не идет навстречу герою. 16 слайд. Наше социологическое исследование подтвердило тот факт, что сто процентный злодей – это Кощей Бессмертный. 17 слайд. Выводы В результате нашей исследовательской работы, изучив героев русских народных сказок, проведя анализ поведения Бабы­Яги, Лешего, Кощея Бессмертного я понял, что герои с нечистой силой на самом деле не такие уж злые и коварные, просто они требуют особого отношения к себе, ведь человек вторгается в их мир, а они только защищаются. Наша   работа   необходима   для   дальнейшего   изучения   русского   народного   творчества   и   мифологии.   В   будущем   я   хочу   продолжить исследования, чтобы подробно узнать о сказочных существах из моей энциклопедии – Водяном, Баннике, Домовом, Кикиморе. 18, 19 слайды. 6. Тестирование. Вопросы из PROklass. Отметь галочкой: какой вопрос вызвал затруднение, самый интересный вопрос – кружочком.   7. Итог урока. Оценка своей деятельности учащимися на уроке. Оцените себя на данном уроке. 8. Домашнее задание: упражнение 207, по внеклассному чтению прочитать бытовую сказку.

«Правописание слов с безударными гласными в корне. Проект «Там чудеса, там леший бродит…»

«Правописание слов с безударными гласными в корне. Проект «Там чудеса, там леший бродит…»

«Правописание слов с безударными гласными в корне. Проект «Там чудеса, там леший бродит…»

«Правописание слов с безударными гласными в корне. Проект «Там чудеса, там леший бродит…»

«Правописание слов с безударными гласными в корне. Проект «Там чудеса, там леший бродит…»

«Правописание слов с безударными гласными в корне. Проект «Там чудеса, там леший бродит…»

«Правописание слов с безударными гласными в корне. Проект «Там чудеса, там леший бродит…»

«Правописание слов с безударными гласными в корне. Проект «Там чудеса, там леший бродит…»

«Правописание слов с безударными гласными в корне. Проект «Там чудеса, там леший бродит…»

«Правописание слов с безударными гласными в корне. Проект «Там чудеса, там леший бродит…»

«Правописание слов с безударными гласными в корне. Проект «Там чудеса, там леший бродит…»

«Правописание слов с безударными гласными в корне. Проект «Там чудеса, там леший бродит…»

«Правописание слов с безударными гласными в корне. Проект «Там чудеса, там леший бродит…»

«Правописание слов с безударными гласными в корне. Проект «Там чудеса, там леший бродит…»

«Правописание слов с безударными гласными в корне. Проект «Там чудеса, там леший бродит…»

«Правописание слов с безударными гласными в корне. Проект «Там чудеса, там леший бродит…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2018