«Правописание удвоенных согласных»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала урок . Жарая.docx
­ Здравствуйте.  Ребята, сегодня урок у вас проведу я, зовут меня Марина  Владимировна. ­ Повернулись к гостям, поздоровались. Сели. ­ Рассказать секреты слова                                                                   Я для вас всегда готова.  Но на уроке будь готов  Сам раскрыть секреты слов. – Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе. Предлагаю вашему вниманию слова                  (на доске: группа, зимний, рассказ, лунный)  ­ Прочитайте их. ­ Назовите лишнее слово. (убрать слово­ зимний) ­ Что общего у остальных слов? (две согласные) ­ Сформулируйте тему урока. Удвоенные согласные. ­ Какую цель поставим?                        Узнать, когда пишутся удвоенные согласные.                       Научиться писать, определять слова с удвоенными согласными. ­ Цель мы перед собой поставили и сегодня мы отправимся в город под  названием «Удвоенные согласные». Вы будете не просто путешественниками,  а исследователями слов. ­ Итак, в какой части слова находится удвоенная согласная в словах  на  доске?. ­ Какое задание предложите для этой работы? (разбор слова по составу) ­ Что нужно уметь хорошо делать для выполнения этого задания?   (Находить в слове окончание, корень,  приставку и суффикс)  ­ Что мы повторим этим заданием?  Алгоритм разбора слова по составу. 1) Выдели окончание.2) Выдели корень. 3) Выдели суффикс. 4) Выдели приставку .   5) Выдели основу слова .               ­ Как определить в слове окончание? Изменить форму слова, т.к.   окончание – это изменяемая часть слова. ­ Как найти корень?  Подобрать однокоренные слова.  ­ Как найти приставку? Стоит перед корнем ­ Как найти суффикс? Стоит после корня.  ­ Как найти основу? Часть слова без окончания. ­ Слова с удвоенными согласными запишем в таблицу карточки­помощницы  ________________ цвета. Прочитайте её.  Разбор первого слова одного ученика у доски. Группа­группы­окончание­ы Группа­групповой­ корень­групп Основа слова групп. ­ В какой части слова находится удвоенная согласная? (В корне) ­ В какой строке запишем слово и разберем по составу? (в первой ­ в корне  слова).  ­ Подчеркните удвоенные согласные ­Как проверить удвоенную согласную в корне? (по словарю) ­ Значить написание слова с удвоенной согласной в корне – это….  ОРФОГРАММА Разбор слова рассказ: Рассказ­рассказы­окончание­нулевоеРассказ­рассказать­сказать­сказка­сказ­корень­сказ Приставка­рас Основа­рассказ ­Где находится удвоенная согласная в слове рассказ? (в приставке и корне) ­Как называется место, где соединяются, сходятся два конца, края чего­ нибудь?  СТЫК ­ На стыке каких частей слова находятся удвоенные согласные? (На стыке  приставки и корня) ­ Запишите слово с разбором по составу для второго примера. Подчеркните  удвоенную согласную. ­ Сделаем вывод: двойные согласные пишутся на стыке приставки и  корня, если приставка заканчивается, а корень начинается одной и той  же согласной буквой. Разбор слова лунный. Лунный­лунная­окончание­ый Лунный­луна­корень­лун Суффикс­н Основа­лунн ­ На стыке каких частей слова находятся удвоенные согласные? (На стыке  корня и суффикса) ­ Запишите слово, разберите его по составу для третьего примера.  Подчеркните удвоенные согласные.Сделаем вывод: двойные согласные пишутся на стыке корня и суффикса, если корень заканчивается, а суффикс начинается одной и той же  согласной буквой. Вывод: где в слове встречается удвоенная согласная? (удвоенные согласные в словах встречаются в корне слова, на стыке приставки и корня, на стыке  корня и суффикса) ­ Молодцы! Вы довольны своей работой? ­ Тогда предлагаю потренироваться. Задания «Юного  исследователя»  на листе­карточки  .   ­ Прочитайте слова первого задания:  Беззвездный, теннис, ввозить, аккуратный, коллектив, осинник. ­ Что общего у слов? (удвоенные согласные) ­ Какое задание можете предложить? (Распределить слова на группы по  месту написания удвоенной согласной в части слова) ­ Группы слов запишем в три столбика. Как записываем слова в столбике? (с  маленькой буквы, кроме имен собственнных, без запятых) ­ Сколько выделим групп? (Три) ­ По какому признаку определим группы? (по месту удвоенной согласной в  части слова) ­ Назовите группы? (Удвоенные согласные в корне, на стыке приставки и  корня, на стыке корня и суффикса) ­ Как графически обозначим первую группу? (выделим корень) ­ Как графически обозначим вторую группу? (выделим приставку и корень) ­ Как графически обозначим третью группу? (выделим корень и суффикс)­ Составим алгоритм работы. Алгоритм работы: 1. Прочитай слово. 2. Выдели корень. 3. Выдели приставку (суффикс) 4. Определи место удвоенной согласной. Сделай вывод. 5. Запиши слово.  *** Самостоятельная работа в тетради, записать слова по столбикам,  подчеркнуть удвоенную согласную, разобрать слова по составу. ­ Докажите, что у слов первого столбика удвоенная согласная находится в  корне. теннис­теннисный­  аккуратный­аккуратность ­Докажите, что у слов второго столбика удвоенная согласная находится на  стыке приставки и корня. беззвездный­ зведный ввозить­увозить, перевозить  ­Докажите, что у слов третьего столбика удвоенная согласная находится на  стыке корня и суффикса. картинный­картина  осинник­осина Физминутка. ­ Встаньте, пожалуйста. Определите на слух слова с удвоенными согласными,  поднимая при этом руки вверх и хлопая два раза в ладоши.Спросите, не повысив тона:  Что больше, центнер или тонна?   Необходимы соль и крупы, Чтоб кашу наварить для группы.  Кто получит низкий балл,  Не придёт на школьный бал. Радиоволна идёт сквозь стену. Мы её поймаем на антенну.  Если пьёте в школе квас, Не забрызгайте весь класс.  Если в доме много сора, Может в доме вспыхнуть ссора.  Приятнее найти под ёлкой гриб, Чем получить ангину или грипп.  ­ Каким образом на слух определили удвоенные согласные? (Произносились  долго) ­ Всегда ли удвоенные согласные произносятся долго? (да, Нет) ­ Проверим это. ­ Выполним задание 2. Прочитайте. 1) Если в доме много (с,с с)ора,  Может в доме вспыхнуть (с, сс)ора. – В чём сходство и различие слов сора и ссора?  ­ Назовите синоним слова сор.  – Объясните их значение (сор — мусор, ссора — разлад, разногласие) 2) Спросите, не повысив то (н, нн)а: Что больше центнер или то (н, нн)а?­ Как определить в каких словах, сходных по звучанию, надо писать двойные  согласные, а в каких – нет? (знать лексическое значение слова) Тон­ звук определенной высоты звучания. Тонна­ мера веса. 3) Кто получит низкий ба (л, лл),  Не придёт на школьный ба (л, лл). Бал­ маскарад, танцевальный вечер Балл­ цифровая отметка успехов в учебе, спорте ­ Подчеркни только те буквы, которые надо вставить в слова. Проверь себя по слайду – Всегда ли двойные согласные произносятся долго? (Нет, поэтому не всегда можно определить по слуху, какую согласную нужно писать) ­ А как же тогда найти выход из ситуации?  Вывод. Знать лексическое значение слова.Обрати внимание: В словах галерея, юный, длина  нет удвоенной  согласной!     .  Происхождение слов   – А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными — это  ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными,  наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В  результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями  науки, культуры, но и заимствуют слова. АЛЛЕЯ заимствовано в 18 веке из  польского языка, где АЛЕЯ от французского АЛЛЕ, что значит — проход,  дорога. (Зачитать из словаря). Французское Русское Clаsse  Класс Професси я Группа Profession Gruppe– Есть еще один интересный факт — УДАРЕНИЕ во французских словах.  Почти во всех словах с двойными согласными, оно падает на последний слог.  Но есть и исключения из правил. МИЛЛИОН БАССЕЙН ШОССЕ КРОССВОРД Узнать о происхождении слов можно обратившись к специальному словарю,  который так и называется «Словарь иностранных слов» (показать).  А этимологический словарь (показать) подскажет, от какого слова  образовалось, или с каким выражением оно связано. – Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков,  поэтому их написание нужно запомнить. ­ Наш урок вышел на финишную прямую. Благодаря вашей пытливости,  наблюдательности вы открыли ещё одну маленькую тайну русского языка.  Попробуйте высказаться одним предложением о том, что узнали, и того, как  работали.   Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая  начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1.Сегодня я узнал… 2.Было интересно… 3.Было трудно… 4.Я выполнял задания… 5.Я понял, что… 6.Теперь я могу… 7.Я приобрел…8.Я научился… 9.У меня получилось… 10.Я смог… 11.Я попробую… 12.Мне захотелось… ­Я хочу выразить вам, дети, свою благодарность за активную работу, за ваши  горящие глаза.                Спасибо за урок. ­ Назовите тему урока. ­Какие цели ставили? ­Что узнали? ­Чему научились? ­ Достигли ли мы поставленной цели? ­Какие задания показались наиболее интересными? ­ Какие затруднения испытывали на уроке? Приложение 1.  Карточка­помощница Удвоенные согласные встречаются Примеры 1. В корне слова. 2. На стыке приставки и корня.3. Не стыке корня и суффикса. Юный     исследователь Задание 1.      Беззвездный, теннис, ввозить, аккуратный, коллектив, осинник. Задание 2.  Прочитайте. 1) Если в доме много ( с, сс )ора,      Может в доме вспыхнуть ( с, сс )ора. 2) Спросите, не повысив то ( н, нн )а:     Что больше центнер или то ( н, нн )а? 3) Кто получит низкий ба ( л, лл ),      Не придёт на школьный ба ( л, лл ).   ­ Подчеркни только те буквы, которые надо вставить в слова.