Здравствуйте. Ребята, сегодня урок у вас проведу я, зовут меня Марина
Владимировна. Повернулись к гостям, поздоровались. Сели.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
– Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.
Предлагаю вашему вниманию слова
(на доске: группа, зимний, рассказ, лунный)
Прочитайте их.
Назовите лишнее слово. (убрать слово зимний)
Что общего у остальных слов? (две согласные)
Сформулируйте тему урока. Удвоенные согласные.
Какую цель поставим?
Узнать, когда пишутся удвоенные согласные.
Научиться писать, определять слова с удвоенными согласными.
Цель мы перед собой поставили и сегодня мы отправимся в город под
названием «Удвоенные согласные». Вы будете не просто путешественниками,
а исследователями слов.
Итак, в какой части слова находится удвоенная согласная в словах на
доске?.
Какое задание предложите для этой работы? (разбор слова по составу)
Что нужно уметь хорошо делать для выполнения этого задания?
(Находить в слове окончание, корень, приставку и суффикс)
Что мы повторим этим заданием?
Алгоритм разбора слова по составу.
1) Выдели окончание. 2) Выдели корень.
3) Выдели суффикс.
4) Выдели приставку .
5) Выдели основу слова .
Как определить в слове окончание? Изменить форму слова, т.к.
окончание – это изменяемая часть слова.
Как найти корень? Подобрать однокоренные слова.
Как найти приставку? Стоит перед корнем
Как найти суффикс? Стоит после корня.
Как найти основу? Часть слова без окончания.
Слова с удвоенными согласными запишем в таблицу карточкипомощницы
________________ цвета. Прочитайте её.
Разбор первого слова одного ученика у доски.
Группагруппыокончаниеы
Группагрупповой кореньгрупп
Основа слова групп.
В какой части слова находится удвоенная согласная? (В корне)
В какой строке запишем слово и разберем по составу? (в первой в корне
слова).
Подчеркните удвоенные согласные
Как проверить удвоенную согласную в корне? (по словарю)
Значить написание слова с удвоенной согласной в корне – это….
ОРФОГРАММА
Разбор слова рассказ:
Рассказрассказыокончаниенулевое Рассказрассказатьсказатьсказкасказкореньсказ
Приставкарас
Основарассказ
Где находится удвоенная согласная в слове рассказ? (в приставке и корне)
Как называется место, где соединяются, сходятся два конца, края чего
нибудь? СТЫК
На стыке каких частей слова находятся удвоенные согласные? (На стыке
приставки и корня)
Запишите слово с разбором по составу для второго примера. Подчеркните
удвоенную согласную.
Сделаем вывод: двойные согласные пишутся на стыке приставки и
корня, если приставка заканчивается, а корень начинается одной и той
же согласной буквой.
Разбор слова лунный.
Лунныйлуннаяокончаниеый
Лунныйлунакореньлун
Суффиксн
Основалунн
На стыке каких частей слова находятся удвоенные согласные? (На стыке
корня и суффикса)
Запишите слово, разберите его по составу для третьего примера.
Подчеркните удвоенные согласные. Сделаем вывод: двойные согласные пишутся на стыке корня и суффикса,
если корень заканчивается, а суффикс начинается одной и той же
согласной буквой.
Вывод: где в слове встречается удвоенная согласная? (удвоенные согласные в
словах встречаются в корне слова, на стыке приставки и корня, на стыке
корня и суффикса)
Молодцы! Вы довольны своей работой?
Тогда предлагаю потренироваться.
Задания «Юного исследователя» на листекарточки
.
Прочитайте слова первого задания:
Беззвездный, теннис, ввозить, аккуратный, коллектив, осинник.
Что общего у слов? (удвоенные согласные)
Какое задание можете предложить? (Распределить слова на группы по
месту написания удвоенной согласной в части слова)
Группы слов запишем в три столбика. Как записываем слова в столбике? (с
маленькой буквы, кроме имен собственнных, без запятых)
Сколько выделим групп? (Три)
По какому признаку определим группы? (по месту удвоенной согласной в
части слова)
Назовите группы? (Удвоенные согласные в корне, на стыке приставки и
корня, на стыке корня и суффикса)
Как графически обозначим первую группу? (выделим корень)
Как графически обозначим вторую группу? (выделим приставку и корень)
Как графически обозначим третью группу? (выделим корень и суффикс) Составим алгоритм работы.
Алгоритм работы:
1. Прочитай слово.
2. Выдели корень.
3. Выдели приставку (суффикс)
4. Определи место удвоенной согласной. Сделай вывод.
5. Запиши слово.
*** Самостоятельная работа в тетради, записать слова по столбикам,
подчеркнуть удвоенную согласную, разобрать слова по составу.
Докажите, что у слов первого столбика удвоенная согласная находится в
корне.
теннистеннисный
аккуратныйаккуратность
Докажите, что у слов второго столбика удвоенная согласная находится на
стыке приставки и корня.
беззвездный зведный
ввозитьувозить, перевозить
Докажите, что у слов третьего столбика удвоенная согласная находится на
стыке корня и суффикса.
картинныйкартина
осинникосина
Физминутка.
Встаньте, пожалуйста. Определите на слух слова с удвоенными согласными,
поднимая при этом руки вверх и хлопая два раза в ладоши. Спросите, не повысив тона:
Что больше, центнер или тонна?
Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
Кто получит низкий балл,
Не придёт на школьный бал.
Радиоволна идёт сквозь стену.
Мы её поймаем на антенну.
Если пьёте в школе квас,
Не забрызгайте весь класс.
Если в доме много сора,
Может в доме вспыхнуть ссора.
Приятнее найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп.
Каким образом на слух определили удвоенные согласные? (Произносились
долго)
Всегда ли удвоенные согласные произносятся долго? (да, Нет)
Проверим это. Выполним задание 2. Прочитайте.
1) Если в доме много (с,с с)ора,
Может в доме вспыхнуть (с, сс)ора.
– В чём сходство и различие слов сора и ссора?
Назовите синоним слова сор.
– Объясните их значение (сор — мусор, ссора — разлад, разногласие)
2) Спросите, не повысив то (н, нн)а:
Что больше центнер или то (н, нн)а? Как определить в каких словах, сходных по звучанию, надо писать двойные
согласные, а в каких – нет? (знать лексическое значение слова)
Тон звук определенной высоты звучания.
Тонна мера веса.
3) Кто получит низкий ба (л, лл),
Не придёт на школьный ба (л, лл).
Бал маскарад, танцевальный вечер
Балл цифровая отметка успехов в учебе, спорте
Подчеркни только те буквы, которые надо вставить в слова.
Проверь себя по слайду
– Всегда ли двойные согласные произносятся долго? (Нет, поэтому не всегда
можно определить по слуху, какую согласную нужно писать)
А как же тогда найти выход из ситуации?
Вывод. Знать лексическое значение слова. Обрати внимание: В словах галерея, юный, длина нет удвоенной
согласной!
.
Происхождение слов
– А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными — это
ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными,
наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В
результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями
науки, культуры, но и заимствуют слова. АЛЛЕЯ заимствовано в 18 веке из
польского языка, где АЛЕЯ от французского АЛЛЕ, что значит — проход,
дорога. (Зачитать из словаря).
Французское Русское
Clаsse
Класс
Професси
я
Группа
Profession
Gruppe – Есть еще один интересный факт — УДАРЕНИЕ во французских словах.
Почти во всех словах с двойными согласными, оно падает на последний слог.
Но есть и исключения из правил.
МИЛЛИОН
БАССЕЙН
ШОССЕ
КРОССВОРД
Узнать о происхождении слов можно обратившись к специальному словарю,
который так и называется «Словарь иностранных слов» (показать).
А этимологический словарь (показать) подскажет, от какого слова
образовалось, или с каким выражением оно связано.
– Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков,
поэтому их написание нужно запомнить.
Наш урок вышел на финишную прямую. Благодаря вашей пытливости,
наблюдательности вы открыли ещё одну маленькую тайну русского языка.
Попробуйте высказаться одним предложением о том, что узнали, и того, как
работали.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая
начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1.Сегодня я узнал…
2.Было интересно…
3.Было трудно…
4.Я выполнял задания…
5.Я понял, что…
6.Теперь я могу…
7.Я приобрел… 8.Я научился…
9.У меня получилось…
10.Я смог…
11.Я попробую…
12.Мне захотелось…
Я хочу выразить вам, дети, свою благодарность за активную работу, за ваши
горящие глаза. Спасибо за урок.
Назовите тему урока.
Какие цели ставили?
Что узнали?
Чему научились?
Достигли ли мы поставленной цели?
Какие задания показались наиболее интересными?
Какие затруднения испытывали на уроке?
Приложение 1.
Карточкапомощница
Удвоенные согласные
встречаются
Примеры
1. В корне слова.
2. На стыке приставки и корня. 3. Не стыке корня и суффикса.
Юный исследователь
Задание 1.
Беззвездный, теннис, ввозить, аккуратный, коллектив, осинник.
Задание 2. Прочитайте.
1) Если в доме много ( с, сс )ора,
Может в доме вспыхнуть ( с, сс )ора.
2) Спросите, не повысив то ( н, нн )а:
Что больше центнер или то ( н, нн )а?
3) Кто получит низкий ба ( л, лл ),
Не придёт на школьный ба ( л, лл ).
Подчеркни только те буквы, которые надо вставить в слова.
«Правописание удвоенных согласных»
«Правописание удвоенных согласных»
«Правописание удвоенных согласных»
«Правописание удвоенных согласных»
«Правописание удвоенных согласных»
«Правописание удвоенных согласных»
«Правописание удвоенных согласных»
«Правописание удвоенных согласных»
«Правописание удвоенных согласных»
«Правописание удвоенных согласных»
«Правописание удвоенных согласных»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.