Правополушарное рисование как способ оптимизации психологического состояния детей с ОВЗ

  • Особые потребности
  • docx
  • 27.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Опыт работы по методу Правополушарного рисования (интуитивное рисование) с детьми с ОВЗ. Подробное описание этапов формирования опыта с детьми, воспитывающихся в детском доме. Разработка адаптированной дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы художественной направленности для детей с ОВЗ. Программа предназначена для детей 10-16 лет, имеющих диагноз ЗПР.
Иконка файла материала Правополушарное рисование как способ оптимизации психологического состояния детей с ОВЗ.docx
ЧУ «Разуменский дом детства» «Правополушарное рисование как способ оптимизации психологического состояния детей с ОВЗ» Автор опыта: Жданова Елена Николаевна педагог дополнительного образования ЧУ «Разуменский дом детства» 2017 годЖданова Елена Николаевна           Содержание: I. Информация об опыте 1.1 Условия возникновения и становления опыта      3                       1.2 Актуальность опыта                                                 4 1.3 Ведущая педагогическая идея опыта                     5 1.4 Новизна педагогического опыта                             5 1.5 Этапы работы                                                            5 II.Технология опыта 2.1Цели и задачи                                                            6 2.2 Методы  и приёмы                                                   8 III. Результативность опыта 3.1 Результаты диагностики                                        10                                                                     IV. Библиографический список                               10 V. Приложение к опыту                                             11 Раздел I Информация об опыте. I.1  Условия возникновения и становления опыта. 2Жданова Елена Николаевна Арт­терапия (терапия искусством) — один из методов психологической работы,  использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в  интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком,  движением, рисованием. А для детей с ОВЗ ­ это единственный способ  заявить миру о себе  как о творческой личности. Арт­терапия способствует процессу осознания себя и своего  места в мире людей, предметов, явлений, даёт возможность отреагировать собственные  страхи, агрессию, внутренние конфликты. Одним из наиболее распространённых и  эффективных видов арт­терапии является изотерапия, где в качестве основного  психотерапевтического средства используется рисунок. В рамках изотерапии существует много интересных методик и техник. Я предлагаю в  качестве такой техники методику правополушарного рисования, которая имеет ряд  существенных преимуществ: 1.Она даёт возможность работать с любыми людьми, в том числе, детьми с ограниченными  возможностями здоровья. Даёт возможность использовать метод изотерапии у детей, «не  умеющих рисовать», и таким образом научить их отреагировать свои эмоциональные  проблемы. 2.Способствует оптимизации психического состояния ребёнка за счёт гармонизации работы  двух полушарий мозга и создаёт, таким образом, условия для развития творческого  мышления, а также – служит основой профилактики возникновения психических и  психосоматических заболеваний. 3.За счёт быстрой результативности повышает самооценку подростка, его уверенность в  себе, способствует пополнению эмоционального ресурса у детей со сниженной самооценкой  (замкнутых, неуверенных в себе), развитию позитивного мироощущения. 4.Даёт возможность работать и индивидуально, и в группе. У многих воспитанников детских домов стоит диагноз: задержка психического развития, а у  детей, которых  психологи, врачи, дефектологи, педагоги относят к понятию «норма»  имеются  ряд особенностей. Детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свойственны процессы  общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную,  волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности. У них наблюдается снижение познавательной активности, ограниченность кругозора,  ситуативность умственных действий, которая определяется либо предметным окружением,  либо прямыми указаниями взрослого, неразвитое воображение, отсутствие  целеустремлённости. Дети не умеют фантазировать, мечтать, их желания ограничены  сиюминутными потребностями. При этом отмечается целый набор негативных черт  характера: замкнутость, зависть, недоверие к людям и миру, болезненное честолюбие,  упрямство, эгоизм, агрессивность. 3Жданова Елена Николаевна 1.2 Актуальность опыта. Многочисленные исследования показали, что сироты, воспитывающиеся в детских домах и интернатах,   дети,   обделенные   вниманием   в   семье,   демонстрируют   тотальную   нехватку социальных   знаний   и   низкий   уровень   социальной   компетентности.   Как   следствие   ­ выстраивание привычных, негативных моделей семьи и планирования будущего, репродукция разрушительных для личности сценариев. Для этих категорий детской аудитории необходимы инновационные   инструменты   социализации,   которые   позволили   бы   сформировать необходимые компетенции. Инновационные   инструменты   реабилитации   и   социализации   необходимы   также   для воспитания   детей   с   ограниченными   возможностями   и   детей­инвалидов.   В   российском обществе   давно   назрела   необходимость   в   разрушении   негативных   образов   девиантного детства. В любой цивилизованной стране равные возможности инвалидов (людей с особыми потребностями) на получение образования, развитие, обучение являются их неотъемлемым правом.   Поэтому   создание   инструментов   для   комфортной   интеграции   детей   с   особыми потребностями в общество здоровых людей является актуальной задачей. В связи с этим, чрезвычайно   важным   является   использование   новых   методик   и   технологий   в   процессе реабилитации,   наличие   мягких   психолого­педагогических   инструментов,   комфортных   для психофизического состояния ослабленных детей, становится позитивным шагом в быстром и полноценном возвращении детей к обычной жизни. Под влиянием творческой реабилитации болезненные   проявления   детей   с   ОВЗ   будут   все   более   сглаживаться   и   растворяться   в процессе   активного   взаимодействия   его   с   окружающей   средой,   а   социально­адаптивные навыки   общения   уравновесят   отношения   с   людьми,   перед   которыми   ранее   он   испытывал неуверенность, робость, скованность. Прошлое с травмирующим опытом общения отступит, придет состояние равных возможностей и уверенности в своих силах, а это – уже состояния человека, адекватно взаимодействующего с миром. В качестве социально­реабилитирующей и терапевтической методики мною выбрана  методика правополушарного рисования. Суть этой методики очень проста и  эффективна. При подъеме активности правого полушария и балансировки его с уровнем  левого происходят уникальные вещи: производительность работы мозга увеличивается в 5  раз, повышается скорость принятия решений, включается режим вдохновения и  окрыленности, внутреннего спокойствия, гармонии, проявляющийся во всех областях  деятельности, что в разы улучшает уровень качества жизни ребёнка. Перепады настроения,  излишняя агрессивность, неустойчивость эмоционального состояния — все эти «прелести»  уходят под влиянием правополушарного рисования. Зато появляются: уверенность в своих  силах, возможность самоутвердиться и завести новых друзей. 1.3 Ведущей   педагогической   идеей  представляемого   опыта   является   организация   и координация   среды   для   творческой   реабилитации   воспитанников   детского   дома   с   ОВЗ, 4Жданова Елена Николаевна разработка   и   реализация   адаптированной   общеобразовательной   общеразвивающей дополнительной программы, основанную  на методе правополушарного рисования. 1.4       Новизна данного педагогического опыта Интуитивное   рисование   –   это   развитие   творческого   потенциала   и   творческого самовыражения.   Данный   метод   призван   развить   интуицию,   уравновесить   эмоциональное состояние, понять самого себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более яркой   и   красочной.    У   школьников   занятия   правополушарным   рисованием   повышают интерес   к учёбе,   они   становятся   спокойнее,   меньше   получают   стрессов,   легче   начинают реагировать   на трудности   и преграды.   Подростки   начинают   видеть   многовариантность решений, творчески подходить к жизненным задачам, обучаются владеть и верно направлять свои эмоции. Этапы опыта Работа над опытом охватывает период  с 2015 по 2017 годы. Данный период подразделяется на следующие этапы: I  .  Теоретическое изучение проблемы     ( подготовительный)  Сентябрь 2015 ­май 2016 года 1. Выбор темы. 2. Самообразование по теме (см. приложение №1) 4. Анализ и обработка материала. 5.Определение цели и задачи над темой.  6.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.  7.Прогнозирование результатов.   8.   Разработка дополнительной   общеобразовательной   общеразвивающей   программы   по правополушарному рисованию с детьми, имеющими отклонения в развитии. II. Основной этап Сентябрь 2016 ­ май 2017г 1.Внедрение педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы.  2.Формирование методического комплекса.  3.Отслеживание процесса текущих, промежуточных результатов.  4.Корректировка работы.    (этап реализации) III Заключительный этап (этап выхода из проекта). Июнь 2017 год 5Жданова Елена Николаевна 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы по теме самообразования. 3. Представление материалов.  На   первом   этапе   своей   работы   я   изучила   много   литературы,   касающейся   моей   темы. Главное,   что   мне   необходимо   было   выяснить:   как   метод   правополушарного   рисования влияет на  повышение качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Как определить   работу   полушария?   Как   влияет   данная   методика   на   улучшение психологического состояния ребенка? Как определить, когда в мозге включается нужная функция, и начинается именно правополушарное рисование?  Раздел II. Технологии  2.1 Цели и задачи. Цели: 1.Развить творческий мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья, с помощью  нетрадиционного метода интуитивного, или правополушарного рисования и сопутствующих  творческих методов. 2. Повысить качество жизни ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через  творческую реабилитацию. 3. Развить интуицию, уравновесить эмоциональное состояние, понять самого себя и через  творческое самовыражение сделать свою жизнь более яркой и красочной. Задачи: Обучающие: 1.     Освоить основные навыки правополушарного рисования. 2.     Воспринимать свет и тень. 3.     Воспринимать пространство. 4.     Определять соотношение предметов и их частей. 5.     Восприятие краев предмета. 6.     Рисование объектов по памяти. 7.     Рисовать с помощью воображения. Развивающие: 6Жданова Елена Николаевна 1.     Раскрепостить, убрать и раздвинуть рамки для свободного творчества; 2.     Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной  деятельности; 3.     Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное  воображение. 4.     Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. 5.     Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства:  удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Воспитательные: 1.     Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира; 2.     Воспитывать художественный вкус; 3.     Привить любовь и уважение к различным видам искусства; 4.     Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; 5.     Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую  самореализацию. Возраст участников эксперимента Воспитанники  детского дома  10­16 лет. Срок реализации практической части: Содержание программы реализуется за один год обучения. Общий объем реализации программы­ 124 часа. Режим занятий Формы занятий – групповая, парная, индивидуальная. Занятия  проводятся 2 раз в неделю по 2 академических часа. Ожидаемые результаты ­ избавиться от страха «я не умею рисовать»; ­ снять напряжение; ­ выйти за рамки стереотипов; ­ раскрыть свой творческий потенциал; ­ повысить самооценку; ­ снизить тревожность и убрать волнение; ­ почувствовать уверенность в своих силах; 7Жданова Елена Николаевна ­ ощутить мир красочно и разнообразно. Учебно­материальная база: Для занятий с использованием метода правополушарного рисования необходимо иметь: ­ помещение с хорошим освещением ­ рабочие столы, стулья, доска ­ материалы и инструменты: акварельные краски ,гуашь, щетинные кисти разных размеров, бумага для акварели формата А3, компьютер и телевизор для просмотра видеоуроков. Способ проверки ожидаемых  результатов: Особого  внимания  требует методика  оценки  результатов  деятельности  детей  с ОВЗ.  Не завышая   и   не   занижая   их,   следует   подчеркивать   те   стороны,   которые   ведут   к   успеху. Оценивание   детей   проходит   по   безоценочной   системе.   В   январе   и   июне   дети   рисуют итоговую работу на свободную тему. Работа оценивается по следующим критериям: ­ знает основы цветоведения; ­ использует в работе основные и дополнительные цвета; ­ знает цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета); ­  использует контрасты форм; ­  использует азы воздушной перспективы (дальше, ближе); ­  соблюдает гармонию цвета; 2.2 Методы и приёмы Для  работы  по обучению  детей  правополушарному  рисованию  я  использовала  методы  и приемы,   разработанные  американской   преподавательницей   рисования   Б.   Эдвардс   и   на исследовании мозга Нобелевского лауреата Р. Сперри.  Как   определить   работу   полушария?   Как   определить,   когда   в   мозге   включается   нужная функция, и начинается именно правополушарное рисование?  Упражнения   на   создание   конфликта   разума   и   интуиции   помогут   в   этом.   Понадобится классическая   оптическая   иллюзия.   Что   нарисовано   ­   ваза   или   два   профиля?   Каждый обращает внимание на разные элементы, но суть не в этом. Чтобы сделать упражнение, нужно   разрезать   эту   картинку   пополам.   Правшам   взять   левую   часть,   левшам   ­   правую. Картинку   с   половинкой   вазы   кладем   на   чистый   лист   бумаги.   Начинаем   упражнение: Провести карандашом по готовому профилю, при этом мысленно или вслух проговаривая названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок. Теперь нужно дорисовать картинку сразу после проговаривания. В момент прорисовки разум начнет диктовать ранее проговоренные слова. Тут и возникает конфликт сознания с подсознанием ­ рисовать симметрично профили, 8Жданова Елена Николаевна проговаривая слова, почти невозможно. Следует рассмотреть, как все же была решена эта задачка. Если, не обращая внимания на симметрию, испытуемый просто нарисовал профиль, значит,   логика   возобладала.   Когда   удается   абстрагироваться   от   слов   и   рисовать   линии, включается правополушарное рисование.  Кверху ногами. Есть очень интересный способ, чтобы улучшить восприятие для техники правополушарного рисования. Нужно выбрать любой рисунок, где есть только контуры и больше ничего, как в детской раскраске. Затем перевернуть изображение и перерисовывать его кверху ногами. Левая часть мозга плохо воспринимает перевернутую картинку, поэтому рисовать будет очень сложно. Нужно просто копировать линии, как они есть. Следите за расположением   черт   относительно   листа   и   других   частей   рисунка.   Не   нужно   сначала переносить   общий   контур   рисунка,   а   потом   прорисовывать   мелкие   детали.   Малейшая ошибка   в   этом   случае   приведет   к   нарушению   всей   композиции.   Можно   прикрыть   часть изображения рукой или другим листом бумаги, чтобы воспринять только ту часть, которая рисуется сейчас. Если внезапно пришло осознание того, что каждая линия ­ это всего лишь часть единой картины, и рисование превратилось в собирание пазла из них, значит, правое полушарие заработало. Но это хрупкое состояние очень легко нарушить.  9Жданова Елена Николаевна Контурное рисование. Это еще одно задание на правополушарное рисование. В домашних условиях его легко можно выполнить. Для этого нужен карандаш, листок бумаги и скотч. Скотчем крепим бумагу к столу и поворачиваемся боком так, чтобы рабочая рука осталась на столе. Пальцы другой руки складываем вместе, чтобы образовалось множество мелких складочек и морщинок, и кладем на колени. Вам должно быть удобно. Сидеть так придется, не шевелясь. Засекаем 5 минут. После начала отсчета на листок смотреть уже нельзя. Глаза очень медленно должны проходить по линиям складок на руке. Скорость ­ примерно 1 мм в секунду, не быстрее. Другая рука, в которой карандаш, повторяет движение глаз на листе бумаги.   Продолжайте   неотрывно   рисовать   в   этой   манере,   пока   не   сработает   таймер.   За результат переживать не нужно, в этом задании достичь точности изображения ­ не главное. Во время упражнения может возникнуть проблема ­ либо глаза будут двигаться слишком быстро,   либо   рука   ­   забегать   вперед.   Главная   цель   ­   добиться   синхронизации   зрения   и движения   карандаша.   Задание   предназначено   для   того,   чтобы   максимально   усилить зрительное восприятие. Можно продолжить занятие с комком бумаги, драпировкой на стуле и   другими   предметами,  с  множеством   разнонаправленных  линий.  Уже   после   нескольких повторений мир начинает выглядеть совсем иначе.   Видоискатель.  Для нового упражнения придется сделать вспомогательный инструмент – видоискатель.   Он   состоит   из   картонной   рамки   и   вставляющегося   в   него   прозрачного пластика или стекла. После того как рамка будет готова, можно приступать к заданию. Нацеливаем видоискатель на выбранный объект, это снова может быть рука. Закрепляем его, чтобы не шевелился, и принимаем удобную позу. Во время упражнения двигаться должна только   рабочая   рука,   и   ничего   больше.   Закрываем   один   глаз,   чтобы   картинка   не расплывалась.   Перманентным   маркером   обводим   прямо   по  стеклу   все   линии   и   контуры предмета в видоискателе. Это еще один способ научиться видеть предмет и рисовать именно его, а не символ. Следующий этап – перенесение изображения со стекла на бумагу. Делать это   нужно   строго   по   линиям,   как   в   упражнении   по   рисованию   кверху   ногами.   Процесс должен постепенно превратиться в перерисовывание окружающей вас действительности. С современным образом мышления очень сложно избавиться от стереотипов и начать видеть 10Жданова Елена Николаевна мир таким, какой он есть на самом деле. С этим навыком картины станут появляться сами собой. Раздел III 3.1 Результаты диагностики Данная методика была апробирована мною на детях и взрослых разных социальных групп и  категорий: здоровых детях от 3 до 16 лет, детях­инвалидах, детях, оставшихся без  попечения родителей, взрослых. Работа проводилась и индивидуально и в группах. В  результате использования правополушарного рисования были отмечены следующие  изменения:  Уменьшение или полное снятие «комплекса художественной неполноценности».  Повышение мотивации не только к занятиям изобразительной деятельностью, но и к  другим видам деятельности.  Развитие и активизация творческого потенциала – в процессе занятий дети   придумывали свои авторские изобразительные техники.  Формирование нового видения, свежего восприятия окружающего мира.  Положительная динамика в развитии невербального интеллекта: образного  мышления, пространственного воображения, зрительно­моторной координации  (особенно у детей с ОВЗ). Список литературы  1. «Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арттерапии»,  автор: М.С. Вальдес Одриосола, 2009 г. 2. «Интуиция, творчество, арттерапия», автор: М.С. Вальдес Одриосола, 2012 г. 3. «Художник внутри вас» Бетти Эдвардс., Минск 2000г. 4. «Откройте в себе художника» Бетти Эдвардс., Москва 2009г 5. Видео­уроки из сети интернет. ПРИЛОЖЕНИЕ 11Жданова Елена Николаевна 1. Приложение №1­ Самообразование по теме «Творческая реабилитация – путь  повышения качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья»  (метод правополушарного рисования) 2. Приложение №2­  Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной  общеразвиващей программе художественной направленности  «Открой в себе  художника» 3. Приложение №3­ Результаты диагностики воспитанников. 4. Приложение №4­ Работы воспитанников. Приложение №1 САМООБРАЗОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «Правополушарное рисование как способ оптимизации психологического состояния детей с ОВЗ» План 1.Введение. 1.1 Что такое правополушарное рисование?  1.2 Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. 1.3 Особенности и эффективность методики правополушарного рисования. 2. Экспериментальная работа по обучению детей правополушарному рисованию. 2.1 Диагностическое тестирования детей на выявление активности правого полушария. 2.2 Методы используемые  для включения в работу правого полушария. 12Жданова Елена Николаевна 2.3 Этапы эксперимента. Заключение. Список литературы Приложение. Введение 1.1 Что такое правополушарное рисование. Правополушарное рисование– это интенсивный метод обучения рисованию, формированию  художественной уверенности и получению доступа к творческим силам мозга.  Разработан американской преподавательницей рисования Б. Эдвардс и основан на  исследовании мозга Нобелевского лауреата Р. Сперри.  Методика рисования по Бетти Эдвардс ­ это набор уроков, каждый из которых постепенно  приучает рисовать с использованием возможностей правого полушария ­ видеть контуры,  вместо фигуры, различать негативные и позитивные пространства (менять местами фигуру и фон) ,видеть перспективу и соотношение предметов (чувствовать пропорции) , видеть  работу света и тени и собирать отдельные элементы в целостное восприятие.  Методика основывается на развитии правого полушария, т. к. именно оно отвечает за  творческие процессы.  1.2 Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. У многих воспитанников детских домов стоит диагноз: задержка психического развития, а у  детей, которых  психологи, врачи, дефектологи, педагоги относят к понятию «норма»  имеются  ряд особенностей. Детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свойственны процессы  общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную,  волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности. У них наблюдается снижение познавательной активности, ограниченность кругозора,  ситуативность умственных действий, которая определяется либо предметным окружением,  либо прямыми указаниями взрослого, неразвитое воображение, отсутствие  целеустремлённости. Дети не умеют фантазировать, мечтать, их желания ограничены  сиюминутными потребностями. При этом отмечается целый набор негативных черт  характера: замкнутость, зависть, недоверие к людям и миру, болезненное честолюбие,  упрямство, эгоизм, агрессивность. Перепады настроения, излишняя агрессивность, неустойчивость эмоционального состояния  — все эти «прелести» уходят под влиянием правополушарного рисования. Зато появляются: уверенность в своих силах, возможность самоутвердиться и завести новых друзей. 1.3 Особенности и эффективность метода правополушарного рисования. Как работает метод?  Правое полушарие мозга обладает творческой силой, чувством пространства и формы,  естественным умением рисовать, в то время как левое полушарие чувствует языки, логику,  символы, но совершенно не умеет реалистично рисовать.  Часто случается, что доминирующее левое полушарие мешает правому в его попытках  рисовать. В таких случаях человек считает себя совершенно неспособным к рисованию. В  13Жданова Елена Николаевна программу правополушарного рисования входят упражнения, от которых отказывается  левое полушарие, а это, в свою очередь освобождает правое для рисования.  После того как получен доступ к правому полушарию, изучаются 5 основных навыков  восприятия, которые являются основами рисования: восприятие краев, восприятие  относительных углов и пропорций, восприятие пустого пространства, восприятие света и  тени, восприятие в целом.  При   подъеме   активности   правого   полушария   и   балансировки   его   с   уровнем   левого происходят   уникальные   вещи:   производительность   работы   мозга   увеличивается   в   5   раз, повышается скорость принятия решений, включается режим вдохновения и окрыленности, внутреннего спокойствия, гармонии, проявляющийся во всех областях деятельности, что в разы улучшает уровень качества жизни человека. 2.   Экспериментальная   работа   творческой   реабилитации   детей   с   ограниченными возможностями здоровья, используя метод правополушарного рисования. Цель данной экспериментальной работы. 1. 2. 3. Получить новые знания о методе правополушарного рисования и его положительном влиянии на реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья; Разработать   и   апробировать   методы   правополушарного   рисования   на   занятиях кружка   “Коллекция идей” ; Выявить   организационно­методические,   организационно­педагогические   и организационно­психологические условия достижения положительного результата; Для реализации поставленных целей определены следующие задачи. 1. 2. 3. 4. На   основе   анализа   теоретических   источников   изучить   эффективность   влияния правополушарного   рисования   на   творческую   адаптацию   детей   с   ограниченными возможностями здоровья. Выявить уровень эмоционального и творческого состояния учащихся до применения методов правополушарного рисования. Сравнить результаты. Реализовать методы и приемы правополушарного рисования для повышения качества жизни и эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях кружка «Коллекция идей».  5.  Оценить эффективность проделанной работы. В   качестве объекта экспериментальной   работы   для   осуществления   экспериментальной деятельности   выступают   методы   и   приёмы   правополушарного   рисования,   положительно влияющие на творческую реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. 14Жданова Елена Николаевна Методы экспериментальной деятельности. 1. 2. 3. Анализ теоретических источников. Психолого­педагогический эксперимент. Анализ полученных результатов. Диагностический инструментарий.    Тест на работу правого полушария. Педагогические разработки занятий кружка. Видеоуроки по правополушарному рисованию.     1 (см. приложение).  Срок проведения эксперимента: 2015­2018 год. База эксперимента: воспитанники детского дома 10­16 лет 2.1 Диагностическое тестирования детей на выявление активности полушария. Результаты данного теста отражены в приложении № На основе анализа результатов  2.2   Методы   для   активизации   правого   полушария,   используемые   на   занятиях   для творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.  Как   определить   работу   полушария?   Как   определить,   когда   в   мозге   включается   нужная функция, и начинается именно правополушарное рисование?  Упражнения   на   создание   конфликта   разума   и   интуиции   помогут   в   этом.   Понадобится классическая   оптическая   иллюзия.   Что   нарисовано   ­   ваза   или   два   профиля?   Каждый обращает внимание на разные элементы, но суть не в этом. Чтобы сделать упражнение, нужно   разрезать   эту   картинку   пополам.   Правшам   взять   левую   часть,   левшам   ­   правую. Картинку   с   половинкой   вазы   кладем   на   чистый   лист   бумаги.   Начинаем   упражнение: Провести карандашом по готовому профилю, при этом мысленно или вслух проговаривая названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок. Теперь нужно дорисовать картинку сразу после проговаривания. В момент прорисовки разум начнет диктовать ранее проговоренные слова. Тут и возникает конфликт сознания с подсознанием ­ рисовать симметрично профили, проговаривая слова, почти невозможно. Следует рассмотреть, как все же была решена эта задачка. Если, не обращая внимания на симметрию, испытуемый просто нарисовал профиль, значит,   логика   возобладала.   Когда   удается   абстрагироваться   от   слов   и   рисовать   линии, включается правополушарное рисование. 15Жданова Елена Николаевна   Кверху ногами. Есть очень интересный способ, чтобы улучшить восприятие для техники правополушарного рисования. Нужно выбрать любой рисунок, где есть только контуры и больше ничего, как в детской раскраске. Затем перевернуть изображение и перерисовывать его кверху ногами. Левая часть мозга плохо воспринимает перевернутую картинку, поэтому рисовать будет очень сложно. Нужно просто копировать линии, как они есть. Следите за расположением   черт   относительно   листа   и   других   частей   рисунка.   Не   нужно   сначала переносить   общий   контур   рисунка,   а   потом   прорисовывать   мелкие   детали.   Малейшая ошибка   в   этом   случае   приведет   к   нарушению   всей   композиции.   Можно   прикрыть   часть изображения рукой или другим листом бумаги, чтобы воспринять только ту часть, которая рисуется сейчас. Если внезапно пришло осознание того, что каждая линия ­ это всего лишь часть единой картины, и рисование превратилось в собирание пазла из них, значит, правое полушарие заработало. Но это хрупкое состояние очень легко нарушить.  16Жданова Елена Николаевна Контурное рисование Это еще одно задание на правополушарное рисование. В домашних условиях его легко можно выполнить. Для этого нужен карандаш, листок бумаги и скотч. Скотчем крепим бумагу к столу и поворачиваемся боком так, чтобы рабочая рука осталась на столе. Пальцы другой руки складываем вместе, чтобы образовалось множество мелких складочек и морщинок, и кладем на колени. Вам должно быть удобно. Сидеть так придется, не шевелясь. Засекаем 5 минут. После начала отсчета на листок смотреть уже нельзя. Глаза очень медленно должны проходить по линиям складок на руке. Скорость ­ примерно 1 мм в секунду, не быстрее. Другая рука, в которой карандаш, повторяет движение глаз на листе бумаги.   Продолжайте   неотрывно   рисовать   в   этой   манере,   пока   не   сработает   таймер.   За результат переживать не нужно, в этом задании достичь точности изображения ­ не главное. Во время упражнения может возникнуть проблема ­ либо глаза будут двигаться слишком быстро,   либо   рука   ­   забегать   вперед.   Главная   цель   ­   добиться   синхронизации   зрения   и движения   карандаша.   Задание   предназначено   для   того,   чтобы   максимально   усилить зрительное восприятие. Можно продолжить занятие с комком бумаги, драпировкой на стуле и   другими   предметами,  с  множеством   разнонаправленных  линий.  Уже   после   нескольких повторений мир начинает выглядеть совсем иначе.   Видоискатель Для нового упражнения придется сделать вспомогательный инструмент – видоискатель.   Он   состоит   из   картонной   рамки   и   вставляющегося   в   него   прозрачного пластика или стекла. После того как рамка будет готова, можно приступать к заданию. Нацеливаем видоискатель на выбранный объект, это снова может быть рука. Закрепляем его, чтобы не шевелился, и принимаем удобную позу. Во время упражнения двигаться должна только   рабочая   рука,   и   ничего   больше.   Закрываем   один   глаз,   чтобы   картинка   не расплывалась.   Перманентным   маркером   обводим   прямо   по  стеклу   все   линии   и   контуры предмета в видоискателе. Это еще один способ научиться видеть предмет и рисовать именно его, а не символ. Следующий этап – перенесение изображения со стекла на бумагу. Делать это   нужно   строго   по   линиям,   как   в   упражнении   по   рисованию   кверху   ногами.   Процесс должен постепенно превратиться в перерисовывание окружающей вас действительности. С современным образом мышления очень сложно избавиться от стереотипов и начать видеть мир таким, какой он есть на самом деле. С этим навыком картины станут появляться сами собой.  2.3  Этапы эксперимента. Этап  Содержание работы  Сроки  1. Диагностический  Анализ затруднений, постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося  опыта. Первый год  работы над темой  (2015­2016) 17Жданова Елена Николаевна 2. Прогностический  Определение цели и задачи над темой. Разработка  системы мер, направленных на решение проблемы.  Прогнозирование результатов.  Первый год  работы над темой  (2015­2016г) 3. Практический  Внедрение ППО, системы мер, направленных на  решение проблемы. Формирование методического  комплекса. Отслеживание процесса текущих,  промежуточных результатов. Корректировка работы.  Второй год  работы над темой  (2016­2017г)  4. Обобщающий  Подведение итогов. Оформление результатов работы  по теме самообразования. Представление материалов.  5. Внедренческий  Использование опыта самим педагогом в процессе  дальнейшей работы. Распространение педагогического опыта.  Второй  год  работы над темой  (Июнь 2017г) В ходе  дальнейшей  педагогической  деятельности.  Заключение. Данная методика была апробирована мною на детях и взрослых разных социальных групп и  категорий: здоровых детях от 3 до 16 лет, детях­инвалидах, детях, оставшихся без  попечения родителей, взрослых. Работа проводилась и индивидуально, и в группах от 5 до  10 человек.. В результате использования правополушарного рисования были отмечены  следующие изменения:  Уменьшение или полное снятие «комплекса художественной неполноценности».  Повышение мотивации не только к занятиям изобразительной деятельностью, но и к  другим видам деятельности.  Развитие и активизация творческого потенциала – в процессе занятий дети и взрослые придумывали свои авторские изобразительные техники.  Формирование нового видения, свежего восприятия окружающего мира.  Положительная динамика в развитии невербального интеллекта: образного  мышления, пространственного воображения, зрительно­моторной координации  (особенно у детей с ОВЗ). 18Жданова Елена Николаевна При подъеме активности правого полушария и балансировки его с уровнем левого  происходят уникальные вещи: производительность работы мозга увеличивается в 5 раз,  повышается скорость принятия решений, включается режим вдохновения и внутреннего  спокойствия, снимаются барьеры, блокирующие индивидуальность, происходит толчок к  поиску новых креативных решений и, конечно, раскрываются “сонные” творческие  возможности личности. Интуитивное   рисование   –   это   развитие   творческого   потенциала   и   творческого самовыражения.   Данный   метод   призван   развить   интуицию,   уравновесить   эмоциональное состояние, понять самого себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более яркой   и   красочной.    У   школьников   занятия   правополушарным   рисованием   повышают интерес   к учёбе,   они   становятся   спокойнее,   меньше   получают   стрессов,   легче   начинают реагировать   на трудности   и преграды.   Подростки   начинают   видеть   многовариантность решений, творчески подходить к жизненным задачам, обучаются владеть и верно направлять свои эмоции. Список литературы. 1. «Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арттерапии»,  автор: М.С. Вальдес Одриосола, 2009 г. 2. «Интуиция, творчество, арттерапия», автор: М.С. Вальдес Одриосола, 2012 г. 3. «Художник внутри вас» Бетти Эдвардс., Минск 2000г Негосударственное образовательное учреждение для детей­сирот и детей, оставшихся без Приложение №2 попечения родителей «Разуменский детский дом» 19Жданова Елена Николаевна «Принята                                                                                  «Утверждаю» Методическим советом НОУ «Разуменский детский дом»                             НОУ «Разуменский детский дом Протокол №____                                       .                   _______     А.Г.Негомодзянов                  от «___»______2016 г.                                                 Приказ №____                                                                                          от «___»_______2016 г. Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей с ЗПР «Открой в себе художника»                                               на 2016­17 учебный год   Возраст обучающихся: 10­16 лет Период реализации: 1 год Общее количество часов: 124 ч Форма реализации: очная                                                                                            Автор программы: Педагог дополнительного образования Жданова Е.Н. Белгородская область 2016 г. Выполнение программы рассчитано на 1 год обучения. Общее количество часов ­ 124 Возраст воспитанников в группах – 10­16 лет. Режим работы: 2 занятия в неделю по 2  академических часа. 20Жданова Елена Николаевна Программа   составлена   специально   для   детей­сирот   и   детей,   оставшихся   без   попечения родителей   с   диагнозом   ЗПР,   основываясь   на   рекомендации     ЦПМПК   от   04.03.2015г. Программа имеет художественную направленность. Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами: 1.Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» ст.18,19; 2.Постановление Правительства РФ от 18.07.96 № 861 «Об утверждении порядка  воспитания и обучения детей – инвалидов на дому и в негосударственных образовательных  учреждениях»; 3.Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 и АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми­инвалидами»; 4.Приказ «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной  деятельности по дополнительным образовательным программам» от 29 августа 2013г, №  1008 5. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г, № 273­Ф3 «Об образовании в Российской  Федерации»  Возрастные и индивидуальные особенности детей: У многих воспитанников детских домов стоит диагноз: задержка психического развития, а у  детей, которых  психологи, врачи, дефектологи, педагоги относят к понятию «норма»  имеются  ряд особенностей. Детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свойственны процессы  общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную,  волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности. У них наблюдается снижение познавательной активности, ограниченность кругозора,  ситуативность умственных действий, которая определяется либо предметным окружением,  либо прямыми указаниями взрослого, неразвитое воображение, отсутствие  целеустремлённости. Дети не умеют фантазировать, мечтать, их желания ограничены  сиюминутными потребностями. При этом отмечается целый набор негативных черт  характера: замкнутость, зависть, недоверие к людям и миру, болезненное честолюбие,  упрямство, эгоизм, агрессивность. Перепады настроения, излишняя агрессивность, неустойчивость эмоционального состояния  — все эти «прелести» уходят под влиянием правополушарного рисования. Зато появляются: уверенность в своих силах, возможность самоутвердиться и завести новых друзей. У школьников занятия интуитивным рисованием повышают интерес к учебе, они становятся  спокойнее, меньше получают стрессов, легче начинают реагировать на трудности и  преграды. Правополушарное рисование– это интенсивный метод обучения рисованию, формированию  художественной уверенности и получению доступа к творческим силам мозга.  Разработан американской преподавательницей рисования Б. Эдвардс и основан на  21Жданова Елена Николаевна исследовании мозга Нобелевского лауреата Р. Сперри.  Методика рисования по Бетти Эдвардс ­ это набор уроков, каждый из которых постепенно  приучает рисовать с использованием возможностей правого полушария ­ видеть контуры,  вместо фигуры; различать негативные и позитивные пространства (менять местами фигуру и фон) ; видеть перспективу и соотношение предметов (чувствовать пропорции) ; видеть  работу света и тени; и собирать отдельные элементы в целостное восприятие.  Методика основывается на развитии правого полушария, т. к. именно оно отвечает за  творческие процессы.  Как работает метод?  Правое полушарие мозга обладает творческой силой, чувством пространства и формы,  естественным умением рисовать, в то время как левое полушарие чувствует языки, логику,  символы, но совершенно не умеет реалистично рисовать.  Часто случается, что доминирующее левое полушарие мешает правому в его попытках  рисовать. В таких случаях человек считает себя совершенно неспособным к рисованию. В  курс правополушарного рисования входят упражнения, от которых отказывается левое  полушарие, а это, в свою очередь освобождает правое для рисования.  После того как получен доступ к правому полушарию, изучаются 5 основных навыков  восприятия, которые являются основами рисования: восприятие краев, восприятие  относительных углов и пропорций, восприятие пустого пространства, восприятие света и  тени, восприятие в целом.  Новизна  При подъеме активности правого полушария и балансировки его с уровнем левого  происходят уникальные вещи: производительность работы мозга увеличивается в 5 раз,  повышается скорость принятия решений, включается режим вдохновения и внутреннего  спокойствия, снимаются барьеры, блокирующие индивидуальность, происходит толчок к  поиску новых креативных решений и, конечно, раскрываются “сонные” творческие  возможности личности. Цель программы: Развитие творческого мира ребенка, с помощью нетрадиционного метода интуитивного, или  правополушарного рисования и сопутствующих творческих методов. Задачи: Обучающие: 1.     Освоить основные навыки правополушарного рисования. 2.     Воспринимать свет и тень. 3.     Воспринимать пространство. 4.     Определять соотношение предметов и их частей. 5.     Восприятие краев предмета. 6.     Рисование объектов по памяти. 22Жданова Елена Николаевна 7.     Рисовать с помощью воображения. Развивающие: 1.     Раскрепостить, убрать и раздвинуть рамки для свободного творчества; 2.     Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной  деятельности; 3.     Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное  воображение. 4.     Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. 5.     Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства:  удивление, сомнение, радость от узнавания нового.   Воспитательные: 1.     Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира 2.     Воспитывать художественный вкус 3.     Привить любовь и уважение к различным видам искусства; 4.     Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. 5.     Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую  самореализацию. Приемы и методы, используемые на занятиях:  1.Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений;  2.Практические – упражнения;  3.Игровые  методы;  4.Словесные методы – рассказы, беседы; 5.Словесные приемы – объяснение, пояснение, пед.оценка; 6.Наглядные методы и приемы – просмотр мастер­классов на компьюторе.  Все методы используются в комплексе. 23Жданова Елена Николаевна Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения.   При   коллективном   обсуждении   результатов   дается   положительная   оценка деятельности   ребенка,   тем   самым   создается   благоприятный   эмоциональный   фон, способствующий  формированию  творческого  мышления,  фантазии.   Творческий  подход  к работе,   воспитанный   в   процессе   занятий,   дети   перенесут   в   дальнейшем   во   все   виды общественно­полезной деятельности.  Применяются такие формы занятий как урок­беседа, урок­лекция, урок­игра, ,  групповые, комбинированные, урок­конкурс.  Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать   сам».   Основная   направленность   не   столько   помочь   ребенку   в   осознании   или изготовлении,   сколько   создать   условия,   при   которых   его   потенциал   будет   использован полностью Реализация программы поможет: ­ избавиться от страха «я не умею рисовать»; ­ снять напряжение; ­ выйти за рамки стереотипов; ­ раскрыть свой творческий потенциал; ­ повысить самооценку; ­ снизить тревожность и убрать волнение; ­ почувствовать уверенность в своих силах; ­ ощутить мир красочно и разнообразно. В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня  овладения детьми изобразительной грамотой. Дети будут знать специальную терминологию,  научатся общаться с основными художественными материалами, активизируют творческие  способности и разовьют творческий потенциал. К концу обучения дети будут знать: ­ основы цветоведения; ­ основные и дополнительные цвета; ­ цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета); ­ контрасты форм; ­ азы воздушной перспективы (дальше, ближе); ­ гармонию цвета; ­ русские сказки, географические понятия, азы астрономии, природу родного края и др. 24Жданова Елена Николаевна уметь: ­ смешивать краски на палитре, получая нужные цветовые оттенки; ­ соблюдать последовательность в работе; ­ владеть основами перспективы основами цветоведения; ­ правильно расположить предмет на листе; ­ самостоятельно разбираться в этапах своей работы; ­ работать в различной технике рисования; ­ творчески подходить к выполнению работы; ­ грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки; ­ работать самостоятельно и в коллективе; ­ организовывать и содержать в порядке свое рабочее место; ­ радоваться своим успехам и успехам товарищей; По окончании курса учащиеся оформляют большую выставку. Отбор работ на выставку  производится коллективно с участием в их обсуждении всех детей. Организационно­педагогические основы обучения Учебно­воспитательный процесс кружка характеризуется следующими особенностями: ­воспитанники приходят на занятия в свободное от основной учебы время; ­обучение организуется на добровольных началах; ­детям, представляется возможность сочетать различные направления и формы занятий; ­допускается переход учащихся из  одной группы в другую (по возрастному составу, по уровню развития умений и навыков); ­ педагогом создаются наиболее комфортные условия для детей на занятиях. Литература: 1. «Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арттерапии»,  автор: М.С. Вальдес Одриосола, 2009 г. 2. «Интуиция, творчество, арттерапия», автор: М.С. Вальдес Одриосола, 2012 г. 3. «Художник внутри вас» Бетти Эдвардс., Минск 2000г. 4. «Откройте в себе художника» Бетти Эдвардс., Москва 2009г 5. Видео­уроки из сети интернет. 25Жданова Елена Николаевна Словарь юного художника АКВАРЕЛЬ – мелкотертые краски, разводимые водой, а также живопись этими красками. БЛИК – самая светлая часть на предмете. ВАТМАН – сорт бумаги высокого качества с шероховатой поверхностью для черчения и  рисования. ГУАШЬ ­ непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в декоративных работах. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА – два цвета, дающие белый при оптическом смешении  (красный и голубовато­зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, фиолетовый и  зеленовато­желтый, зеленый и пурпурный). ИЗОБРАЖЕНИЕ – воссоздание действительности в художественных образах, то, что  изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т.д.). ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО – раздел пластического искусства, объединяющий  скульптуру, живопись, графику, основанный на воспроизведении конкретных явлений жизни  в их видимом предметном облике. ИЛЛЮСТРАЦИЯ – изображение, сопровождающее текст; область изобразительного  искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений. КАРТИНА – произведение станковой живописи, имеющее самостоятельное  художественное значение. КИСТЬ – основной инструмент в живописи и во многих видах графики. КОМПОЗИЦИЯ – способ расположения предметов, их объединение, выделение главного  образа. КОНТУР – линия, передающая внешнее очертание животного, человека или предмета. ФОН – цветовое пространство или среда, в которой находится изображаемый предмет. ХОЛСТ – прочная суровая ткань, обычно льняная, выработанная из толстой пряжи;  предварительно загрунтованный холст используется для живописи масляными красками. 26Жданова Елена Николаевна Календарно­тематический план занятий по правополушарному рисованию. 27№ занятия Тема занятия Количество часов   Жданова Елена Николаевна Всего Теория Практика                       Октябрь  Вводное занятие (о технике)  Рисуем Лето  Дерево  Цветущее дерево  Пейзаж (крона деревьев)  Одуванчики  Ромашки  Осень пейзаж 1 2 3 4 5 6 7 8                                                        Ноябрь 9 10 11 12 13 14 15 16  Моя аура  Морской пейзаж  Пальма на берегу моря  Осенний пейзаж с журавлями  Небо на закате  Берёзы  Тёплое утро  Рисуем губкой                                                        Декабрь 17 18 19 20 21 22 23 24  Ёлки в зимнем лесу  Рябина зимой  Ёлка в снегу  Снегирь на ветке  Город ночью  Закат  Пруд и ромашки  Гроздь винограда                                                          Январь 25 26 27 28 29 30  Лунная ночь  Поле подсолнухов  Маковое поле  Лавандовое настроение  Белоснежные цветы Водопад                                                         Февраль 31  Лунная ночь 2 2 2 2 2 2 2 2 16 2 2 2 2 2 2 2 2 16 2 2 2 2 2 2 2 2 16 2 2 2 2 2 2 12 2 2 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 5,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 5,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 5,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 3,0 0,5  0 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 10,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 10,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1.5 10,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 9,0 1,5 28Жданова Елена Николаевна Итого: Всего­  124   часа              Теория – 41,5 часа              Практика – 82,5 часа Приложение №3 Диагностическая карта итоговой аттестации по курсу ПРАВОПОЛУШАРНОГО РИСОВАНИЯ. Задание: 1.Выполнить работу на свободную тему, используя полученные знания. 2. Тест на определение работы правого полушария. Критерии оценивания работы: (безоценочная система оценивания) ­ знает основы цветоведения; ­ использует в работе основные и дополнительные цвета; ­ знает цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета); ­  использует контрасты форм; ­  использует азы воздушной перспективы (дальше, ближе); 29Жданова Елена Николаевна ­  соблюдает гармонию цвета; Основы цветоведени я Использова ние основных и дополнител ьных цветов Цветовая гамма красок Контрасты форм Воздушная перспектив а Гармония цвета Тест на определение работы правого полушария янва рь июнь янв арь июнь янв арь июн ь янв арь июн ь янва рь июн ь янв арь ию нь сент ябрь янв арь ию нь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Маслова Дана Маслова Дина Новикова  Кристина Романцев  Олег Романцева  Ольга Гайдуков  Иван Чайковская  Яна Бычкова  Ольга Шляхов  Андрей Губарев  Слава Ковалев Вова Поливанов  Саша                                  Приложение№4 30Жданова Елена Николаевна                                     31Жданова Елена Николаевна      32Жданова Елена Николаевна 33

Посмотрите также