Правополушарные дети: учет теории функциональной асимметрии мозга в преподавании истории
Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей ученика. Основой для выявления индивидуального "профиля" является педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его повседневной учебной работы.
Отправляясь на урок, каждый учитель стремится хорошо узнать особенности учащихся, чтобы правильно выстроить схему общения и методику преподавания. В определении индивидуальных особенностей детей помогает школьная психологическая служба.
Один из примеров учета индивидуальных особенностей школьников в процессе обучения - использование теории мозговой асимметрии. Суть ее заключается в том, что у детей чаще ведущим является одно полушарие. Это влияет на особенности восприятия, поведения ребенка, даже на его здоровье.
Правополушарные дети: учет теории функциональной асимметрии
мозга в преподавании истории
Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие индивидуальных особенностей и
возможностей ученика. Основой для выявления индивидуального "профиля" является педагогическое
наблюдение за каждым учеником в процессе его повседневной учебной работы.
Отправляясь на урок, каждый учитель стремится хорошо узнать особенности учащихся, чтобы
правильно выстроить схему общения и методику преподавания. В определении индивидуальных
особенностей детей помогает школьная психологическая служба.
Один из примеров учета индивидуальных особенностей школьников в процессе обучения
использование теории мозговой асимметрии. Суть ее заключается в том, что у детей чаще ведущим
является одно полушарие. Это влияет на особенности восприятия, поведения ребенка, даже на его
здоровье.
Для изучения используются особые методики: Определение ведущего полушария с помощью
комплексного метода (Яссман Л.В., Данюков В.Н, 1999г.); Тест И.П. Павлова (метод определения
типа функциональной асимметрии полушария) с объектами; Интерпретация теста И.П. Павлова
(метод определения типа функциональной асимметрии полушария) со знаками; Метод определения
доминирующего полушария мозга и соответствующего типа личности. (Дубовицкая Т.В.).
Чем вызваны неустойчивое внимание, нежелание слушать, проблемы с дисциплиной, ситуации, когда
способные дети не справляются с определенным типом заданий? Ответ на этот вопрос дают
результаты психологического исследования. В "проблемных" классах большинство детей
"правополушарные".
Что это значит? Вопервых, у этих детей слабо развит слуховой канал восприятия информации, лучше
развит зрительный. Они слушают, но не слышат, поэтому испытывают сложности в понимании.
Вовторых, эти дети испытывают сложности в работе с символами, таблицами, схемами, графиками,
картами. Это люди творческие, эмоциональные. Речь их сбивчива. Слабая логика, им сложно
устанавливать причинноследственные связи, делать вывод. Такие дети с трудом составляют краткий
четкий ответ по плану. Каковы же реалии их обучения в школе?
Традиционный урок сориентирован на слуховой канал восприятия, свойственный "левополушарным"
детям.
Учебники созданы для "левополушарных" детей (аналитиков), содержат таблицы, схемы, алгоритмы и
т.д.
Следовательно, правополушарные дети ежедневно испытывают дискомфорт в работе, не понимают,
теряют интерес, отвлекаются. Но это очень способные ученики! Существует мнение, что
"правополушарные" дети цвет нации. Они имеют высокие творческие способности, и если не
развивать ведущее правое полушарие, ребенок будет серьезно отставать в учебе и никогда не
реализует свой потенциал.
Поэтому чтобы урок был продуктивным, а обучение эффективным, нужно использовать специальные
приемы для обучения "правополушарных". Это фантазирование, прием оживления, словесное
рисование, проблемный вопрос, прием дополнения, ассоциации, прием "жизнь в плоскости" и др.
Естественно, мы должны у "правополушарных" детей развивать "левополушарные" способности.
Рассмотрим один из примеров. Чтобы научить детей воспринимать устную речь, можно использовать
прием "вживания" в ситуацию:
"1. Мы с вами сородичи. У нас в родовой общине все было общим и земля, и орудия труда.
Урожай мы делили поровну.2. Постепенно мы освоили обработку металлов, появились новые орудия труда. Теперь каждая
семья могла самостоятельно обрабатывать землю, вести свое хозяйство. Родовая община
сменилась соседской:".
Одновременно рассказ сопровождается рисунками, которые выстраиваются в схему. Дети учатся
работать с символами. В дальнейшей работе эта схема станет планом ответа. На уроках повторения и
закрепления можно дать схему не полностью, в таком случае ученик должен восстановить пропуски.
Очень важно правильно подобрать дидактический материал к уроку. Необходимо позволить ученикам
работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программой, но передавать его по
разному: словом, знаками и условными обозначениями, рисунками, в зависимости от
психофизиологических особенностей детей. Большие возможности в этом направлении представляют
информационные технологии.
Результаты использования теории мозговой асимметрии говорят за себя: повышается качество
обученности, формируется и развивается устойчивый интерес к предмету, создаются комфортные
условия работы, повышается эффективность обучения.
Происходит переход от учения как принудительного запоминания к учению как процессу умственного
развития.