Правополушарные дети: учет теории функциональной асимметрии мозга в преподавании истории

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Правополушарные дети: учет теории функциональной асимметрии мозга в преподавании истории Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей ученика. Основой для выявления индивидуального "профиля" является педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его повседневной учебной работы. Отправляясь на урок, каждый учитель стремится хорошо узнать особенности учащихся, чтобы правильно выстроить схему общения и методику преподавания. В определении индивидуальных особенностей детей помогает школьная психологическая служба. Один из примеров учета индивидуальных особенностей школьников в процессе обучения - использование теории мозговой асимметрии. Суть ее заключается в том, что у детей чаще ведущим является одно полушарие. Это влияет на особенности восприятия, поведения ребенка, даже на его здоровье.
Иконка файла материала Правополушарные дети.doc
Правополушарные дети: учет теории функциональной асимметрии мозга в преподавании истории Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей ученика. Основой для выявления индивидуального "профиля" является педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его повседневной учебной работы. Отправляясь на урок, каждый учитель стремится хорошо узнать особенности учащихся, чтобы  правильно выстроить схему общения и методику преподавания. В определении индивидуальных  особенностей детей помогает школьная психологическая служба. Один из примеров учета индивидуальных особенностей школьников в процессе обучения ­  использование теории мозговой асимметрии. Суть ее заключается в том, что у детей чаще ведущим  является одно полушарие. Это влияет на особенности восприятия, поведения ребенка, даже на его  здоровье. Для изучения используются особые методики: Определение ведущего полушария с помощью  комплексного метода (Яссман Л.В., Данюков В.Н, 1999г.); Тест И.П. Павлова (метод определения  типа функциональной асимметрии полушария) с объектами; Интерпретация теста И.П. Павлова  (метод определения типа функциональной асимметрии полушария) со знаками; Метод определения  доминирующего полушария мозга и соответствующего типа личности. (Дубовицкая Т.В.). Чем вызваны неустойчивое внимание, нежелание слушать, проблемы с дисциплиной, ситуации, когда  способные дети не справляются с определенным типом заданий? Ответ на этот вопрос дают  результаты психологического исследования. В "проблемных" классах большинство детей  "правополушарные". Что это значит? Во­первых, у этих детей слабо развит слуховой канал восприятия информации, лучше развит зрительный. Они слушают, но не слышат, поэтому испытывают сложности в понимании. Во­вторых, эти дети испытывают сложности в работе с символами, таблицами, схемами, графиками,  картами. Это люди творческие, эмоциональные. Речь их сбивчива. Слабая логика, им сложно  устанавливать причинно­следственные связи, делать вывод. Такие дети с трудом составляют краткий  четкий ответ по плану. Каковы же реалии их обучения в школе? Традиционный урок сориентирован на слуховой канал восприятия, свойственный "левополушарным"  детям. Учебники созданы для "левополушарных" детей (аналитиков), содержат таблицы, схемы, алгоритмы и т.д. Следовательно, правополушарные дети ежедневно испытывают дискомфорт в работе, не понимают,  теряют интерес, отвлекаются. Но это очень способные ученики! Существует мнение, что  "правополушарные" дети ­ цвет нации. Они имеют высокие творческие способности, и если не  развивать ведущее правое полушарие, ребенок будет серьезно отставать в учебе и никогда не  реализует свой потенциал. Поэтому чтобы урок был продуктивным, а обучение эффективным, нужно использовать специальные  приемы для обучения "правополушарных". Это фантазирование, прием оживления, словесное  рисование, проблемный вопрос, прием дополнения, ассоциации, прием "жизнь в плоскости" и др. Естественно, мы должны у "правополушарных" детей развивать "левополушарные" способности.  Рассмотрим один из примеров. Чтобы научить детей воспринимать устную речь, можно использовать  прием "вживания" в ситуацию: "1. Мы с вами сородичи. У нас в родовой общине все было общим ­ и земля, и орудия труда.  Урожай мы делили поровну.2. Постепенно мы освоили обработку металлов, появились новые орудия труда. Теперь каждая  семья могла самостоятельно обрабатывать землю, вести свое хозяйство. Родовая община  сменилась соседской:". Одновременно рассказ сопровождается рисунками, которые выстраиваются в схему. Дети учатся  работать с символами. В дальнейшей работе эта схема станет планом ответа. На уроках повторения и  закрепления можно дать схему не полностью, в таком случае ученик должен восстановить пропуски. Очень важно правильно подобрать дидактический материал к уроку. Необходимо позволить ученикам работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программой, но передавать его по­ разному: словом, знаками и условными обозначениями, рисунками, в зависимости от  психофизиологических особенностей детей. Большие возможности в этом направлении представляют  информационные технологии. Результаты использования теории мозговой асимметрии говорят за себя: повышается качество  обученности, формируется и развивается устойчивый интерес к предмету, создаются комфортные  условия работы, повышается эффективность обучения. Происходит переход от учения как принудительного запоминания к учению как процессу умственного развития.