Выступление перед педагогами на тему правового воспитания и прав ребенка. Рассмотрены:
1) виды работы с детьми, на тему прав ребенка;
2) Виды нарушений прав ребенка.
Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Связано это, с более ранним созреванием и становлением личности ребенка, большим освещением данных вопросов в средствах массовой информации, появлением большого количества литературы по правовым вопросам.
Правовое воспитание дошкольников.
Тема данного выступления выбрана не случайно, поскольку в
современном мире все чаще и чаще мы сталкиваемся с ситуациями, когда
пренебрегают правами ребенка.
С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в
себе и социальной терпимости. Самоуважение и уважение к другим. Всё это
является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне
дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и
заботиться об окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в
атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.
Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все
больше внимания. Связано это, с более ранним созреванием и становлением
личности ребенка, большим освещением данных вопросов в средствах
массовой информации, появлением большого количества литературы по
правовым вопросам. К сожалению, в программах дошкольного воспитания,
этому вопросу отводится мало времени.
Согласно Конвенции прав ребенка, все государственные структуры, в
том числе учебновоспитательные, обязаны широко информировать как
взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции.
Задачи педагогов в работе с ознакомлением детей со своими правами:
1.
Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с
основными документами по защите прав человека.
2.
Формирование чувства собственного достоинства, осознания
своих прав и свобод, ответственности.
3.
Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого
человека, формирование основ толерантности.
Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого
понятия «право», которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать.Определяя формы работы можно выделить:
беседу: «Какие обязанности ты выполняешь дома?», «Кем ты
хочешь стать, когда вырастешь?»
дидактические игры: «Назови права героев», «Я имею право», «Я
Буратино», «Я не
а ты продолжи», «Помогите
начну,
должен», «Какие права нарушены», «Мне хорошо, когда у меня
есть…», «Я имею право…», «Я не должен…»
сюжетноролевые игры: «Семья», «Больница», «Детский сад»;
заучивание стихотворений,
пословиц,
поговорок,
потешек
по темам: «Природа», «Семья», «Здоровье», «Экология», «Труд», «Учеба,
грамота».
Работа
по развитию у детей представления об
основах правового сознания нацеливает на последовательное введение
ребенка в социальный мир.
Проводя педагогическую работу по правовому просвещение детей,
важно исходить из следующих принципов:
1.
Праксиологический подход. Правовое воспитание должно
происходить в различных видах деятельности: познавательной, игровой,
художественнотворческий, трудовой.
2.
Интегративный подход. Правовое сознание требует сочетания
различных знаний об обществе.
3.
Взаимодействие с семьей. Предполагает активное участие
родителей в правовом воспитании детей.
Современные психологопедагогические исследования показывают, что
родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей.
Их беспокоят непослушание,
неуравновешенность,
агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность,
конфликтность,
пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не
знают, как вести себя в трудных ситуациях.Установлено, что родители при воспитании своих детей используют
телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную
строгость. При этом большинство родителей не придают значения
переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их
беспредметными и немотивированными.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для
развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их
дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую
действительность, иначе думают, ведут себя.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится
на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой
социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав
маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное
явление. Поэтому взаимодействие с родителями очень важно.
Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным,
например, вследствие болезни, безработицы, хронической бедности,
неопытности родителей, их невежества, следствием стихийных бедствий,
социальных потрясений.
Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав
ребенка в семье, прежде всего сам должен быть для родителей образцом
уважительного и доброжелательного поведения с ребенком.
Педагог должен вести работу по своевременному выявлению
нарушения прав детей, принятию мер по защите их от жестокого обращения.
В основе возможных разногласий в подходах к воспитанию детей у
педагогов и родителей чаще всего лежат разные ценности воспитания и
неосведомленность о закономерностях развития ребенка. Поэтому очень
важно выявить различия в точках зрения педагогов и родителей, достигнуть
взаимопонимания.Как же выявить ребенка оказавшейся в сложной жизненной ситуации.
1.Физическое насилие:
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение травм и (или)
повреждений ребёнку, которые вызывают серьёзные (требующие медицинской
помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставания в
развитии.
Чаще всего это происходит в семьях, где:
родители убеждены, что физическое наказание является методом
выбора для воспитания детей;
родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами,
токсикоманами;
родители (или один из них) имеют психические заболевания;
нарушен эмоционально – психологический климат в семье (частые
ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких,
болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др;
родители предъявляют чрезмерные требования к детям, не
соответствующие их возрасту и уровню развития;
дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие
соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.
Формы физического насилия:
Избиение;
Пощёчины, тычки, шлепки, щипки;
Порка;
Вырывание волос;
Фиксация в неудобной позе;
Укусы;
Изоляция (запирание в кладовке, туалете и т.п.);
Преднамеренное лишение еды, питья, одежды (выставление
ребёнка в мороз на улицу без тёплой одежды);
Грубое нарушение режима дня;
Обращение с детьми, не соответствующее их возрасту и
развитию, (предъявление требований, которые ребёнок ещё не может
выполнить, либо которые перерос);
Сильное встряхивание грудных детей.
Наиболее часто физическому насилию в семье подвергаются дети,
имеющие физические или психические отклонения, недоношенные, с малым
весом при рождении, так как обычно они более раздражительны, больше
плачут, менее привлекательны внешне.
Распознание факта физического насилия над ребёнком.
Характер повреждений:
синяки, ссадины, раны, следы ударов ремнём, укусов, прижигание
горячими предметами, сигаретами, располагающимися на лице, на теле,
конечностях;
ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от
погружения в
горячую воду),
а также на ягодицах;
повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
участки облысения, кровоподтёки на голове;
повреждения внутренних органов;
2.Пренебрежение нуждами ребёнка:
Пренебрежение основными нуждами ребёнка
(моральная
жестокость) – это отсутствие со стороны родителей или лиц, их
заменяющих, элементарной заботы о нём, а также недобросовестное
выполнение обязанностей по воспитанию ребёнка, в результате чего его
здоровье и развитие нарушаются. Чаще всего пренебрегают основныминуждами детей родители или лица, их заменяющие: алкоголики, наркоманы;
лица с психическими расстройствами; юные родители, не имеющими опыта и
навыков родительства; с низким социальноэкономическим уровнем жизни;
имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость;
перенёсшие жестокое обращение в детстве, социально изолированные.
Формы пренебрежения нуждами ребёнка:
Оставление ребёнка без присмотра;
Отсутствие должного внимания, опеки, защиты;
Непредоставление ребёнку питания, одежды, белья;
Несоответствие среды обитания потребностям ребёнка:
отсутствие спального места, соответствующего возрасту ребёнка, места
для игр занятий;
Приготовление пищи ребёнку непригодным ему способом,
кормление пищей, не соответствующей возрасту ребёнка;
Отсутствие должного гигиенического ухода: купание, смена
подгузников, стирка и смена белья и одежды;
Несоответствие одежды ребёнка погодным условиям;
Непредоставление медицинской помощи ребёнку :обследования,
лечения, профилактических прививок;
Неквалифицированное лечение ребёнка: дача лекарств без
показаний, в неправильной дозировке;
Опасные условия для жизни ребёнка: антисанитария,
паразиты, битое стекло, незащищённые электрические розетки, лёгкий
доступ к ядовитым веществам и т.п.;
Отсутствие внимания развитию ребёнка соответственно
возрасту: безучастие к общению и играм с ребёнком, отсутствие игрушек,
соответствующих возрасту, школьных принадлежностей, бездействие вотношении школьного обучения или препятствование ему.
Последствия пренебрежения:
1)Внешние проявления:
Утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;
Одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребёнка;
Нечистоплотность, несвежий запах.
2)Физические признаки:
Отставание в весе и росте от сверстников;
Педикулёз и чесотка;
Частые «несчастные случаи», гнойные и хронические
инфекционные заболевания;
Запущенный кариес;
Отсутствие надлежащих прививок;
Задержка
речевого
и
психического
развития.
3) Особенности поведения:
Постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в
отбросах и т.п.;
Неумение играть;
Постоянный поиск внимания (участия);
Частые пропуски школьных занятий;
Крайности поведения: инфантилен или принимает роль
взрослого и ведёт себя в «псевдовзрослой» манере; агрессивен или замкнут,
апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не
желает и не умеет общаться;
Склонность к поджогам, жестокость к животным;
Мастурбация,
раскачивание,
сосание пальцев и пр.
3.Психологическое насилие:
Эмоциональным (психологическим) насилием является
однократное или хроническое психологическое воздействие на ребёнка или
его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего
у ребёнка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к
социализации.
К психологическому насилию относятся:
Угрозы в адрес ребёнка, проявляющиеся в словесной форме без
применения физической силы;
Оскорбление и унижение его достоинства;
Открытое неприятие и постоянная критика;
Лишение ребёнка необходимой стимуляции, игнорирование его
основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;
Предъявление к ребёнку чрезмерных требований,
не
соответствующих его возрасту или возможностям;
Однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у
ребёнка психическую травму;
Преднамеренная изоляция ребёнка, лишение его социальных
контактов;
Вовлечение ребёнка или поощрение к антисоциальному или
деструктивному поведению
Формы психологического насилия:
(алкоголизм,
наркомания и др.).
Отвержение – вербальные и невербальные действия,
демонстрирующие неприятие ребёнка и принижающие его достоинство:
враждебное отношение; унижение, в том число публичное; высмеивание,
превращение ребёнка в «козла отпущения»;
Терроризирование – запугивание, угрозы совершить насилие над
ребёнком или его близкими: убить, причинить боль или физический вред;
помещение ребёнка в страшное для него место; оставление ребёнка вопасности; предъявление нереалистичных требований к ребёнку, не
соответствующих его уровню развития;
Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды
ребёнка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной
стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать
с ребёнком; взаимодействие с ребёнком только в случае крайней
необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребёнку, любви,
заботы;
Изоляция – последовательные действия, направленные на лишение
ребёнка возможности встречаться, общаться с другими людьми как
дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения
ребёнка; необоснованное ограничение или запрещение социальных
контактов ребёнка со сверстниками или взрослыми в его среде;
Развращение – действия по отношению к ребёнку, которые
становятся причиной развития у него дезадаптивного поведения:
побуждение несовершеннолетнего к антисоциальному поведению;
формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребёнка;
воспрепятствование естественному развитию ребёнка; лишение ребёнка
права иметь свои взгляды, чувства, желания.
Особенности детей,
(психологическому) насилию:
подвергающихся
эмоциональному
задержка психического развития;
невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
низкая самооценка;
эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто
обращённых против самого себя), подавленное состояние;
избыточная потребность во внимании;
депрессия, попытки суицида; неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение,
чрезмерная уступчивость или агрессивность);
ложь, воровство, девиантное поведение (или отклоняющееся»,
асоциальное) поведение;
нервнопсихические и психосоматические заболевания: неврозы,
энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные
заболевания, астма и др.