правовое воспитание дошкольников

  • Памятки
  • Педсоветы
  • docx
  • 22.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Выступление перед педагогами на тему правового воспитания и прав ребенка. Рассмотрены: 1) виды работы с детьми, на тему прав ребенка; 2) Виды нарушений прав ребенка. Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Связано это, с более ранним созреванием и становлением личности ребенка, большим освещением данных вопросов в средствах массовой информации, появлением большого количества литературы по правовым вопросам.
Иконка файла материала правовое воспитание дошкольников.docx
Правовое воспитание дошкольников. Тема   данного   выступления   выбрана   не   случайно,   поскольку   в современном мире все чаще и чаще мы сталкиваемся с ситуациями, когда пренебрегают правами ребенка.  С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости. Самоуважение и уважение к другим. Всё это является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться   об   окружающих.   Чрезвычайно   важно,   чтобы   дети   росли   в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций. Вопросам   правового   воспитания   в   последнее   время   уделяется   все больше внимания. Связано это,  с более ранним созреванием и становлением личности   ребенка,   большим   освещением   данных   вопросов   в   средствах массовой   информации,   появлением   большого   количества   литературы   по правовым вопросам. К сожалению, в программах дошкольного воспитания, этому вопросу отводится мало времени.  Согласно Конвенции прав ребенка, все государственные структуры, в том   числе   учебно­воспитательные,   обязаны   широко   информировать   как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции. Задачи педагогов в работе с ознакомлением детей со своими правами: 1. Ознакомление   детей   в   соответствующей   возрасту   форме   с основными документами по защите прав человека. 2. Формирование   чувства   собственного   достоинства,   осознания своих прав и свобод, ответственности. 3. Воспитание уважения к достоинству и   личным правам другого человека, формирование основ толерантности. Сложность   заключается,   прежде   всего,   в   абстрактности   самого понятия «право», которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать.Определяя формы работы можно выделить: ­   беседу: «Какие   обязанности   ты   выполняешь   дома?», «Кем   ты хочешь стать, когда вырастешь?» ­   дидактические   игры: «Назови права   героев», «Я   имею право», «Я   Буратино», «Я   не   а   ты   продолжи», «Помогите начну, должен», «Какие права   нарушены»,  «Мне   хорошо,   когда   у   меня есть…», «Я имею право…», «Я не должен…»  ­ сюжетно­ролевые игры: «Семья», «Больница», «Детский сад»; ­   заучивание   стихотворений,   пословиц,   поговорок,   потешек по темам: «Природа», «Семья», «Здоровье», «Экология», «Труд», «Учеба, грамота». Работа   по   развитию   у   детей   представления   об основах правового сознания   нацеливает   на   последовательное   введение ребенка в социальный мир. Проводя   педагогическую   работу   по   правовому   просвещение   детей, важно исходить из следующих принципов: 1. Праксиологический   подход.   Правовое   воспитание   должно происходить   в   различных   видах   деятельности:   познавательной,   игровой, художественно­творческий, трудовой. 2. Интегративный   подход.   Правовое   сознание   требует   сочетания различных знаний об обществе. 3. Взаимодействие   с   семьей.   Предполагает   активное   участие родителей в правовом воспитании детей. Современные психолого­педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их   беспокоят   непослушание,   неуравновешенность, агрессивность,   вызывают   отчаяние   слабое   развитие,   нелюбознательность,   конфликтность, пассивность,   плохие   успехи   на   занятиях   в   детском   саду,   но   родители   не знают, как вести себя в трудных ситуациях.Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные   наказания,   угрожают,   запугивают   и   проявляют   чрезмерную строгость.   При   этом   большинство   родителей   не   придают   значения переживаниям   детей,   не   стремятся   установить   их   причину,   считая   их беспредметными и немотивированными.    Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития   его   личности.   Жестокое   обращение   с   детьми   влияет   на   их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.  Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная   ситуация   жизни   не   является   критической,   нарушение   прав маленьких   детей,   унижение   их   достоинства   –   вполне распространенное явление. Поэтому взаимодействие с родителями очень важно. Недостаток   заботы   о   ребенке   может   быть   непредумышленным, например,   вследствие   болезни,   безработицы,   хронической   бедности, неопытности   родителей,   их   невежества,   следствием   стихийных   бедствий, социальных потрясений. Воспитатель,   ставящий   своей   задачей   профилактику   нарушения прав ребенка в семье, прежде всего  сам должен быть для родителей  образцом уважительного и доброжелательного поведения с ребенком. Педагог   должен   вести   работу   по   своевременному   выявлению нарушения прав детей, принятию мер по защите их от жестокого обращения.  В   основе   возможных   разногласий   в   подходах   к   воспитанию   детей   у педагогов   и   родителей   чаще   всего   лежат   разные   ценности   воспитания   и неосведомленность   о   закономерностях   развития   ребенка.   Поэтому   очень важно выявить различия в точках зрения педагогов и родителей, достигнуть взаимопонимания.Как же выявить ребенка оказавшейся в сложной жизненной ситуации. 1.Физическое насилие: Физическое   насилие   –   это   преднамеренное   нанесение   травм   и   (или) повреждений ребёнку, которые вызывают серьёзные (требующие медицинской помощи)   нарушения   физического,   психического   здоровья,   отставания   в развитии. Чаще всего это происходит в семьях, где: ­   родители   убеждены,   что   физическое   наказание   является   методом выбора для воспитания детей; ­   родители  (или   один   из   них)   являются   алкоголиками,  наркоманами, токсикоманами; ­ родители (или один из них) имеют психические заболевания; ­   нарушен   эмоционально   –   психологический   климат   в   семье   (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу); ­ родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др; ­   родители   предъявляют   чрезмерные   требования   к   детям,   не соответствующие их возрасту и уровню развития; ­   дети   имеют   особенности:   недоношенность   в   анамнезе,   наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы. Формы физического насилия:         Избиение; Пощёчины, тычки, шлепки, щипки; Порка; Вырывание волос; Фиксация в неудобной позе; Укусы; Изоляция (запирание в кладовке, туалете и т.п.); Преднамеренное   лишение   еды,   питья,   одежды   (выставление ребёнка в мороз на улицу без тёплой одежды);   Грубое нарушение режима дня; Обращение   с   детьми,   не   соответствующее   их   возрасту   и развитию,   (предъявление   требований,   которые   ребёнок   ещё   не   может выполнить, либо которые перерос);  Сильное встряхивание грудных детей. Наиболее   часто   физическому   насилию   в   семье   подвергаются   дети, имеющие физические или психические отклонения, недоношенные, с малым весом   при   рождении,   так   как   обычно   они   более   раздражительны,   больше плачут, менее привлекательны внешне. Распознание факта физического насилия над ребёнком. Характер повреждений: ­ синяки, ссадины, раны, следы ударов ремнём, укусов, прижигание горячими предметами, сигаретами, располагающимися на лице, на теле, конечностях; ­ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения   в   горячую   воду),   а   также   на   ягодицах; ­ повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов; ­ выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах; ­ участки облысения, кровоподтёки на голове; ­ повреждения внутренних органов; 2.Пренебрежение нуждами ребёнка: Пренебрежение   основными   нуждами   ребёнка   (моральная жестокость) –   это   отсутствие   со   стороны   родителей   или   лиц,   их заменяющих,   элементарной   заботы   о   нём,   а   также   недобросовестное выполнение   обязанностей   по   воспитанию   ребёнка,   в   результате   чего   его здоровье   и   развитие   нарушаются.   Чаще   всего   пренебрегают   основныминуждами детей родители или лица, их заменяющие: алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; юные родители, не имеющими опыта и навыков  родительства;  с низким   социально­экономическим  уровнем  жизни; имеющие   хронические   заболевания,   инвалидность,   умственную   отсталость; перенёсшие   жестокое   обращение   в   детстве,   социально   изолированные. Формы пренебрежения нуждами ребёнка:     Оставление ребёнка без присмотра; Отсутствие должного внимания, опеки, защиты; Непредоставление ребёнку питания, одежды, белья; Несоответствие   среды   обитания   потребностям   ребёнка: отсутствие спального места, соответствующего возрасту ребёнка, места для игр занятий;  Приготовление   пищи   ребёнку   непригодным   ему   способом, кормление пищей, не соответствующей возрасту ребёнка;  Отсутствие   должного   гигиенического   ухода:   купание,   смена подгузников, стирка и смена белья и одежды;   Несоответствие одежды ребёнка погодным условиям; Непредоставление медицинской помощи ребёнку :обследования, лечения, профилактических прививок;  Неквалифицированное   лечение   ребёнка:   дача   лекарств   без показаний, в неправильной дозировке;  Опасные   условия   для   жизни   ребёнка:   антисанитария, паразиты,   битое   стекло,   незащищённые   электрические   розетки,   лёгкий доступ к ядовитым веществам и т.п.;  Отсутствие   внимания   развитию   ребёнка   соответственно возрасту: безучастие к общению и играм с ребёнком, отсутствие игрушек, соответствующих возрасту, школьных принадлежностей, бездействие вотношении   школьного   обучения   или   препятствование   ему. Последствия пренебрежения: 1)Внешние проявления:  Утомленный   сонный   вид,   бледное   лицо,   опухшие   веки;   Одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребёнка; Нечистоплотность, несвежий запах. 2)Физические признаки:  Отставание в весе и росте от сверстников;   Педикулёз и чесотка; Частые   «несчастные   случаи»,   гнойные   и   хронические инфекционные заболевания;    Запущенный кариес; Отсутствие надлежащих прививок; Задержка   речевого   и   психического   развития. 3) Особенности поведения:  Постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;     Неумение играть; Постоянный поиск внимания (участия); Частые пропуски школьных занятий; Крайности   поведения:   инфантилен   или   принимает   роль взрослого и ведёт себя в «псевдовзрослой» манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;   Склонность к поджогам, жестокость к животным; Мастурбация,   раскачивание,   сосание   пальцев   и   пр. 3.Психологическое насилие: Эмоциональным   (психологическим)   насилием   является однократное или хроническое психологическое воздействие на ребёнка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребёнка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации. К психологическому насилию относятся:  Угрозы в адрес ребёнка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;    Оскорбление и унижение его достоинства; Открытое неприятие и постоянная критика; Лишение ребёнка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;  Предъявление   к   ребёнку   чрезмерных   требований,   не соответствующих его возрасту или возможностям;  Однократное   грубое   психическое   воздействие,   вызвавшее   у ребёнка психическую травму;  Преднамеренная   изоляция   ребёнка,   лишение   его   социальных контактов;  Вовлечение   ребёнка   или   поощрение   к   антисоциальному   или деструктивному   поведению   Формы психологического насилия: (алкоголизм,   наркомания   и   др.). Отвержение   –   вербальные   и   невербальные   действия, демонстрирующие неприятие ребёнка и принижающие его достоинство: враждебное отношение; унижение, в том число публичное; высмеивание, превращение ребёнка в «козла отпущения»; Терроризирование   –   запугивание,   угрозы   совершить   насилие   над ребёнком или его близкими: убить, причинить боль или физический вред; помещение   ребёнка   в   страшное   для   него   место;   оставление   ребёнка   вопасности;   предъявление   нереалистичных   требований   к   ребёнку,   не соответствующих его уровню развития;  Игнорирование   –   отсутствие   эмоционального   отклика   на   нужды ребёнка   и   его   попытки   к   взаимодействию,   лишение   его   эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с   ребёнком;   взаимодействие   с   ребёнком   только   в   случае   крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребёнку, любви, заботы;           Изоляция – последовательные действия, направленные на лишение ребёнка   возможности   встречаться,   общаться   с   другими   людьми   как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребёнка;   необоснованное   ограничение   или   запрещение   социальных контактов ребёнка со сверстниками или взрослыми в его среде; Развращение   –   действия   по   отношению   к   ребёнку,   которые становятся   причиной   развития   у   него   дезадаптивного   поведения: побуждение   несовершеннолетнего   к   антисоциальному   поведению; формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребёнка; воспрепятствование естественному развитию ребёнка; лишение ребёнка права иметь свои взгляды, чувства, желания. Особенности   детей, (психологическому) насилию:   подвергающихся   эмоциональному ­задержка психического развития; ­ невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость; ­ низкая самооценка; ­   эмоциональные   нарушения   в   виде   агрессии,   гнева   (часто обращённых против самого себя), подавленное состояние; ­ избыточная потребность во внимании; ­ депрессия, попытки суицида;­   неумение   общаться   со   сверстниками   (заискивающее   поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность); ­   ложь,   воровство,   девиантное   поведение   (или   отклоняющееся», асоциальное) поведение; ­   нервно­психические   и   психосоматические   заболевания:   неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.