Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников
Оценка 4.8

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
математика +2
5 кл—9 кл
28.03.2017
Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников
Презентация к исследовательской работе по дисциплине «Социально – экономическое» (психология+математика) «Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников».
Кушнерева Д.-Позитивное влияние вращательных головоломок.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Целинная средняя общеобразовательная школа» Ключевского района Алтайского края Исследовательская работа по дисциплине  «Социально – экономическое» (психология+математика) «Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников» Автор работы: Кушнерева Дарья Ивановна  ученица 7 класса МБОУ «Целинная СОШ» Ключевского района Алтайского края пос. Целинный,  ул. Спортивная 14 8(38578)26419  Научный руководитель:  Виноградова Валентина  Владимировна Карпучева Ирина  Владимировна пос. Целинный 2016 2 Содержание Введение……………………………………………………………………………….3 Глава 1. Теория…….. …………………………………………………………….....…7 1.1 Понятие «тревожность» и причины ее возникновения …...……….……..7 1.2 Теоретическое обоснование феномена школьной тревожности .............11 1.3 Позитивное влияние вращательных головоломок..………………….…..15 1.4 Интересные факты…………………………………..……………………..18 Глава 2. Практика…………………………………………….…………………….....19 2.1 Экспериментальное исследование….……………………..........................19 Заключение…………………………………………………………………...……......23 Литература…………………………………………………………………...…….…..26 Приложения……………………………………………………………........................28 3 Введение Актуальность работы:  Современное   научное   знание   демонстрирует   возрастающий   интерес   к   Тревожность   –   распространённый проблеме   тревожности   личности. психологический   феномен   нашего   времени.   Она   является   частым   симптомом неврозов и функционального психоза, а также является одним из симптомов других заболеваний   или   является   пусковым   механизмом   расстройства   эмоциональной сферы   личности.   Как   и   любое   комплексное   психологическое   образование, тревожность   характеризуется   сложным   строением,   включающим   различные аспекты, при доминировании эмоционального.  В   целом,   тревожность   –   это   субъективное   проявление   неблагополучия личности,   ее   дезадаптации.   Тревожность   рассматривается   как   переживание эмоционального   дискомфорта,   предчувствие   грядущей   опасности.   Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы.   В настоящее время увеличилось число тревожных   детей,   отличающихся   повышенным   беспокойством,   неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.  Степень изученности темы: Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих ученых: как в отечественной психологии (Н.А. Аминов, В.М. Астапов, В.А. Бакеев, В.К. Вилюнас, Ю.М. Забродин, Н.В. Имедадзе, Н.Д. Левитов, О.Г. Мельниченко и др.), 4 так и за рубежом (Х. Айзенк, Р. Кеттелл, Е. Левитт, О. Маурер, У. Морган, К. Спенс, Ч. Спилбергер, Дж. Тэйлор, З. Фрейд, К. Эликсон и др.).  Доказано, завышенная   тревожность   является   негативной характеристикой   и   неблагоприятно   сказывается   на   жизнедеятельности   человека   что   (Г.Ш. Габдреева, Х. Граф, Н.В. Имедадзе, У. Морган, Дж. Саразон, Дж. Тэйлор и др.). Это обуславливает необходимость создания эффективных методов коррекции высокой тревожности еще в дошкольном возрасте. Если учесть, что тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте1, то тема работы, связанная с разработкой и изучением эффективности интегративной игровой коррекции личностных  проблем дошкольников, в частности  тревожности, стоит в ряду особо актуальных.  Одной   из   главных   целей   школьного   образования   является   создание   и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и   личностное   развитие   каждого   ребёнка.   Учебно­воспитательный   процесс становиться   всё   больше   ориентированным   на   личность   ученика,   его индивидуальные возможности, способности и интересы. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, т.е. состояние   полного   душевного,   физического   и   социального   благополучия.   Если человек   попадает   в   ситуацию   дискомфорта,   то   в   первую   очередь   страдает эмоциональная   сфера,   т.е.   человек,   реагирует   на   эту   ситуацию   негативными переживаниями,   которые,   в   свою   очередь,   вызывают   тревожность.   Проблема детской тревожности ­ одна из главных проблем современной школы. 1 Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей / Психологическая наука и  образование. – 1988, № 2 5 Объект исследования:  проявление школьной тревожности в процессе обучения детей  среднего школьного возраста. Предмет исследования: вращательные головоломки. Цель работы: исследование  позитивного влияния вращательных головоломок на уровень  школьной тревожности в условиях образовательного процесса. Задачи работы:  1. 2. 3. 4. 5. 6. изучить феномен тревожности в психологии; проанализировать проблемы и причины школьной тревожности; изучить   позитивное   влияние   вращательных   головоломок   на   уровень школьной тревожности у учащихся. провести диагностику тревожности детей среднего школьного возраста; определить   влияния   вращательных   головоломок   на   уровень     школьной тревожности учащихся. совместно   с   педагогом­психологом   школы   разработать   рекомендации   и советы по проведению профилактической и психокоррекционной работе по преодолению школьной тревожности. В   процессе   работы   были   использованы   следующие   методы   научного исследования: 1. изучение,   обработка   и   анализ   научных   источников   по   проблеме исследования; 6 2. 3. 4. экспериментальное исследование тревожности у детей среднего школьного возраста   с   помощью   методики   определения   уровня   тревожности Ч.Д.Спилберг,  Ю.Л.Ханин2; наблюдение; беседа (блиц­опрос). Гипотеза   работы:  использование   вращательных   головоломок   оказывает позитивное влияние на снижение уровня школьной  тревожности у учащихся. 2 Методика Спилбергера, Ч.Д. адаптированная Ханиным, Ю.Л.. – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://psycabi.net/testy/179­test­na­trevozhnost­spilbergera­khanina­metodika­otsenki­trevozhnosti­ch­d­ spilbergera­i­yu­l­khanina 7 При написании работы были использованы публикации журналов: «Школьный психолог» «Квант», «Юный Техник», «Наука и Жизнь»3.  3Статьи о кубике Рубика из популярных советских журналов – Заголовок с экрана ­ [Электронный  ресурс] – Режим доступа http://dedfoma.ru/kubikrubika 8 Глава 1. Теория 1.1 Понятие «тревожность» и причины ее возникновения По   общепринятому   определению   тревожность   определяют   как   чувство неконкретной, неблагополучных перемен.   неопределенной   угрозы,   сопровождающееся   ожиданием Термин   «тревожность»   нередко   используют   и   для   обозначения   более широкого круга переживаний, возникающих независимо от конкретной ситуации.   Тревожность   –   переживание   эмоционального   неблагополучия,   связанное   с предчувствием   опасности   или   неудачи.   Любая   нестабильность,   нарушение привычного хода событий может привести к развитию тревожности.  В отличие от страха, который порождается конкретными причинами и связан главным образом с угрозой самому существованию человека как живого существа, тревожность   обычно   имеет   неопределенный   характер   и   возникает   при   угрозе (нередко – воображаемой) человеку как личности. Иногда ставится знак равенства между страхом и тревожностью. В тоже время полагают, что тревожность, тревога предшествуют   страху,   который   возникает,   когда   опасность   уже   осознана   и конкретизирована. В   психологии   различают   тревожность   как   эмоциональное   состояние (ситуативная тревожность) и как устойчивую черту (личностная тревожность). Ситуативная тревожность определяется Спилбергером как «эмоциональная реакция»   которая   характеризуется   мрачными   предчувствиями,   субъективными 9 ощущениями   напряженности,   нервозности,   беспокойства   и   сопровождается активизацией вегетативной нервной системы. Аналогично Ю. Л. Ханин4  понимает тревогу как эмоциональное состояние или реакцию, для которой характерны следующие признаки:  различная   интенсивность   (величина   ситуативной   тревожности   может колебаться в зависимости от множества факторов);  изменчивость   во   времени   (эмоциональный   дискомфорт   связан   с конкретной ситуацией);  наличие   неприятных   переживаний   напряженности,   озабоченности, беспокойства, опасения;  выраженная активация вегетативной нервной системы.  Ситуативная   тревожность   порождается   объективными   условиями, содержащими   вероятность  неуспеха   и неблагополучия. Как  правило,  в норме  у тревожности   есть   повод,   то   есть   человек   знает,   почему   он   беспокоится:   из­за предстоящего экзамена, из­за неприятностей в той или иной сфере его жизни. В таких   условиях   тревожность   может   играть   положительную   роль,   так   как способствует концентрации энергии на достижение желаемой цели, мобилизации резервов организма и личности для преодоления возможных трудностей. То есть ситуативная тревожность имеет приспособительный характер, если не превосходит оптимального уровня. Безразличие к трудностям и безответственное отношение к поставленным целям при полном отсутствии ситуационной тревожности снижает эффективность   деятельности   и   не   позволяет   добиться   наилучших   результатов. Однако   и   повышенная   ситуативная   тревожность,   при   которой   возбуждение   и беспокойство значительно превышают уровень возможных затруднений, снижает результативность деятельности. 4 Ханин, Ю. Л. «Психология общения в спорте» 10 Под   личностной   тревожностью   понимается   устойчивая   индивидуальная характеристика,   отражающая   предрасположенность   субъекта   к   тревоге   и предполагающая   наличие   у   него   тенденции   воспринимать   достаточно   широкий «веер»   ситуаций   как   угрожающих,   отвечая   на   каждую   из   них   определенной реакцией.   Как   предрасположенность,   личная   тревожность   активизируется   при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком, как опасные.  Величина   личностной   тревожности   позволяет   прогнозировать   вероятность возникновения состояний тревоги в будущем. Высоко тревожные субъекты будут воспринимать ситуации с наличием стрессоров, как более угрожающие и будут испытывать более выраженный уровень ситуативной тревожности. Определенный   уровень   тревожности   –   естественная   и   обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности. Это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания Если вдруг человек или окружающие замечают, что все вроде бы более или менее   нормально,  а   его   не   покидает   чувство   тревоги,   или   реакция   на   рядовые события   чрезмерна,   или   тревожность   возникает   по   такому   поводу,   на   который ранее   человек   не   обратил   бы   внимания,   то   в   данном   случае   ситуативная тревожность имеет дезадаптивный характер.  Анализ литературных источников, позволяет выделить внешние объективные факторы, способствующие повышению уровня тревожности, связанные с трудовой деятельностью,   и   внутренние,   субъективные   –   те   индивидуальные   особенности личности профессионала, которые влияют на процесс роста уровня тревожности. К объективным факторам возникновения тревожности во всех возрастных категориях относят: 11  Неблагоприятный   социально­психологический   климат   коллектива, который складывается под влиянием сложной системы взаимоотношений и выражается в определенном эмоциональном состоянии (эмоциональном настрое) коллектива.   Перегрузки.   Есть   люди,   которые   лучше   всего   работают   в   состоянии постоянного   напряжения,   однако   для   большинства   людей,   ситуация жесткого временного прессинга является стрессовой.   Низкий   социальный   статус.   Чувство   недооцененности   и   мелочный контроль   разрушают   в   человеке   стремление   к   росту,   заставляет сомневаться в своих способностях.  Сверхурочные   и   неудобные   часы   работы.   Человеческий   организм, суточные   ритмы   которого   определяются   природными   факторами,   не приспособлен   для   того,   чтобы   работать   в   ночные   часы.   Нарушение суточного ритма (например, ночные смены) вызывают психологический и физиологический   стресс.   Помимо   нарушений   суточных   ритмов, сверхурочные часы работы влекут за собой дополнительные неудобства. У человека не остается времени, которым он мог бы распоряжаться по своему   усмотрению,   так   как   в   любой   момент   его   могут   вызвать   для сверхурочной работы. Человек находится длительное время в состоянии тревоги ожидания.  Ненужные   ритуалы   и   процедуры.   Часто   раздражение   возникает   из­за слишком большого количества заседаний, обсуждений и деловых встреч, особенно   если   они   плохо   подготовлены.   У   участников   таких   встреч возникает ощущение, что время потрачено впустую. 12  Неопределенность.   Очень   немногие   люди   чувствуют   себя   уверенно   в ситуации неопределенности.   Однообразие.   Когда   ситуация   слишком   стабильна,   это   тоже   может вызвать тревожность, проявляющуюся в апатичности, ленности. Человек время   от   времени   нуждается   в   новых   впечатлениях,   чтобы   сохранить собранность и творческий потенциал.   Беспомощность.   Сильную   тревожность   может   вызывать   не   только необходимость   принимать   решения   в   сложной   обстановке,   но   и противоположная ситуация, когда человек осознает свою неспособность повлиять   на   происходящие   события   и   вынужден   смиряться   с   чужим решением как с неизбежностью.  В   чем   причины   школьной   тревожности?   Прежде   всего,   причины определяются   природной   нервно­психической   организацией   школьника.   Не   в последнюю   очередь   –   особенностями   воспитания,   завышенными   требованиями родителей к ребенку (все нужно делать только на «отлично»). У некоторых детей страхи и нежелание ходить в школу вызваны самой системой обучения, в том числе несправедливым или нетактичным поведением учителя. Причем среди таких детей есть школьники с самой разной успеваемостью. Таким   образом,   ситуативная   или   реактивная   тревожность   как   состояние характеризуется   субъективными   переживаниями,   эмоциями:   напряжением, беспокойством,   озабоченностью,   нервозностью.   Это   состояние   возникает   как эмоциональная   реакция   на   стрессовую   ситуацию   и   может   быть   разным   по интенсивности и динамичности во времени. Ситуативная тревожность порождается объективными условиями, содержащими вероятность неуспеха и неблагополучия (в частности, в ситуации оценки способностей и достижений личности). 13 1. 2 Теоретическое обоснование феномена Школьная тревожность Школа   одна   из   первых   открывает   перед   ребенком   мир   социально­ общественной жизни. Параллельно с семьей берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка. Таким   образом,   школа   становится   одним   из   определяющих   факторов   в становлении   личности   ребенка.   Многие   основные   его   свойства   и   личностные качества складываются в этот период жизни, от того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие. Поступление   ребенка   в   школу   связано,   как   известно,   с   возникновением важнейшего   личностного   новообразования   –   внутренней   позиции   школьника. Внутренняя   позиция   представляет   собой   тот   мотивационный   центр,   который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально­положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу «хорошего ученика». В тех   случаях,   когда   важнейшие   потребности   ребенка,   отражающие   позицию школьника,  не  удовлетворены,  он  может  переживать   устойчивое   эмоциональное неблагополучие,   выражающееся   в   ожидании   постоянного   неуспеха   в   школе, плохого   отношения   к   себе   со   стороны   педагогов   и   одноклассников,   в   боязни школы, нежелании посещать ее. Школьная   тревожность   –   это   сравнительно   мягкая   форма   проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно 14 чувствует   собственную   неадекватность,   неполноценность,   не   уверен   в правильности своего поведения, своих решений. Педагоги и родители обычно говорят про такого ребенка, что он «боится всего»,   «очень   раним»,   «мнителен»,   «повышенно   чувствителен»,   «ко   всему относится слишком серьезно» и т.п. Однако это, как правило, не вызывает сильного беспокойства   взрослых.   Вместе   с   тем   анализ   консультационной   практики свидетельствует, что подобная тревожность – один из предвестников невроза и что работа по ее преодолению крайне необходима. Довольно высокий уровень школьной тревожности детей и, кстати, снижение у них самооценки характерны для периода поступления детей в школу. Напомним, что адаптационный период в первом классе продолжается обычно от одного до трех   месяцев.   После   этого,   как   правило,   положение   меняется:   эмоциональное самочувствие и самооценка ребенка стабилизируются. Как известно, в подавляющем большинстве школ дети в этот период учатся без   отметок,   что,   казалось   бы,   должно   способствовать   снижению   тревожности. Однако это не совсем так. Негативные переживания, опасения ребенка по поводу разных сторон школьной жизни могут стать очень интенсивными и устойчивыми. Специалистами такие эмоциональные нарушения обозначаются по­разному. Термин «школьный невроз» используют, когда у школьника отмечаются «беспричинные» рвоты, повышение температуры, головные боли... Причем именно по утрам, когда нужно собираться в школу. В каникулы такие симптомы почему­то исчезают. «Школьная  фобия»  обозначает   крайнюю   форму   страха  перед  посещением школы.   Она   может   и   не   сопровождаться   телесными   симптомами,   но   без медицинской помощи в таком случае обойтись трудно. А школьная тревожность? Это сравнительно «мягкая» форма эмоционального неблагополучия. Но она может перерасти и в гораздо более серьезную форму. 15 Известный   психолог   А.   Прихожан5  выделяет   следующие   особенности тревожных детей в школе:  Сравнительно   высокий   уровень   обучаемости.   При   этом   учитель   может считать   такого   ребенка   неспособным   или   недостаточно   способным   к учению.  Эти   школьники   не   могут   выделить   в   работе   основную   задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания.  Если   не   удается   сразу   справиться   с   заданием,   тревожный   ребенок отказывается   от   дальнейших   попыток.   Неудачу   он   объясняет   не   своим неумением   решить   конкретную   задачу,   а   отсутствием   у   себя   всяких способностей.  На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая в том числе и нелепые ответы.  Говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок.  При указании тревожному школьнику на его ошибку странности поведения усиливаются,   он   как   бы   теряет   всякую   ориентацию   в   ситуации,   не понимает, как можно и нужно себя вести. А. Прихожан6 считает, что такое поведение отмечается именно у тревожных первоклассников.  И  все  же  школьная  тревожность  свойственна   детям  и других 5 Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // "Психологическая наука и  образование". – 1998, № 2. 6 Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // "Психологическая наука и  образование". – 1998, № 2 16 школьных возрастов. Проявляться она может в их отношении к оценкам, страхе перед контрольными и экзаменами и т.п. Еще   важно   научить   тревожного   ребенка   самостоятельно   оценивать результаты   своей   деятельности   и   доверять   собственным   оценкам.   Некоторым детям   нужно   помочь   овладеть   недостающими   учебными   умениями,   восполнить пробелы в усвоении школьной программы. Следующий важный момент, который надо учитывать в работе, – это особое, специфическое   отношение   тревожных   детей   к   успеху,   неуспеху,   оценке   и результату.   Как   известно,   такие   дети   чрезвычайно   чувствительны   к   плодам собственной деятельности, болезненно боятся и избегают неуспеха. Одновременно им   очень   трудно   самим   оценить   итоги   своей   деятельности,  они   не   могут   сами решить, правильно или неправильно они сделали что­либо, а ждут этой оценки от взрослого. Такое   особое   отношение   детей   к   успеху   и   неуспеху,   с   одной   стороны, повышает   травматическую   вероятность   неудач,   причем   неудач,   которые,   как отмечалось,   дети   с   высокой   школьной   тревожностью   объясняют   в   основном собственной   неполноценностью,   отсутствием   способностей,   с   другой   –   это отношение делает ребенка чрезвычайно зависимым от взрослого. Это отражается и на мотивации учения, в основе которой лежит стремление «делать все так, как говорит учитель, ради его похвалы». Тревожные дети буквально с первых дней пребывания в школе попадают в ситуацию отрицательного оценивания, хронического неуспеха. Именно неумение ребенка   справиться   с   этим   неуспехом   во   многом   служит   основой   для возникновения у него тревожности и ее закрепления. 17 1.3  Позитивное влияние кубика Рубика Сегодня на первый план вышли электронные, компьютерные головоломки,  игры, но тактильное взаимодействие с предметом не может заменить никакой  компьютер. Человек продолжает испытывать постоянный сенсорный голод, голод  прикосновений, только не замечает этого. Математические игры и головоломки всегда были популярны, как, впрочем, и все игры. Наиболее приближенными  к математике являются головоломки, но много головоломок образовалось из когда­то существовавших (а некоторые из ещё существующих) игр. Большинство таких основополагающих игр было придумано древнегреческими математиками.   Математические головоломки бывают самые разные: вращательные (кубик Рубика), «Волшебные кольца», «Игры с дыркой» (пятнашки), решётчатые и многие другие.  Вращательными   называются   головоломки,   суть   которых   заключается   в поворотах рядов кубиков (и не только кубиков), из которых они состоят. И самая знаменитейшая вращательная головоломка нашего времени – кубик Рубика – начала своё победное шествие по свету с 1978 года, когда с ней впервые ознакомились   математики   на   Международном   математическом   конгрессе   в Хельсинки. Лишь несколько кубиков увезли математики с конгресса, но это стало начальным толчком лавинного распространения игрушки по всему миру. По   сути   дела   сборка   кубика   Рубика   нарабатывает   психологические подсознательные и рассудочные алгоритмы по выходу из той или иной проблемной ситуации.   Потому   данная   головоломка   будет   далеко   не   бесполезной   и   для взрослого.   Ведь   помимо   того,   что   это   достаточно   увлекательное   время 18 препровождение,   кубик   Рубика   ещё   и   снимает   определённую   психологическую нагрузку. Специалистами   в области  человеческой  психологии  доказано, что  нервно­ психическое перенапряжение напрямую связано с моторикой кистей и пальцев рук. Именно поэтому человека, который волнуется, зачастую выдаёт не выражение его лица,   а   как   раз,   —   нервное   теребение   пальцами   и   непроизвольные   движения руками. При   занятии   кубиком   Рубика   в   периоды   волнения   нервно­психическая моторика  рук, которая при бесконтрольном течении процесса  имеет хаотичный формы,   в   момент   сборки   подчиняется   стройным   алгоритмам   и   определённой подсознательной   идее,   звучащей   приблизительно   так:   собрать,   найти   решение, успокоиться.   И   это   действительно   действует   успокаивающе,   помогая   человеку собраться с мыслями. Кстати,   в   отношении   использования   кубика   Рубика   детьми   существует мнение, что данная головоломка положительно влияет на развитие многих отделов личности растущего человека. Во­первых, следует отметить, что Кубик Рубика замечательно подходит для разрабатывания   и  укрепления  суставов  кистей  рук.  Повышается  координация  и точность движения, что особенно важно в тот период взросления личности, когда уже имеются первичные навыки по «точному» управлению своим телом и когда необходимо закреплять эти навыки, находящиеся больше на уровне подсознания и переводить   их   в   состояние   осознанного   умения.   В   данном   случае   речь   идёт   о детском возрасте от шести до двенадцати лет. Более того, начиная где­то со второго класса, в ребёнке по нарастающей происходит   развитие   аналитического   мышления,   в   котором   первичные   навыки пространственной геометрии и механики занимают не последнее место. 19 Кубик Рубика приучает к последовательной дисциплине мышления, так как в процессе   ознакомления   с   различными   схемами   сборки,   можно   прийти   к закономерному скорейший   успех цели   зависит   от соблюдения   выводу, в что достижении   точного последовательности алгоритмов сборки данной головоломки. Кроме того, просто огромное количество исходных вариантов практически исключает   применение   шаблонного   подхода.   То   есть,  каждая   отдельная   сборка кубика является по­своему уникальной, что требует от человека, который собирает головоломку   совмещать   гибкость   и   скорость   мышления   с   применением   чётко выверенных алгоритмов движения. Рис.1 Кубик Рубика7 7 Кубик Рубика– Заголовок с экрана ­ [Электронный ресурс] – Режим доступа  http://www.superloveradio.ru/new/22558 20 Кубик   Рубика   –   это   невероятно   интересная   математическая пространственная (3D+цвета) головоломка, завоевавшая поклонников во всем мире – рис. 1.  Каждый пятый житель планеты крутил и вертел эту гениальную игрушку, пытаясь её собрать. (Приложение А)                            21 1.4. Интересные факты За время существования Кубика Рубика были собраны многие интересные факты   (Приложение   Б).   Кубик   Рубика   —   лидер   по   количеству   продаж   среди игрушек:   за   все   время   было   продано   350   млн.   кубиков   Рубика.     Алгоритм, собирающий кубик Рубика за минимальное число ходов, называется «алгоритмом Бога». С помощью больших по объёму расчётов на компьютере математик Томас Рокицки   доказал   достаточность   22   ходов   для   сборки   кубика   рубика.   Люди, увлекающиеся скоростной сборкой кубика Рубика , называются спидкуберами. Спидкубинг   (Приложение   В)   (от   англ.   speedcubing)   ­   новое   увлечение, недавно пришедшее в Россию, заключающееся в сборке кубика на скорость. 22 Глава 2. Практика  2.1 Экспериментальное исследование   Большинство   из   известных   методов   измерения   тревожности   позволяют оценить   или   только   личностную,   или   состояние   тревожности,   либо   более   позволяющей специфические дифференцированно   измерять   тревожность   и   как   личностное   свойство,   и   как   Единственной   методикой,   реакции. состояние является методика, предложенная Ч.Д. Спилбергом8. На русском языке его шкала была адаптирована Ю.Л.Ханиным. Данная методика была использована в работе   . Методика представляет из себя   два   опросника:   Шкала   ситуативной   тревожности   (СТ)   и   Шкала   личной тревожности (ЛТ) (Приложение Г). Для изучения уровня личностной и ситуативной тревожности и выявления позитивного влияния вращательных головоломок на снижение уровня тревожности было   проведено   экспериментальное   исследование,   согласие   на   которое   дали родители, с учащимися 6 класса МБОУ «Целинная СОШ» в количестве 16 человек, в возрасте 11­12 лет. С участниками  был проведен инструктаж по работе с опросниками.  Первый   этап   диагностирования   прошел   перед   написанием   очередной контрольной работы по математике. систематизированы в таблицу (Приложение Д).  8 Методика Спилбергера, Ч.Д. адаптированная Ханиным, Ю.Л.. – [Электронный ресурс] – Режим доступа  http://psycabi.net/testy/179­test­na­trevozhnost­spilbergera­khanina­metodika­otsenki­trevozhnosti­ch­d­spilbergera­i­yu­l­ khanina Все результаты первичного тестирования 23 Анализ показал, что уровень личностной и ситуативной тревожности среди испытуемых распределился следующим образом: Низкий уровень тревожности – 0 человек (0%); Средний уровень тревожности – 2 человека (12, 5%); Высокий уровень тревожности – 14 человека (87,5%). 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 Количество  учащихся % Низкий Средний Высокий Полученные данные позволили нам продолжить наш эксперимент, так как мы убедились в том, 24 что   контроль   среза   знаний   действительно   является   стрессовой   ситуацией   для учащихся. Для   второго   этапа   исследований   были   созданы   те   же   условия.     Перед очередным срезом знаний по математике, с учащимися 6 класса было проведено тестирования по той же методике. Результаты: (Приложение Е) Низкий уровень тревожности – 0 человека (0%); Средний уровень тревожности – 7 человека (44%); Высокий уровень тревожности – 9 человека (56%). В зоне повышенной тревожности находится 9 учащихся. 25 60 50 40 30 20 10 0 Количество  учащихся % Низкий Средний Высокий Совместно с педагогом ­ психологом с учащимися была проведена беседа на тему что такое тревожность и в чем она проявляется, указав на то, что по сути дела сборка   вращательной   головоломки,   а   именно   кубика   Рубика,   нарабатывает психологические подсознательные и рассудочные алгоритмы по выходу из той или иной проблемной ситуации.   Учащимся было предложено просто покрутить вращательные головоломки.  26 После   этого   был   проведен   последний   этап   нашего   исследования,   где   мы смотрели   только   ситуативную   тревожность.   У   нас   получились   следующие результаты: (Приложение Ж) Низкий уровень тревожности – 0 человека (0%); Средний уровень тревожности – 10 человека (62,5%); Высокий уровень тревожности – 6 человека (37,5%). 27 70 60 50 40 30 20 10 0 Количество учащихся % Низкий Средний Высокий Мы видим, что уровень тревожности снизился. После проведения данного исследования учащимся предложили ответить на вопрос: Снизился ли у них уровень тревожности после работы с вращательными головоломками?  15   учащихся из 16 испытуемых, это составило 94 %, дали положительную оценку этой работе. 28 Гипотеза нашего исследования полностью нашла свое подтверждение.  29 Заключение В   результате   проведенной   исследовательской   работы,   можно   сделать следующие выводы: Школьная тревожность является одной из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое значение имеет исследование изменений, происходящих   в   подростковом   возрасте,   поскольку   этот   возраст   называют временем   рождения   личности.   В   младшем   подростковом   возрасте   ребенок является   еще   типичным   школьником,   и   в   связи   с   этим,   школьная   тревожность влияет на развитие личности ребенка, может стать устойчивым свойством, чертой личности   и   темперамента.   Если   для   дошкольников   и   младших   школьников основными   источниками   тревожности   является   семья,   то   для   подростков   и старшеклассников такая роль значительно уменьшается, зато вдвое возрастает роль школы. В   связи   с   обучением,   взрослением,   накоплением   жизненного   опыта   у школьников к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более «взрослую» позицию. Для   снижения   границы   повышенной   школьной   тревожности,   следует увеличить эмоциональную поддержку со стороны родителей, учителей, увеличить обучаемость и т.д. Так, детям с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности   и   успеха.   Им   необходимо   смещать   акцент   с   внешней требовательности,   категоричности,   высокой   значимости   в   постановке   задач   на 30 содержательное   осмысление   деятельности   и   конкретное   планирование   по подзадачам. Для низкотревожных детей, напротив, требуется пробуждение активности,   возбуждение подчеркивание   мотивационных   компонентов   деятельности, заинтересованности,   высвечивание   чувства   ответственности   в   решении   тех   или иных задач. В   заключение   еще   раз   подчеркнем,   что   работа   по   профилактике   и преодолению   тревожности   у   детей   должна   носить   не   узкофункциональный,   а общий, личностно ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды   и   характеристиках   развития,   которые   в   каждом   возрасте   могут   стать причиной тревожности.  В   профилактике   и   преодолении   тревожности   детей   существенную   роль играет обеспечение ребенка необходимым набором средств и способов действий в значимых   для   него  ситуациях,  выработка   индивидуальной   эффективной   модели поведения.  На каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное место в системе общественных   отношений,   которые   определяют   требования   к   его   поведению   и деятельности. Социальная ситуация развития ребенка, специфическая для каждого возраста, имеет своеобразные психологические характеристики и имеет большое значение   для   психологического   благополучия   ребенка.   Так,   психологическое благополучие   школьника   во   многом   определяется   тем,   насколько   его   учебная деятельность   соответствует   требованиям   школы.   Неблагополучие   адаптации ребенка к школе проявляется, прежде всего, в высокой тревожности. По мнению специалистов феноменальный успех вращательных головоломок, в   частности   кубика   Рубика,   с   точки   зрения   психологии,   можно   объяснить 31 сочетанием   нескольких   факторов,   из   которых   главный   ­   способность   надолго задержать внимание.  Ум   нуждается   в   тренировке,   руки   ­   в   движении,   а   человек   ­   в   каком­то необременительном   занятии,   которое   позволяет   быстро   переключиться   и отдохнуть, даже если при этом приходится долго неподвижно сидеть.  Ещё одна особенность кубика Рубика в том, что он очень удобен для руки. Его яркие цвета приятны для глаз, он легко меняет конфигурацию. Но внутри к­ роется психологическая хитрость ­ кажущаяся доступность решения. Кубик ловит внимание человека, и при каждой трансформации фигуры создаётся обманное  впечатление, что вот ещё немного ­ и решение будет найдено. А это совсем не так. (Маргарита   Воловикова   –   доктор   психологических   наук,   профессор   Института психологии РАН).9 Практическая   значимость   работы:  Материалы   данной   работы   можно использовать учителями – предметниками, как в образовательном процессе, так и во внеурочной деятельности.  Совместно   с   педагогом­психологом   школы   разработать   рекомендации   и советы по проведению профилактической и коррекционной работе по преодолению школьной тревожности. (Приложение З) 9 30 лет назад в СССР появился кубик Рубика – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.3vozrast.ru/article/nostalgia/televizor/6765 32 Литература 1. Аракелов,   Н.Е.,   Лысенко,   Е.Е.   "Психофизиологический   метод   оценки тревожности" / Психологический журнал – 1997, № 2. 2. Аракелов,   Н.Е,   Шишкова   Н.   "Тревожность:   методы   ее   диагностики   и коррекции" / Вестник МУ, сер. Психология. – 1998, № 1. 3. Дубровский, В. Алгоритм волшебного кубика. //Квант, 1982, №7, 22 с. 4. Дубровский, В. Математика волшебного кубика. //Квант, 1982, №8, 22 с. 5. Дубровский, В.Кубик в картинках. //Квант, 1983, №9, 33 с. 6. 7. Евграфов, М. Механика волшебного кубика. //Квант, 1982, №3, 20 с. Залгаллер, В. С. Венгерский шарнирный кубик // Квант. — 1980. — № 12. — 17 — 21 с. 8. Кубик   Рубика   –     [Электронный   ресурс]–   режим   доступа http://www.superloveradio.ru/new/22558 9. Козлова,   Е.В.   Тревога   –   как   одна   из   основных   проблем,   возникающих   у ребенка   в   процессе   социализации   /   Теоретические   и   прикладные   проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 1997. 10.Макшанцева,   Л.В.   Тревожность   и   возможности   ее   снижения   у   детей   / Психологическая наука и образование. – 1988, № 2. 11. Методика   [Электронный   ресурс]   –   Режим   доступа  http://psycabi.net/testy/179­test­na­   Спилбергера,   Ч.Д.,   адаптированная   Ханиным,   Ю.Л.  – trevozhnost­spilbergera­khanina­metodika­otsenki­trevozhnosti­ch­d­spilbergera­i­yu­l­ khanina 12. Михайленко, Н. Снова кубик Рубика. //Юный техник, 1983, № 2, 68 с. 33 13. Мыльников, М. Всем кубикам кубик // Юный техник. — 1982. — № 7. 14.Понятие и причины тревожности – [Электронный ресурс] – Режим доступа  http://revolution.allbest.ru/psychology/00369726_0.html 15. Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности //  "Психологическая наука и образование". – 1998, № 2. 16. Способ   сборки   Кубика   Рубика.   –   [Электронный   ресурс]   –   Режим   доступа http://speedcubing.com.ua/howto/3x3sch.php 17. Статьи о кубике Рубика из популярных советских журналов. – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://dedfoma.ru/kubikrubika/statji.htm 18. Степень  изученности проблемы школьной тревожности. – [Электронный  ресурс] – Режим доступа http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=530661 19. Ханин, Ю. Л. «Психология общения в спорте» 20. 20  интересных  фактов  о  Кубике  Рубика. ­ [Электронный  ресурс]  – Режим доступа http   /20­  interesnyh    .  ru   /  news    .  infoniac    ://   www     ­  faktov    ­  o  ­  kubike  ­  Rubika    .  html   21. 30 лет назад в СССР появился кубик Рубика – [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.3vozrast.ru/article/nostalgia/televizor/6765 34 Приложение A Эрнё Рубик родился 13­ого июля 1944­ого года в Будапеште, в Венгрии, ­ когда Вторая Мировая Война была в самом разгаре. Отец изобретателя работал авиаинженером,   Эрнё   на   заводе   в   городе   Эстергоме.   Мать   Рубика   занималась абсолютно противоположным ремеслом – она была поэтессой. С раннего детства в Эрнё обнаружился большой талант, а также – страстное желание учиться. Вскоре Рубику удалось получить отличное образование ­ в 1967­ ом году венгр окончил инженерный факультет технического университета. Затем изобретатель решил немного сместить ориентиры и стал учиться на скульптора и дизайнера.   Достигнув   и   на   данном   поприще   больших   успехов,   Эрнё   получил специальность архитектора и начал работать в данном направлении. В 1974 году 29­летний Эрнё Рубик трудился на факультете интерьерного дизайна будапештской Академии прикладных искусств и ремесел.  Он преподавал венгерским студентам промышленный дизайн и архитектуру. Увлекался также геометрией и трёхмерным предметным моделированием, находя его  идеальным  средством  для  развития  у  учащихся  навыков  пространственного воображения.  35 Рис.1 Эрнё Рубик и кубик Рубика10 По одной из версий, при помощи данного учебного пособия Рубик пытался втолковать непонятливым  воспитанникам основы математической теории групп. Задача   изобретателя   была   такова:   заставить   отдельные   разноцветные   кубики свободно вращаться на своих местах, не нарушая конструктивного единства всего приспособления. В 1975­м Рубик получил венгерский патент на своё изобретение.  После многолетнего труда в области строительства и дизайна, Рубик решил испытать собственные силы в издательском деле – он стал редактором одного из журналов, где публиковались всевозможные занимательные головоломки, загадки, ребусы. Рис.2 Эрнё Рубик11 В   1983­ем   году   ученый   и   изобретатель   основал   собственную   студию, занимающуюся разработкой и изготовлением логических головоломок. В начале 90­ ых   годов   Рубик   стал   активно   развивать   национального   образования.   Вместе   со своим   единомышленником   Яношем   Гинстлером   Эрнё   основал   венгерскую техническую академию, которая функционирует до сих пор. 10ЭрнёРубик и кубик Рубика–[Электронный ресурс] – Режим доступаhttp://archive.constantcontact.com 11ЭрнёРубик–[Электронный ресурс] – Режим доступа http://ufakub.ru/blog/kubiku­rubika­ispolnilos­40­let 36 В   настоящее   время   Эрнё   Рубик   участвует   в   разработке   всевозможных видеоигр,   пишет   статьи   по   различным   темам   архитектуры.   В   разное   время профессор   был   награжден   такими   почетными   наградами,   как   «Кошутовская премия», «Премия имени Дениса Габора» и прочими премиями. Настоящее «кубическое» нашествие началось лишь в 1980. В то время было выпущено около 100 миллионов «легальных кубиков» и еще больше ­ подделок. В 80­х   через   Кубик   прошел,   наверное,   каждый   десятый   житель   цивилизованного мира. На западе Кубик Рубика появился в мае 1980, а в СССР Кубик пришел «в массы» в 1981 году. По некоторым данным, права на выпуск игрушки обошлись СССР   в   немыслимую   для   советского   человека   сумму   3   миллиона   долларов. Первыми   силу   головоломки   ощутили   на   себе   учителя   ­   целые   классы целеустремленно, не выходя на перемены, ожесточенно вертели Кубик. Школьники собирали его во время уроков под партами.  Легкий способ сборки Кубика Рубика  (Фото из практики сборки Кубика Рубика учащейся 11 класса Баевой Екатерины) Сборка первого слоя за 2 этапа: крест + углы Этап 1: Нужно собрать правильный желтый крест на верхней грани ­ Рис 112. 12 Фотографии сборки кубика Рубика учащейся школы 37 Рис.1                                Рис.2              Рис.3                                    Рис.4                            Рис.5 Рис.1:   Внимание!   Не   просто   желтый   крест   вверху,   а   правильное расположение ребер с учетом других центров кубика. Рис.2:Начнем   с   Желто­Красного   ребра.   Для   начала   найдем   его.   Кубик держим красным к себе, желтым к верху. Найденный кубик ставим на свое место Рис.3: Переворачиваем кубик на Желто­Синее ребро. Находим это ребро и ставим на свое место. Рис.4,5: То же самое проделываем с Желто­Зеленым и Желто­Оранжевым ребром. Этап 2: расставить углы на верхнем слое по своим местам ­ Рис 6. 38 Рис.6  Рис.7                      Рис.8                   Рис.9                      Рис.10 Рис.6: Результат, которого нужно достичь на этом этапе. Все углы и ребра верхней грани стоят на своих местах. Рис.7: Начнем с Желто­Красно­Синего угла. Держим желтый центр вверху и ищем уголок с Желто­Красным­Синем цветом.  Рис.8: Ставим его на место там, где он должен находиться. Рис.9: Проворачиваем грань, на которой находится данный уголок. Рис.10: Ставим грань с желто­синим ребром на место и поворачиваем грань с уголком. Результат можно увидеть на картинке, желто­красно­синий уголок встал на свое место. 39 Рис.11                                                      Рис.12 Рис.11:   Поворачиваем   кубик   следующим   уголком.   Ищем   Желто­Сине­ Оранжевый угол. Замечание: Если наш угол находится вверху. Возьмем кубик так, чтобы угол смотрел на нас и был справа. Опускаем угол вниз комбинацией   R' D' R D. Рис.12: Когда уголок окажется внизу, ставим его на свое место и повторяем комбинацию на рис.9,10. Рис.13: Делаем то же самое с Желто­Зелено­Оранжевым уголком и Желто­ Рис.13 Красно­Зеленым. Этап 3: сборка среднего слоя кубика Рубика.  Ставим 4 ребра на свои места в среднем слое. 40 Рис.14                                Рис.15                          Рис.16 Рис.14: Перевернем кубик. Теперь собранная желтая грань внизу, а вверху ­ белый центр. Так будем держать до конца сборки. Рис.15: Найдем вверху ребро, на котором НЕТ белой наклейки, например, Сине­Красное.   Подкрутим   центр   так,   чтобы   Красная   наклейка   нашего   ребра совпала с крсным центром.  Замечание: Существует два варианта действий. Взавизимости от того, куда нужно переставить ребро. Первый вариант: U' L' U L U F U' F' ­ ребро прыгает вниз и влево ­ на свое место Второй вариант: U R U' R' U' F' U F ­ ребро прыгает вниз и вправо ­ на свое место. Рис.16:   В   данном   случае   мы   использовали   первый   вариант   действий,   т.к. ребро должно было переместиться вниз и влево. 41 Рис.17                                            Рис.18 Рис.17: Подкручиваем Зелено­Красное ребро к зеленому центру, смотрим в какую   сторону   должно   переместиться   ребро.   Применяем   комбинацию   первого варианта. Рис.18: Данное ребро встает на свое место.                                   Рис.19                                     Рис.20 Рис.19: Подводим Оранжево­Синее ребро к оранжевому центру, смотрим в какую   сторону   должно   переместиться   ребро.   Применяем   комбинацию   второго варинта. Рис.20: Данное ребро всает на свое место. 42 Рис.21 Рис.21:Результат 3 этапа. Мы  разместили всего 4 ребра по своим местам. P.S.:Типичная   ситуация   ­   искомое   ребро   уже   стоит   на   своем   месте,   но неправильно повернуто. Тогда делаем комбинацию первого или второго варианта ­ и "выбиваем" ребро со своего места. Наше   ребро   выскочит   наверх   и   вы   уже   сможете   все   сделать   так,   чтобы поставить его на свое место правильно. Этап 4: Собираем "неправильный" белый крест на последнем слое. Рис.22: F R U R' U' F' ­ 1, 2 или 3 раза. Рис.22 Если обратить внимание на крест вверху кубика (крест ­ это 5 наклеек, кроме угловых.), то белые наклейки в этом кресте образуют одну из 4­х ситуаций. Наша цель ­ достичь ситуации на последнем Рис 22, собрать "белый крест". Переход от предыдущей ситуации к следующей делается ОДИНАКОВОЙ формулой. F R U R' 43 U' F'. Внимание, кубик держите так, как на рисунке. Например, если у вас первый Рис 22, то угол из белых наклеек должен смотреть от вас и влево. На среднем Рис 22 белая линия должна быть горизонтальной.  Этап 5. Делаем "правильный" белый крест. Рис.23                                          Рис.24 Рис.25 Рис.23: Результат, которого нужно достичь на данном шаге. Верхние ребра совпадают по цветам с центрами Рис.24:   Вращаем   верхний   слой,   чтобы   какие­либо   ДВА   ребра   совпали   по цветам с центрами из среднего слоя. Может получиться одна из двух ситуаций. Первый вариант: На свои места становятся два противолежащих ребра, два остальных   нужно   поменять   местами.   Комбинация   приведет   вас   ко   второму варианту.  R U R' U R U2 R' 44 Второй вариант: Два собраных ребра, стоят под углом* (у нас бело­синее и бело­оранжевое), два остальных нужно поменять местами комбинацией, при этом кубик держим, чтобы угол* смотрел от вас и вправо.   RUR' URU2 R' U Рис.25:   Конечный   результат­все   ребра   стоят   рядом   со   своими   центрами. Образовался правильный крест. 45 Этап 6. Расставляем углы верхнего слоя по своим местам. Рис.26 Несобраны у нас только 4 угловых элемента на верхней грани. Рассмотрите кубик, возможно один из центров уже стоит на своем месте, как на рис 26 или все углы стоят не на своих местах Не важно, как повернуты углы, важно только их расположение. Рис.27 Замечание:  (U R  U' L' U R' U'  L)   Сделайте   эту   комбинацию,  и   один   из кубиков обязательно станет на свое место, т.е. вы придете к ситуации на Рис 26. Рис.26:   На   своем   месте   стоит   один   угол.   Остальные   нужно   поменять местами, переместив каждый из них против часовой стрелки или по часовой Против часовой стрелки: Вариант 1. Три несобранные ребра перемещаются против часовой стрелки и становятся на свои места. Собранным углом держим к себе и справа. URU' L' UR' U' L 46 По часовой стрелки: Вариант 2. Три несобранные ребра перемещаются по часовой стрелке и становятся на свои места. Собранным углом держим к себе и слева. U' L' URU' LUR' Рис.27: После выбранной комбинации, углы становятся на свое место. 47 Этап 7. Финальный! Разворачиваем углы правильными цветами. Все углы у нас стоят по местам, нужно только развернуть их. Это очень просто ­ поможет нам одна короткая формула. «Четверка» ­ R' D' R D. На этом шаге важна только лишь внимательность, а также нужно правильно держать кубик. Рис.28                                         Рис.29 Рис.30 Рис.28: R' D' R D Начнем с Красно­Сине­Белого. Держим кубик так, чтобы этот угол смотрел на вас и был справа. Делаем "четверку" 2 или 4 раза, пока угол не развернется. Рис.29:   Красно­Сине­Белый   развернулся.   Но   кубик   "разрушился"   ­   не паникуйте, так и должно быть. Поверните верх ­ теперь перед вами следующий угол.  Внимание!  Сам  кубик  все  время  держим   синим  центром  к  себе,  белым ­ вверх.  Поворачиваем верх (U) и проделываем тоже самое с другим уголком. 48

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников

Позитивное влияние вращательных головоломок на уровень тревожности школьников
Скачать файл