Праздник «Прощание с осенью»
Цель мероприятия :
способствовать формированию у младших школьников осознания себя как гражданина, как индивидуальности, стремления к красоте, готовности поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья;
прививать умение обучающимся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
прививать любовь к Родине, родному краю;
Оборудование :проектор,набор предметов для проведения игр,костюмы для участников праздника,кленовые листья для танца.
Ход мероприятия
Дети с цветами и листьями плавно забегают в зал .Звучит вальс «Под небом Парижа»
Ведущий: Красива природа на исходе осени. Ярко-красные ягоды красуются на деревьях рябины, но календарь неумолим, гаснут яркие краски осени. Скоро зима. В народе было принято устраивать проводы осени. И устраивали эти проводы после того, как был собран весь урожай. Давайте и мы с вами пригласим на праздник Осень и поблагодарим ее за щедрые дары.
Ребенок 1: Осень,
Ребенок 2: Осень,
Ребенок 3: Осень,
Ребенок 4: Осень!
Все: Ты шумишь сухой листвой!
Ребенок 1: Осень,
Ребенок 2: Осень,
Ребенок 3: Осень,
Ребенок 4: Осень!
Все: Наступает праздник твой!
-Это праздник увяданья
-Рощ, полей, лугов, садов,
-Это с летом расставанье,
-Ожиданье холодов!
Песня «Наступила после лета осень»
Ведущий :
-В платье пестро-золотистом
-Осень к нам явилась в зал,
-Как прекрасная царица,
-Открывающая бал.
Звучит вальс, в зал входит Осень.
Осень.
Вы обо мне? А вот и я!
Здравствуйте, мои друзья!
Я немного задержалась,
Все трудилась, наряжалась!
Раздавала всем осинкам
Разноцветные косынки,
Яркие, приметные,
Издали заметные!
Здравствуйте, дети, здравствуйте, дорогие гости! Я очень рада встрече с вами.
Осень: Дети, я знаю, вы любите свой родной край .А какие осенние приметы Вы знаете?
Конкурс «Осенние приметы» Слайд 2
На слайде 3 дети проверяют правильно ли продолжили приметы.
Затем на сцену выходят мальчики в костюмах, символизирующих месяцы осени. В зеленой рубашке - сентябрь, в желтой - октябрь, в красной - ноябрь. На всех мальчиках надеты шапочки, украшенные колосками ржи. На груди у них табличка с названием месяца. Мальчики, исполняющие роли осенних месяцев, читают стихи.(Выходят по очереди)
Сентябрь:
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к вам пришел?... (Сентябрь)
Сентябрь. -Дети,а что вы обо мне знаете?
- О тебе говорят: «В сентябре одна ягода, да и та - горькая рябина».
-Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом.
-Бабье лето обычно продолжается одну-две недели. Это самое лучшее время для сбора грибов.
Осень -А давайте-ка отправимся со мной в лес,посмотрите какая я в лесу. Но сначала ответьте мне на несколько вопросов:
-Листья каких растений (деревьев) осенью краснеют? (Рябина, осина, клен.)
- О каком дереве сказано - «Никто не пугает, а вся дрожит»? (Об осине.)
- Когда и как летают пауки? (В осенние дни ветер разноситпаутинки с молодыми паучками.)
-У какого зверя в листопад рождаются детеныши? (У зайца.)
-Куда осенью деваются бабочки? (Гибнут, забираются в щели.)
-Какие птицы делают запасы на зиму? (Сычи, совы - мышей, сойки - желуди, орехи.)
-Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают входы в муравейник и сами сбиваются в кучу.)
Ведущий
Нельзя нам на свете прожить без чудес.
Они нас повсюду встречают.
Волшебный осенний и сказочный лес
нас в гости к себе приглашает.
Видео осень в лесу (фрагмент)
Ведущий
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
Птиц не слышно,
Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
Урожай в лесу поспел
Все берут корзинки!
Что же будут собирать?
Вам придется отгадать!
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой
Хороводом в ряд:
В шапках молодцы стоят! (грибы)
Осень
Прежде чем мы будем собирать грибы , давайте вспомним все ли грибы можно собирать в корзинку?
Мультфильм Как ёжик грибы собирать ходил» (сделан авторами )
Ведущий:
Давайте же ребята повторим какие грибы можно класть в лукошко,а какие нужно оставить в лесу. Назовите грибы ,расположенные на слайде.(Слайд №3)
Осень
А теперь давайте отправимся в осенний парк, нам нужно собрать как можно больше листьев.
видео осенний вальс
http://my.mail.ru/video/mail/galateja555/_myvideo/3313.html#video=/mail/anatolv/680/10846
Сентябрь
Праздник осенью в лесу,
И светло, и весело!
Вот какие украшенья
Осень здесь развесила!
Каждый листик золотой
Маленькое солнышко
Соберу в корзинку я,
Положу на донышко!
ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ?» (проводит сентябрь)
На полу по кругу раскладывают листья (их количество - на один меньше, чем игроков). Пока играет музыка, дети танцуют по кругу. Когда музыка замолкает, каждый должен схватить лист. Кто не успевает, выбывает из игры. Последнему – приз.
Танец с листьями («Осень пришла»)
Октябрь выходит :
Всё мрачней лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился? (Октябрь)
Октябрь:
А что вы обо мне можете рассказать? (Дети отвечают по очереди)
- Октябрь называют вершиной осени. Почему? (это середина осени).
-Хмурень – так называли октябрь в старину.
-Называют его еще вечером года. В это время природа готовится ко сну.
-Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву, насекомым – схорониться в лесную подстилку или забиться в щели, последним птицам поспешить с отлетом.
Осень:
Собрались и полетели утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый, стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый про запас грибы в дупло.
Прячет на зиму кедровка в старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари ...
Зимовать к нам прилетели северяне-снегири.
Ведущий:
-Действительно, дни и ночи стали холоднее, не только животные, но и люди готовятся к зиме: на полях и в огородах идет уборка овощей. А какие овощи заготавливают на зиму? Отгадайте загадки!
ЗАГАДКИ ОБ ОВОЩАХ (загадывает октябрь)
(По мере отгадывания загадок действующие лица следующей сценки выходят на сцену и надевают свои шапочки с изображением овощей)
СЦЕНКА «СПОР ОВОЩЕЙ»
Осень: Сейчас мы поиграем и посмотрим, кто из вас быстрее уберет урожай картофеля.
Но собирать картофелины вы будете не руками, а ложкой (объясняет правила игры)
Игра «Перенеси картошку в ложке»
(2 чел. каждому по 4-5 картофелин. На расстоянии – по корзинке, куда нужно перенести в ложке картошку)
Осень: -А теперь, ребятки, отгадайте еще загадку:
За ботву, как за верёвку,
можешь вытянуть (морковку)
Сейчас мы посмотрим, кто быстрее привезет морковку (объясняет правила игры)
Игра «Перевези урожай»
(2 команды по 4 чел. По сигналу первый участник бежит в «поле» (обруч, внутри которого лежат 4 морковки), держа за веревочку игрушечную грузовую машину. Добежав до поля, кладет одну морковку в кузов и везет ее «домой»,там кладет морковку в корзинку и передает веревочку грузовика следующему игроку. Чья команда быстрее перевезет весь урожай?
Ноябрь:
Поле черно-былым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
-А о тебе говорят так: «В ноябре зима с осенью борется», «Ноябрь капризен, то плачет, то смеется».
-Ноябрь – последний месяц осени. Его древнегреческое название – грудень, от слова «груда», что значило разъезженный, плохой и замерзший путь.
-В ноябре небо закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем.
Ходит осень по дорожке, промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета... Затерялось лето где-то.
Дождь осенний налил лужи, перейти скорей их нужно!
Слайд 4 «Осенний дождь»
ИГРА «ОБОЙДИ ЛУЖИ!» (проводит ноябрь)Участвуют по 1 человеку из класса (сначала первые, потом вторые и т.д.)На полу раскладывают 2листа бумаги. Дети должны переставлять островки и шагать по ним. Все остальное пространство залито водой. Кто быстрее и аккуратнее справится с этим заданием? Победители получают призы.
Ведущий1:
Красива природа на исходе осени. Ярко-красные ягоды красуются на деревьях рябины, но календарь неумолим. Скоро зима.
Ведущий2:
Давайте и мы с вами проводим осень, потому что урожай уже собран, на улице холодно, и в гости к нам спешит зима…
Осень:
-Жалко с вами расставаться, но пришла пора прощаться.
Вы подарок наш примите, чаще в гости приходите.
"Осень" и месяцы вносят корзину с яблоками и угощают детей и гостей праздника.
Приложение №1
Конкурс «Осенние приметы» Слайд 2
Облака идут низко - ... |
(ожидай стужи). |
Если первый снег упадет на мокрую землю — |
... (он растает). |
Гром в сентябре - ... |
(к теплой осени). |
Много рябины - ... |
(к дождливой осени). |
Облака редкие - |
(будет ясно и холодно). |
Если орехов много, а грибов нет - |
(зима будет снежная и суровая). |
Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", |
будет стоять хорошая осень. |
Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, |
оттепель его сгонит. |
Если осенью березы желтеют с верхушки, |
следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя. |
Приложение №2
Мультфильм « Как ёжик грибы собирать ходил»
1 слайд -заголовок
2 слайд Жил-был ёжик. Хорошо ему жилось в городской квартире.(отрывок из видео «Ёж зевает».)
3 слайд Но наступила осень. Одела деревья в жёлтые сарафаны, укрыла землю золотыми коврами.(на слайде лес)Решил ёж за грибами сходить. Взял корзинку побольше и отправился в лес .(видео «Ёж обыкновенный».)
4 слайд (корзина с грибами,рядом ёж) Очень быстро корзинка стала полным-полна.
Присел ёжик отдохнуть на полянке и размечтался, как он грибов насушит. На целую зиму хватит.
5 слайд Вдруг ёж увидел белку. Красавица хвост распушила, бегает по веревке, грибы в корзинке переворачивает, просушивает.(видео про белку.)
Увидела ежа ,подбежала к корзинке и стала грибы рассматривать. Ей-то, лесной жительнице, все грибы знакомы. Стала рассказывать ему про каждый гриб. (Грибы на видео появляются постепенно,друг за другом)
-Царь грибов на толстой ножке.
Самый лучший из грибов.
И головку держит смело,
Потому что гриб он белый.
(картинка с белым грибом сразу видна,а появляется надпись-название гриба.)
В лесу,на радость людям,
Средь молодых сосёнок,
В блестящей тёмной шляпке
Растёт грибок маслёнок.
А вот и опята.
Нет грибов дружней, чем эти.
Знают взрослые и дети.
На пеньках рас тут в лесу,
Как веснушки на носу.
Ходят в риженьких беретах
Осень в лес приносят летом.
Очень дружне сестрички-
Золотисте лисички.
6 слайд
Он родился в день дождливый
под берёзкой молодой.
Круглый,гладенький ,красивый.
С ножкой толстой и прямой.( подберёзовик)
Этот в красной шапке
Средь корней осинових.
Его увидиш за версту.
Зовётся подосиновик.
И в лесу и на лужайках
Сыроежки в ярких майках
Всех спешат очаровать.
«Почему бы не сорвать?»
7 слайд
Ой,-воскликнула неожиданно белка. -А ядовитые грибы зачем в корзину положил?
Ёж удивлённо смотрел на белку,а она продолжала :-Конечно,с виду эти грибы очень яркие, красивые,но очень ядовиты.
Сыроежка жгучеедкая, или Сыроежка рвотная
Мякоть белая, под кожицей розоватая, ломкая, с очень острым и горьким вкусом, и фруктовым запахом. вызывает нарушения работы желудочно-кишечного тракта.
Ложноопенок серно-желтый - мякоть светло-желтая или беловатая, очень горькая, с неприятным запахом. При употреблении в пищу через 1—6 ч появляются тошнота, рвота, потливость, человек теряет сознание.
В чаще бора, в полумраке
Между елей там и тут
Мухоморы, словно маки,
Ярко-красные цветут
Смело и открыто.
Жаль, что ядовиты!
Скромный, тоненький и бледный...
Этот гриб, представьте, вредный.
Попадёт грибочек в суп –
Вас в больницу увезут.
Потому что ядовитый,
И на всех вокруг сердитый.
Мы оставим на полянке
Эту вредную поганку .
-Запомни, ёжик : «Всякий гриб в руки берут, но не всякий в корзину кладут». И напоследок, я хочу напомнить тебе правила сбора грибов.
Не знаешь гриб - не бери его!
Никогда не пробуй гриб на вкус!
Не собирай грибы у дорог .
Не собирай перезрелые грибы!
Не собирай грибы с клубневидным
утолщением, окруженной оболочкой.
Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу.
-Спасибо тебе ,белочка,за науку.
-До свидания,ёжик.И так с тобой заговорилась,а мне ещё грибы досушить надо успеть.
8 слайд
Видео «Белка» , где она удаляется.
Желаю тебе,белочка,хорошо перезимовать-крикнул ей вслед ёжик, взял уже неполную корзинку, и пошёл домой.(видео «ёж обыкновенный».)
Приложение №3
ЗАГАДКИ ОБ ОВОЩАХ (загадывает октябрь)
1.Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки.
(Горох)
2.Как слива темна,
Как репа кругла,
На грядке силу копила,
К хозяйке в борщ угодила.
(Свекла)
3.Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
(Капуста)
4.Я зеленый и усатый,
Чуть колючий, полосатый.
В себе прохладу сохраняю,
В жару жажду утоляю.
(Огурец)
5.Щёки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Редиска)
6.За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.
(Морковь)
7.В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят.
(Помидор)
8.Скинули с Егорушки
Золотые перышки,
Заставил Егорушка
Плакать без горюшка
(Лук)
9.Под кустом в земле плоды –
Человеку за труды.
(Картофель)
10.В теплице родился,
В пищу сгодился.
Маленький синенький мальчуган.
Кто же это? ...
(Баклажан)
(По мере отгадывания загадок действующие лица следующей сценки выходят на сцену и надевают свои шапочки с изображением овощей)
СЦЕНКА «СПОР ОВОЩЕЙ»
Осень:
Урожай у нас хорош, уродился густо:
И морковка, и картошка, белая капуста,
Кабачки зеленые, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.
Овощи:
Кто из нас, из овощей, и вкуснее и нужней?
Кто от всех болезней будет всем полезней?
Осень:
Выскочил горошек – ну и хвастунишка!
Горошек (весело) :
Я такой хорошенький зелёненький мальчишка!
Если только захочу, всех горошком угощу!
Осень:
От обиды покраснев, свекла проворчала...
Свекла (важно):
Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала.
Свеклу надо для борща и для винегрета
Кушай сам и угощай – лучше свеклы – нету!
Капуста (перебивая) :
Ты уж, свекла, помолчи! Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Огурец:
Очень будете довольны, съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик – всем понравится, конечно!
Редиска (скромно):
Я – румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем? Я и так известна всем!
Морковь (кокетливо):
Про меня рассказ недлинный: кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным, ловким.
Осень:
Тут надулся помидор, и промолвил строго...
Помидор:
Не болтай, морковка, вздор, помолчи немного.
Самый вкусный и приятный уж, конечно, сок томатный.
Витаминов много в нем. Мы его охотно пьем.
Лук:
Я – приправа в каждом блюде и всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг. Я – простой зеленый лук!
Картошка (скромно) :
Я, картошка, так скромна – слова не сказала...
Но картошка так нужна и большим и малым!
Баклажан (робко):
Баклажанная икра так вкусна, полезна...
Осень:
Спор заканчивать пора! Спорить бесполезно!
Чтоб здоровым, сильным быть надо овощи любить.
Все, без исключения.
Овощи:
В этом нет сомнения!
Литература
• Сборник загадок. Составитель М.Т.Карпенко. М, «Просвещение», 1998
• Праздник осени. Осень в лесу. Спор овощей. Журнал «Начальная школа», 1992, № 7-8
• Пузанкова Т.В. Праздник осени. Журнал «Завуч начальной школы» 2005, № 2, с.33-37
• В гостях у Осени. Сценарии, стихи, песни, игры, танцы. Журнал «Колокольчик», 2002, № 26.
• Зарецкая Н.В. С танцами и песней встретим праздник вместе. Сценарии музыкальных сказок. Ярославль, Академия развития, 2003
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.