Праздник "Синичкин день"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена разработка праздника "Синичкин день", который отмечается в начале ноября. В разработке подобраны стихи на данную тематику, дети знакомятся с повадками птиц, с народным календарем памятных дат, посвященным птицам, узнают отличия городских птиц от сельских, полевых; знакомятся с народными промыслами, где птицы являются народными элементами. Дети поют народные песни, танцуют, участвуют в инсценировках.
Иконка файла материала праздник Синичкин день..docx
Цели:  1. Познакомить детей с зимующими птицами. 2. Закрепить знания о том, какие звуки издают птицы. 3. Развивать у детей внимание  4. Закрепить умение распознавать птиц по издаваемым звукам, способам  передвижения. 5. Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам. 6. Развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих  птиц. Синичкин день. (Слайд 1.) Птичка над моим окошком Гнездышко для деток вьет: То соломку тащит в ножках,  То пушок в носу несет. (песня про осень, птиц.) Вед: Много на Руси памятных дней и праздников. (Слайд 2.)   Одним   из   таковых   является   и   День   Зиновия   ­   синичника   –   Синичкин праздник,   который   выпадает   на   12   ноября.   Птицам,   которые   остаются зимовать с нами, приходится нелегко. Не случайно в предзимье возле наших жилищ   появляются   синицы,   снегири,   воробьи,   надеясь   найти   хоть   какую­ нибудь пищу. ­   Стоит   на   берегу   лес   –   густой,   как   стена.   Крикнешь   –   лес   ответит.   Раз спросишь   –   лес   трижды   откликнется.   Хотите   побыть   эхом?..   Попробуем вместе. ­ Эхо лесное, спросить могу?Ау, ау, ау! ­ Куда это листья лесные пропали? Опали, опали, опали! ­Травы лесные, где вы, не вижу? Ниже, ниже, ниже… ­ Цветы луговые, а вы все цветете? Что ты, что ты, что ты…. ­ Птички­певички давно ли галдели? Летели, летели, на юг улетели. ­ Рыбы речные, а вы­то где? А мы на дне, мы в глубине. ­ Лягушки и жабы куда подевались? В ил закопались, в ил закопались. ­ Белки и зайцы, про вас мы не знаем. Линяем, линяем, линяем. ­ Так что же в природе за пора? Зима к нам пришла, зима к нам пришла. ­ Не ленится Эхо, на все вопросы отвечает, о чем ни спроси. Спасибо, Эхо, за доброту! Ау, ау, ау! Синичка:  Здравствуйте, ребята! Я Синичка. Я прилетаю первой и встречаю всех других птиц, поэтому считаюсь хозяйкой этого праздника. А кто знает стихи обо мне? 1 ученик: На кормушку возле нашей форточки Села удивительная птица:В чёрной шапочке и желтой кофточке. Птица называется синица 2 ученик: Я приехал  В деревенский теплый дом. Снег хрустит, Мороз ядреный за окном. Только сел Чайку напиться –  Слышу вдруг, По стеклу стучит синица: Стук­постук! Я кормушку Из дощечки мастерю, Сыплю крошки. Пообедай, ­  говорю. А синица Не похожа на синиц: Не дерется, Угощает прочих птиц. Прилетели Воробьи да снегири –  А синица сторонится: ­ На, бери!3 ученик:  Птичка­ синичка Где посидела, Там и пропела Песни свои. Кто ей внимает –  Птичка не знает И пропадает В синей дали. Славная доля: Вольная воля, Чистое поле, Зелень ветвей! Весело птичке, Малой синичке, Весело ей! 4 ученик:  На кормушку возле нашей форточки Села удивительная птица: В чёрной шапочке и желтой кофточке. Птица называется...  (синица) 5 ученик: С желтой грудкою летит – Что это за птица? Как наряден ее вид! Звать ее – синица!В стае маленькой живет В осень и зимою, Ну, а лето как придет – Лучше ей одною! Летом мошек ест она, А в морозец – зерна, По характеру – шустра, Быстра и проворна! 6 ученик: Синица ­ мастерица всё лето веселится. Охотница, певица, в саду она ­ царица. Увы, не может птица зимою прокормиться. Насыплем мы для птицы семян, зерна крупицы! 7 ученик: Пусть снег вокруг искрится И зимний ветер злится –  Поет не уставая Синица расписная. Вед: Вот она какая, героиня нашего праздника – синица! Ребята, видели ли вы синичек? Опишите их внешний вид, повадки. (Ответы детей) Слайд 3 Вед:  Пожалуй.   Нет   такого   человека,   который   не   знал   бы   синицу,   эту желтогрудую   птичку   с  зеленовато­голубой   спинкой   и   с   черным   галстуком через всю грудь.У   одних   синичек   черный   галстучек   проходит   через   всю   грудь, спускается на брюшко и тянется до самого хвостика, (слайд 4)а у других этот галстучек и на брюшко не заходит. (Слайд5) Запомните:   синички   с   длинным   и   широким   галстучком   – самцы, а с коротким – самки. Дети:  Синичка – это живая, любопытная, мужественная и драчливая птица. Очень редко можно видеть. Чтобы синица несколько минут спокойно сидела на одном месте и была бы в дурном расположении духа. Всегда веселая и бодрая,   она   безостановочно   лазает   по   веткам   деревьев.   Все   это   птица проделывает   с   различными   ужимками   и   в   очень   быстром   темпе.   Однако, несмотря на свое необычайное любопытство и тот интерес, с которым она осматривает, исследует и выстукивает все встретившееся ей на пути, синица никогда е действует необдуманно. Она искусно обходит то место, где с ней может случиться неприятность. Хотя по своей натуре синица вовсе не робкая. Она лукавая, шаловливая птица, у нее чрезвычайно хитрый взгляд. Вед:  В   старину   говорили:   немного   зинька   ест­пьет,   а   весело   живет, невелика синица, голосок востер. (Песня «За морем синица…») Синица: А кто знает пословицы о синице? Лучше синица в руках, чем …(журавль в небе) Не велика птичка­синичка, и та свой праздник знает. Невелика синица, а голосок востер. Хвалилась синица хвостом море зажечь. Наделала синица славы, а моря не зажгла. Синичка ­ воробью сестричка. Вед:  Народный праздник есть не только у синицы. Можно составить настоящий календарь памятных дат, посвященный птицам:  ( Слайд 6) 15 января – Селиверстов день (куриный праздник), 17 марта – Герасим грачевник,3 июля – Мефодий­перепелятник, 10 июля и 28 сентября – Никита­гусятник, 1 октября – Арина ­ журавлиный отлет, 12 ноября Зиновий­синичник. Синица: А знаете ли вы других птиц? Отгадайте о них загадки. ­Кто живет в лесу сосновом, Носит крестик на носу И гнездо плетет в ту пору, Когда пурга поет в лесу?(клест)( Слайд 7) Клест:  Я считаюсь святой птицей. Если присмотреться, клюв у меня похож на крестик. Обитаю я в еловых и сосновых лесах, ведь мой корм – это семена   хвойных   растений,   а   созревают   они   зимой.   В   феврале   у   меня появляются  птенцы. Один из родителей всегда находится в гнезде. Чтобы птенцы не замерзли. ­ Всю ночь летает ­ мышей добывает. А станет светло ­ спать летит в дупло. (Ответ: Сова)  ( Слайд 8) Сова: Я – ночная хищница. У меня красивое оперение и большие немигающие глаза.   Я   уничтожаю   мышей.   Издавна   на   Руси   сова   считалась   символом мудрости. ­ Ответьте на мои вопросы: 1. Назовите птиц, зимующих в нашей местности. 2. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? 3.Какая птица выводит птиц зимой?­ На репье он очень ловко   Треплет цепкие головки,   Сыплет семечки на пол   Птичка бойкая ... щегол  (Слайд9) Щегол: Я часто становлюсь объектом охоты. Хорошо пою, и многие люди считают престижным держать меня в клетке. Но что может заменить птице свободу,   чистое   небо,   зеленый   луг?   Если   бы   вы   знали   птичий   язык,   то услышали бы. Как трудно им живется. Представьте себя в клетке! (танец «Жар­птица») ­ Подбирает он проворно  Кинутые ему зерна  И гнездится на карнизе  Наш любимый ... (голубь сизый) Голубь (Слайд10) Вед:  А голубь­то у нас красавец! И то­то хорошие зоры, И то­то красивые разговоры. Давайте и мы послушаем, о чем же говорят птицы в лесу. Р­зы Сладкова «Сойка и дятел», «Стреляный воробей» (игра «Узнай голос птицы») Синица: Ребята, а вы знаете, что птицы в народном творчестве еще являются  и художественным элементом. Многие народные промыслы. (Слайд 11) Гжель – один из крупнейших керамических центров русской культуры. До  сегодняшнего времени сохранили местные жители неповторимый облик  керамический изделий, передавая из поколения в поколение мастерство,  бережное отношение к драгоценному материалу, любовь к природе, которая идала возможность родиться и расцвести гжельскому промыслу, известному с  14 века. (Слайд 12) Хохломаа — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома   представляет   собой  декоративную   роспись  деревянной  посуды  и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону. (Слайд 13) Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в  деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. Свои  изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому  роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая. (Слайд 14) ПАВЛОВСКИЙ   ПОСАД  ­   город   (с   1844)   в   Российской   Федерации, Московская обл. Расположен на Мещёрской низменности, на реках Ходца, Вохонка и Клязьма в 68 км к востоку от Москвы.  (игра, танец) Вед: И еще одна загадка. Здесь и гам, и птичье пенье, Тут есть даже угощенье. Пшеном богат он и зерном. Угадайте, что за дом? (кормушка)  (Слайд 15) Ученик:   (Слайд 16) У нас такой обычай: Чуть выпадет снежок, Дощатый домик птичийПовесим на сучок. Насыплем вам мы корма – Клюйте веселей. Над домиком дощатым С утра немолчный гам. Как весело пернатым, Порхающим гостям! Ученик:  Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна, ­ И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело. Ученик: А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать:Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось  Нам встречать весну. Вед: А сейчас пойдемте на улицу, повесим кормушку. Насыплем корм, пусть  птицы принимают угощение, ведь сегодня «Синичкин праздник»  (Слайд 17)