Праздник "Весна, приходи!" (1 класс)

  • Культурные мероприятия
  • doc
  • 27.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Праздник «Весна, приходи!» проводится в 1 классе необычном месте – школьном музее. На данном занятии ребята вспомнят традиции русского и чувашского народов, знакомятся с экспонатами музея, весенними праздниками. В конце праздника ребята приступают к творчеству – лепке самых разнообразных жаворонков.
Иконка файла материала Весна, приходи!.doc
Тема: Праздник «Весна, приходи!» Цель: показать, какое большое историческое значение имеет   народная культура  в истории,  познакомить учащихся с историей весенних  праздников.  Задачи: образовательные: расширять кругозор детей  о жизни,  традициях  и праздниках  родного народа; развивающие: развивать в детях творческое начало, артистизм, любознательность; желание изучать  её традиции;  воспитательные: воспитывать у учащихся нравственные ценности, уважение к традициям своей  Родины, её культурному наследию.    Подготовка праздника: ­ оформление музея;  ­ разучивание песен, хороводов, игр; ­ запись фонограммы  чувашских и русских народных мелодий, пение жаворонка; ­ подготовка костюма Весны. Оборудование: компьютер, М/М­презентация, музейные экспонаты. Ход занятия: У.: Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята. Сегодня мы собрались, чтоб в очередной раз  вспомнить традиции русского народа. Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Д.: Очень часто за событиями И за сутолокой дней М.: Старины своей не помним, Забываем мы о ней или нет? Мы собрались  с вами в необычном месте.   ­ А  что это за место? ­  Как называется? (Музей) ­ Посмотрите вокруг. Здесь экспонаты. Они могут говорить. Про них давайте отгадаем загадки: Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).  Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).  Бычок рогат, в руках зажат  Еду хватает, а сам голодает (ухват).  Гибкий лес на плечи залез (коромысло).  Сяду на конь и поеду в огонь (горшок на ухвате).  Кривой конь лезет в огонь (кочерга).  Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).  Всех кормлю с охотою, а сама безрогая (ложка).   ­ Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием!  По народному календарю первый месяц весны богат праздниками.  ­ Какой первый месяц весны? На календаре — март. Весна пока не обрела силы, еще только преддверие тепла, которое так и называется — предвесенье.   Во все времена и у всех народов приход весны приветствовали особыми праздниками и обрядами.   Вспомните: Какой праздник мы с вами недавно отмечали: зиму провожали, весну встречали?  (Масленица)Первые две недели марта подготавливали к самому яркому весеннему празднику, к первой встрече весны — дню Весновки, который отмечался 14 марта. По святцам — это день преподобномученицы Евдокии, (слайд 1) которую в простонародье называли Авдотьей Плющихой, поскольку наступала пора снегу плющиться, оседать. Существовала примета: «На Евдокей погоже — все лето пригоже». Были и другие приметы этого дня. Поскольку по старому стилю Евдокия выпадала на 1 марта, т.е. открывала весну, с ней    связано  много примет и обычаев. ­ А теперь я говорю начало приметы, а вы – конец. Какова Евдокея,…( таково и лето). Авдотья красна,…( и весна красна). С Евдокии начинаются…( первые оттепели). Евдокия благоволит,…( да насорит). На Евдокию снег…( ­ к урожаю). Евдокия­свистунья:…( ветры свищут).  На Евдокию сурок просыпается и свищет. Это первый признак весны. Увидевшие в этот день ласточку, бросают в нее горсть земли, приговаривая при этом: "На тебе,  ласточка, на гнездо!" Дети, давайте погукаем  весну: Весна, весна красная! Гу­у­у! Приди, весна, с радостью, Гу­у­у! С радостью, с радостью, Гу­у­у! С великою милостью: Гу­у­у! Со льном высоким, Гу­у­у! С корнем глубоким, Гу­у­у! С хлебом обильным! Гу­у­у! (Приходит Весна.) ХОР: Весна красна. На чем пришла? ВЕСНА:  – На жердочке, На бороздочке, На овсяном колосочке, На пшеничном пирожочке. (Выходят дети и встают в круг.) (Звучит «Закличка». Группа «Вербий мед»). (Весна танцует. В корзине что­то принесла.) ­ Ребята, а есть ли у нас в Чувашии народные праздники, которые отмечаются весной? Вот вы мне говорили   о   празднике   Масленицы.   У   чуваш   тоже   есть   свои   весенние   праздники.  Масленица   – cаварни.  Во   время   саварни   в   деревнях   молодежь   устраивала   катания   на   лошадях,   обвешанных колокольчиками и бубенчиками, украшенных платками и полотенцами. Детвора каталась с гор на салазках. (Показать колокольчики). Сёрен  — весенний праздник низовых чувашей, посвященный изгнанию из селения злых духов. И само название праздника означает «изгнание». Сёрен проводился накануне великого дня (манкун). Калам — один из традиционных праздников весеннего обрядового цикла, посвященный ежегодному поминовению   усопших   предков.   Некрещеные   чуваши   калам   праздновали   перед   великим   днем (манкун). У крещеных чувашей традиционный манкун совпал с христианской пасхой. Манкун. В день наступления манкун рано утром детвора выбегала встре­ чать восход солнца на лужайку в восточной стороне от деревни. По представлениям чувашей, в этот день солнце восходит пританцовывая,   т.   е.   особенно   торжественно   и   радостно.   Вместе   с   детьми   на   встречу   нового, молодого солнца выходили и старики. Они рассказывали ребятам древние сказки и легенды о борьбе солнца со злой колдуньей Вупар.Акатуй  — весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. ­ Вот вы в нашем музее видите приспособления – орудия труда. Во время работы люди пели песни.  (Весна поет песню «Суркунне»). Дети читают стихи о весне. Килче ыра суркунне, Килче яче ашатса. Хевел савать тенчене Хел ыйхинчен варатса. Наступила всем на радость Благодатная весна. Горячо лаская, солнце Будит землю ото сна. Жаворонушки, прилетите­ка Весну­красну принесите­ка. Нам зима­то надоела, Весь хлебушек поела. И соломку подобрала. И мякину подмела.    Ведущая: ­ Я хочу поиграть  с вами в мою любимую игру. Я сейчас буду называть только птиц, но  если вдруг ошибусь или вы услышите что­то другое, то топайте. Начинаем: Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи … Дети топают. Что неправильно? Дети. Мухи! А мухи – это кто? Дети. Насекомые.: Вы правы.  Ну что ж, продолжим: Прилетели птицы: Голуби, синицы. Аисты, вороны, Галки, макароны!.. Дети топают. Ведущий: Начинаем снова: Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи, Комары, кукушки. Дети топают. Начинаем снова: Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи, Аисты, кукушки,Совы и ватрушки. (Стихотворение Н. Стожковой).  Дети хлопают.  По древнему обычаю детям делали свистульки, и ребятишки, подражая голосам птиц, приманивали, как считалось, своим свистом весну, навораживали счастливый год, богатый урожай. Но для этого надо было много трудиться.   С Евдокеи довольно часто женщины брались по­настоящему за ткачество, занимаясь этим делом до  посевных работ.  В разных местностях крестьяне "приносили в этот день из лесу сучьев, топили избы. И мы с вами  тоже потрудимся. (Включить голоса птиц.) ­ Ой, что это слышится? Жаворонки были первыми вестниками весны. Сам жаворонок. Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекли из пресного ржаного теста фигурки жаворонков  или куликов. Сначала внимательно рассмотрите.  Вот посмотрите, какие жаворонки пекли раньше.   Вот так его лепили мастерицы.    А   теперь   приступайте   к   творчеству   –   лепке   самых   разнообразных   жаворонков.   Самый   легкий вариант – раскатанная колбаска теста завязывается простым узлом. На одном конце вылепляется клюв, получается голова птицы. Из второго конца, приплюснув его и надрезав, получаем хвост. Для украшения   можно   использовать   изюм   –   из   него   получаются   замечательные   глаза.   Но   не привязывайтесь к формам, творите. Жаворонки могут быть любыми. Весна:  Жаворонки, прилетайте, прилетайте ко мне.  Дети: Жаворонки, прилетите Студеную зиму прогоните. Теплу весну принесите. ­ Пусть быстрее от нас уходит зима.  ­   Ребята,   вот   и   закончилось   наше   мероприятие.   Весна   не   за   горами.   А   скоро   потекут   ручьи, покажется первая трава, первые цветы, зазеленеют листочки.  ­ Ребята, понравилось мероприятие? У меня здесь солнышко и тучки. Если понравилось, то кладем в белое ведро, а если нет, то в черное.