Предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.

  • docx
  • 23.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обобщающие слова при О 5 класс Урок 3.docx

Тема.  Предложения с обобщающим словом при однородных

            членах предложения.

Цели урока.                                                                                                 Познавательные:  совместно с учащимися открыть понятие обобщающего слова

Практические: разработать алгоритм нахождения обобщающего слова в предложении; начать развитие умения находить обобщающее слово в предложении, ставить правильный знак препинания после него; начать развитие умения графически обозначать обобщающие слова.

                                            Ход урока

Языковая разминка. Графический диктант.

Составить схемы предложений с однородными членами. Предложения для графического диктанта:

Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. (Е. Трутнева)

Мы желаем всем на свете мира, счастья и тепла! (В. Гладышева)

Зазнайство не возвышает, а унижает.

Запасами кедровок кормятся и белки, и бурундуки, и мыши.

Катится клубочек по высоким горам и зеленым лугам, по топ­ким болотам и глухим местам.

Опрос по теоретическому материалу.

-Какие члены предложения называются однородными?

-Какие опознавательные признаки имеют однородные члены?

-Каковы условия постановки запятой между однородными членами
предложения?

Теперь посмотрите внимательно на слова.

Дуб, береза, дерево, липа

- Как вы думаете, могут ли все эти слова являться однородными членами? Или здесь какое-либо слово лишнее? Почему?

Слово «дерево» является общим для всех остальных слов, его значение шире.

- Как же называются слова, значение которых является общим для других слов.

Возьмите раздаточный материал, который лежит  у вас на партах.

Прочитаем текст.

- Как же называются слова с общим значением? (обобщающими).

Какова же будет тема нашего урока?

Предложения с обобщающим словом при однородных членах.

Давайте составим из данных слов предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди.

В лесу растут разные деревья: дубы, березы, липы.

- Какие знаки препинания вы поставили в этом предложении?

- В чем затруднение?

                     Какой ставить знак после обобщающего слова

- Задание было одно?

                     Да

- А выполнили вы его как? (по-разному, осознание противоречия)

- Почему так получилось?  Чего мы пока не знаем?

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

- На какой же вопрос мы должны ответить сегодня на уроке?

-Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами?

-Какой знак необходимо ставить после обобщающего слова?

Я вам сейчас прочитаю шутку-рифмовку, а вы попробуйте догадаться о каком знаке препинания пойдет речь.

Я важней, чем запятая

                                                 Или точка с запятой,

   Потому что я в два раза

       Больше точки одноглазой.

                                                 В оба глаза я гляжу,

                                                 За порядком я слежу.

- Какой знак препинания мог так «сказать» о себе? Двоеточие.

- Может после обобщающего слова ставится двоеточие? Давайте проверим.

Поиск решения, открытие нового знания, формулирование правила.

Откройте учебник на стр. 137. и в рамочке прочитаем правило.

- Итак, что мы узнали?                                                                                                                                    

                 После обобщающего слова перед однородными членами ставится  

                двоеточие.                                                                                                         Графически обобщающее слово обозначается …

Теперь давайте вернемся к нашему предложению и разберем его правильно.

Далее выполняем упр. 255.  Прочитайте задание про себя.

- Что нужно сделать?                                                                                                             Найти однородные члены предложения и обобщающие слова. Расставить знаки препинания, обозначить графически однородные члены предложения. (первое устно, два последних – письменно)

Но чтобы правильно выполнить это упражнение, нужно не только знать правило, но и уметь применять его на письме. Поэтому давайте вместе составим алгоритм наших действий.

1.     Найду в предложении однородные члены.

2.     Определю, есть ли обобщающее слово.

3.     Выберу нужный знак препинания.

Посмотрите на первое предложение.

- Есть ли в предложении смысловые отрезки, границы которых на письме необходимо обозначить знаками препинания?                                                                              Есть ряд слов, которые относятся к одному и тому же слову «изучаются» и отвечают на один и тот же вопрос что? Эти слова произносятся с перечислительной интонацией. Следова­тельно, это смысловые отрезки -  однородные члены предложения.

- Определю, есть ли обобщающее слово.                                                             Словосочетание учебные предметы име­ет более общее значение, чем слова русский язык, литература, мате­матика, биология, оно общее для всех этих слов.

- После обобщающего слова, какой знак препинания нужно поставить? (двоеточие)

Итак, у нас получился алгоритм наших действий, следующее предложение разбирайте самостоятельно устно.

Последнее письменно.

Упр. 256. чтение задания. Что нужно сделать?

Самостоятельное выполнение. Затем проверка.

Подведение итогов.

- Какая была тема урока?

- На какой проблемный вопрос мы должны были ответить? (Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами?)

- Какие ответы мы нашли?

-   Чему учились?

-   Что вызвало затруднения?

IX.  Домашнее задание. 1) С. 137 - правило; 2) упр. 257.