В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне них. Греческое слово «пейдагогос» можно перевести как «детоводитель», «детовожатый». Таким образом, «педагогика» в буквальном переводе с греческого «детовождение».
Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, - это воспитание человека, как особая функция общества.
Предмет педагогики
В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику,
сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне них.
Греческое слово «пейдагогос» можно перевести как «детоводитель»,
«детовожатый». Таким образом, «педагогика» в буквальном переводе с
греческого «детовождение».
Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования
человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или,
более кратко, это воспитание человека, как особая функция общества.
Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание,
образование, обучение.
Развитие человека – это процесс становления его личности под
влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и
природных факторов.
Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный
процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности,
подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.
Воспитание в узком смысле слова –систематическое и целенаправленное
воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них
желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.
Образование процесс и результат усвоения определенной системы
знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития
личности. Образование получают, в основном, в процессе воспитания и
обучения в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все
возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы
знаний самостоятельно.
Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности
педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность
преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся
– учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение – это
преподавание и учение, взятые в единстве. В свете вышеизложенного
педагогика представлена как наука о воспитании; это наука, изучающая
закономерности воспитания, образования и обучения.
В результате развития науки, техники и культуры происходят
дифференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке
процесс специализации и дифференциации проявляется особенно заметно.
Педагогика, зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в
настоящее время большое число ответвлений, которые развиваются как ее
отрасли. Эти отрасли определяются особенностями объекта воспитания:
возрастом, профессией, психофизиологическими данными.
Основные «ветви» древа педагогической науки следующие:Общая педагогика – изучает и формирует принципы, формы и методы
обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и
учебновоспитательных учреждений. Составными частями общей педагогики
являются: теория воспитания, теория обучения, и теория организации и
управления в системе образования.
Дошкольная педагогика – изучает закономерности воспитания детей
дошкольного возраста.
Педагогика общеобразовательной школы – исследует содержание,
формы и методы обучения и воспитания школьников.
Специальная педагогика (дефектология) – наука об особенностях
развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей,
имеющих физические или психические недостатки.
Педагогика профессиональнотехнического и среднего специального
образования – изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитания
учащихся ПТУ и средних специальных заведений.
Исправительнотрудовая педагогика – занимается вопросами
перевоспитания правонарушителей всех возрастов.
Военная педагогика изучает особенности воспитания воинов.
Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и
воспитания студентов вузов.
Педагогика,
являясь самостоятельной и достаточно научной
дисциплиной, не может развиваться обособленно от других наук. Важную
методологическую роль в процессе разработки педагогической теории
выполняет философия, помогая определить исходные позиции при
исследовании педагогических явлений. Особенно большое значение для
решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов
труда и отдыха имеет психология, и в первую очередь возрастная и
педагогическая психология, которая изучает закономерности психических
процессов детей в зависимости от возраста, в условиях обучения и
воспитания. Социология, занимающаяся изучением общества как сложной
целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для
более рациональной организации процесса обучения и воспитания.