Предмет педагогики

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне них. Греческое слово «пейдагогос» можно перевести как «детоводитель», «детовожатый». Таким образом, «педагогика» в буквальном переводе с греческого «детовождение». Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, - это воспитание человека, как особая функция общества.
Иконка файла материала Предмет педагогики.doc
Предмет педагогики В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне них. Греческое   слово   «пейдагогос»   можно   перевести   как   «детоводитель», «детовожатый».   Таким   образом,   «педагогика»   в   буквальном   переводе   с греческого «детовождение». Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, ­ это воспитание человека, как особая функция общества. Основными   категориями   педагогики   являются:   развитие,   воспитание, образование, обучение. Развитие   человека   –   это   процесс   становления   его   личности   под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс   формирования   интеллекта,   физических   и   духовных   сил   личности, подготовки   ее   к   жизни,   активному   участию   в   трудовой   деятельности. Воспитание   в   узком   смысле   слова   ­–систематическое   и   целенаправленное воздействие   воспитателя   на   воспитуемых   с   целью   формирования   у   них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Образование   процесс   и   результат   усвоения   определенной   системы знаний   и   обеспечение   на   этой   основе   соответствующего   уровня   развития личности.   Образование   получают,   в   основном,   в   процессе   воспитания   и обучения   в   учебных   заведениях   под   руководством   педагогов.   Однако   все возрастающую   роль   играет   и   самообразование,   т.е.   приобретение   системы знаний самостоятельно. Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога   и   учащихся   по   передаче   и   усвоению   знаний.   Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся –   учением.   Поэтому   обучение   можно   определить   и   так:   обучение   –   это преподавание   и   учение,   взятые   в   единстве.   В   свете   вышеизложенного педагогика   представлена   как   наука   о   воспитании;   это   наука,   изучающая закономерности воспитания, образования и обучения. В   результате   развития   науки,   техники   и   культуры   происходят дифференциация   знаний   и   специализация   наук.   В   педагогической   науке процесс   специализации   и   дифференциации   проявляется   особенно   заметно. Педагогика,   зародившаяся   в   недрах   философии   как   ее   часть,   имеет   в настоящее время большое число ответвлений, которые развиваются как   ее отрасли.   Эти   отрасли   определяются   особенностями   объекта   воспитания: возрастом, профессией, психофизиологическими данными. Основные «ветви» древа педагогической науки следующие:Общая педагогика – изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно­воспитательных учреждений. Составными частями общей педагогики являются:   теория   воспитания,   теория   обучения,   и   теория   организации   и управления в системе образования. Дошкольная   педагогика   –   изучает   закономерности   воспитания   детей дошкольного возраста. Педагогика   общеобразовательной   школы   –   исследует   содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников. Специальная   педагогика   (дефектология)   –   наука   об   особенностях развития   и   закономерностях   обучения   и   воспитания   аномальных   детей, имеющих физические или психические недостатки. Педагогика   профессионально­технического   и   среднего   специального образования   –   изучает   и   разрабатывает   вопросы   обучения   и   воспитания учащихся ПТУ и средних специальных заведений. Исправительно­трудовая   педагогика   –   занимается   вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов. Военная педагогика изучает особенности воспитания воинов. Педагогика   высшей   школы   разрабатывает   вопросы   обучения   и воспитания студентов вузов. Педагогика,   являясь   самостоятельной   и   достаточно   научной дисциплиной,   не   может   развиваться   обособленно   от   других   наук.   Важную методологическую   роль   в   процессе   разработки   педагогической   теории выполняет   философия,   помогая   определить   исходные   позиции   при исследовании   педагогических   явлений.   Особенно   большое   значение   для решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда   и   отдыха   имеет   психология,   и   в   первую   очередь   возрастная   и педагогическая   психология,   которая   изучает   закономерности   психических процессов   детей   в   зависимости   от   возраста,   в   условиях   обучения   и воспитания.   Социология,   занимающаяся   изучением   общества   как   сложной целостной   системы,   дает   педагогике   большой   фактический   материал   для более рациональной организации процесса обучения и воспитания.