Предметная информационно-образовательная среда учителя для организации деятельности одарённых учащихся
Оценка 4.8

Предметная информационно-образовательная среда учителя для организации деятельности одарённых учащихся

Оценка 4.8
docx
14.05.2021
Предметная информационно-образовательная среда учителя для организации деятельности одарённых учащихся
Итоговая_работа_ВалишинИФ_Ишкар.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Ишкарово

муниципального района Илишевский район

Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая работа

Предметная информационно-образовательная среда учителя для организации деятельности одарённых учащихся

 

 

 

 

Выполнил:

Валишин Илгиз Фанилович

Должность:

директор школы, учитель информатики высшей категории

Место работы:

МБОУ СОШ с. Ишкарово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Ишкарово-2021 г.

В последнее время возрастает значение и влияние образовательной среды на образовательный процесс и его результаты, на отношения в образовательной сфере и на самих субъектов образования. Соответственно, возрастает внимание к образовательной среде со стороны учителей, методистов, ученых-исследователей (педагогов, психологов, социологов, информатиков и др,). Это следствие как внешних социально-экономических, так и внутренних условий, и факторов сферы образования, образованной образовательным процессом и реализуемой им педагогической системой.

Информационно-образовательная среда в конкретной предметной области имеет важную роль в работе с одаренными детьми. Она при этом выступает как одним из путей решения задачи создания таких условий, при которых можно поддерживать и развивать одаренных детей, обеспечить их образовательные потребности.

Предметная информационно-образовательная среда учителя информатики должна решать задачи выявления способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету информатика и ИКТ; создания условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации; использования индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках информатики и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Выделяют шесть основных типов одаренности:

  • Интеллектуальный тип одаренности: эти школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать – сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и выходящий за рамки учебного материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.
  • Академический тип одаренности: учащиеся этого типа одаренности прежде всего умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы – мышления, памяти, внимания, некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности. Этот тип одаренности нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.
  • Художественный тип одаренности: этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – в музыке, танце, живописи, скульптуре, в сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности, способствовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально заниматься с этим учеником.
  • Креативность: главная особенность этого типа одаренности в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается в школьной практике, так как стандартные школьные программы не дают возможности этим детям выразить себя.
  • Лидерская, или социальная одаренность: эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей, предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях у людей с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

·         Психомоторная или спортивная одаренность: учащиеся этого типа одаренности часто не очень хорошо учатся, это связано прежде всего с недостатком времени и соответствующего желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться.

Информационно-образовательная среда по предмету информатика в работе с одаренными детьми предусматривает три подхода:

  • дифференцированный подход;
  • проблемное обучение;

·         проектная деятельность.

Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.

Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.

Дифференциацию можно проводить по следующим критериям:

  • по содержанию задания;
  • по форме организации работы на уроке;
  • по способу педагогической поддержки;
  • по способу восприятия информации.

Например, при изучении темы «Информационные модели», рассматривая примеры моделирования в предметных областях разными инструментальными средствами, класс можно дифференцировать по способу педагогической поддержки на три группы. Первая группа выполняет задания без помощи учителя, в нее входят одаренные дети и дети с высоким уровнем интеллектуального развития; вторая –  имеет возможность получить помощь два раза за урок, а третья – работает полностью под руководством учителя.

При изучении темы «Программирование: преобразование двумерных массивов», возможна дифференциация по содержанию задания. Учащиеся получают задания разного уровня сложности.

Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.  Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного. Например, при изучении темы «Построение таблиц в MS Word» учащиеся не получают от учителя какой способ выбрать, вставка таблицы или нарисовать ее с помощью карандаша. Столкнувшись с проблемой создания таблицы, содержащей объединённые ячейки, учащиеся вынуждены самостоятельно найти выход из проблемной ситуации и прийти к выводу, когда и какой способ удобней.

Проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.  Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Персональный проект – это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы.

Возможен следующий вариант реализации проектной деятельности на уроках информатики.  В начале полугодия учитель вывешивает на стенде в классе и на сайте школы перечень тем для персональных проектов. Каждый учащийся должен выбрать тему для самостоятельного изучения и по окончании полугодия представить персональный проект к защите. В него должны входить: реферат, плакат или буклет, презентация, контрольно-измерительные материалы по теме исследования.

Примерный перечень тем для 10-11-х классов может выглядеть так:

  • Смешанные системы счисления
  • Методы сжатия цифровой информации
  • Архитектура компьютеров
  • Рекурсии, функции и процедуры в программировании
  • Использование Excel в различных предметных областях
  • и т.д.

Используя на уроках информатики все вышеописанные подходы, можно добиться высоких результатов обучения школьников, а также придать обучению творческий, исследовательский характер, позволить обучающемуся стать активным участником образовательного процесса. Доказательством этому является тот факт, что учащиеся нашей школы являются победителями и призерами конкурсов в области информационных технологий. Так, в прошлом учебном двое учащихся стали победителями, а один ученик – призером районного этапа республиканского конкурса КРИТ-2017 в номинациях сайтостроение и программирование. Также в этом учебном году ученик 11 класса одержав победу в районном этапе этого конкурса стал призером республиканского этапа. Он же является призером Республиканского конкурса «Энергоэффективная школа».

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому предметная информационно-образовательная среда учителя, включая систему работы с одаренными детьми, должна предусмотреть и работу со всеми детьми, максимально развивать умения, навыки, познавательные способности.


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с

В последнее время возрастает значение и влияние образовательной среды на образовательный процесс и его результаты, на отношения в образовательной сфере и на самих субъектов образования

В последнее время возрастает значение и влияние образовательной среды на образовательный процесс и его результаты, на отношения в образовательной сфере и на самих субъектов образования

Именно из этих учащихся получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела

Именно из этих учащихся получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела

Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей

Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей

Персональный проект – это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года

Персональный проект – это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2021