Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Ишкарово
муниципального района Илишевский район
Республики Башкортостан
Итоговая работа
Предметная информационно-образовательная среда учителя для организации деятельности одарённых учащихся
Выполнил:
Валишин Илгиз Фанилович
Должность:
директор школы, учитель информатики высшей категории
Место работы:
МБОУ СОШ с. Ишкарово
с. Ишкарово-2021 г.
В последнее время возрастает значение и влияние образовательной среды на образовательный процесс и его результаты, на отношения в образовательной сфере и на самих субъектов образования. Соответственно, возрастает внимание к образовательной среде со стороны учителей, методистов, ученых-исследователей (педагогов, психологов, социологов, информатиков и др,). Это следствие как внешних социально-экономических, так и внутренних условий, и факторов сферы образования, образованной образовательным процессом и реализуемой им педагогической системой.
Информационно-образовательная среда в конкретной предметной области имеет важную роль в работе с одаренными детьми. Она при этом выступает как одним из путей решения задачи создания таких условий, при которых можно поддерживать и развивать одаренных детей, обеспечить их образовательные потребности.
Предметная информационно-образовательная среда учителя информатики должна решать задачи выявления способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету информатика и ИКТ; создания условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации; использования индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках информатики и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Выделяют шесть основных типов одаренности:
· Психомоторная или спортивная одаренность: учащиеся этого типа одаренности часто не очень хорошо учатся, это связано прежде всего с недостатком времени и соответствующего желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться.
Информационно-образовательная среда по предмету информатика в работе с одаренными детьми предусматривает три подхода:
· проектная деятельность.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.
Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.
Дифференциацию можно проводить по следующим критериям:
Например, при изучении темы «Информационные модели», рассматривая примеры моделирования в предметных областях разными инструментальными средствами, класс можно дифференцировать по способу педагогической поддержки на три группы. Первая группа выполняет задания без помощи учителя, в нее входят одаренные дети и дети с высоким уровнем интеллектуального развития; вторая – имеет возможность получить помощь два раза за урок, а третья – работает полностью под руководством учителя.
При изучении темы «Программирование: преобразование двумерных массивов», возможна дифференциация по содержанию задания. Учащиеся получают задания разного уровня сложности.
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного. Например, при изучении темы «Построение таблиц в MS Word» учащиеся не получают от учителя какой способ выбрать, вставка таблицы или нарисовать ее с помощью карандаша. Столкнувшись с проблемой создания таблицы, содержащей объединённые ячейки, учащиеся вынуждены самостоятельно найти выход из проблемной ситуации и прийти к выводу, когда и какой способ удобней.
Проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Персональный проект – это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы.
Возможен следующий вариант реализации проектной деятельности на уроках информатики. В начале полугодия учитель вывешивает на стенде в классе и на сайте школы перечень тем для персональных проектов. Каждый учащийся должен выбрать тему для самостоятельного изучения и по окончании полугодия представить персональный проект к защите. В него должны входить: реферат, плакат или буклет, презентация, контрольно-измерительные материалы по теме исследования.
Примерный перечень тем для 10-11-х классов может выглядеть так:
Используя на уроках информатики все вышеописанные подходы, можно добиться высоких результатов обучения школьников, а также придать обучению творческий, исследовательский характер, позволить обучающемуся стать активным участником образовательного процесса. Доказательством этому является тот факт, что учащиеся нашей школы являются победителями и призерами конкурсов в области информационных технологий. Так, в прошлом учебном двое учащихся стали победителями, а один ученик – призером районного этапа республиканского конкурса КРИТ-2017 в номинациях сайтостроение и программирование. Также в этом учебном году ученик 11 класса одержав победу в районном этапе этого конкурса стал призером республиканского этапа. Он же является призером Республиканского конкурса «Энергоэффективная школа».
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому предметная информационно-образовательная среда учителя, включая систему работы с одаренными детьми, должна предусмотреть и работу со всеми детьми, максимально развивать умения, навыки, познавательные способности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.