Военно-патриотическое воспитание школьников
Оценка 4.9

Военно-патриотическое воспитание школьников

Оценка 4.9
docx
воспитание
7 кл—11 кл +1
03.11.2022
Военно-патриотическое воспитание школьников
В статье рассматриваются вопросы военно-патриотического воспитания будущих защитников Отечества на базе конкретной школы.
Военно-патриотическое воспитание школьников (статья 03.11.2022).docx

Бурисьянова Виталина Андреевна

учитель начальных классов первой квалификационной категории,

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 «Школа № 101 города Донецка имени Героя Советского Союза А.А.Удодова»

                                                                       г. Донецк, ДНР

 

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы военно-патриотического воспитания будущих защитников Отечества  на базе конкретной школы

Ключевые слова: военно –патриотическое воспитание, патриоты, долг, Родина, воинские традиции,  любовь к отечеству

Актуальные проблемы военно – патриотического воспитания имеют сейчас особое значение. Основываясь на фактах суровой реальности, на дебатах в СМИ, приходится признать, что политические оппоненты не всегда реагируют на язык разума, волю народов. Они ориентируются чаще на язык силы, угроз и даже ядерный шантаж. Как воспитывать молодежь, как сохранять наш оборонный потенциал на оптимально необходимом уровне? Ответить на эти вопросы должны идейно закаленные, умные, здоровые ребята. Им предстоит стать защитниками своей Родины, нынешнего обновления  мирового сообщества.

В этом плане важнейшая роль принадлежит школе. На протяжении всего периода обучения в школе осуществляется военно-патриотическое воспитание учащихся. У каждого выпускника формируется глубокое понимание того, что защита Отечества, служба в Вооруженных Силах почетная обязанность и священный долг гражданина своей страны. Вопросы военно-патриотического воспитания в начальных классах тесно взаимосвязаны с учебным процессом, физической культурой, игровыми элементами. На уроках школьники получают представление о роли армии, о том, как она защищала нашу Родину, о героизме народа в годы войны, о воинах-героях и т. д. Учителя школ стремятся к тому, чтобы полученные знания связывались с практикой поведения ребят. Так, например, вместе с учащимися средних и старших классов ученики начальной школы участвуют в концертах художественной самодеятельности, посвященных государственным праздникам. Дети возлагают цветы у мемориалов, установленных в нашем городе, районе. Они оформляют поздравительные открытки, которые вручают гостям школы. С большим энтузиазмом ребята принимают  участие в акциях милосердия: написание писем солдатам на передовую, сбор и отправка посылок для воинских частей, книг и игрушек для детей с освобожденных территорий. Все эти дела помогают включить 7-9-летних ребят в круг интересов старщих школьников и взрослых, привить им те принципы, которые формируют активную жизненную позицию каждого человека. Приобщая учащихся начальных классов к различным видам общественно-патриотической практики, мы стараемся обеспечить единство сознания и поведения, воспитываем в детях высокие нравственные качества, живой интерес и глубокое уважение к истории и памяти русского народа, его армии, его традициям.

Наша школа № 101 носит почетное имя Героя Советского Союза А.А.Удодова.  8 сентября мы отмечаем День освобождения Донбасса, а 9 мая –День Победы. Эти праздники мы традиционно начинаем общешкольной линейкой, проводим уроки мужества, возлагаем цветы к памятнику погибшим петровчанам, воинам-интернационалистам, защитникам Донбасса (рис.1). Старшеклассники несут Вахту памяти. Эти мероприятия является в нашей школе важной составной частью идейно-нравственного воспитания школьников. Каждый его элемент предоставляет широкую возможность использования сюжетов праздника в целях обогащения всего учебно-воспитательного процесса.

 

         

 

Рис.1 Возложение цветов к памятникам и мемориалам.

 

На уроках учителя рассказывают о государственных символах: гербе, гимне, флаге. Для воинов Знамя является символом воинской чести, доблести и славы. Флаг напоминает каждому военнослужащему о его священном долге - преданно служить Родине, защищать её мужественно,  не щадя своей жизни. При этом стремимся убедить ребят в том, что мы должны уважать и крепко держать свои знамена, защищать их, не позорить их малодушием или бесчестьем. На экскурсиях в школьный музей боевой и трудовой славы  учителя приводят яркие примеры того, как русский народ, его воины с доблестью и честью прошли  сквозь огонь гражданской и Великой Отечественной войн. Тепло проходили встречи с воинами-интернационалистами, служившими в Афганистане, сражающимися за Донбасс ополченцами, а также с нашими выпускниками - офицерами, курсантами военных училищ, прибывшими в отпуск военнослужащими или уволенными в запас. Не штамп, не фраза, а воспитание на примерах, в контакте с интересными людьми, на делах, исполненных человеческой глубины,- вот к такому воспитанию мы стремимся, используя возможности школьного музея. Хотелось бы коснуться еще одного вопроса. Не надо забывать, что ветераны войны, встречаясь с молодежью, испытывают боль- шое волнение. Они как бы встречаются со своим детством, юностью, вспоминают годы военного лихолетья. К сожалению, фронтовиков становится все меньше и меньше. Поэтому вместе с ребятами мы делаем все возможное, чтобы оставшиеся годы стали для ветеранов легче, чтобы каждый из них был горд от сознания того, что не зря прожита долгая, трудная и героическая жизнь. Молодежь перенимает от ветеранов глубокое осознание своего долга перед обществом. Встречи с ветеранами надолго запоминаются и учащимся, и их родителям. Это поистине живая связь поколений.

         Ежегодно в феврале для учеников и их родителей мы празднично проводим смотр строя и песни. На этом соревновании демонстрируют старание как  мальчики, так и  девочки. Работа строится с учетом возрастных особенностей ребят. Вместе с тем (и это очень важно) у школьников вырабатываются навыки держаться в строю, осанка, твердая походка, ловкость и выносливость. У них воспитываются дисциплинированность и под- тянутость, быстрая реакция. Приобретенный таким образом опыт и последующее совершенствование строевых приемов на уроках  физкультуры, в процессе военно-спортивных игр и на занятиях по начальной военной подготовке позволяют наилучшим образом привить юношам строевую выучку - важнейший атрибут военной службы. В апреле старшеклассники проходят военную и медико-санитарную подготовку, проводят игру «Зарница». Юнармейцы знакомят ребят с некоторыми образцами учебного оружия и имущества, демонстрируют навыки разборки и сборки автомата, что вызывает особый интерес у обучающихся средних и начальных классов. Каждому первокласснику предоставляется возможность «стрельнуть» - целясь в мишень, нажать на спусковой крючок, бросить гранату. Одновременно необходимо объяснять, почему категорически запрещается дотрагиваться до боеприпасов (патронов, гранат, мин, снарядов), а об их местонахождении следует немедленно сообщить старшим. Зарничники показывают, как нужно быстро и правильно надевать противогаз. В заключение игры,  посоветовавшись с ребятами, решили, что они непременно поздравят с Днем защитника Отечества своих родных и близких, отслуживших и служащих сегодня в армии. Всё это формирует у школьников стремление быть сильными, мужественными, уважение к героическим подвигам старших, интерес к военному делу. Не случайно среди выпускников нашей школы всегда находятся ребята, которые выбирают себе военные профессии, поступают на учебу в высшие военные училища. Все они когда-то начинали с военно-спортивных игр.

Важнейшим резервом совершенствования военно-патриотического воспитания школьников является проведение различного рода соревнований и игр с использованием спортивных снарядов, тренажерных площадок. Во время спортивной работы в школе проводятся эстафеты – спортивное соревнования. Соревнуются друг с другом команды параллельных классов. Каждый из участников должен выполнить в темпе определенные спортивные действия, преодолеть ряд препятствий. Ребята обучаются способам преодоления препятствий, быстрым и сноровистым действиям, у них развивается ловкость, воспитывается смелость, чувство ответственности, уверенности в своих силах. Тем самым школьники подготавливаются к  вы- полнению норм ГТО. Различные виды соревнований и форм военно-патриотического воспитания не остаются неизменными в школе. Многие из них связаны с традициями, возможностями данной конкретной школы. Некоторые из них требуют обновления, совершенствования.

Повседневно воспитывая в молодом поколении высокие гражданские и нравственные принципы, мы тем самым формируем в учащихся качества будущего воина, защитника Родины. Поэтому процесс воспитания рас- сматривается в единстве, во взаимосвязи с различными направлениями учебно-воспитательного процесса. Действительно, разве мы не воспитываем в учениках такие качества, которые предъявляются не только к воен- нослужащим, но и к каждому гражданину, например быть достойным  сыном своей Родины, соблюдать законы, беречь народное имущество, быть дис- циплинированным, правдивым, помогать товарищам словом и делом, быть примером высокой культуры, скромным и выдержанным, строго соблюдать требования нравственной морали и т. д. От эффективности нашей работы во многом зависит быстрое и безболезненное вхождение молодого поколения воинов в ритм армейской жизни. Все эти моральные качества в той или иной мере формируются в детстве и отрочестве. Как и большинство учителей, я с интересом и глубоким удовлетворением принимаю участие в военно-патриотической работе. Считаю это не только своей обязанностью, но и своим долгом. Не скрою, бывает приятно, когда дети и их родители отвечают тебе взаимностью, когда они сами и школа получает награды. Главное же в том, что каждый из нас, педагогов, видит и ощущает результаты своего труда по мере того, как наши ученики растут и выходят в большую жизнь. Много благодарственных писем от командования получают родители наших выпускников за то, что те с честью и достоинством несут сейчас военную службу. Вот такими вырастают наши ученики – истинные патриоты,  мужественно защищающие и любящие свою Родину.

 

Источники и литература

1.      Конституция ДНР

2.      Государственный образовательный стандарт НОО

3.      Закон ДНР «Об образовании»

4.      Республиканская программа патриотического воспитания граждан ДНР

5.      Примерная основная образовательная программа НОО

6.      Рабочая программа учителя

7.      Бойков А.Н. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе//Воспитание школьников 2006 №6

8.      Кленчев А.Н. Содержание и методы патриотического воспитания в школе//Школьные технологии. 2018.№1/


 

9.     

Бурисьянова Виталина Андреевна учитель начальных классов первой квалификационной категории,

Бурисьянова Виталина Андреевна учитель начальных классов первой квалификационной категории,

Приобщая учащихся начальных классов к различным видам общественно-патриотической практики, мы стараемся обеспечить единство сознания и поведения, воспитываем в детях высокие нравственные качества, живой интерес и…

Приобщая учащихся начальных классов к различным видам общественно-патриотической практики, мы стараемся обеспечить единство сознания и поведения, воспитываем в детях высокие нравственные качества, живой интерес и…

Поэтому вместе с ребятами мы делаем все возможное, чтобы оставшиеся годы стали для ветеранов легче, чтобы каждый из них был горд от сознания того, что…

Поэтому вместе с ребятами мы делаем все возможное, чтобы оставшиеся годы стали для ветеранов легче, чтобы каждый из них был горд от сознания того, что…

ГТО. Различные виды соревнований и форм военно-патриотического воспитания не остаются неизменными в школе

ГТО. Различные виды соревнований и форм военно-патриотического воспитания не остаются неизменными в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2022