Урок-исследование в 4 классе

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Человек начинается с добра
Иконка файла материала печатная работа Урок-иследование.docx

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ В 4 КЛАССЕ

 

Тема. «Человек начинается с добра!»   

 Цель: познакомить учащихся с условиями работы в научно-исследовательской лаборатории; проанализировать человека как наиболее развитое существо, существо с присущими  ему чертами характера и поведением; установить общие черты между человеком и добром; вырастить «дерево добра»; воспитывать чувство достоинства и ответственности, любовь к ближнему, желание творить добро.

 

Методически- дидактическое обеспечение урока: иллюстрации (научно-иследовательская лаборатория), ватман, маркеры, «дерево добра», листочки.    

 

Ход урока

 

I.      Организационный момент

 

         Эпиграф:    Добро способно чудеса творить.

                             Оно нас учит верить и любить.

                              Давайте  будем думать и мечтать

                              И только добрые поступки совершать

 

     II. Ознакомление с темой и целью урока

 

- Сегодняшний урок будет несколько не похожим на те, которые мы ранее проводили. Я предлагаю вам мысленно перенестись в научно исследовательскую лабораторию. Но для того, чтобы открыть ее двери, нужно сделать несколько шагов.

Шаг 1. Выбрать ведущего лаборанта, будет организовывать работу в лаборатории. В нашем случае их будет два - для 1 и 2 групп.                               Шаг 2. Ведущий лаборант назначает:

• практического лаборанта (записывает результаты)

• ответственного за объявление результатов исследования.

- Следующим шагом будет соблюдение определенных правил:

• организует работу в лабораториях ведущий лаборант;

• о готовности ответы лаборант сообщает поднятием сигнальной карточки;

• соблюдение правил работы в группах.

 

III. Повторение правил работы в группах

 

• Говорить по очереди, а не всем одновременно;

• не перебивать говорящего;

• критиковать идеи, а не человека, который их выразил;

• соблюдать «правила поднятой руки»;

• предлагать собственные варианты;

• уважать все высказанные мнения;

• не менять предложенную тему;

• пытаться поощрять всех одноклассников к участию в разговоре.

(Данные правила можно записать на большом листе бумаги и повесить у доски, чтобы все ученики класса могли их видеть. Если кто-то будет нарушать любое из правил, необходимо еще раз повторить их.)

- Итак, вперед!

(Класс разделен на две группы. В каждой на столе - большой ватман и маркер. Первая группа будет писать синим маркером, а вторая - красным.)

- Сейчас все вы - ученые. Мы переступили порог научно-исследовательской лаборатории. А исследовать мы будем совершенное существо - человека, а точнее поступки, поведение, желания.

Перед вами - задачи:

1. Исследовать существо - человека.

2. Дать ответ на вопрос: «Почему человек и добро неразрывно связаны между собой и должны идти рядом?»

 

IV. Коллективная работа учащихся в группах

 

1 группа. Составление ассоциативного куста со словом добро.

                                             рождение ребёнка

Овал: Милорсердие 2 Овал: Добро  3                                                                     бескорыстие

Овал: Правда 7                                                  мама                       

 


Овал: Волонтеры 8помощь                                                                                              защищённость

 


хорошие новости

Овал: Предки 5Овал: Родители  6                                                                                                                         любовь

                                                                                                               

Овал: Человек 4    радость                                                  ласка

Овал: Добрые поступки 9
Овал: Сочувствие 4 3
 


                                                                                                                

 

 

 

 

 

2 группа. Составление ассоциативного куста со словом человек.

                                                       вера

Овал: добрые поступки 9Овал: Человек 4                                                                     лень

Овал: Правда 7                                            профессия      речь           болезни  

 


Овал: Волонтеры 8насилие                                                                                              зло

 


плохие поступки

Овал: Радость 2Овал: Сочувствие 1                                                                                                                         любовь

                                                                                                               

Овал: Тепло 10        ложь                                 спор          свет     новизна

Овал: Предки 5
Овал: Добро 3
 


                                    беда                                      надежда                 

 

Ответственные лаборанты сигнализируют о завершении работы. После окончания записи (время зависит от скорости класса) 1 группа передает ватман 2 группе, а 2 группа - 1. Таким образом, группы получают ватман с заданием  другой группы,

Их задачи:

• записать свое видение с предложенной темы;

• устно обосновать его;

• передать ватман его владельцам.

Задача владельцев:

• доказать целесообразность или нецелесообразность дописанного суждения другой группой

V. Физкультминутка

VI. Презентация записей

Ответственные лаборанты сигнализируют о завершении работы.

Ведущие лаборанты у доски защищают свое видение.

 

 

 

 

 


                              1                          2             2                           1

Кроме собственных записей выясняют записи, сделанные другой группой. Соглашаются (не согласны) с ответом, возможны свои коррективы.

 

VII. Доказательство выдвинутых гипотез

1. Выявление общих признаков.

- Какие общие признаки вы заметили в двух словах - человек и добро (учитель очерчивает слова зеленым маркером.)

 

 

 


                                        волонтёры                                                                                тепло

                                                    радость                                                                  сочуствие

                                     

                                                              добро                                                   предки

                                                                    правда                                     родители

 

                                                              добрые поступки         человек

 

- Какой вывод можем сделать? (Варианты ответов)

2. Практическое применение выдвинутых гипотез.

Фронтальная работа.

- Какие хорошие черты присущи человеку? (Честность, порядочность, доброта, милосердие)

- Что хорошего в течение всей жизни творит человек? (Сажает деревья, строит здания, воспитывает детей ...)

- Как чувствуют себя в обществе плохие люди? (Неспокойно живут, не радуются жизни ...)

Вывод: при жизни человек делает много поступков - хороших и плохих, но добро всегда побеждает зло. Говорят, что человек должен посадить дерево добра и доброй памяти.

 

VIII. Практическое применение приобретенных знаний

- Чтобы подтвердить наши знания на практике, мы можем «использовать» дерево добра. Поэтому проведем небольшой опыт. Его тема - «Что нужно для того, чтобы выросло дерево добра?»

У каждого участника опыта - листочек . На нем ученики должны записать ответ на вопрос, поставленный для опыта.

 

Индивидуальная работа

Ведущие лаборанты объявляют о начале и завершении работы.  Опыт проводится индивидуально. Ученик думает самостоятельно и выражает свое мнение на листке (одним словом или тезисами).

Коллективная работа

На доске - дерево без листьев. Название дерева - Дерево добра. Чего не хватает растению, чтобы вырасти мужественным, уверенным? (Листьев, но не простых, а  волшебных.) По сигналу ведущих лаборантов начинаем прикреплять листья с надписями к дереву.

Оно будет выглядеть так:

Листьев будет много с самыми разнообразными видениями.

Надпись: дерево    добра

согласие

 

будущее

 

помощь

 

счастье

 

поддержка

 

милосердие

 

мир

 

любовь

 

семья

 

доверие

 

дружба

 

IX. Итог  урока - исследования. Презентация

1, Обе команды-группы готовятся к подведению итогов предварительно          поставленным  вопросом: «Почему человек и добро неразрывно связаны между собой и должны идти рядом?»

Каждая группа выдвигает свои решения - обоснование, подтвержденное           фактами.

2. Поэтический результат.

(Суммируют три ученика: два ведущих лаборанта и активный ученик класса.)

1-й ученик

Добро творите безвозмездно,

С открытым сердцем и душой.

Добросердечие – полезно,

В нём радость, счастье и настрой.

2-й ученик

Добро вершат не за гроши,

Не ждут ни премий,ни наград.

Благое дело – дар души,

Подаркам каждыйвсегда рад.

3-й ученик

Пускай исчезнет в мире зло

И навсегда уйдут напасти.

Дарите радость и добро,

Желайте искренне всем счастья