УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ В 4 КЛАССЕ
Тема. «Человек начинается с добра!»
Цель: познакомить учащихся с условиями работы в научно-исследовательской лаборатории; проанализировать человека как наиболее развитое существо, существо с присущими ему чертами характера и поведением; установить общие черты между человеком и добром; вырастить «дерево добра»; воспитывать чувство достоинства и ответственности, любовь к ближнему, желание творить добро.
Методически- дидактическое обеспечение урока: иллюстрации (научно-иследовательская лаборатория), ватман, маркеры, «дерево добра», листочки.
Ход урока
I. Организационный момент
Эпиграф: Добро способно чудеса творить.
Оно нас учит верить и любить.
Давайте будем думать и мечтать
И только добрые поступки совершать
II. Ознакомление с темой и целью урока
- Сегодняшний урок будет несколько не похожим на те, которые мы ранее проводили. Я предлагаю вам мысленно перенестись в научно исследовательскую лабораторию. Но для того, чтобы открыть ее двери, нужно сделать несколько шагов.
Шаг 1. Выбрать ведущего лаборанта, будет организовывать работу в лаборатории. В нашем случае их будет два - для 1 и 2 групп. Шаг 2. Ведущий лаборант назначает:
• практического лаборанта (записывает результаты)
• ответственного за объявление результатов исследования.
- Следующим шагом будет соблюдение определенных правил:
• организует работу в лабораториях ведущий лаборант;
• о готовности ответы лаборант сообщает поднятием сигнальной карточки;
• соблюдение правил работы в группах.
III. Повторение правил работы в группах
• Говорить по очереди, а не всем одновременно;
• не перебивать говорящего;
• критиковать идеи, а не человека, который их выразил;
• соблюдать «правила поднятой руки»;
• предлагать собственные варианты;
• уважать все высказанные мнения;
• не менять предложенную тему;
• пытаться поощрять всех одноклассников к участию в разговоре.
(Данные правила можно записать на большом листе бумаги и повесить у доски, чтобы все ученики класса могли их видеть. Если кто-то будет нарушать любое из правил, необходимо еще раз повторить их.)
- Итак, вперед!
(Класс разделен на две группы. В каждой на столе - большой ватман и маркер. Первая группа будет писать синим маркером, а вторая - красным.)
- Сейчас все вы - ученые. Мы переступили порог научно-исследовательской лаборатории. А исследовать мы будем совершенное существо - человека, а точнее поступки, поведение, желания.
Перед вами - задачи:
1. Исследовать существо - человека.
2. Дать ответ на вопрос: «Почему человек и добро неразрывно связаны между собой и должны идти рядом?»
IV. Коллективная работа учащихся в группах
1 группа. Составление ассоциативного куста со словом добро.
рождение ребёнка
бескорыстие
мама
помощь защищённость
хорошие новости
любовь
радость ласка
2 группа. Составление ассоциативного куста со словом человек.
вера
лень
профессия речь болезни
насилие зло
плохие поступки
любовь
ложь спор свет новизна
беда надежда
Ответственные лаборанты сигнализируют о завершении работы. После окончания записи (время зависит от скорости класса) 1 группа передает ватман 2 группе, а 2 группа - 1. Таким образом, группы получают ватман с заданием другой группы,
Их задачи:
• записать свое видение с предложенной темы;
• устно обосновать его;
• передать ватман его владельцам.
Задача владельцев:
• доказать целесообразность или нецелесообразность дописанного суждения другой группой
V. Физкультминутка
VI. Презентация записей
Ответственные лаборанты сигнализируют о завершении работы.
Ведущие лаборанты у доски защищают свое видение.
1 2 2 1
Кроме собственных записей выясняют записи, сделанные другой группой. Соглашаются (не согласны) с ответом, возможны свои коррективы.
VII. Доказательство выдвинутых гипотез
1. Выявление общих признаков.
- Какие общие признаки вы заметили в двух словах - человек и добро (учитель очерчивает слова зеленым маркером.)
волонтёры тепло
радость сочуствие
добро предки
правда родители
добрые поступки человек
- Какой вывод можем сделать? (Варианты ответов)
2. Практическое применение выдвинутых гипотез.
Фронтальная работа.
- Какие хорошие черты присущи человеку? (Честность, порядочность, доброта, милосердие)
- Что хорошего в течение всей жизни творит человек? (Сажает деревья, строит здания, воспитывает детей ...)
- Как чувствуют себя в обществе плохие люди? (Неспокойно живут, не радуются жизни ...)
Вывод: при жизни человек делает много поступков - хороших и плохих, но добро всегда побеждает зло. Говорят, что человек должен посадить дерево добра и доброй памяти.
VIII. Практическое применение приобретенных знаний
- Чтобы подтвердить наши знания на практике, мы можем «использовать» дерево добра. Поэтому проведем небольшой опыт. Его тема - «Что нужно для того, чтобы выросло дерево добра?»
У каждого участника опыта - листочек . На нем ученики должны записать ответ на вопрос, поставленный для опыта.
Индивидуальная работа
Ведущие лаборанты объявляют о начале и завершении работы. Опыт проводится индивидуально. Ученик думает самостоятельно и выражает свое мнение на листке (одним словом или тезисами).
Коллективная работа
На доске - дерево без листьев. Название дерева - Дерево добра. Чего не хватает растению, чтобы вырасти мужественным, уверенным? (Листьев, но не простых, а волшебных.) По сигналу ведущих лаборантов начинаем прикреплять листья с надписями к дереву.
Оно будет выглядеть так:
Листьев будет много с самыми разнообразными видениями.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IX. Итог урока - исследования. Презентация
1, Обе команды-группы готовятся к подведению итогов предварительно поставленным вопросом: «Почему человек и добро неразрывно связаны между собой и должны идти рядом?»
Каждая группа выдвигает свои решения - обоснование, подтвержденное фактами.
2. Поэтический результат.
(Суммируют три ученика: два ведущих лаборанта и активный ученик класса.)
1-й ученик
Добро творите безвозмездно,
С открытым сердцем и душой.
Добросердечие – полезно,
В нём радость, счастье и настрой.
2-й ученик
Добро вершат не за гроши,
Не ждут ни премий,ни наград.
Благое дело – дар души,
Подаркам каждыйвсегда рад.
3-й ученик
Пускай исчезнет в мире зло
И навсегда уйдут напасти.
Дарите радость и добро,
Желайте искренне всем счастья
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.