Сборник «Традиционные праздники нашего народа»
Аннотация:
Данный сборник может служить прекрасным пособием для каждого, кто хочет получить более полное представление о русском народе и его традиционных праздниках. В нём рассматриваются такие праздники как: святки, масленица, день Ивана Купалы, колядки и многие другие, о каждом из которых доступным и простым языком изложены особенности празднованиях в старину. Поэтому им могут воспользоваться как дети, так и взрослые.
Авторы: Рябцова Е.А. и Воробьёва В.А.
Редакторы: Рябцова Е.А. и Воробьёва В.А.
Иллюстраторы: Рябцова Е.А. и Воробьёва В.А.
Тираж: 1 экземпляр
Город выпуска: Дзержинск
Год выпуска: 2019
Предисловие
В жизни каждого человека праздник играет особую роль, которую нельзя отрицать и значение праздников очень велико и для старшего, и для младшего поколения.
Народная праздничная культура – это многовековой опыт народа, воплощённый в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие нацию, её самобытность, уникальность, её социальную и духовную особенность.
С древних времён праздники представляли огромную роль в жизни человека. Они воплощали обряды и традиции религиозной и повседневной жизни множества поколений разных народов. Каждый народ имел свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой народности были любимые блюда, особенные традиции в сервировке стола и приготовлении пищи. Много в них целостного, исторически сложившегося, сопоставимого национальным вкусам, укладу жизни, климатическим условиям. Жизнь народа складывалась под влиянием многих факторов - природных, исторических, общественных и многих других. Современная праздничная культура резко изменялась. Это было связано с рядом причин, которые привели в утрате огромного количества праздничных традиций. Самая главная причина - это процесс урбанизации. Многие обряды и традиции, связанные с сельскохозяйственными работами, в нынешней городской жизни повторить уже невозможно, но в деталях изучив данную проблему, можно воссоздать их в театрализованной игровой форме.
Соответствующе, если не предпринимать никаких действий по отношению сохранения народных традиций, то в современном обществе возможно постепенное вымирание народно-праздничной культуры. И это подвергает с пристальным вниманием отнестись к опыту прошлых веков и поколений, к традиционной культуре, создавшей оптимальное соответствие будней и праздников, и сделавшей органичную систему праздников, которая соответствует своей эпохе, своим идеалам – социальным, нравственным, духовным.
Жизнь русских людей проходила в соответствии с народным календарем, который представлял собой систему членения, счета и регламентации годового времени. Он организовывал всю хозяйственную и бытовую деятельность, определял чередование будней и праздников. В его основе лежал церковный календарь. Календари бытовали в устной форме или в так называемых месяцесловах, лунниках, включавших в себя списки праздников и связанных с ними примет. Также в народном обиходе встречались деревянные календари (резы, бирки), на которых даты праздников и важнейшие события жизни отмечались зарубками.
Славянский народный праздничный комплекс, отмечается с 6 января по 19 января. Святки перенасыщены различными магическими обрядами, гаданиями, приметами, обычаями и запретами. Цель праздника: народные гуляния, колядование, посевание, ряженье, эротические игры, ритуальные бесчинства молодёжи, гадания на суженого, хождение в гости, обряды на благополучие и плодородие.
Святки отмечались по всей России и считались молодежным
праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением,
играми они были в деревнях Сибири. Запрет на вечернюю работу
касался всех, его нарушителям выказывалось неодобрение всем деревенским
обществом. Считали, что работающего в Святки накажет Бог:
у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет
кривой, а у шьющего одежду – скот ослепнет. Тот же,
кто занимается в Святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев
для саней, не получит приплода скота.
Поговорки праздника:
· на Святках волки женятся;
· от Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех — с охотником несчастье случится.
Согласно народным верованиям, незаметное обычным глазом
присутствие духов среди живых людей, давало возможность заглянуть в свое
будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.
- обрядовый обход крестьянских домов группами деревенских жителей во время Святок.
Этот обряд совершали накануне Рождества, Васильева дня, Крещения. Парни и девушки, иногда молодые женатые мужчины и замужние женщины собирались в небольшую группу и обходили крестьянские дома. Группу возглавлял мехоноша с большим мешком. Колядовщики обходили дома крестьян в определенном порядке, называя себя «непростыми гостями», приносящими хозяину дома радостную весть о том, что родился Иисус Христос.
После
исполнения песен они просили у хозяев вознаграждения. К приходу
колядовщиков относились очень серьезно, с удовольствием принимали все
величания и пожелания, старались их по возможности щедро одарить. В больших
селах и деревнях к каждому дому приходило по пять – десять
групп колядовщиков. Они подходили к дому, становились под окно
и произносили речитативом: «Хозяин с хозяйкой, велите овсень
прокликать!» После разрешения: «Кличьте!» – начиналось восхваление двора
и величание хозяев:
Затем раздавались поже-лания хозяйственного благополучия:
|
Необходимым элементом облика ряженого была
маска (личина, харя, рожа). Она изготавливалась на один раз из бересты,
кожи, бумаги, меха, льняной кудели, пучков непряденой шерсти, ткани, кружева.
На маске с помощью краски часто изображались глаза, брови, нос, рот.
При отсутствии маски лицо ряженого мазали сажей, мелом, обсыпали мукой,
раскрашивали краской. Головы животных делались из соломы, коры,
выдолбленного дерева, льна и насаживались на длинную палку. Ряженые
несли их в руке и закрывали ими лицо, измазанное сажей, мукой,
завешенное тряпкой.
Музыкально-шумовой фон складывался из звона колокольчиков, бубенцов, грохота печных заслонок, сковород, стучания ложками.
Древнейший христианский праздник, главный праздник
богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Празднуется
в первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня
условного весеннего равноденствия 21 марта. Традиции: освящение крашеных
яиц и куличей, приветственное трехразовое целование «христосование».
Большинство пасхальных традиций возникли в богослужении. В конце 19 века в
России стало традицией отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь
христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с
красочными рисунками.
Это славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом.
В языческой мифологии масленица – персонаж,
символизирующий смерть, а также холодную зиму. Неделя Масленицы последняя,
когда властью над миром еще обладает зима. Силы тьмы веселятся в последний раз.
Встречали день пениями на возвышенностях, горках. Славяне делали чучело из
соломы, представлявшее собой персонажа Масленицу, затем чучело Масленицы
наряжали в женскую одежду. Рядом с этим чучелом славяне пекли блины и
веселились, съезжали с этих возвышенностей. На протяжении недели люди посещали
гостей и проводили вечера за столом. Для развлечений также устраивали кулачные
боги, различные постановочные представления, катались на льду, бросались
снежками, ходили и веселились на ярмарках. В последние дни с помощью глиняных
свистулек люди зазывали весну. Эти звуки были чем-то вроде пения птиц, прилетавшие
с наступлением тепла, то есть с ранней весной. Дети делали небольшие чучела из
соломы, хотя скорее это были куклы, их в последние дни бросали в костер.
Большое чучело Масленицы сжигали в последний день.
В августе отмечаются три важных для христиан Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Все эти праздники берут начало из язычества, но они настолько тесно сплелись с христианством, что широко отмечаются и Православной церковью.
Свое название праздник приобрел, будучи привязан к одному из имен Иисуса Христа – Спаситель, Спас. Рассмотрим самые известные:
Православный праздник, отмечаемый 14 августа. Суть праздника - малое водосвятие. Традиции праздника - начало сбора мёда, его освящение и трапеза - «вдовьи помочи». Праздник празднуется в честь Происхождения древ Креста Господня в конце XIV в. Значение праздника - первый день Успенского поста. Называют этот праздник "Медовым спасом" из-за того, что в этот день пчелиные улья обычно наполнены до отказа и пасечники идут собирать медовый урожай.
Народное название праздника Преображения Господня у восточных славян, празднуемый 19 августа, а еще до этого праздника запрещено есть яблоки и разные блюда из яблок, в праздник же надо наоборот - срывать как можно больше яблок и освящать их. Цель праздника - освящение яблок, проводы солнца на закате с песнями. У Яблочного спаса есть еще другое название - первые осенины, то есть встреча осени. Согласно традиции нужно угостить яблоками сначала всех родных и близких, потом сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков и только потом самим есть яблоки. Вечером, после праздника, все выходили на поле, чтобы с песнями вместе проводить закат солнца, а вместе с ним и лето.
Православные отмечают это богоугодное событие 7 января. День связан с земным рождением Спасителя во плоти, от своей матери Девы Марии.
Крещение Господне. Событие ежегодно
выпадает на 19 января. В тот самый день Иоанн Креститель совершил омовение
Спасителя в водах Иордана и указал на особую миссию, которая ему предначертана.
За что в последствие праведник поплатился головой. По-другому праздник
называется Богоявлением.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.