"История колядок-взгляд через тысячелетия"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 22.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проект История колядок-дорога через тысячелентия.docx

 

Управление образования

Администрации города Нижний Тагил

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детско-юношеский центр «Мир»

 

 

 

 

 

 

 

 

Городской конкурс  исследовательских работ и творческих проектов обучающихся в системе дополнительного образования

 

Творческий проект  «История колядок- дорога через тысячелетия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участники:

Назарова Алиса, Петрова Оксана

учащиеся хореографической

студии «Ассоль»,

учащиеся и

Руководители:

Ширяева О.В.,

педагог дополнительногообразования,

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

2016

 

Содержание

 

1.     Введение 

2.     Из истории праздника Коляда

3.     Из истории русского танца

4.     Фольклорный стилизованный танец «На Коляду»    

5.     Вывод 

6.     Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Мы живем в России и наша традиционная культура должна занимать особое место в нашей жизни. Изучение и сохранение традиций русского народа – это сохранение образца духовной культуры России.  

Традиции русского народа – яркая особенность быта и верований  русского человека.

Область исследования:  Художественная

Предмет исследования:  Традиция колядования

Цель проекта:

Изучить историю традиции колядования и поставить стилизованный фольклорный танец «На Коляду»,

Задачи:

1.Изучить историю традиции колядования, познакомиться с устным фольклорным материалом.  

2.Познакомиться с музыкальным материалом, движениями, характерными для русского  фольклорного танца. Под руководством педагога-хореографа разучить фольклорную хореографическую  композицию.

Предполагаемый результат:
        1. Воспитание интереса к творчеству русского народа, воспитание чувства патриотизма.
         2. Осмысление традиций и обычаев русского народа.

3.Отражение в разных видах деятельности элементов русского народного творчества.

4. Разучивание танцевальной композиции «Костромушка».

 

Материалы для реализации данного проекта:.
Книги для чтения: русский фольклор (песни, прибаутки, попевки)
        Музыкальные произведения (детская музыка, сказки, современные аранжировки обрядовых песен)
DVD – записи: русские народные танцы, сказки, фильмы.
Презентации – «Колядование на Руси», «Дохристианские обряды». Русские народные костюмы, музыкальные инструменты

Срок реализации проекта: декабрь 2023г. - апрель 2024 г.

Этапы реализации проекта

Этапы реализации проекта

Сроки

 

Средства,

методы,

приемы

Участники

Ответственный

1.Подготови-тельный этап

 

а) Формулировка темы, постановка задач

б) Подбор участников для реализации проекта

в) Объединение учащихся в  творческие группы

в) Определение источников получения необходимой информации по теме проекта

г) Определение способов сбора и анализа информации

 

Декабрь 2023

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа, рассказ, презентации

Учащиеся объединения хореографическая студия «Ассоль»,

педагог дополнительного образования

Ширяева О.В.

 

2. Основной этап

Работа в творческих группах:

а) Сбор информации по теме проекта (фото, видео материалы, интернет -ресурсы, литературными источниками)

б) Подготовка докладов, сообщений по истории традиции колядования.

в)просушивание музыкального материала, знакомство с хореографическими композициями на интернет-сайтах и DVD.

г) Обмен информацией с другими лицами (учащимися, педагогами).

д) Разучивание стилизованной фольклорной композиции «На Коляду»

 

Январь – март 2024

 

 

Анализ литературы, консультации с педагогом, работа с интерне-ресурсами, литературными источниками, видеоматериалами,

 

Учащиеся объединения хореографическая студия «Ассоль»,

педагог дополнительного образования

Ширяева О.В.

 

 

 

3. Завершающий этап

а) Оформление полученного материала в определенном виде (презентация).

б) Презентация проекта:  представление итогов работы на конкурсе исследовательских работ и творческих проектов обучающихся  в МБУ ДО ДЮЦ «Мир», на  Городских литературно-краеведческих чтениях.

г).Представление стилизованной фольклорной композиции «На Коляду» на Всероссийском чемпионате живой энергии «Пульс-200»

на массовых мероприятиях, организуемых на уровне города, района

 

Март-апрель 2023

 

 

 

 

 

Участие в массовых мероприятия духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности

Учащиеся объединения хореографическая студия «Ассоль»,педагог дополнительного образования

Ширяева О.В

 

 

 

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания. Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу. А вот традиция колядовать на рождественские святки зародилась на Руси еще в языческие времена, а колядки считались важной частью древнего фольклора. Тогда песни пели в день зимнего солнцестояния, на повороте солнца от зимы к лету. 

Многие народы почитали Солнце как главное божество. Ведь от небесного светила зависят приливы и отливы, урожай и вообще жизнь на земле. В честь небесного покровителя люди устраивали народные гулянья.

Древние славяне отмечали в период зимнего солнцестояния Коляду. Этот праздник связан с поклонением солнцу и свету. Во время Коляды проводились обряды и ритуалы на удачу, избавление от злых сил и обеспечение плодородия на будущий год.

В день Коляды наши предки выходили на улицы с песнями и колядками, поздравляли друг друга, пели и дарили подарки. Считалось, что это принесет удачу и достаток. Для праздничного застолья хозяйки пекли круглые хлеба и пироги — символы солнца

В более древней (дохристианской) традиции святки также начинались вечером 24 декабря, когда праздновалась Коляда. Коляда — древний славянский бог пиршеств и мира. Когда-то, под Москвой был обычай называть сочельник Колядою и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую выдавали за Коляду. Позже колядой стали называть рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями, а также и саму песню

А сама традиция колядовать зародилась только после Крещения Руси в 988 году. Все колядки условно можно разделить на «христославные» и «посевные». Первые посвящены Рождеству Христа, Вторые связаны с языческим культом плодородия: в основном они содержат пожелания хорошего урожая и благополучия в новом году.

Как проходит обряд колядования?

В большинстве регионов колядовать начинают 6 января поздно вечером, накануне Рождества. Издавна в это время принято наряжаться в костюмы и маски и перевоплощаться в разных персонажей. Например, наряжались горбатыми старцами в лохмотьях, купцами, животными: медведем, козой или волком, — а также фольклорной нечистью. Яркий макияж создавали с помощью сажи и свекольного сока. Считалось, что чем неопрятнее и вычурнее будет наряд, тем смешнее, а значит, лучше. С собой на колядование часто брали палки, метлы, кочерги и косы. Ряженые наведывались в дома с песнями, а хозяева кормили гостей блинами, лепешками, пряниками, сметаной и прочими вкусностями. А в домах, где жили девушки на выданье, пришедших мужчин угощали пирогами с мясом.

 Как появились в наших краях первые русские поселенцы-казаки, так и началась на Урале история празднования Рождества. Казаки были люди военнообязанные, а значит, законопослушные. Конечно, они выполняли повеление Петра Первого с 1699 года отмечать начало нового года шумно, весело, с застольями и песнями.

   Но Рождество до отмены его большевиками все же считалось праздником более важным. Поэтому опасались наши предки в новогоднюю ночь очень уж чревоугодничать и бражничать, Рождественский пост они все-таки блюли. Пост этот не столь строгий, как Великий, но заканчивается в день Рождества, потому прежде новогодний стол был лишен мяса и молочных продуктов. 6-го же января — самый строгий день этого поста — православные семьи вовсе голодали. По крайней мере до первой звезды и освящения колива. Коливом называли кутью из вареной пшеницы с медом. Голодали люди без уныния, даже весело, поскольку проводили время в приятных трудах и заботах — наводили порядок во дворе, прибирали в доме, стряпали, предвкушая праздничное застолье. «Коляда-коляда. Завтра мясо едят…» — такими словами заканчивается старая песня-колядка.

Колядование в канун рождественской ночи в России далеко не везде приветствовалось и церковью, и государством. А все потому, что Коляда — это дохристианский языческий праздник, связанный с днем зимнего солнцестояния и началом нового года. Особенно укоренился обычай колядования на Украине и на Дону. Это неудивительно, ведь там обитали предки славян.

Чаще всего колядки исполняют от 6 января, вечера Сочельника (ночь перед Рождеством Христовым), до 18 января, кануна праздника Крещения Господня. Период, когда исполняют колядки, называют Колядой.

Русские обрядовые танцы

Из истории русского танца.

     Из книги «Танцевальный фольклор» мы узнали, что русский народный танец — народное танцевальное искусство. Для мужской пляски характерны удаль, широта души, юмор; женский танец отличается плавностью, величавостью, лёгким кокетством. Русские танцы являются неотъемлемой частью русской национальной культуры.

  Русский танец, как вид русского традиционного искусства имеет свою многовековую историю. Ещё в дохристианский период, в V-VII вв, на характер танца налагали отпечаток языческие религиозные представления.         Первым русским танцем считается хоровод - танцев по кругу. Круг в хороводе символизировал в древности Солнце – бога Ярила. Считалось, что такие движения по кругу с пением песен задобрят бога Солнца и принесут хорошие урожаи.

      В VIII-IX веках складывается первое древнерусское государство - Киевская Русь. Принятие христианства способствует развитию культуры; возводятся храмы, развивается письменность. В этот период появляются скоморохи, в лице которых популяризируется русский народный танец, и зарождаются его сценические формы.

      XVIII век – эпоха, связанная с именем Петра I – блестящего реформатора своего времени, с появлением нового государства – Российской Империи. Это и эпоха видоизменения русского народного танцевального искусства. Танец приобретает более светский характер. В результате западных салонных танцев в русском быту появляются кадриль, полька, ланце и другие. Попадая в деревню, они коренным образом изменяются, приобретая типично русские местные черты, манеру и характер исполнения.

      Известный исследователь фольклора народов России Якоб Штелин в XVIII веке писал: «Во всем государстве среди простого народа издавна существует обычай петь на полях и под пение девушек и женщин танцевать русские танцы. ... Во всем танцевальном искусстве Европы не сыскать такого танца, который мог бы превзойти русскую деревенскую пля¬ску, если она исполняется красивой девушкой-подростком или молодой женщиной, и никакой другой национальный та¬нец в мире не сравнится по привлекательности с этой пля¬ской.»

      Связь русского народного танца с обрядами была характерна для многих хороводов и некоторых видов пляски.

Фольклорный стилизованный танец «На Коляду».

      Прослушав множество разнохарактерного музыкального материала мы  с нашим педагогом хореографом решили остановиться на музыкальной композиции «Коляда» фольклорной группы «Иван Купала»  . Мы просмотрели видео материал: разные интерпретации исполнения русского танца под различный музыкальный материал. Свой танец мы решили назвать «На Коляду».  В своем танце мы использовали следующие характерные движения русского танца: основные позиции рук и ног, танцевальный  шаг с продвижением вперед и назад, танцевальный  шаг с притопом, крестовые шаги, ковырялочка, притопы. Так же использовали элементы пляса: перескок, галоп. Рисунок  композиции – линейный, круговой. Также использовали в танце круглые домотканые коврики, как символ солнца, поворота солнца с зимы на весну.

 

 

Вывод

      За время работы над проектом мы изучили литературу об обряде колядования, особенностях русского фольклорного танца, устного творчества, интернет ресурсы по этой теме, с нашими руководителями знакомились с  подборкой музыкальных произведений ( оркестры народных инструментов, русскую этническую музыку), и убедились, что русская народная культура должна занимать особое место в жизни современного  человека. Без знания и принятия русской культуры у нашего народа не будет будущего. Мы должны сохранить свои истоки, свою культуру, сохранить традиции русского народного танца как образца духовной культуры России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1.     В мире танца. Сборник клипов. 90 мин. – Кинокомпания «Диолен», 2008.

2.     Древняя Русь. Быт и культура. Археология. — М.: Наука, 1997

3.     Котова И. Н.., Котова И. С. Русские обряды и традиции.- СПб.,2003.

4.     Матвеев В. Русский народный танец. Учебное пособие. – М.: Планета музыки, 2000.

5.     Сказочная «Гжель»  Владимира Захарова. Часть 2. Балет. 77мин. – Кинокомпания МГАТТ «Гжель», 2008.

6.     Стадник Ю.А. Танцевальный фольклор  //Русский танец: пути сохранения и развития / сост. В.Ю. Никитин, В.В. Королёв. – М.: МГУКИ, 2008.

7.      wikipedia.org/wiki/Русский_народный_танец

8.      wikipedia.org/wiki/Русский_национальный_костюм

9.       rus-jp.com/istoria

10.   matrony.ru/osobennosti-nacionalnogo-russkogo-kostyuma/

11.  vseprivoroty.ru/oberezhnye-kukly-slavyan.html

12. article/trya/kolada. htm

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru