Предметно - практическая деятельность в работе учителя – дефектолога
Оценка 4.9

Предметно - практическая деятельность в работе учителя – дефектолога

Оценка 4.9
Лекции
docx
дефектология
9 кл—10 кл
01.12.2023
Предметно - практическая деятельность в работе учителя – дефектолога
В настоящее время широкое распространение получает инклюзивная практика и интегрированное обучение, предоставляющие возможность для успешного усвоения культурного опыта каждым ребенком с ОВЗ.
ППД в работе учителя дефектолога.docx

Предметно - практическая деятельность в работе учителя – дефектолога

Выполнила: Ользонова Т.М.

Учитель специального коррекционного класса

МБОУ «Баяндаевская СОШ»

 

  

В настоящее время широкое распространение получает инклюзивная практика и интегрированное обучение, предоставляющие возможность для успешного усвоения культурного опыта каждым ребенком с ОВЗ. В соответствии с требованиями инклюзивной педагогики образовательные организации создают на своей базе специальные условия, позволяющие предоставлять вариативные формы обучения детям с ОВЗ с учётом их возрастных особенностей, состояния здоровья, индивидуальных возможностей и что особенно важно запросом на образовательные услуги общественности. Родителям (законным представителям) предоставляется право выбора образовательного учреждения, доступного по месту жительства, формы получения образования. Одним из направлений работы с учащимися, имеющими особые образовательные потребности является предметно – практическая деятельность. Выполнение простых, предметно - манипулятивных действий посильная задача для каждого учащегося, имеющего ограниченные возможности здоровья. Учащимся очень нравится ощупывать разнообразные предметы по тактильным ощущениям, перекладывать из одной ёмкости в другую, раскладывать по ячейкам, а так же наполнять разнообразными предметами. Известно, что практические действия с предметами обеспечивают ребенку, прежде всего чувственное (сенсорное) познание действительности. Любой чувственный опыт, который человек получает через анализаторы (ощупывая, осматривая, прослушивая и пр.)-это, прежде всего информация для его ума. Выражение «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» принадлежит великому педагогу В. А. Сухомлинскому. И это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того каким образом развивается ребенок. Через чувственный опыт, через восприятие, ребенок получает необходимые первоначальные знания об окружающем мире. И только на базе этого опыта возникает мышление. Задача обогащения сенсорного опыта как основного источника знаний об окружающей действительности остается актуальной на протяжении всего младшего школьного возраста. Учителю приходится вести большую работу по решению этой задачи на базе многих учебных предметов, поскольку бедный запас жизненных впечатлений у обучающихся затрудняет их развитие. Мы представляем практический опыт работы с детьми – инвалидами, имеющими множественные нарушения развития на основе предметно – практической деятельности. Представленный вашему вниманию материал отобран по уровню эффективности: выбраны самые интересные игры и задания, любимые детьми, и дающие положительные результаты. Игры и задания можно использовать, как в индивидуальной, так и в групповой работе. Отдельные игры могут стать, как основой целого занятия, так и его части. И также могут использоваться при работе с разными категориями обучающихся.

1. Разложи по цвету. Ребенку необходимо распределить каждый цвет в отдельную емкость. Предложенное задание имеет комплексное значение. Во-первых, ребенок учится совершать хватательные движения: что оказывает огромное значение на развитие мелкой моторики. Во-вторых, учится различать основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый. 2. Нанизывание предметов с отверстиями на стержень, шнурок, ленту. Нанизывание предметов на стержень, шнурок или ленту способствует обучению ребенка усидчивости и самостоятельности, концентрированию внимания и оценке результата

Детям раздаются шнурки и бусины, которые необходимо нанизать. Усложнить задание можно предложив учащимся нанизывать бусины в определенной цветовой последовательности, соблюдая цветовой ряд.

3. Наполнение предметов песком, крупой. Пересыпание песка (крупы) из одной ёмкости в другую. Смысл наполнения и пересыпания заключается в том, что ребенок с помощью ложки пересыпает вещества из одной посуды в другую. Сначала движения детей неловки, часто бесцельные и негармоничные. Затем, в процессе многократных тренировок, включается моторная активность и действия ребенка становятся более контролируемыми и целенаправленными. Данные упражнения развивают у детей навыки практической жизни, связанной с умением. В дальнейшем у него формируется чувство независимости, т.к .теперь, жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно. Сюда же относится и наполнение предметов водой. Переливание воды из одной ёмкости в другую. Данные действия развивают одновременно несколько очень важных качеств: моторику, усидчивость, способность концентрировать внимание. Кроме того, они способны завоевать сердце любого ребёнка – наливать, выливать – переливать – это то что любят дети!

5. Шнуровка. Игрушки – шнуровки развивают моторику рук и одновременно подготавливают кисти ребенка к рисованию и письму. Шнуровать можно просто так или по образцу, а также вовлекаясь в сюжетные игры. Таким образом, мы получаем одновременно многосторонний эффект: развитие моторики у детей, развитие глазомера, внимания. Вместе с тем учащийся учится подолгу заниматься одним и тем же делом, развивая усидчивость, сосредоточенность. Кроме того - шнуровка это необходимый в повседневной жизни навык

6. Складывание простейших фигур с помощью шаблона, а затем самостоятельно

Разработанный комплекс шаблонных картинок очень нравится детям, так, как благодаря созданному шаблону ребенок видит результат деятельности, ему понятно, что он должен делать и заранее знает, как будет выглядеть картинка, когда он закончит выкладывать ее из счетных палочек. А главное, он уверен, что сможет!

7. Складывание предметов по форме и цвету

У детей с ОВЗ наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, трудности оптического и оптико-пространственного анализа. Особые сложности проявляются на письме, когда ребенок не может написать букву или даже элемент данной буквы используя образец. Это свидетельствует о развитии у таких детей оптической дисграфии. С целью развития зрительного восприятия необходимо выбирать соответствующие упражнения. Подбор предметов по цвету и форме помогает коррегировать вышеописанные недостатки.

8. Конструирование с помощью скрепок и прищепок.

Конструирование с использование скрепок и прищепок вызывает особый интерес у детей, так как данный материал очень необычный. Но, в то же время цветные скрепки и бельевые прищепки очень доступны, поэтому их легко можно приобрести и использовать в домашних условиях не по назначению, а как элемент творчества с ребенком.

9. Продуктивные виды деятельности Аппликация, лепка, рисование

Безусловно данные виды деятельности способствуют развитию мелких мыщц руки. Особый интерес у детей вызывают нетрадиционными виды деятельности Это рисование пальчиками, рисование пластилином, рисование –штампы губкой, ватными тампономи.10. Перенос способа действия на другой материал. Системное включение подобных заданий формирует навык самостоятельной обработки учебной информации.

11. Жизненные компетенции

Формирование жизненных компетенций является главным приоритетом для обучающихся. Освоение точных наук конечно вызывает большое затруднение у детей, но овладение социальными компетенциями позволяют им быть успешным, активными и жизнерадостными. 

Вывод:  предметно- практической деятельности в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста уделяется мало внимания. Основной упор, по сложившимся традициям, делается на теоретическое обучение. И когда тот же самый материал будет систематически представляться с основами практической деятельности, с яркими примерами, с тем, что можно подержать в руках, то у обучающегося младшего школьного возраста будет работать не только аудиальная память, но и визуальная, что закрепит результат запоминания и послужит повышению качества обучения.

Был представлен практический опыт работы с детьми – инвалидами, имеющими интеллектуальные и множественные нарушения развития на основе предметно – практической деятельности. Представленный вашему вниманию материал отобран по уровню эффективности: Подобраны только самые интересные игры и задания, любимые детьми, и дающие положительные результаты. Игры и задания можно использовать, как в индивидуальной, так и в групповой работе. Отдельные игры могут стать, как основой целого занятия, так и его части. И также могут использоваться при работе с разными категориями обучающихся.

 


 

Предметно - практическая деятельность в работе учителя – дефектолога

Предметно - практическая деятельность в работе учителя – дефектолога

Детям раздаются шнурки и бусины, которые необходимо нанизать

Детям раздаются шнурки и бусины, которые необходимо нанизать

Жизненные компетенции Формирование жизненных компетенций является главным приоритетом для обучающихся

Жизненные компетенции Формирование жизненных компетенций является главным приоритетом для обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2023