Предметные недели. Сценарий праздника русского языка.
Оценка 4.9

Предметные недели. Сценарий праздника русского языка.

Оценка 4.9
Мероприятия
pdf
русский язык
1 кл—4 кл
03.06.2020
Предметные недели. Сценарий праздника русского языка.
Сценарий праздника русского языка в аспекте Предметной недели
Галанина Н.А.Сценарий праздника русского языка Предметные недели.pdf

Галанина Н.А.

учитель начальных классов МБОУ Каликинская Сш

городской округ город Бор, Нижегородская область, Российская Федерация

 

СЦЕНАРИЙ

праздника предметной недели русского языка в начальной школе

Ход мероприятия

У: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые учителя и гости нашего праздника!

Сегодня в нашей школе необычный день! Сегодня мы отправляемся в увлекательное и трудное путешествие - путешествие в Страну Русского Языка! 

Ученик: А что это за страна такая?

У: Этой страны вы не найдёте ни на одном глобусе или карте. Эту страну предстоит открыть вам, ребята, с помощью учителей.

Чтец 1.

Судьба свела нас с величайшим в мире С красивым, умным, русским языком. Пусть разливается по свету он всё шире

И будет, словно в море маяком.

Чтец 2.

Язык наш прекрасный – богатый и звучный.

То мощный и страстный, то нежно-певучий.

В нём есть и усмешка, и меткость, и ласка.

Написаны им и рассказы, и сказки –

Страницы волшебных чарующих книг!

 

ВМЕСТЕ: Люби и храни наш великий язык!

 

Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин считал, что  русскому языку свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».

Ученик 2. Лев Николаевич Толстой считал  русский язык   «настоящим, сильным, где нужно – строгим, серьёзным, где нужно-страстным, где нужно – бойким и живым»

Ученик 3. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

Ученик 4. Мне очень нравятся высказывание Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».

 

У: Страна Русского языка огромна, все вы знаете, что очень сложно продвигаться по этой красивой, богатой, сильной, яркой стране!

 

Поэтому сегодня мы с вами отправимся в эту страну на воздушном шаре!

Игра с залом «Летит по небу шар»

Летит, летит по небу шар, По небу шар летит. И знаем мы, что этот шар До неба долетит.

Текст повторяется вместе с залом. Слова летит, шар, небо и мы замените движением рук:  сначала заменяется слово «шар», потом слова «небо», «летит», «мы»:

-  «шар»- круг руками в воздухе,

-  «небо»- палец вверх,

-  «летит»- руки в стороны,

-  «мы»- ладонью показывают на себя, прижав её к груди. 

1. И вот мы прилетели в королевство ФОНЕТИКИ! 

 

Давайте проведем с вами разминку:

Ра, ра, ра, - ра, ра, ра - начинается игра.

Ры, ры, ры - ры, ры, ры - а у мальчиков шары.

Ро, ро, ро - ро, ро, ро - ручки нет - бери перо.

Ре, ре, ре - ре, ре, ре - живут звуки на горе.

Ра, ра, ра - ра, ра, ра - и закончилась игра.

 

- Здравствуйте, ребята! Я королева Фонема! Как вас много! Мне хочется с вами познакомиться! давайте сыграем в такую игру "Волшебные превращения" Я назову имя мальчика, а вы превратите его в девочку, убрав или добавив только одну букву!

 

Толя-Оля

Ваня-Таня(Аня, Валя)

Гера-Вера (Лера)

Рома-Тома

Паша-Даша(маша)

Яша-Яна

Юра- Нюра

Гена-Лена

Вася-Ася(Валя,Варя)

Сева-Ева

Слава-Клава

 

-Вот мы и познакомились! В моем королевстве живут звуки и буквы!

"Гласные - это река, а согласные её берега " сказал К. Станиславский

1 а Гласные тянутся в песенке звонкой,  Могут заплакать и закричать,  Могут в кроватке баюкать ребенка,  Но не желают свистеть и ворчать. 

А согласные:..согласны

Шелестеть, свистеть, шипеть,  Даже фыркать и скрипеть, Но не хочется им петь. 

Дружат гласные с согласной, Составляют вместе слог: МА и ША, а вместе МАША К нам явились на урок. 

Если слоги встанут в ряд, получаются слова.

ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА, СО и ВА, читай СОВА.  ВСЕ: Сколько в слове гласных, столько и слогов, Это знает каждый из учеников. 

У: Для тебя, королева Фонема, ребята хотят исполнить песенку про алфавит! 1б...песенка про алфавит 

У: Ну а мы с вами отправляемся дальше!

 

Игра с залом «Летит по небу шар»

Летит, летит по небу шар, По небу шар летит.

И знаем мы, что этот шар До неба долетит.

 

2. И вот нас встречает королевство ГРАММАТИКИ!

- Здравствуйте, ребята! Я королева Грамматика! Мое королевство огромно! Я за вами наблюдала во время вашего путешествия в свое волшебное зеркало и очень рада, когда ко мне заглядывают гости!  Ведь каждый, кто заглянул в мое королевство, обязательно хоть какое-нибудь новое правило запомнит и не будет делать ошибки! А то ведь случается и так... 

 

1.Ученик:«Как на конкурс я пойду, как там всех я побежуПобедю в нем без усилий, если хватит терпежу!» 

Ученик:«Ты не хвастай, грамотей, а язык освой скорей. 

Правила ты должен знать, чтоб победу одержать!»

 

2.Учитель: Какого рода слово «яйцо», Синичкин?

Ученик Синичкин: Никакого.

Учитель: Почему же ?

Ученик Синичкин: Потому что неизвестно, кто из него вылупится: петух или курица. 

 

3.Учитель: Мешков, какой частью речи является слово «суховатый»?                  Ученик Мешков, встав, долго молчит.

Учитель: Ну, подумай, Мешков, на какой вопрос отвечает это слово? Ученик Мешков: Каковатый? Суховатый! 

 

4.Учитель: Рубашкин, выходи к доске, запишешь предложение.                 Ученик Рубашкин выходит к доске.

Учитель диктует: Ребята ловили бабочек сачками.

Ученик Рубашкин пишет: Ребята ловили бабочек с очками.

Учитель: Рубашкин, ты почему такой невнимательный?

Ученик Рубашкин: А что?

Учитель: Где ты видел очкастых бабочек? 

-  Вам смешно, а меня очень огорчают такие истории. Вот послушайте, что думал мальчик из стихотворения Граубина, которое называлось «Ленительный падеж». Чтец

Спросили Лежебокина: 

-  А ну-ка, расскажи, 

За что так ненавидишь ты, Не любишь падежи?  Давным-давно все школьники Их знают назубок.

И за два года выучить  Лишь ты один не смог.

 

Ответил он рассерженно: 

-  В том не моя вина.  Пусть им, сперва, ученые  Изменят имена.

Ведь я падеж творительный Нарочно не учу: Трудиться, А тем более Творить Я не хочу.

Такой падеж, как Дательный, Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок, Приходится выдумывать Какой-нибудь предлог. А на падеж Винительный И вовсе я сердит. Отец во всякой шалости Всегда меня винит.

 

-  Да, переделка, кажется, Серьезная нужна. А сам ты смог бы новые Придумать имена?

-  Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный

И, наконец, Простительный!

 

Королева: Вот такие бывают Лежебокины! Ребята, нам пора прощаться, но в конце нашей встречи я все-таки хочу поставить... знак препинания!( 2 класс)

 

У последней точки на последней строчке Собралась компания знаков препинания:

             Прибежал чудак –восклицательный знак.

Никогда он не молчит, оглушительно кричит:

(!)-Ура! Долой! Караул! Разбой!

 

Притащился кривоносый вопросительный знак, Задаёт он всем вопросы:

(?)-Кто? Кого? Откуда? Как?

 

Явились запятые, девицы завитые;

Живут они в диктовке на каждой остановке: ( ,)   -Мы особы занятые, Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ.

 

(;) Если нет над вами точки, Запятая – знак пустой!

Прискакало двоеточие,

Прикатило многоточие…

(: ) -Нет, постой! Я важней, чем запятая Или точка с запятой,

Потому что я в –два раза больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу.

Но сказало многоточие, еле глазками ворочая

(…) - Если вам угодно знать Я важней, чем прочие,

Там, где нечего сказать, Ставят многоточие.

 

Вопросительный знак удивился: (?)- То есть как? Восклицательный знак возмутился: (!)- То есть как! И сказала точка, Точка – одиночка: Мной кончается рассказ, Значит, я важнее вас!

 

У: Какой знак препинания поставила королева? Что ж, ребята, мы с вами отправляемся дальше!

 

Игра с залом «Летит по небу шар»

Летит, летит по небу шар, По небу шар летит.

И знаем мы, что этот шар До неба долетит.

 

3. Где это мы очутились? Это же королевство Лексикологии! А вот нас встречает и хозяйка королева Лексика!

-Приветствую вас, друзья! Я очень рада гостям! В моем королевстве живут многозначные слова, омонимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы, новые слова, только что родившиеся (неологизмы) и старые, уже дедушки(устаревшие слова)

 

-Давайте поиграем в игру, я прочту вам стихотворение, а вы догадайтесь, какие антонимы лежат в моей корзинке? Давайте вспомним, что такое антонимы? (ответы детей)

                                                               У прохожих на виду

                                                 Висело яблоко в саду.

                                                 Ну кому какое дело?

                                                 Просто яблоко висело. 

                  Только КОНЬ сказал,                       Что низко.

                                                 А МЫШОНОК – высоко.

                  Воробей сказал, что близко,                      А УЛИТКА – далеко.                     А ТЕЛЕНОК – озабочен              Тем, что яблоко мало.

                                                 А ЦЫПЛЕНОК – тем,

                                                 Что очень велико и тяжело.

                                                 А КОТЕНКУ все равно:

                  Кислое – зачем оно?                        – Что Вы! – шепчет ЧЕРВЯЧОК –

                                                 Сладкий у него бочок.

-Молодцы, ребята! 

У: Скажите: что означают следующие фразеологизмы?

Клевать носом – … (дремать).

Заячья душа – … (трусливый человек).

И стар и млад – … (все).

Попасть пальцем в небо – … (случайно угадать).

 

У: Что ж, ребята, мы с вами отправляемся дальше!

 

Игра с залом «Летит по небу шар»

Летит, летит по небу шар, По небу шар летит.

И знаем мы, что этот шар До неба долетит.

У: Ой, ребята! Что стряслось! Наш воздушный шар стал пропускать воздух! Мы все сейчас упадем!!! Нам нужна подушка безопасности! Что за королевство под нами?! Да это же королевство "Культура речи!" Срочно! Срочно! Называем вежливые слова! (ответы детей)

Молодцы, ребята! Мы плавно приземлились! Кто это нас встречает?

Сценка (4 класс)

Доктор: Проходите, молодой человек, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь?

Вася: Чао!

Доктор: На что жалуетесь?

Вася: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.

Доктор: Температуру измеряли?

Вася: Да я градусник вчера кокнул!

Доктор: А как лечились вчера?

Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.

Доктор: Да … Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно нужно лечить.

У: Ребята, а почему у Васи болен язык? (ответы) Верно, жаргонизмы засоряют нашу речь и портит ее!

-Да, да! Вот такие случаи происходят в нашем королевстве каждый день! У меня целый штат врачей, но и они уже не справляются! 

Здравствуйте, дорогие мои ребята! Я королева Риторика! Давно мечтаю с вами встретиться! Спасибо, что заглянули и ко мне! 

Незнайка(вбегает): Королева, там Колька из 4 класса сквернословит! Это хорошо или плохо?

Королева: Конечно, плохо. Сквернословие, к сожалению, становится болезнью. А знаете ли вы, что в 17 веке, по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь?  А знаменитая мать  Мария из монастыря Фрола и Лавра говорила, обращаясь к молодому человеку: «Не сквернословь…  Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел». Вот, оказывается, каким образом избавляли наших предков от желания сказать словцо! Защиты не будет. Крыла не будет над тобой!

У: А скажите мне, русский язык нуждается в защите? (ответы)

-Верно, ребята, важно не только бороться со сквернословием, искоренять жаргонизмы, но и работать над своей речью! К сожалению, часто бывает и такое...

 

Сценка: «НЕСУРАЗНЫЕ ВЕЩИ» (3 а)

(двое детей)  - Здравствуй!

-Привет!

-Что ты несёшь?

-Несу разные вещи.

-Несуразные? Почему они несуразны-то?

-Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел… -Что не сумел?

-Отстань!

-Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то?

-Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.

-Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несёшь?

-Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал «Ему же надо будет», понадобится, значит.

-Вот оно что…

-  А ещё у меня есть новость для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.

-  Тамарка?

-  Ага.

-И ничего, симпатичная?

-Красивая, зелёная такая.

-То есть как?

-Зелёного цвета.

-  Постой, постой… это что же: у неё волосы что ли зелёные?

-  У кого волосы?

-Да у Тамарки-то.

-  Что-о?!

-Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка»…

-  Та! Марка! Марка! Понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована.

-Ага, всё-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.

-Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, мне некогда!

-Пока. Смотри не растеряй свои несуразные вещи.

-А ну тебя…

-Да! Стой, стой!

-Ну что ещё?

-Передавай привет.

-Кому?

-Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене…

У: Чтобы ваша речь была четкой, правильной, красивой, требуются знания! Знания русского языка! А еще, ребята, нужно читать как можно больше самых разных книжек!

Королева: И тогда вы научитесь не только красиво и правильно говорить, но и,может быть, даже

начнете сочинять стихи, ну или частушки!

 

 

(4 класс)

Вам частушки пропоем  Школьные – прикольные,

Чтоб в День знаний не скучали, Да и нас запомнили! Разбудите меня ночью, В самой серединочке,

Расскажу вам алфавит Без одной запиночки!

 

Научите различать 

Суффиксы с приставками,  Мама будет мне давать  Йогурты с добавками.

 

Как-то Вера получила Лешину записку:

Одолжи мне на диктант Ручку-самописку.

 

Мы на русском языке Вчера диктант писали,

А сегодня весь урок Ошибки исправляли!

Мы по русскому купили Готовые задания

Но учитель все меняет- Ну, прямо наказание!

 

Я с ошибками пишу, Но зато красиво. А меня опять ругают, Что не сдам я ГИА.

 

Русский в жизни пригодится, Хочешь это ты иль нет! Русский вы не запускайте- Вот какой дадим совет!

 

У: И в завершении нашего праздника давайте послушаем стихотворение  «Выучи русский язык» (3б класс)

 

Если  ты  хочешь  судьбу переспорить,

Если  ты  ищешь  отрады  родник,

Если  нуждаешься  в  твердой  опоре, Выучи   русский  язык!

 

Он  твой  наставник- великий,  могучий,

Он  переводчик, он  проводник,

Если  штурмуешь познанья  кручи, Выучи  русский  язык!

 

Русское  слово живет  на страницах Мир  окрыляющих  пушкинских  книг. Русское  слово- свободы  зарница, Выучи  русский  язык!

 

Горького  зоркость,  бескрайность  Толстого,

Пушкинской  лирики  чистый  родник,

Блещет зеркальностью  русское  слово- Выучи  русский  язык!

 

Галанина Н.А. учитель начальных классов

Галанина Н.А. учитель начальных классов

Ученик 3. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

Ученик 3. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

Вася-Ася(Валя,Варя) Сева-Ева

Вася-Ася(Валя,Варя) Сева-Ева

Ученик Синичкин: Никакого.

Ученик Синичкин: Никакого.

Да, переделка, кажется, Серьезная нужна

Да, переделка, кажется, Серьезная нужна

Если вам угодно знать Я важней, чем прочие,

Если вам угодно знать Я важней, чем прочие,

Воробей сказал, что близко,

Воробей сказал, что близко,

Доктор: Температуру измеряли?

Доктор: Температуру измеряли?

Какая жена? Это у Мишки-то жена?!

Какая жена? Это у Мишки-то жена?!

Разбудите меня ночью, В самой серединочке,

Разбудите меня ночью, В самой серединочке,

Если штурмуешь познанья кручи,

Если штурмуешь познанья кручи,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2020