Предметный квест по биологии к уроку по теме: "Биологические помощники - Лишайники" 5 класс
Оценка 4.7

Предметный квест по биологии к уроку по теме: "Биологические помощники - Лишайники" 5 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков +1
docx
биология
5 кл
14.01.2018
Предметный квест по биологии к уроку по теме: "Биологические помощники - Лишайники" 5 класс
Квест: «Биологические помощники - Лишайники». Цель: • создание условий для открытия нового знания –растительный организм лишайники; • развитие коммуникативных компетенций, рефлексивных навыков, творческих способностей, логического мышления, способности добывать информацию из различных источников; • воспитание потребности использовать полученную информацию для решения социально-значимых проблем. Задачи: Предметные:  определить отличительные признаки лишайников от других организмов, проанализировав информацию;  классифицировать лишайники по признакам;  привести доказательства целесообразности использования лишайников как организмов, восстанавливающих почву и подготавливающих непригодные места обитания для других организмов. Метапредметные:  осознать ограниченность собственного знания, выделить проблему и цель через выполнение задания на анализ информации;  анализировать при парной, групповой работе информацию, структурировать ее через перевод текстовой и видео информации в символы, схемы;  провести коррекцию знаний;  выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Критерии достижения цели урока: обучающийся знает понятие «лишайники», особенности строения, виды и значение. умеет: находить изображения лишайников из представленных фото организмов. Тип урока: комбинированный с использованием квест-технологии.Урок по биологии 5 класс, разработанный в виде игры- квест.
квест.docx
Квест: «Биологические помощники ­ Лишайники». учитель биологии МАОУ «СОШ № 124» г. Перми Перевалова С.В. создание условий  для открытия нового знания –растительный организм лишайники; развитие   коммуникативных   компетенций,   рефлексивных   навыков,   творческих   способностей, логического мышления, способности добывать информацию из различных источников; воспитание   потребности   использовать   полученную   информацию   для   решения   социально­ значимых проблем. Цель:     Задачи:  Предметные:    определить   отличительные   признаки   лишайников   от   других   организмов,   проанализировав информацию; классифицировать лишайники по  признакам; привести   доказательства   целесообразности   использования   лишайников   как   организмов, восстанавливающих   почву   и   подготавливающих   непригодные   места   обитания   для   других организмов. Метапредметные:     осознать   ограниченность   собственного   знания,   выделить   проблему   и   цель   через   выполнение задания на анализ информации; анализировать при парной, групповой работе информацию, структурировать ее через перевод текстовой и видео информации в символы, схемы; провести  коррекцию знаний; выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Критерии достижения цели урока: обучающийся знает понятие «лишайники», особенности строения, виды и значение.                                                                  умеет: находить изображения лишайников из представленных фото организмов. Тип урока: комбинированный с использованием квест­технологии. НАЧАЛО КВЕСТА. «Далеко далеко, за пределами солнечной системы, в галактике Леприкон существовала маленькая планета Нейтрония. На этой планете жили маленькие и очень удивительные существа плюмии. Все было хорошо, но однажды огненная комета, пролетевшая рядом, обронила огненных попрыгунчиков. Эти жизнерадостные и очень игривые существа, в разгар своего веселья, сожгли планету. На ней не осталось ничего, только горы пепла и клубы едкого дыма. Перепугались попрыгунчики и поспешили догонять свою комету в космосе. Жители Нейтронии, маленькие плюмии, остались горевать. Тут к ним вышел старейшина и произнес речь: « Не стоит отчаиваться, мы же с вами трудолюбивый и старательный народ. Я знаю, что где- то далеко, за пределами нашей галактики, есть большая желтая звезда Солнце, вокруг нее вращаются планеты, и на одной из них есть такие организмы – биологические помощники, которые нас спасут, их еще называют Пионерами суши, Растениями-сфинксами, Биологическими индикаторами, Манной небесной». Мы  с вами  жители  планета  Земля.  Вы  знаете, кто  такие  – биологические  помощники?  Нам предстоит   с   вами   их   отыскать   и   помочь   жителям   далекой   маленькой   планеты.   Составить   карту­ описание биологических помощников. Тогда вперед за работу. Помните, что эти организмы должны быть неприхотливыми, способными преобразовать безжизненную планету, на которой все сгорело до тла. (Всем раздаются путеводители, класс делится на пары, каждый ученик должен найти свою пару по названию гриба. Садятся в пары за парты и расшифровывают текст.) На доске появляется, в центре, БИОЛОГИЧЕСКИЕ   ПОМОЩНИКИ   (в   ходе   урока   будет   составляться   интеллект   карта   – характеристика лишайников). ТЕКСТЫ для работы в парах. 1. могут жить в кислотной среде, а также в щелочной.  ØƔ  ų Ð ð  ųʪ Ͻ Ͽ ų ȹ Ї Љ Ͽ  .ʬ Æ ð Ћ  Љ Ͻ Ϡ Ї ȸ Ϡ Ø ð ȣ Ð ð  2. могут более 15 дней прожить вне воздушной среде за пределами нашей атмосферы. Ͻ Ͽ ų ȹ Ї Ð Ϡ Ї ð  ųʪ Ѫ ð Ø Ϡ Ϡ 15 Ϣ Ð Ϡ  Æ ð Ћ  ϼ Ϣ  ʬ Ɣ Ϣ ő ϼ҂ ñ ő Ϣ Ϡ Ø҂ Æ Ͽ Ð҂ ȼ Ϡ ʬ҂ ų  ʪ ȼ Ð ð    Æ ð Ɣ ƍ Ϡ ő  .ɗ ʬ Ɣ Ϡ Ϣ Ϡ, ҂ ų҂    ñ őʬ  ő   ő 3. могут накапливать радиоактивные вещества.  ųʪ  Ð҂ Љ҂ ñ Ø Ї҂ ų ȹ ő҂ Ϣ Ͽ ð҂ Љ ų Ͽ Ї Ð ɗ Ϡ Ї Æ ð Ћ  Ϡ ȼ Ϡ Ɣ Ї ҂. 4. могут расщеплять даже твердые породы, например, камни. Æ ð Ћ  ð ő ð Ϣ   ųʪ  ő҂ Ɣ ȸ Ϡ ñ Ø  , ɗ Ð҂ ñ ő Ͽ Æ Ϡ ő, Љ҂ Æ Ð Ͽ.  ų ʦ ȹ Ϣ҂ Ͻ Ϡ ų Ї Ϡ ő Ϣ ɗ Ϡ ñ  ƕ Ͽ  5. первыми поселяются  на  разных  субстратах  и служат  инициаторами образования  ɗ ƕ Ɣ ʪ Ѫ  ØƔ  ʪ Ͻ҂ ų Ͽ Ð Ͽ ƺ Ͽ҂ ų ð ő҂ Æ Ͽ ð Ѫ ő҂  ųʦ ʤ  Ɣ ʦ Ð҂ ő҂ ϼ Ð    почв.  ñ Ϡ ő Їɗ Æ Ͽ ñ ð Ɣ Ϡ Ø  Ɣ ų ő҂ ų҂  ϼ ð Ї҂ Ð Ͽ ʦ ñ ð ȣ Ї. ñ ő ð Љ Ø҂ Ϣ ɗ Ї҂  Ͽ ų Ϡ Ø ȹ Ð ɗ Æ ð ő Ћ҂ Ð Ͽ ϼ Æ ҂Æ.  ųʤ Ϣ ð ő ð Ћ ʪ Ϣ ő ʪ Ћ Ͽ Æ ő҂ Ɣ ų 6. прокладывают дорогу другим растительным организмам. 7. они одновременно и запасают солнечную энергию и разлагают минеральные и  органические вещества. ð Ð Ͽ ð Ϣ Ð ð Ї ő Ϡ Æ Ϡ Ð Ð ð Ͽ ϼ҂ ñ ҂ Ɣ҂   ųʤ    ð Ø Ð Ϡ ȣ Ð   ųʤ  Æ Ͽ Ð Ϡ  ʪ ʤ ɠ Ð Ϡ ő Ћ Ͽ ʤ Ͽ ő҂ ϼ Ø ҂ Ћ ҂    ő҂ Ø ȹ Ð ɗ Ϡ Ͽ ð ő Ћ҂ Ð Ͽ ȣ Ϡ Ɣ Љ Ͽ Ϡ Ї Ϡ ȸ Ϡ Ɣ ų Ї҂. Ɣ 8. могут адсорбировать  водяной пар из воздуха.  ð őƔ Ѫ Ͽ ő ð Ї҂ ų ȹ Ї ð Ϣ ʦ Ð ð   ñʬ ҂ ő Ͽ ϼ Æ ð Ћ  Ї ð ϼ Ϣ   ųʪ ҂ Ϣ   ʪ ƕ҂. 9. могут приспосабливаться к погодным условиям. Æ ð Ћ  Рɗ Æ ʪ   ųʪ  ñ ő Ͽ   Ø ðƔ  ñ ð  Ͽ ʦ Æ. Ɣ Ɣ҂ Ѫ Ø Ͽ Ї҂ ų ȹ Ɣ ʦ Љ ñ ð Ћ ð Ϣ 10.  от жары пересыхают и разламываются, но  стоит только  пойти дождю они  снова оживают. ð ų Ͻ҂ ő ɗ ñ Ϡ ő Ϡ Ɣ   ųʤ  Ɣ , ʦ Рð Ɣ ų ð Ͽ ų ų ð Ø ȹ Љ ð ñ ð ʬ ų Ͽ Ϣ ð Ͻ Ϣ ʤ ð Ð Ͽ Ɣ Рð Ї҂ ð Ͻ Ͽ Ї҂   ųʤ Ͽ ő҂ ϼ Ø ҂ Æ ɗ Ї҂   ɗ ƕ҂   ų.ʤ 11. могут впадать в безжизненное состояние, но получая воду, начинают активность.  ðƔ  ųʤ ҂  ųʪ Ї ñ҂ Ϣ ҂ ų ȹ Ї Ѫ Ϡ ϼ Ͻ Ͽ ϼ Ð Ϡ Ð Ð ð Ϡ  Æ ð Ћ  Ɣ ų ð ʦ Ð Ͽ Ϡ, Рð ñ ð Ø  Љ ų Ͽ Ї Ð ð Ɣ ų   ʪ ȣ҂ ʦ Ї ð Ϣ  , ʪ Ð҂ ȣ Ͽ Ð҂  .ȹ 12. могут быть белые, черные, желтые, синие.  ų ɗ ȹ Ѫ Ϡ Ø ɗ Ϡ, ȣ Ϡ ő Ð ɗ Ϡ, Ͻ Ϡ Ø ų ɗ Æ ð Ћ   ųʪ Ѫ  Ϡ, Ɣ Ͽ Ð Ͽ Ϡ. 13.  главное   условие   их  поселения  –   это  неподвижность  поверхности   в  течение длительного времени. Ћ Ø҂ Ї Ð ð Ϡ   ųʦ ɠ  ð Ð Ϡ ñ ð Ϣ Ї Ͽ Ͻ Ð ð Ɣ ų ȹ ñ  ð Ї Ϡ ő ƕ Ð ð Ɣ ų Ͽ Ї ų Ϡ ȣ Ϡ Ð Ͽ Ϡ Ϣ Ø Ͽ ų Ϡ Ø ȹ Ð ð Ћ ð Ї ő Ϡ Æ Ϡ Ð Ͽ. Ї Ͽ Ϡ Ͽ ƕ ñ ð Ɣ Ϡ Ø Ϡ Ð Ͽ   Ø ðƔ ­  А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С ҂ Ѫ Ї Ћ Ϣ Ϡ Ͻ ϼ Ͽ Ϧ Љ Ø Æ Ð ð ñ ő Ɣ Т ų У Ф ʪ Ц ƍ ƕ ƺ Х Ч Ш Щ Ъ Ы Ь ȣ Э Ю Я ȼ ȸ ȵ ɗ ȹ ɠ ʤ ʦ (Все характеристики, которые дети расшифровали, появляются на доске и учитель обсуждает с детьми, подходят ли эти особенности к планете, которая терпит бедствие. Если да, то это и есть биологические помощники. Но что, же это за организмы и как они называются? Это нам предстоит сейчас узнать. Для этого нам нужно объединиться в четверки. На карточках цифры, ищут одинаковые и собираются в одну группу. ) ЗАДАНИЯ для работы в четверках ­ разгадайте ребусы, в них название организмов помощников. 1. Пионеры суши 2. Растения сфинксы 3. Биоиндикаторы  4. Дети космоса 5. Симбиоз 6. Авто­гетерофы (По классу нужно расклеить небольшие тексты с характеристикой лишайников. Дети должны найти свое название и определить группу организмов.  У всех получится – лишайники. Названия появляются на доске и интеллект карта начинает обрастать характеристиками.  Ученые называют лишайники удивительными и уникальными организмами. Нам с вами предстоит выяснить их уникальность. Для этого нам нужно собраться в группы по геометрической фигуре. Получится 4 группы. Каждая группа работает с текстом и собирает информацию о лишайниках. Потом каждая группа представляет свои находки и все вместе обсуждают правильную ли информацию нашла группа и раскрывает ли это уникальность лишайников. Если информация подходит, она появляется на доске и интеллект карта становится еще более полнее. ) ЗАДАНИЯ для шестерок(получится 4 группы). 1. Это   своеобразная   группа   низших   растений,   которые   состоят   из   двух   разных организмов   ­   гриба   и   водоросли,   образующих   симбиотическое   сожительство, отличающееся   особыми   морфологическими   типами   и   особыми   физиолого­ биохимическими процессами. Это удивительный пример дружбы и взаимопомощи в природе двух разных организмов. Лишайники не имеют типичной зеленой окраски, у них нет стебля, листьев (этим они отличаются от мхов), тело их состоит из слоевища. Окраска   лишайников   сероватая,  зеленовато­серая,  светло­   или   темно­бурая,  реже желтая,   оранжевая,   белая,   черная.   Окраска   обусловлена   пигментами,   которые находятся в оболочках гиф гриба, реже в протоплазме. У лишайников нет корней, проводящих   сосудов,   устьиц,   т.е.   всего   того   с   помощью   чего   многоклеточные растения   регулируют   количество   воды   в   своем   теле.   Влажность   их   зависит   от влажности   окружающей   среды.  Их   слоевище   часто  сравнивают   с  фильтровальной бумагой (быстро впитывает и быстро теряет воду). Но в отличие от многоклеточных растений   большая   часть   лишайников.   Среди   лишайников   почти   не   встречаются ядовитые виды. 2. Различают лишайники накипные, или корковые, листовые и кустистые. У накипных таллом имеет вид порошкообразной, бугорчатой или гладкой кожицы, которая   плотно   срастается   с   субстратом;   к   ним   принадлежит   около   80%   всех лишайников. Слоевище лишайника может развиваться внутри субстрата (камня, коры дерева). Есть накипные лишайники с шаровидной формой слоевища (так называемые кочующие лишайники).            У листовых лишайников таллом имеет вид чешуек или достаточно больших пластинок, которые  прикрепляются  к  субстрату  в  нескольких  местах  с  помощью пучков грибных гиф. Наиболее простое слоевище листовых лишайников имеет вид одной крупной округлой листовидной пластинки, достигающей в диаметре 10­20 см. Характерной особенностью  листового  слоевища  лишайников  является  то, что  его верхняя поверхность отличается по строению и окраске от нижней. Среди листовых лишайников также встречаются неприкрепленные, кочующие формы.       У кустистых лишайников таллом состоит из разветвленных нитей или стволиков, срастается с субстратом лишь основанием; растут вверх, в сторону, или свисают вниз ­   "бородатые"   лишайники.   Слоевище   кустистых   лишайников   имеет   вид прямостоячего   или   повисающего   кустика,   реже   неразветвленных   прямостоячих выростов.   Это   высший   этап   развития   слоевища.   Слоевища   бывают   с   плоскими   и округлыми   лопастями.   Таким   образом   лишайники   предохраняют   себя   от   отрыва сильными ветрами и бурями. 3. Лишайники размножаются либо спорами,   либо вегетативно ­ фрагментами слоевища.   При   половом   размножении   на   слоевищах   лишайников   формируются половые   спороношения   в   виде   плодовых   тел.   В   этих   плодовых   телах   споры развиваются   внутри   сумок   (мешковидных   образований)   на   вершине   удлиненно­ булавовидных гиф ­ базидий. Развитие и созревание плодового тела длится 4­10 лет, а затем в течение ряда лет плодовое тело способно продуцировать споры. Спор образуется очень много: так, один апотеций может продуцировать 124 000 спор.   Прорастают   они   не   все.   Для   прорастания   нужны   условия,   прежде   всего определенные   температура   и   влажность.  Бесполое   спороношение   лишайников  ­ конидии. Конидии образуются на конидиеносцах, развивающихся непосредственно на поверхности слоевища. Вегетативное размножение осуществляется кустиками слоевища, а также особыми вегетативными образованиями ­ соредиями (пылинки ­ микроскопические   клубочки,   состоящие   из   одной   или   нескольких   клеток водорослей,   окруженных   гифами   гриба,   образуют   мелкозернистую   или порошкообразную   беловатую,   желтоватую   массу)   и   изидиями   (маленькие разнообразной формы выросты верхней поверхности слоевища, одного с ней цвета, имеют   вид   бородавочек,   зернышек,   булавовидных   выростов,   иногда   маленьких листочков). 4. Лишайники   ­   пионеры   растительности.   Поселяясь   на   местах,   где   другие растения произрастать не могут (например, на скалах, на пепелищах), они через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения. Лишайники широко распространены в природе  (живут   на  почве,  скалах,  деревьях,  некоторые  в  воде,  встречаются  на металлических   конструкциях,   костях,   стекле,   коже   и   других   субстратах). Лишайники   разрушают   горные   породы,   выделяя   лишайниковую   кислоту.   Это разрушительное   действие   заканчивают   вода   и   ветер.   Лишайники   способны накапливать   радиоактивные   вещества.   Большую   роль   играют   лишайники   в хозяйственной деятельности человека: они служат кормом для оленей и некоторых других домашних животных; отдельные виды лишайников потребляет человек; из лишайников   краски;   их   используют   в   парфюмерной   промышленности;   из лишайников получают антибактериальные вещества. Лишайники почти не вредят хозяйственной деятельности человека. Известны только два ядовитых вида (у нас они встречаются редко). Непосредственно деревьям, на которых они поселяются, лишайники   вреда   не   приносят,   потому   что   редко   углубляются   в   живые   ткани растений.   Их   даже   считают   "защитниками"   деревьев.   Известно,   что   дерево, покрытое лишайниками, менее подвержено разрушительной деятельности грибов, повреждающих   древесину   (ряд   лишайниковых   кислот   подавляет   рост   грибов­ разрушителей древесины). Однако они закрывают чечевички и этим затрудняют газообмен растений. Кроме того, под покровом лишайников на стволах деревьев находят   убежище   вредные   насекомые,   легче   развиваются   паразитные   грибы. Следовательно,   стволы   деревьев   особенно   плодовых,   нужно   очищать   от лишайников. (Группы представляют информацию, учитель подкрепляет ее фрагментами и рисунками представителей лишайников, уточняет особенности строения и значения. На доске появляется строение, местообитание, группы лишайников. Интеллект карта становится еще более полной. После этого учитель предлагает учащимся найти изображения лишайников в классе(нужно разместить картинки лишайников и других групп, изученных организмов) и поместить их на доску, в интеллект карту.) (Смотрят на получившуюся интеллект карту и делают вывод­ являются ли ЛИШАЙНИКИ биологическими помощниками и что им помогает быть ими. Мы сделали карту описание, которая поможет жителям, гибнувшей планеты. Мы с вами молодцы.) Когда вы встретите на своем пути лишайники, то не топчите их, не ворошите палками, не сдирайте с коры деревьев. Лишайники создали почти все экосистемы Земли, ведь с них начиналось образование почвы. Умейте быть благодарными. Примеры карточек, которые нужно раздать детям.

Предметный квест по биологии к уроку по теме: "Биологические помощники - Лишайники" 5 класс

Предметный квест по биологии к уроку по теме: "Биологические помощники - Лишайники" 5 класс

Предметный квест по биологии к уроку по теме: "Биологические помощники - Лишайники" 5 класс

Предметный квест по биологии к уроку по теме: "Биологические помощники - Лишайники" 5 класс

Предметный квест по биологии к уроку по теме: "Биологические помощники - Лишайники" 5 класс

Предметный квест по биологии к уроку по теме: "Биологические помощники - Лишайники" 5 класс

Предметный квест по биологии к уроку по теме: "Биологические помощники - Лишайники" 5 класс

Предметный квест по биологии к уроку по теме: "Биологические помощники - Лишайники" 5 класс

Предметный квест по биологии к уроку по теме: "Биологические помощники - Лишайники" 5 класс

Предметный квест по биологии к уроку по теме: "Биологические помощники - Лишайники" 5 класс

Предметный квест по биологии к уроку по теме: "Биологические помощники - Лишайники" 5 класс

Предметный квест по биологии к уроку по теме: "Биологические помощники - Лишайники" 5 класс

Предметный квест по биологии к уроку по теме: "Биологические помощники - Лишайники" 5 класс

Предметный квест по биологии к уроку по теме: "Биологические помощники - Лишайники" 5 класс

Предметный квест по биологии к уроку по теме: "Биологические помощники - Лишайники" 5 класс

Предметный квест по биологии к уроку по теме: "Биологические помощники - Лишайники" 5 класс

Предметный квест по биологии к уроку по теме: "Биологические помощники - Лишайники" 5 класс

Предметный квест по биологии к уроку по теме: "Биологические помощники - Лишайники" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2018