Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь"
Плутарх
"Уча других, также учишься" Н.В.Гоголь.
У каждого человека в жизни была своя школа, а со мной она на протяжении всей жизни. Я работаю в школе 28-й год.
И вот я решила провести интервьюирование у самой себя.
ПОЧЕМУ РЕШИЛА СТАТЬ УЧИТЕЛЕМ?
- Я, не раздумывая, могу сказать, что этому способствовала моя семья. Семья всегда в жизни каждого человека играет важную, точнее главную роль. Мне посчастливилось родиться в семье, не только любящих родителей, но и в многодетной. Моя мама, Светлана Николаевна была примером терпения и доброты, а отец, Иван Александрович – всегда брался за любую работу, приучая нас к трудолюбию и ответственности. Взаимодействию друг с другом, заботе о каждом, помощи и взаимопомощи учила сама жизнь.
И конечно, важную роль сыграла школа. Это не только учебная деятельность, но и шефская работа над младшими классами, участие в спектаклях, линейках, новогодних праздниках и первые уроки для учеников начальной школы. С большой благодарностью, я вспоминаю учителя, который способствовал этому - Зинину Ларису Васильевну. А летом я работала в школьном пионерском лагере вожатой.
После окончания школы я знала, что выберу профессию, которая позволит мне работать с детьми. После окончания школы я поступила без экзаменов в ЧПУ №1 на «пионерский» факультет и с отличием закончила его в 1986 году. Начала я педагогическую деятельность учителем начальных классов в школе № 28.
Работая в школе, я поняла, что учительская профессия - одна из сложнейших, она требует от человека огромных умений. Поэтому я всегда стремилась к тому, чтобы на моих уроках детям было интересно, чтобы они хотели учиться, чтобы на каждом уроке они открывали для себя что-то новое, полезное и запомнили это на всю жизнь. Ведь все огорчения забываются, когда видишь восторг на лице ученика и слышишь его счастливое: «Я понял! Я это знаю!».
Каждый учитель независимо от стажа хочет преподавать свой предмет интереснее и эффективнее. Выискивает методические новинки в книжных магазинах, выспрашивает у коллег, бродит по методическим сайтам в поисках чего-нибудь своеобразного. Но оказывается, несмотря на множество нормативов, определяющих учебный процесс, стратегия общения с учениками у каждого учителя вырабатывается своя.
Профессиональное осмысление происходит, базируясь на методологии системно - деятельностного подхода, на каждом из уровней анализа деятельности: ценностно-смысловом, интенциональном (целевом), операциональном (технологическом) и ресурсном. Я ставлю перед собой задачу выявления и сравнения различий между направленностью, целями, технологиями деятельности и ресурсами прежних стандартов и их нового поколения.
Принципиальная смена смысловых ориентиров деятельности заключается в том, что от «подготовки для…», эффективной в условиях стабильной отлаженной деятельности, нам необходимо переориентировать школьное образование на становление и развитие образованной, компетентной и просвещённой личности, способной к осознанному и ответственному решению разноплановых задач в условиях неопределённости.
Образование должно развивать личность как индивидуальность, самостоятельную в проектировании жизненных и профессиональных задач, в порождении личностных смыслов. Из школы должна выходить просвещённая личность, для которой понятия «совесть», «честь», «порядочность» — стержневые личностные образования, а не просто характеристики героев литературных произведений.
Ученики на таких уроках перестают быть пассивными слушателями и созерцателями, а превращаются в активных, творческих участников образовательного процесса, способных наблюдать, чувствовать, сопереживать. Дети получают огромное удовлетворение от проделанной ими самостоятельной работы, возможности высказать свою позицию, критиковать негативные явления в обществе.
Поэтому я организую уроки встречи с интересными людьми:
- ветеранами
- спортсменами
- деятелями культуры (художники, писатели)
- родителями детей героев
2. Совместные уроки с библиотеками:
- выставки
-встречи
- беседы
-игры и конкурсы
Цикл таких мероприятий я называю «Живая история».
В ходе их подготовки и проведения учащиеся получают широкий круг знаний, что позволяет формировать у них целостную картину исторических событий, развивать их интеллектуальный и творческий потенциал.
Школьнику сегодня нужны такие исторические знания, которые будут ему своеобразным компасом в политике, праве, экономике, культуре и обществе в целом. И взрослые, и дети должны понимать, что они сами есть уже часть истории. Практика общества и личный опыт должны являться стимулом к познанию истории, а учитель истории должен выступить в качестве высокопрофессионального дирижёра времён и народов, вооружившись знаниями не только историческими, технологическими, но и психолого – педагогическими.
За последние два года мои ученики изменили своё отношение к истории как науке, наблюдаются позитивные результаты:
они участвуют во всероссийских олимпиадах и конкурсах по истории, обществознанию, праву и занимают призовые места, с большим желанием занимаются исследовательской и проектной деятельностью, являются активными участниками патриотических акций.
Мой педагогический опыт решает не только узкометодические, но и общепедагогические задачи, так как история имеет глубокие метапредметные связи с различными учебными дисциплинами. Интерес к истории формирует мировозренческое начало подрастающего поколения, имеет громадный воспитательный ресурс гражданственности и патриотизма. Мой опыт работы может быть интересным не только начинающему учителю истории, но и педагогу со стажем. Если вы заинтересовались моей работой, приглашаю вас на свой сайт
Опыт проведения таких интеллектуальных игр показывает, что данная форма способствует формированию интереса к истории и обществознанию, всестороннему закреплению, углублению и систематизации изученного материала, позволяет развивать теоретическое мышление, т. к. требует от учащихся умения формулировать понятия, решая поставленные задачи, активно использовать основные мыслительные операции (классификации, анализа, синтеза и др.), способствует формированию чувства патриотизма т. е. позволяет реализовывать основные подходы развития детей, заложенные в ФГОС второго поколения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.