Предпосылки образования единого централизованного государства и причины возвышения Москвы
Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
10 кл
04.03.2018
10 класс (2 часа)
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: индивидуальная и групповая работа с элементами дискуссии.
Цели:
• Рассмотреть положение русских земель на рубеже XIII–XIV вв.., проанализировать возможные альтернативы существования русских земель под контролем Золотой Орды или Литовского княжества и их последствия. Выявить важнейшие предпосылки централизации русских земель и определить основные преимущества Москвы как политического центра над другими крупными русскими городами.
• Продолжать работу над формированием навыков самостоятельного анализа и обобщения исторических источников, умения давать полный развернутый ответ, находить причинно-следственные связи, проводить исторические аналогии; совершенствовать навыки работы с картой, сопоставлять картографические данные с общеисторическим материалом.
• Способствовать формированию у обучающихся самостоятельной оценки изучаемых процессов и событий. Умение аргументировано отстаивать свою точку зрения и воспринимать точку зрения оппонента.
Предпосылки образования единого.doc
Предпосылки образования единого централизованного государства и причины возвышения Москвы
10 класс (2 часа)
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: индивидуальная и групповая работа с элементами дискуссии.
Цели:
Рассмотреть положение русских земель на рубеже XIII–XIV вв.., проанализировать возможные
альтернативы существования русских земель под контролем Золотой Орды или Литовского
княжества и их последствия. Выявить важнейшие предпосылки централизации русских земель
и определить основные преимущества Москвы как политического центра над другими
крупными русскими городами.
Продолжать работу над формированием навыков самостоятельного анализа и обобщения
исторических источников, умения давать полный развернутый ответ, находить причинно
следственные связи, проводить исторические аналогии; совершенствовать навыки работы с
картой, сопоставлять картографические данные с общеисторическим материалом.
Способствовать формированию у обучающихся самостоятельной оценки изучаемых процессов
и событий. Умение аргументировано отстаивать свою точку зрения и воспринимать точку
зрения оппонента.
Оборудование: карта русских земель, Великого княжества Литовского и Золотой Орды XIII–XIV вв.,
мультимедиа, исторические тексты, лист контроля.
Информационные источники:
Исторические карты русских земель, Великого княжества Литовского и Золотой Орды XIII
XIV вв.http://technolog.edu.ru/kaf/ionk/DocLib2/Forms/AllItems.aspx
Ионов И.Н. Российская цивилизация IX начало XX века. М. 1998.
Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М. 1992.
История России с древнейших времён до второй половины ХIX века. Курс лекций под
редакцией Б.В. Личмана. Екатеринбург. 1994.
План урока:
1. Русские земли на рубеже XIII XIV вв.
2. Предпосылки объединения русских земель.
3. Причины возвышения Москвы.
Ход урока
I этап урока (актуализация знаний)
Учитель: Рассмотрим положение Руси на рубеже XIII XIV вв.
Как изменилось положение Руси в XIII в.?
Обучающиеся: Русь в 13 в. попала под влияние Орды.
Учитель: Какие последствия для русских земель имела зависимость от Орды?
Обучающиеся:
ордынские ханы хоть и сохранили сложившиеся на Руси порядки управления государством, но
постоянно вмешивались в них;
были разрушены и разорены города;
были забыты многие ремесла;
Русь выплачивала Орде огромную дань;
в хозяйственном развитии северо восточные княжества оказались отброшенными на 50100
лет;
началось экономическое отставание нашей страны от западноевропейских княжеств;
прервались связи южных и югозападных княжеств с северовосточными;
изменился и характер княжеской власти.
Учитель: Какие земли подверглись разрушению в период нашествия Батыя?
Обучающиеся: Наибольшему разорению подверглась СевероВосточная Русь и южные княжества
Руси. В наименьшей степени были затронуты нашествием земли СевероЗападной Руси:
Новгородская земля;
Полоцкое княжество;
Смоленское княжество;
ТуровоПинское княжество.
(Обучающиеся сопровождают ответ показывая княжества на карте).
Учитель: В результате, степень зависимости русских земель от Орды была различная т.е.:
Южные лесостепные районы, пограничные со степью Руси непосредственно вошли в пределы
золоордынских владений и напрямую управлялись ордынскими наместниками(мурзами).
Северовосточные, лесные районы (Владимиросуздальское княжество, Рязанское княжество,
Муромское княжество) попали в вассальную зависимость еще при Ярославе Всеволодовиче и
Александре Невском, которые добровольно присягнули на верность ордынскому хану, получив
ярлык.
Северозападные земли подчинялись ордынцам формально. Только Новгород и Псков платили
дань ордынцам со времён Александра Невского.
При этом, северозападные земли полностью сохранили свою политическую самостоятельность.
Полоцкое, ТуровоПинское, Смоленское княжества избежали ордынского контроля за счет перехода
их под власть Великого Литовского княжества.
Чтобы понять положение Руси, необходимо рассмотреть этнополитическую ситуацию в соседних с
Русью территориях: Великом княжестве Литовском и Золотой Орде.
II этап урока (изучение нового материала в форме индивидуальной работы с историческим текстом)
Учитель: При изучении нового материала, вы должны заполнить лист контроля. (Приложение №1)
Индивидуальная работа обучающихся с историческим текстом.
Объединение русских земель в Литовском государстве в XIII – XVI вв.( фрагмент учебного пособия
«Российская цивилизация IX начало XX века» И.Н.Ионов). Приложение №2. (на работу 10 минут)
Учитель: С чем связан быстрый территориальный рост Литовского государства? Как складывались отношения литовского и русского населения до принятия Литвой католичества?
Как сказалось на руссколитовских отношениях сближение Литвы с Польшей и принятие Литвой
католичества?
Индивидуальная работа с историческим текстом Золотая Орда: мифы и реальность( фрагмент курса
лекций под редакцией Б.В. Личмана «История России с древнейших времён до второй половины XIX
века») (Приложение №3) (на работу 10 минут)
Учитель: Насколько развитым государством была Золотая Орда?
Какие факторы обусловили расцвет Золотой Орды?
Какую роль сыграло принятие ислама Золотой Ордой во взаимоотношениях Руси и Орды?
Учитель: Какую угрозу для русских земель создавало усиление Литвы и Орды?
Обучающиеся: потеря государственности Руси и культурноцивилизационных основ существования
русского народа.
Учитель: угроза потери государственности и культурноцивилизационных основ Руси является
важнейшей внешнеполитической предпосылкой объединения Руси.
Учитель: Назовите внутренние предпосылки объединения Руси?
Обучающиеся: сохранение единой культуры, языка, религии.
III этап (изучение нового материала в форме групповой работы)
Учитель: Особенности объединения русских земель во многом зависели от того какие города могли
выступить в роли центра. В этой роли могли выступить Новгород, Тверь, Москва.
Учитель: Почему именно эти города могли встать во главе русских земель?
(Учитель по рядам формирует 3 группы обучающихся и дает им задание)
Работа в группах с источниками.
1я группа – жители Новгорода (новгородцы) Приложение №4.
2я группа – жители Москвы (москвичи) Приложение №5.
3я группа жители Твери (тверичи) Приложение №6.
Задания группам. Опираясь на работу с текстом, картой, охарактеризуйте положение этих городов.
Характеристика должна включать в себя:
особенности географического положения;
экономическое развитие;
роль в политической и культурной жизни русских земель.
На работу вам даётся 15 минут. При ответах групп не забудьте заполнить таблицу в листе контроля.
(Заслушивается каждая группа, по результатам сообщений устраивается обсуждение с целью
определить, у какого из городов было больше шансов стать центром объединения русских земель. В
ходе дискуссии обучающиеся должны выявить преимущества и недостатки каждого города и прийти к
выводу, что больше всего шансов было у Москвы.)
Учитель: Назовите основные причины возвышения Москвы.
Обучающиеся:
удачная политика московских князей;
переезд митрополита Петра из Владимира в Москву;
отдаленность от внешней опасности;
покровительство хана Золотой Орды;
Москва находилась на перекрестке торговых путей.
IV этап (закрепление изученного материала)
Учитель:
Какие возможные альтернативы развития русских земель вы можете выделить?
Почему из всех возможных альтернатив реализовалась только одна объединение Руси под
руководством Москвы?
В конце урока учитель собирает лист контроля выставляет учащимся оценки за работу на уроке. Лист
контроля отдается обучающимся.
Домашнее задание: написать эссе на одну из тем:
Почему литовскорусский вариант российской цивилизации не смог стать господствующим?
Почему во главе процесса централизации русских земель стало именно Московское
княжество? Какую роль сыграла политика московских князей? Какова в этом роль церкви?
Предпосылки образования единого централизованного государства и причины возвышения Москвы
Предпосылки образования единого централизованного государства и причины возвышения Москвы
Предпосылки образования единого централизованного государства и причины возвышения Москвы
Предпосылки образования единого централизованного государства и причины возвышения Москвы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.