Предпосылки образования единого централизованного государства и причины возвышения Москвы
Оценка 5

Предпосылки образования единого централизованного государства и причины возвышения Москвы

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
10 кл
04.03.2018
Предпосылки образования единого централизованного государства и причины возвышения Москвы
10 класс (2 часа) Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: индивидуальная и групповая работа с элементами дискуссии. Цели: • Рассмотреть положение русских земель на рубеже XIII–XIV вв.., проанализировать возможные альтернативы существования русских земель под контролем Золотой Орды или Литовского княжества и их последствия. Выявить важнейшие предпосылки централизации русских земель и определить основные преимущества Москвы как политического центра над другими крупными русскими городами. • Продолжать работу над формированием навыков самостоятельного анализа и обобщения исторических источников, умения давать полный развернутый ответ, находить причинно-следственные связи, проводить исторические аналогии; совершенствовать навыки работы с картой, сопоставлять картографические данные с общеисторическим материалом. • Способствовать формированию у обучающихся самостоятельной оценки изучаемых процессов и событий. Умение аргументировано отстаивать свою точку зрения и воспринимать точку зрения оппонента.
Предпосылки образования единого.doc
Предпосылки образования единого централизованного государства и причины возвышения Москвы 10 класс (2 часа) Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: индивидуальная и групповая работа с элементами дискуссии. Цели:  Рассмотреть положение русских земель на рубеже XIII–XIV вв.., проанализировать возможные  альтернативы существования русских земель под контролем Золотой Орды или Литовского  княжества и их последствия. Выявить важнейшие предпосылки централизации русских земель  и определить основные преимущества Москвы как политического центра над другими  крупными русскими городами.  Продолжать работу над формированием навыков самостоятельного анализа и обобщения  исторических источников, умения давать полный развернутый ответ, находить причинно­ следственные связи, проводить исторические аналогии; совершенствовать навыки работы с  картой, сопоставлять картографические данные с общеисторическим материалом.  Способствовать формированию у обучающихся самостоятельной оценки изучаемых процессов  и событий. Умение аргументировано отстаивать свою точку зрения и воспринимать точку  зрения оппонента. Оборудование: карта русских земель, Великого княжества Литовского и Золотой Орды XIII–XIV вв.,  мультимедиа, исторические тексты, лист контроля. Информационные источники:  Исторические карты русских земель, Великого княжества Литовского и Золотой Орды XIII­  XIV вв.http://technolog.edu.ru/kaf/ionk/DocLib2/Forms/AllItems.aspx  Ионов И.Н. Российская цивилизация IX ­ начало XX века. М. 1998.  Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М. 1992.  История России с древнейших времён до второй половины ХIX века. Курс лекций под  редакцией Б.В. Личмана. Екатеринбург. 1994. План урока: 1. Русские земли на рубеже XIII­ XIV вв. 2. Предпосылки объединения русских земель. 3. Причины возвышения Москвы. Ход урока I этап урока (актуализация знаний) Учитель: Рассмотрим положение Руси на рубеже XIII­ XIV вв. Как изменилось положение Руси в XIII в.? Обучающиеся: Русь в 13 в. попала под влияние Орды. Учитель: Какие последствия для русских земель имела зависимость от Орды? Обучающиеся:         ордынские ханы хоть и сохранили сложившиеся на Руси порядки управления государством, но  постоянно вмешивались в них; были разрушены и разорены города; были забыты многие ремесла; Русь выплачивала Орде огромную дань; в хозяйственном развитии северо­ восточные княжества оказались отброшенными на 50­100  лет; началось экономическое отставание нашей страны от западноевропейских княжеств; прервались связи южных и юго­западных княжеств с северо­восточными; изменился и характер княжеской власти. Учитель: Какие земли подверглись разрушению в период нашествия Батыя? Обучающиеся: Наибольшему разорению подверглась Северо­Восточная Русь и южные княжества  Руси. В наименьшей степени были затронуты нашествием земли Северо­Западной Руси:  Новгородская земля;  Полоцкое княжество;  Смоленское княжество;  Турово­Пинское княжество. (Обучающиеся сопровождают ответ показывая княжества на карте). Учитель: В результате, степень зависимости русских земель от Орды была различная т.е.:  Южные­ лесостепные районы, пограничные со степью Руси непосредственно вошли в пределы  золоордынских владений и напрямую управлялись ордынскими наместниками(мурзами).  Северо­восточные, лесные районы (Владимиро­суздальское княжество, Рязанское княжество,  Муромское княжество) попали в вассальную зависимость еще при Ярославе Всеволодовиче и  Александре Невском, которые добровольно присягнули на верность ордынскому хану, получив ярлык.  Северо­западные земли подчинялись ордынцам формально. Только Новгород и Псков платили  дань ордынцам со времён Александра Невского. При этом, северо­западные земли полностью сохранили свою политическую самостоятельность.  Полоцкое, Турово­Пинское, Смоленское княжества избежали ордынского контроля за счет перехода  их под власть Великого Литовского княжества. Чтобы понять положение Руси, необходимо рассмотреть этнополитическую ситуацию в соседних с  Русью территориях: Великом княжестве Литовском и Золотой Орде. II этап урока (изучение нового материала в форме индивидуальной работы с историческим текстом) Учитель: При изучении нового материала, вы должны заполнить лист контроля. (Приложение №1) Индивидуальная работа обучающихся с историческим текстом. Объединение русских земель в Литовском государстве в XIII – XVI вв.( фрагмент учебного пособия  «Российская цивилизация IX ­ начало XX века» И.Н.Ионов). Приложение №2. (на работу 10 минут) Учитель: С чем связан быстрый территориальный рост Литовского государства? Как складывались отношения литовского и русского населения до принятия Литвой католичества? Как сказалось на русско­литовских отношениях сближение Литвы с Польшей и принятие Литвой  католичества? Индивидуальная работа с историческим текстом Золотая Орда: мифы и реальность( фрагмент курса лекций под редакцией Б.В. Личмана «История России с древнейших времён до второй половины XIX  века») (Приложение №3) (на работу 10 минут) Учитель: Насколько развитым государством была Золотая Орда? Какие факторы обусловили расцвет Золотой Орды? Какую роль сыграло принятие ислама Золотой Ордой во взаимоотношениях Руси и Орды? Учитель: Какую угрозу для русских земель создавало усиление Литвы и Орды? Обучающиеся: потеря государственности Руси и культурно­цивилизационных основ существования  русского народа. Учитель: угроза потери государственности и культурно­цивилизационных основ Руси является  важнейшей внешнеполитической предпосылкой объединения Руси. Учитель: Назовите внутренние предпосылки объединения Руси? Обучающиеся: сохранение единой культуры, языка, религии. III этап (изучение нового материала в форме групповой работы) Учитель: Особенности объединения русских земель во многом зависели от того какие города могли  выступить в роли центра. В этой роли могли выступить Новгород, Тверь, Москва. Учитель: Почему именно эти города могли встать во главе русских земель? (Учитель по рядам формирует 3 группы обучающихся и дает им задание) Работа в группах с источниками. 1­я группа – жители Новгорода (новгородцы) Приложение №4. 2­я группа – жители Москвы (москвичи) Приложение №5. 3­я группа жители Твери (тверичи) Приложение №6. Задания группам. Опираясь на работу с текстом, картой, охарактеризуйте положение этих городов.  Характеристика должна включать в себя:    особенности географического положения; экономическое развитие; роль в политической и культурной жизни русских земель. На работу вам даётся 15 минут. При ответах групп не забудьте заполнить таблицу в листе контроля. (Заслушивается каждая группа, по результатам сообщений устраивается обсуждение с целью  определить, у какого из городов было больше шансов стать центром объединения русских земель. В  ходе дискуссии обучающиеся должны выявить преимущества и недостатки каждого города и прийти к выводу, что больше всего шансов было у Москвы.) Учитель: Назовите основные причины возвышения Москвы. Обучающиеся:   удачная политика московских князей; переезд митрополита Петра из Владимира в Москву;   отдаленность от внешней опасности; покровительство хана Золотой Орды;  Москва находилась на перекрестке торговых путей. IV этап (закрепление изученного материала) Учитель:  Какие возможные альтернативы развития русских земель вы можете выделить?  Почему из всех возможных альтернатив реализовалась только одна ­ объединение Руси под  руководством Москвы? В конце урока учитель собирает лист контроля выставляет учащимся оценки за работу на уроке. Лист контроля отдается обучающимся. Домашнее задание: написать эссе на одну из тем:  Почему литовско­русский вариант российской цивилизации не смог стать господствующим?  Почему во главе процесса централизации русских земель стало именно Московское  княжество? Какую роль сыграла политика московских князей? Какова в этом роль церкви?

Предпосылки образования единого централизованного государства и причины возвышения Москвы

Предпосылки образования единого централизованного государства и причины возвышения Москвы

Предпосылки образования единого централизованного государства и причины возвышения Москвы

Предпосылки образования единого централизованного государства и причины возвышения Москвы

Предпосылки образования единого централизованного государства и причины возвышения Москвы

Предпосылки образования единого централизованного государства и причины возвышения Москвы

Предпосылки образования единого централизованного государства и причины возвышения Москвы

Предпосылки образования единого централизованного государства и причины возвышения Москвы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018