Предпосылки развития творческой личности
Оценка 4.6

Предпосылки развития творческой личности

Оценка 4.6
Лекции
docx
психологическая работа +2
Взрослым
25.06.2018
Предпосылки развития творческой личности
В данной лекции мы рассмотрим важность развития творческой личности ребенка. Определим как распознать творческие способности ребенка. При этом важно учитывать, что творческое развитие личности с детского возраста – это очень важный фактор в её общем и индивидуальном развитии, а также важный аспект в дальнейшей социализации личности. Свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обнаруживаются позже. Отсутствие же творческого начала, как правило, становится в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и т.п. Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Мы рассмотрим факторы затрудняющие и помогающие развивать творческое мышление и творческий процесс личности ребенка, а также основные методы стимуляции развития творческой личности. Адекватная и своевременная оценка возможностей ребёнка, своевременная идентификация индивидуума, как творческой личности и грамотный индивидуальный подход к воспитанию ребёнка имеет ключевое значение в его становлении и социализации.
Предпосылки развития творческой личности.docx
Содержание. Введение…………………………………………………………………………...3 1. Понятие творческой личности…………………………...……………………5 1.1. Методы изучения творческого мышления……………………….………..7 2. Отличительные особенности творческой личности…………………..……...7 3. Развитие и стимуляция творческой личности…………………..…………..10 3.1. Факторы, затрудняющие творческий процесс……………….…………....11 4. Методы стимуляции творческого мышления………………………….……12 Заключение……………………………………………………………………….16 Список литературы……………………………………………………………....18 2 Введение. Творческое   развитие   индивидуума   с   детского   возраста   –   это   очень важный   фактор   в   её   общем   и   индивидуальном   развитии,   а   также   важный аспект в дальнейшей социализации личности. Однако самые первые стадии развития   человека   могут   протекать   творчески   ориентированно   и,   как   для родителя,   так   и   для   педагога   имеет   особую   важность   вовремя идентифицировать наклонности ребёнка и грамотно оказать поддержку. Первостепенная задача, возложенная на плечи взрослых, причастных к воспитанию ребёнка, (причём это касается абсолютно всех детей), уделять большое внимание наблюдению за деятельностью ребёнка. Действия, повадки или поступки детей, которые могут, для не сведущего человека абсолютно ординарными,   или   же   наоборот,   крайне   нежелательными,   могут   на   деле оказаться   явными   предпосылками   к   их   творческому   развитию.   По   сему крайне   важно   иметь   определённый   набор   базовых   знаний,   который   может поспособствовать более внимательному наблюдению, и, как следствие, более эффективному процессу воспитания детей. Как   показывает   действительность,   приоритет   творческого   развития учащегося,   выделенный   на   уровне   государственной   политики   в   области образования, пока часто далек от реального воплощения в жизнь. Однако, мнения психологов, проводивших многолетние эксперименты, совпадают: свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном   возрасте,   хотя   результаты   развития   обнаруживаются   позже. Отсутствие   же   творческого   начала,   как   правило,   становится   в   старших   когда   требуется   решение классах   непреодолимым   препятствием, нестандартных   задач,   интерпретация   материалов   первоисточников   и   т.п.  Следовательно,   развитие   творческих   способностей   –   важнейшая   задача 3 начального   образования,   ведь   этот   процесс   пробуждает   инициативу   и самостоятельность   принимаемых   решений,   привычку   к   свободному самовыражению, уверенность в себе. Так  же, после  идентификации   особенностей  направленности ребёнка, важно   уметь   найти   правильный   подход   к   стимуляции   развития   качеств   и навыков   индивида.   Для   взрослого,   занимающегося   воспитанием   ребёнка, такие   навыки   очень   важно   почерпнуть   из   авторитетных   источников   и приобрести понимание самой сути программы воспитания.  Именно об этих важных аспектах идентификации предпосылок развития творческой   личности   и   дальнейшей   помощи   в   социальной   и   творческой адаптации индивида и будет идти речь в данной работе. 4 1. Понятие творческой личности. Личностью   человек   становится   под   влиянием   жизни   в   обществе, воспитания,   обучения,   общения,   взаимодействия.   Вместе   с   тем,   нельзя сказать,  что   личность  –  исключительно   продукт   общественных   отношений; она   способна   преобразовывать   окружение   и   быть   активным   субъектом деятельности, общения, взаимодействия [2]. Понятие “личность” граничит с понятием “индивидуальность”, которую обычно   разъясняют   как   особенную,   непохожую   на   других   личность с творческим преломлением   в   человеке   социальных   качеств,   с   его неповторимой системой отношений к миру, особенностями [2]. Каждая   личность   и   индивидуальность   может   быть   охарактеризована определёнными способностями,   под   которыми   понимают   индивидуально­ психологические   качества,   позволяющие   человеку   сравнительно   легко добиваться успеха в той или иной деятельности [3, 4]. Нельзя не согласиться с Р.С. Немовым,   Б.М. Тепловым   и   др.   считающими,   что   способности   всегда связаны   с   деятельностью,   и   в   то   же   время   их   формирование и развитие происходит в процессе деятельности. Понятие “развитие” определяется   как   изменение   во   времени, совершенствование, процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное [4]. Развитие   личности происходит   в   течение   всей   жизни   и   предполагает изменения   мировоззрения,   самосознания   человека,   его   отношений   к   психических действительности,   различных   способностей,   характера, процессов,   накопление   опыта   [4].   Другими   словами, развитие   личности – постоянное   расширение   ее   возможностей   и   формирование   новых потребностей, ее совершенствование. 5 Все   рассмотренные   понятия   достаточно   тесно   связаны   с понятиями творчества и творческой   личности,   которые,   как   показывает анализ   литературы   [5],   нельзя   определить   однозначно.   Ряд   авторов (Я. Полонский, Б.А. Лезин, А.Я. Пономарев и др.) склоняются к определению творчества, как высшей формы деятельности человека, в которой продукт оценивается по его социальной значимости и оригинальности, новизне. Существует,   однако,   и   альтернативное   мнение   Л.С.   Выготского: «Творческой   деятельностью   мы   называем   такую   деятельность   человека, которая создаёт нечто новое, все равно, будет ли это созданное какой­нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и   обнаруживающимся   только   в   самом   человеке”,   “именно   творческая деятельность   человека   делает   его   существом,   обращённым   к   будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее» [6, c. 342]. Как   отсюда   видно,   творческая   деятельность,   с   одной   стороны, определяется   каким­либо   новым,   оригинальным   продуктом,   имеющим социальную значимость; с другой стороны, совсем необязательно, чтобы эта новизна была объективной. Наоборот,   поскольку   разговор   идёт   о   школьном   возрасте, представляется вполне логичным, что не следует ожидать от детей каких­ либо   открытий,   обладающих   большим   значением   для   общества.   В   данном случае   правильнее   говорить   о   субъективной   новизне,   присущей   только субъекту творчества (ученику), открывающему что­то новое именно для себя, по­новому что­то осмысливающему, а главное, развивающемуся. Вот почему все рассмотренные выше понятия взаимосвязаны. Развитие личности подразумевает формирование и развитие каких­либо способностей, движение вперёд, совершенствование. Творчество также представляет собой движение вперёд: от старого к новому, от простого к сложному, от худшего к лучшему, к прогрессу, к совершенству. 6 Таким   образом,   под   творческим   развитием   подразумевается индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных   способностей   и   проявляются   в   особом   видении   мира,   своей   точке   зрения   на   окружающую воображении,   фантазии, действительность. 1.1. Методы изучения творческого мышления. Эмпирическое   изучение   творческого   мышления   в   современной психологии проводится с использованием следующих методов:  анализ процесса решения так называемых малых творческих задач (или   задач   на   смекалку),   требующих,   как   правило,   переформулирования задачи или выхода за пределы тех ограничений, которые субъект сам на себя накладывает;  использование   наводящих   задач.   В   этом   случае   изучается чувствительность человека к подсказке, содержащейся в наводящей задаче, которая решается легче, чем основная, но построена по тому же принципу и поэтому может помочь в решении основной;  использование «многослойных» задач. Испытуемому даётся целая серия однотипных задач, имеющих достаточно простые решения. Не очень творческий человек будет просто решать такие задачи, каждый раз заново находя   решения.   Творческий   человек   попытается   открыть   более   общую закономерность, лежащую в основе каждого отдельного решения;  некоторые   шкалы   личностных   опросных   листов   и   проективных тестов   могут   давать   информацию   о   выраженности   творческого   начала   в мышлении человека;  специальные тесты, основанные на решении задач так называемого открытого типа (т.е. таких, которые не имеют какого­то одного правильного решения и допускают неограниченное число решений). 7 2. Отличительные особенности творческой личности. Знаниями об особенностях творческой личности психологи обязаны не столько своим усилиям, сколько работе литературоведов, историков науки и культуры,   искусствоведов,   которые   так   или   иначе   касались   проблемы творческой личности, так как нет творения без творца. Творчество есть выход за пределы традиции и стереотипов. Это лишь негативное   определение   творчества,   но   первое,   что   бросается   в   глаза,   — сходство   поведения   творческой   личности   и   человека   с   психическими нарушениями.   Поведение   того   и   другого   отклоняется   от   стереотипного, общепринятого. Есть две противоположные точки зрения: талант — это максимальная степень здоровья, талант — это болезнь. Традиционно   последнюю   точку   зрения   связывают   с   именем   Чезаре Ломброзо.   Правда   сам   Ломброзо   никогда   не   утверждал,   что   существует прямая   зависимость   между   гениальностью   и   безумием,   хотя   и   подбирал эмпирические примеры в пользу этой гипотезы: «Седина и облысение, худоба тела, а также плохая мускульная и половая деятельность, свойственная всем помешанным, очень часто встречается у великих мыслителей.... Кроме того, мыслителям, наряду с помешанными, свойственны: постоянное переполнение мозга кровью (гиперемия), сильный жар в голове и охлаждение конечностей, склонность к острым болезням мозга и слабая чувствительность к голоду и холоду» (Ломброзо Ч., 1992). Ломброзо   характеризует   гениев   как   людей   одиноких,   холодных, равнодушных к семейным и общественным обязанностям. Среди них много наркоманов и пьяниц: Мюссе, Клейст, Сократ, Сенека, Гендель, По. XX век 8 добавил в этот список множество имён, от Фолкнера и Есенина до Хендрикса и Моррисона. Гениальные люди всегда болезненно чувствительны. У них наблюдаются резкие спады и подъёмы активности. Они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и т. д. Ломброзо приводит любопытные данные: в популяции евреев­ашкенази, живущих в Италии, больше душевнобольных, чем у   итальянцев,   но   больше   и   талантливых   людей   (сам   Ломброзо   был итальянским   евреем).  Вывод,  к   которому   он   приходит,  звучит   следующим образом: гений и безумие могут совмещаться в одном человеке. Список гениев, страдающих психическими расстройствами, бесконечен. Эпилепсией болели Петрарка, Мольер, Флобер, Достоевский, не говоря уже об Александре Македонском, Наполеоне и Юлии Цезаре. Меланхолия была у Руссо,   Шатобриана.   Психопатами   (по   Кречмеру)   являлись   Жорж   Санд, Микеланджело,   Байрон,   Гете   и   другие.   Галлюцинации   были   у   Байрона, Гончарова   и   многих   других.   Количество   пьяниц,   наркоманов   и   самоубийц среди творческой элиты не поддается подсчету. Гипотеза «гений и безумие» возрождается и в наши дни. Д. Карлсон (Karlson Y. L., 1978) считает, что гений — это носитель рецессивного гена шизофрении.   В   гомозиготном   состоянии   ген   проявляется   в   болезни. Например, сын гениального Эйнштейна болел шизофренией. В этом списке — Декарт,   Паскаль,   Ньютон,   Фарадей,   Дарвин,   Платон,   Эмерсон,   Ницше, Спенсер, Джемс и др. Но не присутствует ли в основе представлений о связи гениальности и психических   отклонений   иллюзия   восприятия:   таланты   на   виду   и   все   их личностные качества тоже. Может быть, душевнобольных среди «средних» не меньше,   а   даже   больше,   чем   среди   «гениев»?   Т.   Саймонтон   провёл   такой анализ и выявил, что  среди  гениев число  душевнобольных не  больше, чем 9 среди основной массы населения (около 10 %). Единственная проблема: кого считать гением, а кого не считать таковым? «Гений — человек, творящий на основе бессознательной активности, который   способен   переживать   самый   широкий   диапазон   состояний   ввиду того,   что   бессознательный   творческий   субъект   выходит   из­под   контроля рационального начала и саморегуляции» [4, c. 154].   В.М.   Бехтерев   писал,   что   наряду   с   воспитанием   для   всякого   творчества необходима   та   или   иная   степень   одаренности.   Термин   «одаренность» появился   в   психологии   в   начале   XX   в.   благодаря   американцу   Г.   Уипплу, который обозначил им учащихся со сверхнормальными способностями.  Поскольку   до   этого   чаще   использовалось   слово   «талант»,   возникла необходимость выяснения тождества или различия этих двух терминов. По поводу   соотношения   между   этими   понятиями   существуют   разные   точки зрения. Талант (от греч. talanton – вес, мера, затем – уровень способностей)   другими одними   психологами   отождествляется   с   одарённостью, рассматривается как высокий уровень развития способностей, прежде всего   В   издании   «Творчество…»   (2008, специальных. отождествляется с гениальностью, а не с одарённостью.    с.   125)   талант Есть учёные, которые талант понимают как реализованную одарённость, а последняя проявляется  лишь как природная предпосылка  таланта. А. В. Либин (2000) различает одарённость, талант и гениальность. Вот что он пишет по   этому   поводу:   «Наиболее   разработанной   представляется   область дифференциально­психологического   анализа   феномена   креативности, компонентами   иерархической   организации   которого   являются   конструкты одарённости, таланта и гениальности» (табл. 6.1). «Хотя все уровни триады «одарённость   –   талантливость   –   гениальность»   имеют   отношение   как   к способностям, так и к индивидуальности в целом, – пишет А. В. Либин, – 10 сложилась определённая традиция в изучении каждого из компонентов» [5, c. 41]. 3. Развитие и стимуляция творческой личности. Как уже упоминалось  ранее, развитие творческой личности –  это  не простая задача для взрослых, которые занимаются воспитанием ребёнка, с определёнными творческими наклонностями.  Очень важно знать, какие факторы вносят ограничения в развитие таких личностей, чтобы избежать их воздействия, или снизить их воздействие на ребёнка. Так же важно для взрослого педагога, как родителя или опекуна, так и педагога,   работающего   над   интеллектуальным,   физическим   и   творческим развитием, получить навык развития в идентифицированной как творческая личностей. Есть определённые критерии и техники, способы подхода к таким детям.  3.1. Факторы, затрудняющие творческий процесс. Берельсон  и   Стейнер  (Berelson, Steiner, 1964)   в  качестве   трудностей поиска решения отмечали следующее.  Поиск  решения   затруднен,  когда  проблема   требует   рассмотреть  что­ либо хорошо известное в совершенно новом, не принятом до сих пор аспекте. Привычный  подход  блокирует   путь  к   другим  подходам,  увеличивает   шанс «проглядеть» возможное решение проблемы.  11 Прочно укоренившееся решение, к которому пришли в одной ситуации, затрудняет,   а   то   и   вовсе   исключает   новое   решение,   соответствующее требованиям другой ситуации. Правильное решение проблемы задерживается или   становится   невозможным   в   результате   того,   что   человек   неосознанно принимает   ошибочную   предпосылку   о   якобы   существующем   внутреннем ограничении рамок возможных решений.  А. Маслоу (2003) тоже выделил ряд барьеров, блокирующих творчество в личностном плане:  •  конформизм – желание быть похожим на других; страх высказывать собственное   мнение,   выглядеть   смешным,   соглашательство;   •   внешняя   и внутренняя   цензура   –   сознательное   или   бессознательное   подавление нетрадиционных, необычных мыслей вследствие доминирования в личности суперэго [1]; •    ригидность  мышления – стереотипность  мыслей,  привычка  решать типовые задачи стандартным способом, что может быть результатом обучения в школе [5, c. 53]; •   импульсивность   мысли   –   желание   найти   ответ   немедленно, непродуманные,   неадекватные   решения,   которые   возникают   при   сильной мотивации [5, c. 56]; •  познавательный эгоцентризм – неспособность перейти от одной точки зрения к другой, менять познавательную перспективу [3, c. 243]. Л. Б. Ермолаева­Томина (1975) к факторам, затрудняющим творческий подход   к   решению   проблем,   отнесла   ошибочные   стратегии:   предпочтение существующего   положения,   ожидание   случайного   озарения   идеей,   поиск оригинального   решения   ради   оригинальности,   безразличие   к   общественно значимым целям, приспособление к окружающему миру, а не стремление к его изменению [5, c 67]. 12 4. Методы стимуляции творческого мышления. Как уже говорилось выше, креативность это не особая характеристика познавательных   процессов,   а   одна   из   самых   глубоких   характеристик личности. Личность же нельзя "сформировать", а можно только воспитать. Воспитание,   в   свою   очередь,   не   может   быть   ни   чем   иным,   как   созданием условий для самовоспитания личности [1]. Существует множество методик раннего развития детей, каждая из которых в чем­то права, а какие­то важные факторы развития упускает, делая крен лишь в одну сторону. Однако можно выделить несколько особо удачных, на наш взгляд, принципов.  Важно   создать   для   ребёнка   среду,   в   которой   он   мог   бы совершенствовать   своё   физическое   состояние   (по   совету   Никитиных   дома малыш должен находиться в лёгкой спортивной одежде и иметь возможность при   первом   желании   позаниматься   на   спортивных   снарядах),   формировать моторные  и   сенсорные   навыки,  приобретать  знания  на   собственном   опыте  («эксперименты»   детей   с   водой,   крупами   и   проч.   по   системе   Марии Монтессори). Лучшие преподаватели для малыша – его родители, искренне играющие с ребёнком и интересующиеся его развитием. Обучение – это игра, которую надо прекращать раньше, чем ребёнок устанет. Любознательность поддерживается   быстротой   и   новизной.   Учебный   материал   должен   быть максимально жизненным и привлекательным. Ни в коем случае не следует проверять малыша, вставать в положение «учитель­ученик». Малыш обязательно сам себя проявит. Важно помнить, что обучение конкретному навыку (чтению, письму, музыке) – не самоцель, а лишь средство   для   общего   гармоничного   развития   ребенка;   лишь   путь,   чтобы 13 ребёнок   вырос   достойным   и   благородным   человеком,   способным   ценить красоту и гармонию. Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения, с точки зрения развития творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять интуицию ученика. Часто встречаются педагогические   ситуации,   когда   учащийся,   высказывающий   догадку   или предположение,   получает порицание от   преподавателя   за   то,   что не   может логически обосновать их. Проверка интуиции логикой необходима, но это уже следующий   этап   творческого   акта.   Если   не   будет   первого,   то   не   будет   и второго. Учащегося следует поощрять за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи [6]. Вторая   рекомендация   состоит   в   формировании   у учащегося уверенности   в   своих   силах,   веры   в   свою   способность   решить задачу. Тот, кто не верит в себя, уже обречён на неуспех. Разумеется, эта вера должна   быть   обоснованной,   но   важно   понять,   что   переоценка   своих возможностей учащимся менее опасна, чем недооценка [1]. В   процессе   обучения   желательно   в   максимальной   степени   опираться на положительные   эмоции   (удивления,   радости,   симпатии,   переживание успеха   и   т.п.). Отрицательные   эмоции   подавляют   проявления   творческого мышления. Необходимо   всемерно   стимулировать   стремление   учащегося   к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший   действовать   самостоятельно,   брать   на   себя   ответственность   за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности [4]. Следует   в   довольно   широких   пределах   поощрять   склонность к рискованному поведению. Исследования показывают, что склонность к риску — одна из фундаментальных черт творческой деятельности. 14 Важнейшая   задача  —  не   допускать   формирования   конформного мышления,   бороться   с   соглашательством   и   ориентацией   на   мнение большинства. Преподаватель   может   позволить   себе   создать   искусственную педагогическую   ситуацию,   в   которой   студент,   демонстрирующий   слишком высокий   уровень   конформизма,   попадает   в   неловкое   положение:   бездумно поддержав   заведомо   абсурдную   точку   зрения   только   потому,   что   за   нее высказались   большинство   других   участников   дискуссии.   Разумеется,   здесь необходимы чувство меры и такт, чтобы не унизить "конформиста" [6]. Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с "выдаванием" выдумки за истину. Формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их. В этом могут помочь специальные задачи из психологического   практикума,   содержащие   противоречия   в   картинках, рассказах и т.п. При этом само противоречие, даже формально­логическое, отнюдь   не   должно   отождествляться   с   ошибкой,   которую   просто   надо исправить.   Основная   роль   противоречий   в   мыслительной   деятельности состоит в их способности служить источником новых вопросов и гипотез [2]. Чаще использовать в обучении задачи так называемого открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение, которое остается только найти или угадать. Сама по себе тренировка в продуцировании возможных решений (гипотез)   существенно   повышает   показатели   беглости,   гибкости   и оригинальности мышления [5]. Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку   на   самостоятельное   или   с   помощью   преподавателя   открытие нового   знания,   усиливает   веру   учащегося   в   свою   способность   к   таким открытиям [2]. 15 Весьма   полезным   для   развития   творческого   мышления является обучение   специальным   эвристическим   приемам   решения задач различного типа. Важнейшим   условием   развития   творчества   студентов   является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь   в   ситуации,   когда   решается   задача,   ответа   на   которую   не   знает   ни студент, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему. Всячески поощрять стремление человека любого возраста быть самим собой,   умение   слушать   своё   "Я"   и   действовать   в   соответствии   с   его "советами". Для   этого   на   всех   этапах   обучения   преподаватель   должен   не просто   декларировать   своё   уважение   к   личности   ученика,   но   и   реально чувствовать, переживать непреходящую и ни с чем не сравнимую ценность каждой живой личности. Одна   особенность   способностей   имеет   большое   значение   для педагогики.   В   развитии   каждой   частной   или   специальной   способности существует период, когда он может протекать наиболее быстро и успешно. Эти периоды называются сенситивными. 16 Заключение. Адекватная   и   своевременная   оценка   возможностей   ребёнка, своевременная   идентификация   индивидуума,   как   творческой   личности   и грамотный   индивидуальный   подход   к   воспитанию   ребёнка   имеет   ключевое значение в становлении и социализации личности.  Основная   задача   любого   педагога   найти   индивидуальный   подход   к каждому   ребёнку.   Максимально   развить   сильные   стороны   воспитанника   и научить его абстрагироваться от сторон его личности, которые не достаточно развиты.  Правильная   постановка   педагогической   программы   может   сыграть существенную   роль   в   дальнейшей   жизни   одарённой   творческими способностями личности. Проблема социализации и адаптации к жизненным ситуациям,   развитие   и   дальнейшие   успехи   в   творческой   деятельности   и многое  другое  может  быть  достигнуто  или  адаптировано путём  внедрения профессионального педагогического подхода.  Проблема творческого мышления имеет долгую и спорную историю, и породила много дискуссий. Она привлекала внимание мыслителей всех эпох развития  мировой  культуры.  История  её  изучения насчитывает  более  двух тысяч   лет.   О   глубоком   интересе   к   этому   предмету   можно   судить   по уходящему «вглубь веков» стремлению создать «теорию творчества», вернее, по   многократным   попыткам   её   построения.   Попытки   эти   не   были   строго научным   воспроизведением   законов   объективной   действительности,   не представляли собой логически завершённой системы знаний. В большинстве случаев они охватывали, описывали действительность на уровне поверхности явлений.   Вечность   этой   проблемы   заключается   в   самом   динамизме становления   реальных   человеческих   способностей,   в   их   бесконечно многообразных   формированиях,   проявлениях   и   применении.   Отсюда 17 творчество   должно   рассматриваться   как   составная   часть   комплексных социально­экономических и духовных проблем общественного развития. Вследствие   всего   этого   становится   очевидной   необходимость   поиска средств,   позволяющих   развивать   творческое   мышление   –   способность, которой, пусть в разной степени, обладает каждый человек. 18 Список литературы. 1. Альтшуллер Г. С. К истории курса по РТВ. 1982. – 306 с. 2. Альтшуллер   Г.С.,  Селюцкий   А.Б.   Крылья   для   Икара.  – Петрозаводск: Карелия, 1980. – 534 с. 3. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск, 1994, –  489 с. 4. Дружинин В.Н.  Психология общих способностей  – СПб.: Питер Ком, 1999. (Серия «Мастера психологии»). – 634 с. 5. Ильин   Е.П.   «Психология   творчества   креативности одарённости», 1983. 250 с. 6. Терелянская   И.В. Психологическое   сопровождение   развития творческой   конкурентоспособности   личности   студента   в образовательном процессе ВУЗа: Автореферат диссертации на соискание ученой   степени   кандидата   психологических   наук.  –   Нижний   Новгород   – 2012. – 25 с. 19

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности

Предпосылки развития творческой личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2018