«Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы»
Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
классное руководство +2
Взрослым
01.05.2018
Дисграфия-это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задач и характера письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы»
Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся .docx
«Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных
классов общеобразовательной школы»
Я не знаю, что делать с ним! Такие ошибки... Просто смешно. Слова переставляет, буквы
путает, пропускает. Даже под ударением не то пишет. Все изза невнимательности. И
ругала уже, и наказывала... Учительница говорит нарушение письма. Так говорит одна из
родителей. Пока мальчику повезло в одном учительница быстро разобралась и направила
его к специалисту.
Так что же это такое нарушение письма и чтения? Почему они происходят? Как
проявляются? Как учителю вовремя помочь ребенку?
Дисграфияэто частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо
представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В
нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный,
зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная
взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура этого процесса зависит от этапа
овладения навыком, задач и характера письма. Письмо тесно связано с процессом устной
речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.
Процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе
всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет
обеспечено успешное овладение письменной речью.
Какие же причины лежат в основе тех нарушений, с которыми чаще всего сталкиваются
учителя в школе?
Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень
сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии
фонематического восприятия, лексикограмматических сторон, звукопроизношения на
разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.
Имеет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность
мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения
коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать
примерно те же трудности, что и родители в школе.
Бывает, когда нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием в семье. В
последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие
вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более
актуальной.
Так источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное
формирование процесса латерализации (установление доминантной роли одного из
больших полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения грамоте у ребенка
должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль
над многими видами деятельности.
Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах,
обеспечивающих пространственное и временное воспитание.
В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие
недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: "Еле языком ворочает...", их
называют "мямлями". Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при
недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные
реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.
Мы коротко обговорили механизмы и причины возникновения дислексии и дисграфии для
того, чтобы учитель имел необходимые представления об этих нарушениях.
Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать
нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель первый человек,
который может забить тревогу.
Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и
дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и
письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от
случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления,
невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение.
Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель
должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо помнить, что эти
знания дают учителю возможность только вовремя обратить внимание на проблемы
ребенка, посоветовать родителям обратиться к логопеду, но ни в коем случае не дают
право самостоятельно делать заключение, тем самым подвергая и ребенка, и родителей
лишнему беспокойству, вполне возможно и необоснованному.
«Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы»
«Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.