Преемственность дошкольного и начального звеньев, как условие формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников
Оценка 5

Преемственность дошкольного и начального звеньев, как условие формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Оценка 5
Документация
pdf
другое
Взрослым
30.01.2020
Преемственность дошкольного и начального звеньев, как условие формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников
в сатье проанализированы проблемы, которые испытывают дошкольники при переходе с дошкольной ступени в школу
СТАТЬЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УУД.pdf

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа с. Северный

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАТЬЯ

 

Преемственность дошкольного и начального звеньев,  как условие формирования познавательных 

универсальных учебных действий младших школьников

 

 

 

 

Авторы:

Красноперова Татьяна Владимировна  воспитатель МБОУ НОШ с. Северный

Сарапульского района Удмуртской Республики

Носкова Татьяна Викторовна

старший воспитатель МБОУ НОШ с. Северный Сарапульского района Удмуртской Республики «Школьное обучение никогда  не начинается с пустого места,  а всегда опирается на 

определенную стадию развития,  проделанную ребенком». Л.С. Выготский

На современном этапе, с введением ФГОС, произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать новое, опираясь на имеющиеся знания. 

 Новые взгляды на обучение, воспитание и развитие детей, обозначенные во ФГОС, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы универсальные предпосылки учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования.

Большое преимущество в обеспечении преемственности имеют условия, в которых организовано образовательное пространство. Наша начальная школа в своей структуре имеет дошкольное подразделения. Дети, начиная посещать образовательную организацию, уже с первых дней  знакомятся  образовательной средой, где  проходит их деятельность сначала в детском саду, затем начальной школе. Большим преимуществом при переходе из детского сада в школу является то, что организованная детсадовская группа почти в полном составе переходит в первый класс школы. Следовательно, многие вопросы адаптации ребенка к новой ситуации школьника не возникают  ни у детей, ни у их родителей. Дети легко и быстро осваивают школьные требования, ориентируются в условиях класса, взаимодействуют как с детьми своей группы, так и другими сверстниками. Данная образовательная ситуация, позволяет использовать преимущество в организации преемственности Стандартов ДО  и НОО.  

В принципе казалось, не должно быть проблем при переходе детей из детского сада в начальную школу. О чем свидетельствуют показатели освоения образовательной программы дошкольного образования у выпускников, они достаточно высокие. 

76,4 % детей имеют высокий уровень освоения программы, 23,6% - средний уровень, детей, не освоивших программу нет.

Однако, опрос учителей нашей начальной школы показал, что на начальном этапе обучения в школе в области познавательного развития у выпускников детского сада недостаточно сформированы предпосылки познавательных универсальных учебных действий, которые проявляются в том, что:

-                     у 23% первоклассников не достаточно сформировано смысловое восприятие познавательного текста;

-                     35% первоклассников испытывают трудности в понимании информации в знаково – символической форме, кодировании информации;

-                     38% детей не умеют на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий;

-                     у 29% детей вызывают трудности задания, требующие работы творческого продуктивного мышления: абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии.

-                     у 27% детей не сформированы навыки самоконтроля и саморегуляции.

По-мнению учителей, программа детского сада не отвечает стартовым требованиям школьной программы, дошкольники не справляются в полной мере с учебным материалом в силу несформированности  у них вышеперечисленных умений.

По - нашему мнению,  это связано, в первую очередь с минимизацией содержательных связей образовательных программ дошкольного и начального общего образования: целевые ориентиры стандарта дошкольного образования «упрощены» и «обобщены», что не дает возможности составления модели выпускника, отражающей конкретные характеристики и  не позволяет быть  «платформой» для успешного обучения ребенка в школе. Например, в целевых ориентирах сказано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок «интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей…», а начав обучение в начальной школе, он должен «уметь устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений». При детальном анализе, таких примеров можно найти достаточно много. Таки образом, большинство детей не могут соответствовать высоко-заданной планке школьных требований, в силу своей неготовности в умении свободно действовать с знаково-символической форме, кодировании информации, выполнять задания, требующие работы творческого продуктивного мышления в силу возрастных особенностей. Большую проблему создают сами воспитатели детского сада и учителя начальной школы своей рассогласованностью в деятельности, что выражается в недальновидном нежелании согласовывать методы и приемы работы с детьми. Педагоги считают, что у них есть Программа, сформулированные задачи, определены методы и приемы, позволяющие решить эти задачи, и они добросовестно их решают,  и именно отсутствие «подгонки» и установления соответствия между моделью выпускника детского сада и моделью первоклассника. 

Еще одна проблема заключается в том, что при поступлении в начальную школу к ребенку изменяются требования,  стиль общения с ним – все это связано с учебной ситуацией. В этой ситуации нельзя не учитывать, что данный образовательный период является кризисным. Если в детском саду мы помогаем детям контролировать и регулировать собственное поведение, то в начальной школе от ребенка требуется, в первую очередь, самостоятельности в соблюдении правил, ответственности, умений в самоорганизации. 

Приходя в школу, ребенок попадает в специально организованное для него образовательное пространство, состоящее из новых объектов, зрительных образов, видов деятельности и общения. Все это создается педагогом для того, чтобы лучше научить. Но для начала нужно, чтобы ребенок был готов учиться так, как предлагает ему учитель. Учебные ситуации необходимо выстраивать на основе тех умений и психических процессов, которые уже развиты у ученика хотя бы на первоначальном уровне. 

С этой целью учителем первого класса используется программа педагогической диагностики и оценки стартовой готовности ребенка к успешному обучению в начальной школе «Школьный старт». Диагностика проводится на третьей-четвертой неделе обучения детей в школе. Ее цель - определить уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО. Результаты диагностики позволяют педагогу не только скорректировать формы и методы обучения класса в целом с учетом уровня готовности по отдельным блокам умений, оказать поддержку каждому ученику, учитывая его индивидуальные особенности, но и «настроить» процесс обучения класса в целом.

Важно отметить, что обучение на ступени дошкольного образования часто не обеспечивает достаточной готовности к самоорганизации и целенаправленному включению ребенка в учебную деятельность, что снижает его познавательную активность, мотивацию на учебно-познавательную деятельность. 

Анализ образовательной ситуации, ориентированной на преемственность деятельности детей  в детском саду и начальной школе позволил рассмотреть ресурсы, которые могут быть использованы для развития у детей дошкольного возраста предпосылок к формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Для того чтобы согласовать требования к методам, приемам, формам организации детей и создавать условия для развития познавательных универсальных учебных действий, в нашем образовательном учреждении и в школе, и в детском саду используются программы, разработанные на основе методологии системы развивающего обучения: «Радуга»- программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада - научный руководитель Е.В. Соловьева, программа начального общего образования по системе Л.В. Занкова, которые соответствуют ФГОС. Связь данных программ в едином методологическом подходе, который прослеживается: в ориентации на системно-деятельностный и культурно-исторический подходы, ориентации на зону ближайшего развития ребенка; понятии об универсальных учебных действиях. 

Таким образом, анализ ситуации изучения преемственности в формировании у детей познавательных универсальных учебных действий позволил нам определить перспективы 

В детском саду для формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий педагоги используют активные методы обучения, которые открывают возможности для познания и позитивной социализации детей, способствуют развитию инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности, и что немаловажно, педагоги развивают у детей активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности детей в процессе получения и усвоения знаний. 

Разнообразные формы и методы организации детской деятельности в детском саду направлены на создание  проблемных ситуаций,  в процессе которых детям предлагается найти один или несколько выходов их проблемной ситуации, что развивает у детей дивергентное мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, при выяснении причины создавшейся проблемной ситуации. Например, детям предлагается решить проблему одним или несколькими способами «Как полить цветы без лейки», «Котята убежали из дома и заблудились в лесу, как им устроиться на ночлег безопаснее», здесь же можно сделать акцент на правила безопасного поведения, «Во что можно собрать грибы в лесу без корзинки», параллельно закрепляя знания о съедобных и ядовитых грибах и правила поведения в лесу. Часто проблемные ситуации берутся из знакомых детям сказок «Как козляткам не пустить волка в дом?», «Как Маше не заблудиться в лесу?», а также из стихотворений А. Барто, любимых нашими детьми: «Как бычку пройти по доске и не упасть?», «Как зайке не промокнуть под дождем?», «Как девочке быстро найти козленка в саду?». В процессе этой деятельности у детей формируются предпосылки творческого и продуктивного мышления, дети учатся находить нестандартные решения возникшей проблемы, устанавливать причинно-следственные связи, что является необходимым для формирования познавательных универсальных учебных действий и успешного начала в школьном обучении.  

 Педагоги ведут эвристические (поисковые) беседы, которые включаются в ситуацию общения, в организованную образовательную деятельность или в круг детского чтения. Ведение с детьми эвристической беседы способствует  формированию у детей  умения следить за ходом рассуждения; анализировать прочитанный текст, развиваем воображение, способность концентрировать внимание; и заодно активизировать словарный запас детей. Содержание беседы строится в зависимости от того, дали дети правильный ответ или нет. Если дети затрудняются, используем разные приемы дополнительных подсказок. Эвристические беседы в детском саду чаще бывают этические и познавательные. В ходе беседы педагог использует вопросы, характерные для эвристической беседы: «Можешь ли ты привести пример?», «Можешь что-то добавить?», «Почему ты так сказал?», «Как ты думаешь?» «Кто не согласен и хочет высказаться?», «Как мы можем это проверить?» и т.п.

Например, эвристическая беседа педагога с детьми во время прогулки. Обратив внимание детей, что на участке детского сада растут одуванчики в разном состоянии (распустившиеся, полураспустившиеся и  в  стадии бутона): начинает беседу с детьми:

-           Посмотрите на наш участок, как вы думаете, отчего он стал таким красивым?

-           Почему этот желтый цветок назвали таким словом – одуванчик?

-           Вы заметили, что на нашем участке есть одуванчики только с бутончиками, есть цветущие, а есть уже с зонтиками семян? Почему так?

-           Так почему же на открытом месте у одуванчика уже образуются семена, а за песочницей и под елью — еще только бутоны?

В процессе приведенной в качестве примера эвристической беседы дети учатся выделять признаки и характерные действия объекта; с помощью взрослого систематизировать полученную информацию, делать выводы, что в свою очередь при обучении в начальной школе поможет детям успешно выполнять задания, требующие умения «анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков», «устанавливать причинно-следственные связи».

Педагоги активно  проводят фронтальные эксперименты, опыты.  Во время фронтальных опытов и экспериментов объект опыта находится в руках у ребенка, что  индивидуализирует процесс обучения и реализует заложенную в детях потребность к деятельности. Например, при проведении опыта ― Куда делись чернила?‖ у каждого ребенка есть индивидуальный набор необходимых предметов для проведения опыта. Детям предлагается в стакан с водой капнуть чернила, туда же положить таблетку активированного угля. Дети с удивление замечают, что вода посветлела на глазах (уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя). Чем важна данная деятельность для дальнейшего обучения в школе, какие задатки познавательных универсальных учебных действий формирует? Кроме развития познавательной активности, дети приобретают умения анализировать, делать выводы, запоминать и принимать поставленную задачу, что способствует формированию  в процессе школьного обучения таких познавательных универсальных учебных действий, как умения «принимать и сохранять учебную задачу, анализировать изучаемые объекты, проводить сравнение, соблюдать последовательность производимых действий»

Весьма эффективно включение детей в театрализованное инсценирование с импровизацией. В театрализованной импровизации, которая включается как в организованную, так и в свободную образовательную деятельность, принимают участие дети и взрослые. Темы педагог берет разнообразные: по безопасному поведению, по нравственным нормам, познавательного характера. Инсценируя отрывок из знакомой сказки, например, «Волк и семеро козлят» дети с помощью взрослого или самостоятельно приходят к выводу, что общаться с незнакомыми людьми опасно. Вместе с детьми важно сделать заключение о том, как нужно поступать в той или иной ситуации, и почему.

Включение данного метода в деятельность детей способствует эмоциональному развитию детей, формирует умение комбинировать образы, развивает творческое воображение, склонности к изобретательности, большое воздействие происходит на коммуникативные умения (договариваться, формируется связная, грамматически правильная, интонационно выразительная речь), личностные качества (решительность, волевые черты - подчинять свои желания общему решению), что является основой в формировании таких познавательных универсальных учебных действий как «понимание фактического содержания текста, анализировать изучаемые факты языка, с выделением их отличительных признаков, умение смыслового восприятия текста».

Одним из активных методов обучения, который получил широкое признание педагогической общественности  является метод проекта . Темы проектов определяются кругом интересов детей и  Основной образовательной программой дошкольного образования МБОУ НОШ с. Северный.  Дети с помощью воспитателя и родителей собирают информацию, анализируют, делятся мнениями, выдвигают гипотезы, делают выводы. Для достижения поставленной цели, перед началом работы над проектом, необходимо чтобы у детей был стимул, заинтересованность. Это значит, будет и активность, и познавательный интерес, и положительный результат. Результатом совместного труда стал проект «Звезда Победы», который включал мини-проекты пяти возрастных групп. Дети средней группы совместно с педагогом и родителями  работали над проектом «Моя семья в истории войны». Родители с детьми, на основе материалов из семейных архивов, создали буклеты и книжки – малышки о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Тема проекта детей старшей группы - «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны». В ходе работы над проектом дети смогли найти родственников, ветеранов Великой Отечественной войны, живших на территории села Северный. С помощью взрослых дети оформили альбом рассказов о ветеранах, посетили их места работы, провели экскурсии к домам, где когда-то жили ветераны.  «Города-герои» - это тема проекта разновозрастной группы, которую посещают дети 5-7 лет. Дети с педагогом не только нашли материал обо всех городах – героях, но и оформили стенд, с информацией об этих городах, сделали открытки, а все, что узнали сами,  рассказали детям из других групп.  Проект еще одной старшей группы -

«Памятники героям – землякам на моей малой Родине» побудил детей провести исследовательскую работу, в результате которой ими был создан альбом «Памятники героям-землякам в городе Сарапуле и Сарапульском районе». Альбом содержит фотографии всех памятников участникам Великой Отечественной войны, годы их установления и краткую информацию о памятниках. «Награды героев» - так назывался проект подготовительной группы. В ходе реализации проекта дети собрали целую коллекцию боевых наград, которые имелись в архивах их семей. Истории из жизни владельцев наград, а также история рождения наград, как и все остальные проекты, были представлены на презентации проекта, на Республиканском конкурсе проектов «Растим патриотов России», где дети стали призерами и заняли 3 место. В данном случае, дети с помощью таких активных методов обучения, как метод проектов, фронтальные эксперименты и опыты,  работали в команде, осуществляли совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивали свои позиции, обосновывали собственное мнение и принимали ответственность за себя и команду. 

Все эти умения являются фундаментальными для формирования таким познавательных универсальных учебных действий как умение «осуществлять поиск нужной информации, анализировать изучаемые факты, обобщать их, выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление), задавать вопросы, проявлять интерес к происходящим событиям».

В условиях инновационной работы, мы являемся инновационной площадкой РАО по теме: «Современные технологии эффективной социализации в ДОУ и школе: проектирование модели взаимодействия», особую миссию по формированию у детей дошкольного возраста саморегуляции и самоконтроля мы возлагается на современные технологии эффективной социализации. 

В рамках освоения технологии эффективной социализации мы проводятся дошкольношкольные свободные и тематические клубные часы, акции, организуем волонтерство, где волонтерами выступают дети старшего возраста. Они  осуществляют волонтерскую помощь, как младшим, так и старшим дошкольникам, пожилым людям, труженикам тыла и детям войны. Разновозрастные волонтерские отряды принимают активное участие в социальных акциях, направленных на адресную помощь: «Ветеран живет рядом», «Доброе дело», на благоустройство территории села и школы: «Чистое село», «Благоустройство памятников», «Цветущая школа», «Родник». 

С внедрением современных технологий эффективной социализации педагоги отмечают позитивные перемены в поведении детей. Дети более ответственно относятся к выполнению порученных дел, контролируют свое поведение во время проведения клубных часов, подчиняют его установленным правилам, становятся более отзывчивыми на  полезные и добрые дела, откликаются на просьбу о помощи, активно включаются в работу волонтерских отрядов. Здесь можно констатировать, что технологии эффективной социализации способствуют развитию у детей саморегуляции и самоконтроля, самостоятельности и инициативности, то есть качествам, являющимися основой в формировании познавательных универсальных учебных действий, таких как « на основе полученной информации принимать практические решения, под руководством педагога  ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи». 

Таким образом, необходимо начинать формирование вышеназванных умений на ступени дошкольного образования, так как они служат основой для формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе, и чем качественнее они будут сформированы, тем успешнее будет обучение детей в первом классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, интернет-ресурс: https://fgos.su/noo/ 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: интернет –ресурс: https://fgos.ru/

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа с

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа с

Большое преимущество в обеспечении преемственности имеют условия, в которых организовано образовательное пространство

Большое преимущество в обеспечении преемственности имеют условия, в которых организовано образовательное пространство

При детальном анализе, таких примеров можно найти достаточно много

При детальном анализе, таких примеров можно найти достаточно много

Для того чтобы согласовать требования к методам, приемам, формам организации детей и создавать условия для развития познавательных универсальных учебных действий, в нашем образовательном учреждении и…

Для того чтобы согласовать требования к методам, приемам, формам организации детей и создавать условия для развития познавательных универсальных учебных действий, в нашем образовательном учреждении и…

Содержание беседы строится в зависимости от того, дали дети правильный ответ или нет

Содержание беседы строится в зависимости от того, дали дети правильный ответ или нет

Темы педагог берет разнообразные: по безопасному поведению, по нравственным нормам, познавательного характера

Темы педагог берет разнообразные: по безопасному поведению, по нравственным нормам, познавательного характера

Республиканском конкурсе проектов «Растим патриотов

Республиканском конкурсе проектов «Растим патриотов

Преемственность дошкольного и начального звеньев, как условие формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Преемственность дошкольного и начального звеньев, как условие формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Литература 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, интернет-ресурс: https://fgos

Литература 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, интернет-ресурс: https://fgos
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020