Преемственность обучения в системе естественно-научного образования по ФГОС
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
биология
5 кл
11.01.2018
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИ ПРОГРАММЫ
учащиеся приобретут знания:
- о разных видах исследовательских работ; требованиях к их выполнению и защите; по предметам естественно-научного цикла через интеграцию содержания.
Личностные УУД:
- Ценить и принимать базовые ценности.
- Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
- Понимать смысл и цель самообразования.
- Давать нравственно-этические оценки.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в литературе: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
- Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
- отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
- Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
- Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
- Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
- Составлять сложный план текста.
- Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные УУД:
- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
- Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
- Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
- Понимать точку зрения другого
- Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
- Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
- Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Ученик научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контр пример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
Ростовская область Кашарский район х.docx
Ростовская область Кашарский район х.Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Талловеровская СОШ
Приказ от _______________№_______
Подпись руководителя _____________
Печать /Переверзева Н.Н/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности: «Академия естественных наук»
естественнонаучного направления
основного общего образования
5 класс
Количество часов: 35ч (1ч в неделю)
Учитель: Никулина Е.В.
Программа разработана на основе «Примерные программы внеурочной
деятельности»/Просвещение/2014 г., а также на основе программ реализуемой
образовательным учреждением в рамках ФГОС. Программа составлена с учетом
требований ФГОС ООО. 1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИ ПРОГРАММЫ
учащиеся приобретут знания:
о разных видах исследовательских работ; требованиях к их выполнению и защите;
по предметам естественнонаучного цикла через интеграцию содержания.
Личностные УУД:
Ценить и принимать базовые ценности.
Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
Понимать смысл и цель самообразования.
Давать нравственноэтические оценки.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в литературе: определять умения, которые будут сформированы на
основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою
работу по изучению незнакомого материала.
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для
изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей,
энциклопедий, справочников, электронные диски.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари,
энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,
представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Составлять сложный план текста.
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные УУД:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на
события, поступки.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных
речевых ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научнопопулярных
книг, понимать прочитанное.
2 Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
(задачи).
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать
свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и
договариваться с людьми иных позиций.
Понимать точку зрения другого
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Предвидеть последствия коллективных решений.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его
выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу,
ИКТ, инструменты и приборы.
Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Ученик научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя
оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного
исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из
исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация,
доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение,
контр пример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение
алгоритма;
• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка
проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование
математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости
модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое
описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
3 • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям,
мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных
суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Ученик получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и
социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических
возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как абстрагирование от
привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение
мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного
(типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать
новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта.
2.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Понятие гидросферы – 24 часа.
Воды океанов, морей, озер, рек, ручьев, прудов, болот, подземные воды,
ледники. Нахождение в природе. Физические свойства воды. Состав и строение
молекулы. Получение в лаборатории. Цвет, форма, запах, агрегатные состояния,
фазовые переходы. Роль воды в организме живых существ. Экспериментальное
изучение основного физического свойства воды. Введение понятия раствор,
взвесь. Значение растворов в природе и жизни человека.
Изучение берега озера, регистрация уровня воды в озере, изучение качества воды
в реке Мечётная. Главные объекты изучения на комплексной экскурсии по
изучению водных источников являются, река Мечётная, Пономарёвское
водохранилище.
4 Вода как среда обитания живых организмов. Химический состав воды,
физические свойства воды, роль воды в жизни растений и животных.
Практические занятия: изучение берега реки, регистрация уровня воды в озере,
изучение качества воды в реке Мечётная.
Экскурсия: Пономарёвское водохранилище.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Умение различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе
их существенных признаков, составлять таблицы
Формировать у учащихся представления о свойствах воды: цвет, форма, запах;
трех агрегатных состояниях воды,
о выталкивающей силе.
Изучить работу пара, основаную на свойстве воды при нагревании расширяться,
при охлаждении сжиматься.
Формировать знания об использовании свойств воды в жизни человека.
2. Мир вокруг нас
Химический состав воды, физические свойства воды, роль воды в жизни
растений и животных
Что такое атмосфера?
Что такое литосфера?
Современные представления о Вселенной.
Солнечная система.
Форма организации: Круглый стол; Викторина; Мини исследование; Полевые
практики; Экскурсия ; Заочное путешествие. Проектная работа.
1
2
3
индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий, лабораторных опытов).
парная (выполнение более сложных практических работ).
Коллективная (обсуждение проблем, возникающих в ходе занятий, просмотр
демонстраций химических опытов).
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
Умение различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе
их существенных признаков, составлять таблицы
Формировать у учащихся представления о свойствах воды: цвет, форма, запах;
трех агрегатных состояниях воды,
о выталкивающей силе.
Изучить работу пара, основанную на свойстве воды при нагревании
расширяться, при охлаждении сжиматься.
Формировать знания об использовании свойств воды в жизни человека.
Умение ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное
оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных
результатов, оформлять письменный отчет о проделанном эксперименте.
Изучение особенностей воды в пределах населенного пункта, создание профиля
берега озера, описание ландшафта озера, приобщение работать на местности в
полевых условиях
Оформление материалов экскурсии.
5 Разработка системы природоохранных мер, направленных на улучшение
экологической ситуации в районе проведения экскурсии.
Повышение интереса к предмету, энциклопедическое развитие знаний , развитие
чувства взаимопомощи и взаимоподдержки
Развитие интереса школьников к естественным наукам;
расширение знаний учащихся о свойствах и аномалиях воды;
формирование чувств прекрасного и бережного отношения к воде.
Исследовательская и проектная деятельность школьников:
Цели и задачи исследовательской деятельности. Виды исследовательских работ, их
сходства и различия. (Доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, обзор, рецензия, статья,
реферат, проект научный отчет). Основные всероссийские и региональные научно
практические конференции и конкурсы школьников.
Методология исследовательской, проектной работы
Основные понятия исследовательской деятельности: аспект, гипотеза, идея,
категория, концепция, методология, научное познание, теория, факт.
Выбор темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость).
Основы библиотечнобиблиографической грамотности (источник и историография,
оформление ссылок и списка литературы, архивные материалы и периодическая печать,
достоверность, объективность и важность источников и историографии).
Приемы хранения информации (тезисы, аннотация, цитирование, конспект, план).
Роль ИКТ в научно – исследовательской деятельности, алгоритм поиска
информации в Интернете. (Возможности Word для хранения и обработки графической и
текстовой информации).
Практические работы – обоснование актуальности, формулировка целей и задач
исследования; подбор литературы.
Этапы работы над исследованием, проектом
Обоснование темы и составление плана работа с научной литературой и
источниками (подбор, систематизация, прочтение). Работа над содержанием работы и
проведение опытов и экспериментов. Обработка результатов проведенного исследования.
Практическая работа – сбор и систематизация информации, работа над основной
частью работы, обработка результатов).
Структура содержания исследовательской, проектной работ (титульный лист,
оглавление, введение, основная часть, принципы деления на главы (параграфы),
заключение, список использованной литературы и источников).
Правила оформления текста (формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация
страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения)
Практические работы – оформление основной части работы, введения и заключения
работы, списка используемой литературы и источников, редактирование сносок).
Представление результатов
Использование различных технических средств для представления результатов
работы (PowerPointпрезентация работы, таблицы, карты). Культура выступления и
ведения дискуссии.
Подготовка и оформление презентации и доклада
6 Практические работы – подготовка презентации и доклада для конференции.
3.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№
п/п
Раздел, тема курса
Понятие гидросферы.
1
2
Понятие гидросферы.
Воды океанов, морей, озер, рек.
Воды ручьев, прудов, болот, подземные воды,
ледники.
Химический состав воды
7
Кол
во
часов
дата
по
план
у
факт
1
1
01.09
01.09
08.09
08.09 3
4
5
Химический состав воды. Нахождение в природе.
Физические свойства воды.
Состав и строение молекулы. Получение в
лаборатории.
Свойства воды.
67
8
Свойства воды. Цвет, форма, запах, агрегатные
состояния, фазовые переходы.
Цвет, форма, запах, агрегатные состояния, фазовые
переходы
Вода в живых организмах.
9
10
11
Вода в живых организмах. Роль воды в организме
живых существ.
Проектная работа. Роль воды в организме живых
существ.
Проектная работа. Роль воды в организме живых
существ.
Водарастворитель.
Экспериментальное изучение основного физического
свойства воды.
Введение понятия раствор, взвесь.
Значение растворов в природе и жизни человека.
12
13
14
15
Исследование реки своего населенного пункта
16
17
18
Исследование реки своего населенного пункта
Изучение берега Мечётная, регистрация уровня воды,
изучение качества воды в реке.
Очистка воды
19
20
Очистка воды.
Экскурсия по изучению водных источников: река
8
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
15.09
15.09
22.09
22.09
29.09
29.09
06.10
06.10
13.10
13.10
20.10
20.10
27.10
27.10
17.11
17.11
24.11
24.11
01.12
01.12
08.12
08.12
15.12
15.12
22.12
22.12
29.12
29.12
19.01
19.01
26.01
02.02
02.02
02.02
09.02
09.02 Мечётная, Пономарёвское водохранилище
Мировой океан основная часть гидросферы.
21
22
Мировой океан основная часть гидросферы.
Вода как среда обитания живых организмов
Мир вокруг нас
Химический состав воды, физические свойства воды.
Роль воды в жизни растений и животных.
Проектная работа. Роль воды в жизни растений и
животных
Итоговое занятие «Вода, вода кругом вода»
Что такое атмосфера?
Что такое атмосфера?
Что такое литосфера?
Что такое литосфера?
Современные представления о Вселенной.
Солнечная система.
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
2
16.02
16.02
02.03
02.03
09.03
09.03
16.03
16.03
23.03
23.03
06.04
06.04
13.04
13.04
20.04
20.04
27.04
27.04
04.05
04.05
11.05
11.05
18.05
18.05
25.05
25.05
В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Постановление
Правительства РФ от 04.08.2016 г. №756 «О переносе выходных дней в 2017 году»)
произошло уплотнение учебного материала, поэтому данная программа будет
пройдена не за 35 учебных часов, а за 33 учебных часа. Недостаток учебного
времени будет компенсирован путем интеграции тем курса.
9 СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Талловеровская СОШ _____________/Сыроваткина Н.В./
от________201_г №______ подпись
________________________ _____ ________________201__г
подпись руководителя МС дата
10 11
Преемственность обучения в системе естественно-научного образования по ФГОС
Преемственность обучения в системе естественно-научного образования по ФГОС
Преемственность обучения в системе естественно-научного образования по ФГОС
Преемственность обучения в системе естественно-научного образования по ФГОС
Преемственность обучения в системе естественно-научного образования по ФГОС
Преемственность обучения в системе естественно-научного образования по ФГОС
Преемственность обучения в системе естественно-научного образования по ФГОС
Преемственность обучения в системе естественно-научного образования по ФГОС
Преемственность обучения в системе естественно-научного образования по ФГОС
Преемственность обучения в системе естественно-научного образования по ФГОС
Преемственность обучения в системе естественно-научного образования по ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.