В статье содержится материал о приемственности обучения математики при переходе из начальной школы в среднее звено. Описаны на мой взгляд недостатки и причины снижения успеваемости обучающихся, а так же приведены примеры и даны рекомендации по устранению этих недостатков в работе педагогов.
Преемственность в.docx
Преемственность в «обучении» математики
Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из
наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5
м классе – одним из труднейших периодов. Перевод из младшей школы в
среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется
переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому
положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со
сверстниками, с учителями. Учебная и социальная ситуация пятого класса
ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с
начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю
дальнейшую школьную жизнь. Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик
попадает в новый мир. В средней школе коренным образом меняются
условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к
системе классный руководитель – учителяпредметники. Каждый учитель
посвоему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник теряется в
этом мире. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является
адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами,
взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.
В 5м классе количество предметов увеличивается до 812, но самое главное
– учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Причем все
уроки будут вестись в разных кабинетах. Представьте, что у вас – 10
начальников, и каждый из них руководит посвоему, предъявляет свои
требования к вам. Представили? Примерно те же чувства испытывают ваши
ученики. Чтобы этого избежать, необходимо учителямпредметникам
договориться и выдвинуть в начале учебного года единые требования к
пятикласснику.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на
всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях,
администрации школы
Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
сменой социальной обстановки; изменением роли учащегося;
увеличением учебной нагрузки;
изменением режима дня; разностью систем и форм обучения;
нестыковкой программ начальной и основной школы;
различием требований со стороны учителейпредметников;
изменением стиля общения учителей с детьми.
Большим недостатком традиционного обучения в начальной школе, является
то, что программа начальной школы недостаточно учитывает потребности
дальнейшего обучения. Многое из того, чему учат в начальной школе, больше
нигде не используется, а некоторые вещи откровенно мешают дальнейшему
успешному обучению. Приведу пример: Учитель начальной школы тратит
много времени и сил, чтобы дети усвоили правила отыскания неизвестных
компонентов действий. С помощью этих правил решаются уравнения. В пятом
классе по наблюдениям учителей 20% детей очень плохо знают эти правила и
совсем не умеют решать уравнения, около 50% в большинстве случаев
правильно воспроизводят правила , но далеко не всегда видят какое именно
нужно применить в данном случае и, как правило, решают уравнения
«методом подбора», и лишь около 30% учащихся в большинстве, но не во всех
случаях, решают уравнения успешно. А в шестом классе детям предлагается
забыть все эти правила и решать уравнения, прибавляя к обеим частям одно и
то же число, деля уравнение на одно и то же не равное нулю число и т. д. В
психологии отмечается, что овладение негодным приёмом опасно не только
потому, что он мало эффективен, но и потому, что он будет серьёзно мешать
овладению рациональными приёмами в дальнейшем. Детей приходится
переучивать, а это всегда труднее, чем учить. Таким образом, наличие таких
тупиковых тем в курсе математики начальной школы мешает осуществлению
преемственности в обучении, не готовит к обучению в средних классах и не
способствует развитию детей.
Трудности усвоения систематических курсов алгебры и геометрии, которые
начинаются в седьмом классе, также идут из начальной школы. Приведу лишь
один пример. Проанализировав учебники математики начальной школы,
можно заметить, что авторы избегают включения в изложение материала букв и буквенных выражений. Это вытекает из положения о том, что в силу
возрастных особенностей ученикам младших классов практически недоступно
абстрактное мышление. Поэтому в преподавании надо опираться главным
образом на конкретные примеры, согласующиеся с жизненным опытом
ребёнка, наглядные образы и т.д. Буквенные выражения это слишком
абстрактно, то, до чего ребёнок ещё не дорос. Однако неспособность детей
этого возраста к абстрактному мышлению сильно преувеличена: его можно и
нужно развивать. Дети, с начальной школы привыкшие работать с буквами,
понимающие, что вместо буквы в буквенное выражение может быть
подставлено любое число из рассматриваемого множества, несомненно, будут
испытывать гораздо меньше затруднений при изучении алгебры.
Приведу несколько примеров прикладного характера. Операции сложения и
вычитания натуральных чисел дети в начальной школе усваивают достаточно
хорошо. А при изучении десятичных дробей в пятом классе в примерах на
сложение и вычитание самыми распространёнными, долго не изживаемыми
ошибками, являются ошибки при записи в столбик. Дело в том, что при
изучении сложения и вычитания натуральных чисел, учитель, произнося
верные слова о необходимости выполнения сложения и вычитания по
разрядам, в действительности обращает основное внимание на выравнивание
записей, на то, не сдвинуты ли в записях последние цифры каждого из чисел.
Естественно, выполняя рассматриваемые действия, дети тоже думают, прежде
всего, о выравнивании записей, совершенно забывая о разрядах. В начальной
школе это оправдано, так как последняя цифра любого числа всегда стоит в
разряде единиц. Но когда они "дорастают" до сложения и вычитания
десятичных дробей, то пытаются и здесь выравнивать записи.
Подобных примеров можно привести достаточно много. Это и
умножение и деление, алгоритм деления в столбик и многое другое.
Необходимость перестройки и совершенствования начального образования
является одной из актуальных проблем современной школы. Этому вопросу
уделяется много внимания в различных психологопедагогических и
методических изданиях Обучение с самого начала должно быть
систематичным и входить в общую систему непрерывного образования.
Проанализировав “Основные требования к знаниям, умениям и
навыкам обучающихся, обеспечивающие преемственную связь с курсом
математики в 5 классе” (итоговая работа за курс 4 класса) и качество знаний
по итогам входного контроля 5 класс, процент качества знаний в 4 классе составил 67%, а на входном контроле в 5 классе 54%. Можно выделить ряд
распространённых проблем, влияющих на успешность усвоения
пятиклассниками курса математики в основной школе. Приведу, на мой
взгляд, основные:
Выделение дополнительного времени – сверх отведенных 45 минут – на
выполнение письменных проверочных работ, изза чего дети не приучаются
быстро включаться в работу (приходя в 5 класс, ребята, еще не начав писать
контрольную работу, спрашивают: “А можно будет дописать работу после
звонка или после уроков?”).
Стойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при
выполнении домашних или творческих работ (иногда родители, обладая
большим запасом знаний, “забегают” намного вперед).
Пассивность большинства обучающихся в процессе обучения (дети
предпочитают “отсидеться” на уроке тихо, а не активно участвовать в
работе).
Создание у детей учителем и родителями в конце 4го класса
“психологического барьера” – настороженного ожидания трудностей учения в
5м классе.
Недостаточная техника чтения (в особенности – математических текстов,
условий задач), большие проблемы в понимании текста учащимися, неумение
делить текст на смысловые части и анализировать его.
Недостаточная скорость письма (в основной школе темп урока
увеличивается, и дети просто не успевают делать записи в тетрадях).
Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих
детей (порой дочитывая текст задачи до конца, ученик не помнит что в
начале), а так же недостаточная тренированность долговременной памяти
(отсюда “забывчивость”, которая требует постоянного вкрапления элементов
повторения на уроках).
Недостаточные умения устных вычислений (особенно слабое знание
таблицы умножения).
Ошибки в письменном делении многозначных чисел, особенно при
получении нуля в частном. Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже и в однодва
действия) (дети не могут представить себе ситуации, описанные в задачах,
изобразить их на рисунке или схеме).
Недостаточное развитие графических умений.
Недостаточно грамотная математическая речь учащихся (порой слышишь в
ответах действие: плюс или минус, вместо сложения или вычитания).
При изучении школьного курса математики важен основательный, прочный
фундамент, полученный в начальной школе. Поэтому проблему
преемственности в школьном курсе математики нужно рассматривать и с
другой стороны – со стороны учителя, работающего в 5 классе. Учителю
нельзя отказываться от организационных форм, характерных для работы
учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной
деятельности, надо опираться на уже сформированные знания и умения,
имеющийся запас представлений, понимаемых терминов и т.д.. Ведь большая
часть материала, изучаемого в 5 классе, является обобщением и повторением
того материала, с которым ученики пришли из начальной школы. При этом
надо постепенно избавляться от “пережитков прошлого” в соответствии с
повышением уровня образования школьников, с логикой развития изучаемого
материала, применением имеющихся у детей знаний и умений уже на новом
уровне.
Подготовка к работе в 5м классе у учителя математики должна
начинаться задолго до 1 сентября. Необходимо заранее познакомиться со
своим будущим классом и их учителем, полезно побывать на уроках в этом
классе, внимательно понаблюдать за особенностями работы учителя и детей,
своеобразием отдельных школьников, привычным для них оснащением и
организацией урока, предъявляемыми учителем требованиями, вместе с
учителем начальной школы провести итоговую диагностическую работу, при
необходимости наметить коррекционные мероприятия. Конечно, эти
наблюдения необходимо будет продолжать и в дальнейшем – на протяжении
всего времени обучения в 5–6х классах.
В конце своего выступления хочу предложить направления работы
(в дополнение к той, которая проводится в наших школах) по обеспечению
преемственности обучения математике между начальной и основной
ступенями обучения в школе: Взаимопосещение учителями основной школы уроков в начальной школе.
Организации экскурсий обучающихся 4 класса на уроки по математике в 5
классы, в кабинеты математики.
Проведение единых общешкольных декад по математике, с привлечением
обучающихся всех ступеней.
Посещение родительских собраний в начальной школе учителями основной
школы.
Тягунова Н.Н
Преемственность в «обучении» математики
Преемственность в «обучении» математики
Преемственность в «обучении» математики
Преемственность в «обучении» математики
Преемственность в «обучении» математики
Преемственность в «обучении» математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.