Преемственность здоровьесберегающих технологий в дошкольном и начальном общем образовании в рамках реализации ФГОС
Оценка 5

Преемственность здоровьесберегающих технологий в дошкольном и начальном общем образовании в рамках реализации ФГОС

Оценка 5
Семинары
docx
психологическая работа +1
Взрослым
31.10.2018
Преемственность здоровьесберегающих технологий в дошкольном и начальном общем образовании в рамках реализации ФГОС
Обеспечение преемственности, создающей общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка в ДОУ и начальной школе, будет способствовать сохранению и укреплению его физического и психического здоровья.Деятельность в рамках экспериментальной площадки позволила нам наметить направление в решении вопросов преемственности дошкольной и начальной ступеней образования.Интересную технологию обучения на основе двигательной активности, решающую часть проблем по сбережению здоровья детей, разработал доктор медицинских наук, профессор и врач В.Ф. Базарный. Данную технологию используют как воспитатели, так и учителя начальной школы.Успешная деятельность по формированию преемственности между современным детском садом и школой проводится в соответствии с ФГОС. Педагоги реализуют общественный заказ, бережно сохраняя особенности каждого возраста, оказывая содействие семьям воспитанников и учеников. Выступление педагога-психолога на семинаре
Преемственность здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС.docx
Мацедон Н.Д., педагог­психолог «Преемственность здоровьесберегающих технологий в дошкольном и начальном общем  образовании в рамках реализации ФГОС»         (выступление сопровождается показом презентации) 1. Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда.  Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования.   Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности   как   о   двустороннем   процессе,   в   котором   на   дошкольной   ступени   образования сохраняется   его   самоценность   и   формируются   фундаментальные   личностные   качества   ребёнка,   те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе.  «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский  2. Но особая  необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с переходом на ФГОС второго поколения, который предполагает,   что   у   дошкольника   при   поступлении   в   школу  должны   быть   сформированы интегративные   качества,  которые   создадут   предпосылки   для   формирования   (УУД) универсальных учебных действий учащегося  (раздать таблицу)           Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для современной школы и для детского сада ­ это конституция детской жизни,     где основным требованием являются  не только знания,   а   умения   ими   пользоваться!  Средством   обеспечения   преемственности   являются педагогические технологии непрерывного (дошкольно­начального­общего) образования, в обязательном порядке включающие в себя обозначенные основания преемственности (развитие любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникативности.  Среди   выбираемых   технологий   приоритет   как   в   детском   саду,   так   и   в   школе   должен   быть   отдан технологиям,   основанным   на   принципах   развивающего   образования.  Поэтому   необходимо,   чтобы воспитатели   и   учителя   придерживались   одинаковых   взглядов   на   принципы   развития   ребёнка   и основывали на них свою работу. Без этого не может быть ни преемственности, ни перспективности.  3.Здоровьесбережение   ребёнка   –   ведущая   задача   ФГОС   второго   поколения,   по   которой понимают   систему   мер,   обуславливающих   сохранение   здоровья   на   всех   этапах   онтогенеза. Актуальность здоровьесбережения отражена в следующих образовательных документах:    Закон РФ «Об образовании»,  Национальная доктрина образования в России, ФГОС   и др.   В законе РФ «Об образовании» говорится «…обязанность образовательного учреждения создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся».   В пакет документов ФГОС впервые вошла Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.                4. Наш опыт позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе образования,  детский   сад   формирует   фундаментальные сущность   которого   заключается   в   следующем: личностные качества ребенка (систему представлений, умения и навыки ЗОЖ, систему ценностных отношений   к   самому   себе   и   своему   здоровью,   физической   культуре   как   деятельности   особой значимости   для   своего   здоровья   и   др.),   а     школа   "подхватывает"   достижения   ребенка­ дошкольника, расширяет знания и развивает накопленный им потенциал. Хочу поделиться опытом   работы   нашей школы ­ МБОУ СОШ№12 по здоровьесбережению. Целью своей   работы   ставим   создание   образовательной   среды,   способствующей   формированию   культуры здорового   образа   жизни   детей     младшего   школьного   возраста   на   основе   преемственности воспитательных и образовательных воздействий.              5. Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС •        Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; •        Снятие  эмоционального напряжения; •        Создание благоприятного психологического климата на уроке; •        Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни;  •        Комплексное использование личностно­ориентированных технологий; •        Технология уровневой дифференциации обучения.  Психолого­педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ (инклюзивность)                     6. Условием   всестороннего   развития   и   сохранения   высокой   работоспособности   учащихся младшего   школьного   возраста   является  возможность  выполнения    активных   движений   ежесуточно. Чтобы удовлетворить двигательную потребность в процессе организации образовательного процесса в нашей школе ввели в практику следующую систему оздоровительных мер, которые ярко отражают содержательную преемственность:          7.  С  учащимися   начальной   школы   регулярно   проводятся   подвижные   игры   на  переменах.  Игры являются одним из компонентов двигательного режима детей в течение дня.  Важно помнить о том,   что   содержание,   характер,   величина   и   направленность   физических   нагрузок   в   играх должны, с одной стороны, соответствовать общим целям и задачам оздоровительной работы, а с другой стороны быть посильными для актуального состояния организма ребёнка.   С прошлого года мы пытаемся возродить   систему вожатых,   и учащиеся, пожелавшие быть ВОЖАТЫМИ  с 6­9классов,  дежурят в начальной школе на переменах, в их функции входят подвижные игры с детьми. В функции педагогов обязательно входит наблюдение за тем, чтобы во время любой из  игр  дети получили адекватную (без признаков  утомления) двигательную нагрузку.   Игры,   в   основе   которых   лежат   активный   двигательный   компонент,   очень эмоциональны   и   особенно   привлекательны   для   детей.   Педагоги   учитывают,   что,   увлечённые двигательной   деятельностью,   дети   в   этом   возрасте   плохо   контролируют   свои   силы   и возможности,   а   поэтому   могут   играть   и   бегать   до   полного   изнеможения.   Поэтому   педагог чередует     интенсивные,   эмоциональные   игры   и   упражнения   с   более   спокойными   и   менее утомительными.   Наиболее   благоприятное   влияние   на   организм   ребёнка   оказывают   физические   упражнения, выполняемые   при   открытой   форточке,   в   хорошо   проветренном   помещении   или   на   свежем воздухе. Такие занятия несут элемент закаливания. Поэтому динамические переменки в теплое время года проводятся на улице, а в холодные периоды в школьных   рекреациях, а учебные классы в это время проветриваются.       8. Никто не будет спорить, что от соблюдения гигиенических и психолого – педагогических условий проведения   урока   в   основном   зависит   функциональное   состояние   школьников   в   процессе   учебной деятельности Учитель должен знать особенности обучающихся и использовать в работе разные варианты подачи материала, чтобы облегчить обучение для всех детей.  Появилась необходимость рассмотрения организации   преемственности   дошкольного   и   школьного   инклюзивного   образования   детей   с ограниченными   возможностями   здоровья,  а   именно   в   направлении   инклюзивного   образования, включая методическую преемственность, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых.  Для детей с ОВЗ    в школе реализуются следующие направления:   Коррекционно­развивающая работа с детьми с ЗПР, УО, с целью определения  стартовых возможностей  и дальнейшей коррекции нарушений.     Учет  особенностей учащихся  с ОВЗ в обучении (работа по карточкам, другая система оценки,  работа в парах­тройках, включенность в учебную и досуговую деятельность:  в , проведение экскурсий, праздников, спортивных мероприятий, проектов и пр. 9.   На педсоветах, на заседаниях наш педагогический коллектив,   изучив методику работы В.Ф. Базарного по охране и укреплению здоровья детей,   принял во внимание то, что формирование   у   обучающихся   тонко   координированных   зрительно­ручных   движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства   равновесия   и   координации.   Поэтому     стали   широко   использовать     на   уроке   такие задания,   которые   способствуют   смене   позы   ребёнка,   хотя   бы   на   минуту.     Зрительно   – пространственную активность в режиме урока тренируем благодаря удалению от глаз учебного материала,   изменения   его   размера,   всматриваясь   вдаль,   снимаем   напряжение   с   мышц   глаз. Способствуем   расширению   зрительно   –   двигательной   активности,   предупреждению близорукости через  проведение  физкультминуток  для глаз как  с использованием ИКТ, так и бумажных  офтальмотренажёров ,  Для   повышения   умственной   работоспособности   обучающихся     предупреждения преждевременного   наступления   утомления   и   снятия   мышечного   статического   напряжения педагогоги  проводят  физкультминутки. Физкультминутки или минутки здоровья – это форма кратковременного активного отдыха. Подбираем такие упражнения, при выполнении которых двигательная активность возрастает в почти 3 раза. С позиции здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких физических упражнений минимальна, если не учитываются два условия:   состав   упражнений   физкультминутки   должен   зависеть   от   особенностей   урока     и должна быть эмоциональная составляющая физкультминутки.      10. В нашей школе работают творческие  и талантливые педагоги, энтузиасты. Нашим педагогам недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинского работника и внедрять в учебный процесс гигиенические рекомендации Сохранению здоровья способствует применение игровой системы при обучении.   Педагоги   школы   активно   внедряют     в   практику   своей   работы   игровые   технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации.   В   игре   и   через   игровое   общение   у   растущего   человека   проявляется   и   формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.  Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье   в   ладоши,   топанье   ногами,   поднятие   руки   или   сигнальных   карточек   различного   цвета, обозначающего «да», «нет», «прошу слова». Во время фронтального опроса используют игры с мячом или воздушным шариком: ученик ловит мяч на правильный ответ, не ловит ­ на неправильный или ловит шарик и дает свой вариант ответа. Эта технология имеет свои варианты.      Широко используются элементы   театрализации   с   появлением   литературных   или   театральных   героев,   словарная   работа   в игровой форме и др.. 11. И лозунг: «Учи – играя, воспитывай ­ любя» для нас не пустой звук.   Движение, активность, изобретательность,   социализация   ­   заложены   в   самой   системе:   нарисуй   свое   восприятие   предмета, изобрази свое настроение, отношение к уроку, к теме и т.д. Дети на   уроках вовлечены в активную познавательную   деятельность,   не   чувствуют   усталости,   сохраняют   энергию   на   последующее   время обучения. Регулярно в школе проводятся  уроки здоровья.  Проводим  тематические   классные часы, к подготовке которых   активно привлекаем как учащихся школы, так и их родителей. Приглашаем на классные часы и специалистов­ медиков, юристов, экологов и т.д..Такие занятия являются разгрузкой для   детей,   уроком   радости,   открывающим   ребёнку   собственную   индивидуальность   и   резервные возможности организма, дающим ключ к повышению работоспособности и адаптивности.. Уже начиная с первого класса ученики углубляют свои знания по предмету, отрабатывают новые навыки с помощью индивидуальных и групповых учебных проектов. Через игру дети получают элементарные знания о микробах   и  способах   предупреждения  инфекционных  заболеваний.   Наличие   знаний   само  по  себе  не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. в деятельности), который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.   заключается деятельностный подход (сознание   формируется     В   этом   12. Неотъемлемым атрибутом любой учебной аудитории всегда являлась школьная доска. Доска — это поле информационного обмена между преподавателем и учащимися.  Интерактивная доска (ИД) — это новейшее техническое средство обучения, объединяющее в себе все преимущества современных компьютерных технологий. Она не только соответствует способу восприятия информации поколения современных школьников, но и позволяет преподавателю создать ситуацию успеха для любого ученика, независимо   от   его   уровня   знаний   и   умений.   При   работе     с   компьютером,   ИД   преподаватели разнообразно используют  следующие ресурсы:   мультимедийные   продукты   (мультимедийные   приложения   к   учебникам,   виртуальные лаборатории   и   практикумы,   интерактивные   наглядные   пособия);     презентации   и   материалы, сконструированные   самостоятельно   в   стандартных   программах;   мультимедийные   продукты, выполненные самостоятельно в программах сопровождения    Насыщенный учебный материал, удобство и простота в использовании — это характерные признаки мультимедийных приложений к учебникам и интерактивных наглядных пособий.           13.Проводим и  культурно­оздоровительные мероприятия.  Это всевозможные экскурсии, походы, соревнования.      Принимаем  участие   в   акциях  «Школа   против   наркотиков»,   «Спорт­это   жизнь»,   в спортивных мероприятиях, соревнованиях, флэш­моб  Такие   мероприятия   обеспечивают   крепкое   здоровье,   двигательную   культуру,   физическое совершенство,   являются   живым   источником   для   умственной   работоспособности.   Целесообразность таких занятий заключается в том, что они затрагивают широкий спектр проблем здоровья У учеников появляется интерес к собственному здоровью, увеличивается число учащихся, посещающих спортивные секции. Постепенно растёт саморазвитие обучающихся. 14. Одно   из   лучших   средств,   на   наш   взгляд,   ­  пропаганда   здорового   образа   жизни   через сотрудничество с родителями. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от   условий   жизни   в   семье.   В   начальной   школе,   в   каждом   классе   действует   сменный   уголок   для родителей и детей «Советы Айболита», где помещаются материалы по организации оздоровительной работы, а для родителей и старшеклассников устанавливаются тематические стенды.   Для родителей еженедельно   проводится   «Родительский   всеобуч»,   где   психологом,   педагогами     раскрываются различные актуальные темы.  С   темами  «Родительского всеобуча» можно ознакомиться на школьном сайте на странице РОДИТЕЛЯМ и ПСИХОЛОГА. Считаем и надеемся, что только систематическое проведение оздоровительной работы в школе и дома,   принесет желаемый результат – поможет детям сохранить и укрепить здоровье.  15. Одной   из   технологий   здоровьесбережения   является  организация   летнего   отдыха   детей.   Летняя большая перемена  дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил   после   долгого   учебного   года.     Ежегодно   на   базе   нашей   школы   организуется   детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей, где течение 18 дней  укрепляют  здоровье. Ребята с удовольствием принимают участие в мероприятиях спортивной направленности. Это веселые  старты, шахматно­шашечный турнир, комический футбол, соревнования по легкой атлетике.  Дети создают свои спортивные команды, принимают активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, сопереживают друг другу. Возможность лично окунуться в мир спорта и показать свои спортивные умения, никого из детей не оставляет равнодушным. Творчество и знания детей проявляются при проведении интеллектуально и развлекательно­познавательных мероприятий В школе действуют спортивные кружки и секции.   У учащихся школы (94%)  организована досуговая деятельность.

Преемственность здоровьесберегающих технологий в дошкольном и начальном общем образовании в рамках реализации ФГОС

Преемственность здоровьесберегающих технологий в дошкольном и начальном общем образовании в рамках реализации ФГОС

Преемственность здоровьесберегающих технологий в дошкольном и начальном общем образовании в рамках реализации ФГОС

Преемственность здоровьесберегающих технологий в дошкольном и начальном общем образовании в рамках реализации ФГОС

Преемственность здоровьесберегающих технологий в дошкольном и начальном общем образовании в рамках реализации ФГОС

Преемственность здоровьесберегающих технологий в дошкольном и начальном общем образовании в рамках реализации ФГОС

Преемственность здоровьесберегающих технологий в дошкольном и начальном общем образовании в рамках реализации ФГОС

Преемственность здоровьесберегающих технологий в дошкольном и начальном общем образовании в рамках реализации ФГОС

Преемственность здоровьесберегающих технологий в дошкольном и начальном общем образовании в рамках реализации ФГОС

Преемственность здоровьесберегающих технологий в дошкольном и начальном общем образовании в рамках реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2018