Преимущества и недостатки различных форм организации обучения

  • docx
  • 27.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Преимущества и недостатки различных форм организации обучения.docx

Задание «Преимущества и недостатки различных форм организации обучения»

Выполнила: Александрова Ирина Игоревна, группа 3251зо

 

Формы организации обучения

Сущность

Преимущества

Недостатки

Индивидуальная форма обучения

Применяется с целью адаптирования степени сложности учебных заданий, оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ученика и оптимизации самого учебного процесса.

Самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, творческих способностей, осуществляется хороший контроль.

Каждый ученик работает сам по себе, вне контактов с другими учащимися. Это значит, что не происходит воспитания навыков коллективного труда. Ученик не оказывает помощи другим ученикам и не получает ее от других учеников. Индивидуальное обучение десоциализировано.

Классно-урочная система

Для проведения учебных занятий, учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года), причём, все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок.

Четкая упорядоченность обучения и руководство им учителем, возможность применения коллективных форм обучения и взаимообучения, возможность выдать большое количество материала за относительно небольшой отрезок времени, внутри него возникают личностные отношения. Ученический коллектив – это эффективный инструмент не только обучения, но и воспитания учащихся.

Ограниченное количество обучаемых, ориентированность в основном на среднего ученика, невозможность полного учета и реализации в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся.

Белл-ланкастерская система

Сущность состоит в обучении более старшими и знающими учениками учеников младшего возраста. Сперва учитель занимается со старшими учащимися, которые, получив определённые знания, начинают обучать им, под руководством учителя, более младших.

 Объяснение материала младшим школьникам дается на доступном им уровне, так как нивелируется разница в возрасте и интеллектуальном развитии; система стимулирует мониторов к самообразованию.

 При такой организации обучения не обеспечивается необходимый уровень подготовки учащихся. Знания даются схематичными и недостаточными для последующего образования.

Батавская система

 Предполагалось

проводить избирательное обучение учащихся, разделяя все занятия на две части. Первая часть – проведение обычных уроков, во

время которых учитель ведет работу с целым классом. Вторая часть – индивидуальные занятия с теми учащимися, которые не успевают осваивать материал, или с теми, кто желает и может глубже изучить материал.

 Учёт индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей.

Приобретение учениками прочной системы знаний, умений и навыков.

Преодоление возможного отставания одних учеников от других.

Формирование способности самостоятельно добывать знания.

Развитие индивидуальных качеств каждого ребёнка.

Пробуждение интереса к изучаемому предмету и к учебному труду в целом.

Освобождение учителя от чрезмерной нагрузки.

Возможность для педагога более продуктивно работать с классом, равномерно распределяя своё время между всеми учениками.

Возможность охватить образованием как можно большее количество детей.

 Ориентация на «среднего» или «слабого» ученика. «Расчленённость» и неоднородность учебного материала для детей с разным уровнем подготовленности.

Неодинаковые условия и требования к разным ученикам.

Большие временные затраты на достижение поставленных задач.

Недостаточная управляемость познавательной деятельностью учеников со стороны педагогов.

Необходимость привлекать дополнительных педагогов в качестве помощников.

Мангеймская система

 Основной ее задачей было избирательное обучение учащихся, которые распределялись по классам в зависимости от способностей, уровня развития и степени подготовленности. Выделялись классы сильных, средних и слабых учеников. Отбор в классы осуществлялся на основе психометрических обследований, характеристик учителей и результатов экзаменов.

1. Повышение эффективности обучения. Разделив детей по способностям, система позволяла учителям работать более эффективно: в классах уровень способностей детей был на среднем уровне. В результате учитель мог спланировать свою работу, при этом, не отвлекаясь на слишком отстающих и опережающих детей. 2. Меньше социальных расслоений в классах. Когда в коллективе все дети одарённые, или все – с низким уровнем развития способностей, у них меньше поводов для сравнений и травли.  3. Облегчение работы учителя. В наше время, при такой системе ему не пришлось бы составлять индивидуальные образовательные маршруты для тех, кто более или менее способен, чем другие. 4. У одарённых детей не было возможности и желания полениться: им было интересно, задания постоянно усложнялись, а риск оказаться в классе более слабых детей не давал расслабиться.   5. Самооценка более слабых детей страдала не так, как если бы они учились с одарёнными.

 1. Дифференциация по способностям производилась, а учебный процесс под них не подстраивался. 2. Неточность диагностики. Заключения делались на основании наблюдений учителей и экзаменов, поэтому могли быть ошибочными. В результате каждый ученик рисковал оказаться в «не своем» классе.

3. «Слабые» дети не видят перед собой примеров для подражания, не представляют, куда они могут стремиться, а также лишены возможности обратиться за помощью к более сильным товарищам.

4. Сложно попасть в другой класс. За детьми с более низкими способностями быстро закреплялся стереотип о том, что они не могут учиться лучше, чем сейчас.

5. Если перенести систему на сегодняшний день, то маленькие школы не могли бы позволить себе обучать столько параллелей классов.

6. Дискриминация детей с низкими и очень низкими способностями.

7. В равных по способностям классах устанавливается иерархия.

Дальтон-план

 В отличие от традиционных методов обучения, он не предполагает существования классической классно-урочной системы занятий, а роль учителя сводится к функции консультанта. Учащемуся предоставляется полная свобода в выборе занятий и распределении своего рабочего времени.

Он заменял коллективную

работу в классе индивидуальными занятиями и опирался на неравенство

умственных способностей учащихся.

 Воспитание инициативы, независимости, чувства ответственности за взятые на себя обязательства, приведение темпа обучения в соответствие с реальными способностями ученика.

 Знания учеников были мало систематизированы, часто фрагментарны, преобладает индивидуальная работа ученика над групповой и коллективной, а отчет о выполнений заданий организуется часто одним или несколькими учениками то имени всей группы.

План Трампа

Суть сводится к тому, чтобы максимально стимулировать индивидуальное обучение с помощью гибкости форм его организации. При таком обучении сочетаются занятия - в больших аудиториях - в малых группах с индивидуальными занятиями.

Проведение нестандартных уроков в форме лекций и семинаров.

Введение лекционно-семинарской системы в старших профильных классах как способ подготовки к обучению в вузе.

При практической реализации уровень научных знаний, заданный на лекциях, часто не находил дальнейшего продолжения на других занятиях.

Многие ученики не могли определиться в своих учебных интересах.

Неградуированная система обучения

Ученик по одному предмету может учиться по программе пятого класса, а по другому предмету быть в третьем классе.

Четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей между собой, воспитание их в учебном процессе, экономичность.

Трудность в учете индивидуальных особенностей учеников и в организации индивидуальной работы с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; строгая организационная структура затрудняет связь обучения с реальной жизнью, замыкает его на школе.