Задание «Преимущества и недостатки различных форм организации обучения»
Выполнила: Александрова Ирина Игоревна, группа 3251зо
Формы организации обучения |
Сущность |
Преимущества |
Недостатки |
Индивидуальная форма обучения |
Применяется с целью адаптирования степени сложности учебных заданий, оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ученика и оптимизации самого учебного процесса. |
Самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, творческих способностей, осуществляется хороший контроль. |
Каждый ученик работает сам по себе, вне контактов с другими учащимися. Это значит, что не происходит воспитания навыков коллективного труда. Ученик не оказывает помощи другим ученикам и не получает ее от других учеников. Индивидуальное обучение десоциализировано. |
Классно-урочная система |
Для проведения учебных занятий, учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года), причём, все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок. |
Четкая упорядоченность обучения и руководство им учителем, возможность применения коллективных форм обучения и взаимообучения, возможность выдать большое количество материала за относительно небольшой отрезок времени, внутри него возникают личностные отношения. Ученический коллектив – это эффективный инструмент не только обучения, но и воспитания учащихся. |
Ограниченное количество обучаемых, ориентированность в основном на среднего ученика, невозможность полного учета и реализации в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся. |
Белл-ланкастерская система |
Сущность состоит в обучении более старшими и знающими учениками учеников младшего возраста. Сперва учитель занимается со старшими учащимися, которые, получив определённые знания, начинают обучать им, под руководством учителя, более младших. |
Объяснение материала младшим школьникам дается на доступном им уровне, так как нивелируется разница в возрасте и интеллектуальном развитии; система стимулирует мониторов к самообразованию. |
При такой организации обучения не обеспечивается необходимый уровень подготовки учащихся. Знания даются схематичными и недостаточными для последующего образования. |
Батавская система |
Предполагалось проводить избирательное обучение учащихся, разделяя все занятия на две части. Первая часть – проведение обычных уроков, во время которых учитель ведет работу с целым классом. Вторая часть – индивидуальные занятия с теми учащимися, которые не успевают осваивать материал, или с теми, кто желает и может глубже изучить материал. |
Учёт индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей. Приобретение учениками прочной системы знаний, умений и навыков. Преодоление возможного отставания одних учеников от других. Формирование способности самостоятельно добывать знания. Развитие индивидуальных качеств каждого ребёнка. Пробуждение интереса к изучаемому предмету и к учебному труду в целом. Освобождение учителя от чрезмерной нагрузки. Возможность для педагога более продуктивно работать с классом, равномерно распределяя своё время между всеми учениками. Возможность охватить образованием как можно большее количество детей. |
Ориентация на «среднего» или «слабого» ученика. «Расчленённость» и неоднородность учебного материала для детей с разным уровнем подготовленности. Неодинаковые условия и требования к разным ученикам. Большие временные затраты на достижение поставленных задач. Недостаточная управляемость познавательной деятельностью учеников со стороны педагогов. Необходимость привлекать дополнительных педагогов в качестве помощников. |
Мангеймская система |
Основной ее задачей было избирательное обучение учащихся, которые распределялись по классам в зависимости от способностей, уровня развития и степени подготовленности. Выделялись классы сильных, средних и слабых учеников. Отбор в классы осуществлялся на основе психометрических обследований, характеристик учителей и результатов экзаменов. |
1. Повышение эффективности обучения. Разделив детей по способностям, система позволяла учителям работать более эффективно: в классах уровень способностей детей был на среднем уровне. В результате учитель мог спланировать свою работу, при этом, не отвлекаясь на слишком отстающих и опережающих детей. 2. Меньше социальных расслоений в классах. Когда в коллективе все дети одарённые, или все – с низким уровнем развития способностей, у них меньше поводов для сравнений и травли. 3. Облегчение работы учителя. В наше время, при такой системе ему не пришлось бы составлять индивидуальные образовательные маршруты для тех, кто более или менее способен, чем другие. 4. У одарённых детей не было возможности и желания полениться: им было интересно, задания постоянно усложнялись, а риск оказаться в классе более слабых детей не давал расслабиться. 5. Самооценка более слабых детей страдала не так, как если бы они учились с одарёнными. |
1. Дифференциация по способностям производилась, а учебный процесс под них не подстраивался. 2. Неточность диагностики. Заключения делались на основании наблюдений учителей и экзаменов, поэтому могли быть ошибочными. В результате каждый ученик рисковал оказаться в «не своем» классе. 3. «Слабые» дети не видят перед собой примеров для подражания, не представляют, куда они могут стремиться, а также лишены возможности обратиться за помощью к более сильным товарищам. 4. Сложно попасть в другой класс. За детьми с более низкими способностями быстро закреплялся стереотип о том, что они не могут учиться лучше, чем сейчас. 5. Если перенести систему на сегодняшний день, то маленькие школы не могли бы позволить себе обучать столько параллелей классов. 6. Дискриминация детей с низкими и очень низкими способностями. 7. В равных по способностям классах устанавливается иерархия. |
Дальтон-план |
В отличие от традиционных методов обучения, он не предполагает существования классической классно-урочной системы занятий, а роль учителя сводится к функции консультанта. Учащемуся предоставляется полная свобода в выборе занятий и распределении своего рабочего времени. Он заменял коллективную работу в классе индивидуальными занятиями и опирался на неравенство умственных способностей учащихся. |
Воспитание инициативы, независимости, чувства ответственности за взятые на себя обязательства, приведение темпа обучения в соответствие с реальными способностями ученика. |
Знания учеников были мало систематизированы, часто фрагментарны, преобладает индивидуальная работа ученика над групповой и коллективной, а отчет о выполнений заданий организуется часто одним или несколькими учениками то имени всей группы. |
План Трампа |
Суть сводится к тому, чтобы максимально стимулировать индивидуальное обучение с помощью гибкости форм его организации. При таком обучении сочетаются занятия - в больших аудиториях - в малых группах с индивидуальными занятиями. |
Проведение нестандартных уроков в форме лекций и семинаров. Введение лекционно-семинарской системы в старших профильных классах как способ подготовки к обучению в вузе. |
При практической реализации уровень научных знаний, заданный на лекциях, часто не находил дальнейшего продолжения на других занятиях. Многие ученики не могли определиться в своих учебных интересах. |
Неградуированная система обучения |
Ученик по одному предмету может учиться по программе пятого класса, а по другому предмету быть в третьем классе. |
Четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей между собой, воспитание их в учебном процессе, экономичность. |
Трудность в учете индивидуальных особенностей учеников и в организации индивидуальной работы с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; строгая организационная структура затрудняет связь обучения с реальной жизнью, замыкает его на школе. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.