Прентация мастеркласса "Уроки притчи и сказки"
Оценка 4.7

Прентация мастеркласса "Уроки притчи и сказки"

Оценка 4.7
Презентации учебные +2
docx
обществознание
5 кл—11 кл
05.11.2017
Прентация мастеркласса "Уроки притчи и сказки"
Публикация является частью публикации:
мастер класс Сергеева Л.А..docx

Мастер-класс учителя истории и обществознания в соответствии с ФГОС.

Тема:  « Волшебство сказки. Уроки сказки (притчи) »

Цели: создать условия для профессионального самосовершенствования  учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Основные  идеи : уроки обществознания и истории в соответствии с ФГОС,  в интерактивной форме  с использованием метода  притч, сказок.

Качественно новый результат –  умение моделировать урок в режиме технологии сказкотерапии.

Форма проведения: интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Структура проведения.

План:

1.      Презентация педагогического опыта педагога-мастера.

Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем. Обобщение опыта работы.

2.     Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)

Рассказ педагога о проекте занятия. Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться. Краткая характеристика результативности используемой технологии

3.     Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками).

4.     Рефлексия: дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей. Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.

Текст выступления учителя- мастера.

1.     Звучит минусовка песни «Хоть поверьте, хоть проверьте».

Слайд № 1 сообщение темы мастер-класса. Притча «След на земле» и рассказ об уроке по обществознанию.

Структура  занятия:

1.Ритуал «входа» в сказку . Создать настрой на совместную работу, «войти в сказку». Коллективные упражнения. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие. Слайд № 2

2. Повторение

Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Ведущий задает детям вопрос о том, что они помнят, использовали ли они новый опыт.       Слайд №3

3. Расширение: Расширить представления о чем-либо. Ведущий рассказывает или показывает новую притчу или сказку. Предлагает попробовать, помочь какому-либо существу из сказки. Слайд № 4      

4. Закрепление: Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности. Ведущий проводит игры, позволяющие приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения.       Слайд № 5

5. Интеграция : Связать новый опыт с реальной жизнью.       

Ведущий,  обсуждает и анализирует вместе, в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели. Слайд № 6

6. Резюмирование: Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. Ведущий подводит итог занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта. Слайд № 7.

7.Ритуал «выхода» из сказки. Закрепить новый опыт, подготовить  к взаимодействию в привычной среде. Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Слайд № 8

2. Что такое сказка и притча.

сказкотерапия «Сказкотерапия - это эклектический метод развития личности: он объединяет различные формы и приёмы развития, обучения в единую «сказочную» форму. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапия называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне.

Слайд№ 9

- Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Притча, как правило, не требует доказательств. Она строится на сравнении, подобии, противопоставлении явлений и фактов.. В обычной притче обычное событие повседневной жизни используется для того, чтобы подчеркнуть или разъяснить важную духовную истину. Притча в главном предназначается для молодежи, девушек и юношей, для женщин и мужчин, а в условиях школы – для учеников. Она – способ передачи мудрости от старшего поколения. Свойство притчи – её краткость, повторение практических наставлений в таком виде, чтобы они легко запоминались. Особенность действия притчи в условиях учебного процесса заключается в том, что ее лаконичность и краткость, наряду с образностью лучше всего воздействует на ум, сердце и волю ученика.

Слайд№10

2.     Виды сказок, притч.

- по задаче: дидактические, психокоррекционные, медитативные, психотерапевтические

- по содержанию: сказки о животных лучше всего передадут жизненный опыт  детям. Сказки бытовые. Волшебные сказки.

Слайд № 11-13.

3.     Методы применения сказок(притч): рассказывание сказки

Рисование сказки. Киносказка или аудиосказка. Сочинение сказки

Изготовление кукол. Постановка сказки. Интересны уроки – сказки или сочинения с последующим театрализованным представлением сцен из сказок или сочинений. Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Это: фитотерапия, литеротерапия, шоугун-терапия, аромотерапия, музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия и др. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования. Поэтому уроки, где дети вместе с учителем составляют притчи или сказки, кроме целей самопознания и систематизации учебных знаний, преследуют цель сказкотерапии. Каждый человек, специалист может использовать сказку в том качестве и ракурсе, который соответствует его внутреннему строю и помогает использовать силу Волшебного Источника творчества»- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровище русского народа находит своё применение в различных разделах работы. Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Психотерапевтический эффект достигается за счет проигрывания (обыгрывания) переживаний и конфликтов с помощью заместителей - персонажей и через построение сюжета. В обычаях, сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни. Главное - заронить в душу ребенка зерно осмысления. А для этого необходимо оставить его с вопросом внутри. Притча. Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, он сформулирован прямо. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу хорошо использовать тогда, когда требуется философское осмысление какой-либо ситуации или явления. Притча чаще всего посвящена духовным аспектам жизненных уроков. Можно начать урок с притчи, а можно сказку или притчу вместе сочинить. Это может быть и миф по изучаемой стране и философская притча по обществознанию и былина по истории Руси, метод применим на любом занятии. Изучение материала происходит через сказку или миф, былину, легенду…

Структура литературного произведения

ž Композиция – построение литературного произведения.

ž Сюжет – последовательность событий в произведений; система основных событий, действий и конфликтов.

ž Фабула – изложение событий в хронологической последовательности («выпрямленный» сюжет). Слайд № 14

ž Конфликт – противоречие, лежащее в основе развития действия; столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни.

   Разные типы конфликтапсихологический, социально-политический, семейный, нравственный, философский, любовный. Слайд № 15

ž Элементы сюжета отражают стадии развития конфликта:

   - экспозиция – введение в действие, изображение условий и обстоятельств;

   - завязка – начало движения сюжета, то событие, с которого начинается конфликт;

   - развитие действия – система событий;

   - кульминация – момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта;

   - развязка – решение изображаемого конфликта или возможные пути его решения. Слайд № 16

Шаблон для написания сказки:

1.                  Время действия (когда происходило/будет происходить событие?). Например: давным-давно, в стародавние времена, в далёком 2152 году...
2. Место действия (где происходило/будет происходить событие?). Например, в тридевятом царстве, на дне морском, на орбитальной станции "Марс-5"...
3. Главный герой (кто участвует в основных событиях?). Придумай имя герою, опиши его внешность, расскажи, какой он по характеру, что он любит, что ему не нравится... Это может быть фантастическое  существо, сказочный персонаж или ребёнок твоего возраста. У него даже могут быть такие же имя и характер, как у тебя...
4. Основной противник (тот, с кем придётся сражаться, обыгрывать в состязании или победить в отгадывании загадок). Придумай ему имя и опиши его внешность.
5. Основное событие (что произошло, чтобы главный герой и основной противник встретились?). 
В эту часть включайте те ситуации, проблемы, которые хотели бы, чтобы ребёнок проанализировал, решил.
6. Помощники главного героя (они помогают герою справиться с проблемой, дают совет или волшебный предмет, приходят на помощь в сложной ситуации). Придумай им имена и расскажи, как они познакомились с героем.
7. Помощники могут быть и у основного противника (они вредят герою, мешают справиться с задачей, отвлекают). Придумай им имена, расскажи об их поступках (что они делают плохого).
8. Заключительное событие (чем заканчивается сказка?). Главный герой и его помощники одержали победу над своими противниками. Герой за смекалку/силу/смелость/отзывчивость и т.д. получает вознаграждение: обретает друзей, находит дорогу домой, становится умным и счастливым и т.д. Слайд №17

Рефлексия: методика следы или ладошка Слайд № 18.На нарисованных ладошках обучающиеся записывают  свои отзывы в каждом пальчике, а потом вместе обсуждаем.

1.  Мне понравилось…

2. Если бы я был ведущим или учителем, то ….

3. У меня всё время вертелось в голове…

4. Я бы мог, но не спросили…

5. Самое интересное было…

Значение уроков сказок (притч) в системе ФГОС.

Слайд № 19-20.

Что дают уроки сказки (притчи)?

-      Прививают интерес к предмету.

-      Способствуют прочному усвоению материала.

-      Сближают коллектив  учащихся  с  учителем, родителями.

-      Дают детям возможность почувствовать себя героями.

Развивают артистизм, знакомят с театральным искусством и актёрским мастерством, актёрскими профессиями. прихожу к выводу, что интереснее и успешнее проходят уроки не традиционные, а именно по инновационным формам. Да и ребята у таких учителей более активны, развиты и чувствуют после уроков себя удовлетворёнными своей деятельностью, общением с другими.

  Слайд № 21. Именно после таких уроков «ребёнок набирает света» и жизненного оптимизма. Как говорит один мой ученик в 11 классе: «Теперь я стал понимать многое, что для меня было тайной. Я знаю, как выбрать свой путь, мы каждый урок учимся его искать. Раньше такие уроки были только открытыми, несколько раз в год. Повезло 5-6 классам.  Уроки будут очень интересными».

Надеюсь, данный опыт, изложенный в работе, пригодится коллегам в практической деятельности. Спасибо за внимание Слайд № 22.

 

 

 

 

 


 

Мастер-класс учителя истории и обществознания в соответствии с

Мастер-класс учителя истории и обществознания в соответствии с

Закрепление: Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности

Закрепление: Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности

Изготовление кукол. Постановка сказки

Изготовление кукол. Постановка сказки

Фабула – изложение событий в хронологической последовательности («выпрямленный» сюжет)

Фабула – изложение событий в хронологической последовательности («выпрямленный» сюжет)

Если бы я был ведущим или учителем, то …

Если бы я был ведущим или учителем, то …
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017