Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Ахтырский техникум Профи-Альянс»
ДОКЛАД НА КОНФЕРЕНЦИЮ
тЕМА: «преподаваниЕ общеобразовательной дисциплины «Обществознание» С УЧЕТОМ ПрофессиональнОЙ направленностИ в системе СПО»
Автор доклада: преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБПОУ КК АТПА Миронова Н.С.
п. Ахтырский
2023
«ПРЕПОДАВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ СПО»
Автор доклада: преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБПОУ КК АТПА Миронова Н.С.
В современных условиях, когда на первый план выходят возросшие требования производства к уровню подготовки рабочих кадров, очень важна профессиональная направленность в преподавании общеобразовательной дисциплины «Обществознание» как инструмента активизации познавательной деятельности с целью повышения эффективности образовательного процесса. Поэтому, вызвать интерес к выбранной специальности или профессии становится одной из основных задач образовательного учреждения на первых этапах обучения.
Наша образовательная организация осуществляет обучение специальностям и профессиям в соответствии с основными профилями: естественно-научным, гуманитарным, социально-экономическим, технологическим. Поэтому и учебная дисциплина «Обществознание» изучается в зависимости от профиля: или как общеобразовательная, или как элективный курс, а также с различной почасовой нагрузкой. Но, при освоении содержания дисциплины, как в первом, так и во втором случае, учебные материалы обязательно соответствуют профессиональной направленности.
Основной проблемой в обучении студентов первого курса является то, что в учреждениях СПО на первом этапе, в основном, осуществляется общеобразовательная подготовка, то есть изучение предметов школьной программы, и нередко у обучающихся возникает вопрос: «Зачем нам надо изучать тот или иной предмет общеобразовательной программы, я ведь пришел получать специальность или профессию». У многих студентов пропадает мотивация к обучению. Поэтому адаптация содержания общеобразовательной подготовки к профилю обучения может решить данную проблему и повысить интерес к обучению у обучащихся. Достижение этого возможно на основе освоения общеобразовательных предметов в рамках профессиональной направленности.
Целью моей работы является представление педагогического опыта по реализации принципа организации преподавания общеобразовательной дисциплины «Обществознание» с учетом профессиональной направленности с использованием эффективных методов, форм, средств и технологий обучения.
В первую очередь, для реализации этого направления в моей деятельности, можно выделить темы профессиональной направленности. Так, например, в разделе «Человек в системе общественных отношений» это:
· Основные виды профессиональной деятельности.
· Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
· Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности.
· Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования.
· Система образования в РФ. Профессиональное образование.
В разделе «Экономика» изучаются общие основы производственной и предпринимательской деятельности, «Рынок труда и безработица».
В разделе «Социальные отношения» :
· Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
· Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
В разделе «Право» :
· Трудовое право и трудовые правоотношения.
· Понятие трудовых правоотношений.
· Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства.
· Порядок приема на работу.
· Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях.
· Заработная плата и др.
Все эти темы позволяют подготовить основу для освоения обучающимися их будующей профессии или специальности, приобщить к выполнению трудовых обязанностей, освоить юридическую составляющую по организации производственной деятельности. В целом, все это должно повлиять на повышение качества общеобразовательной подготовки в учреждениях СПО.
Также, для более успешного освоения профессии или специальности, для формирования основных компетенций будущего специалиста, необходимо использовать наиболее эффективные формы и методы обучения. Это выполнение проектных заданий, деловые игры, семинары, практические работы, экскурсии на базовые предприятия района и т.д.
Так, например, при изучении отдельных тем использую профессионально направленные задания. Так, при изучении темы «Структура деятельности», предлагаю обучающимся составить структуру деятельности в соответствии с их специальностью или профессией (субъект – строитель, объект – строящийся дом, цель - построить дом, средства – подъемный кран и др., результат – построенный дом).
При изучении темы « Социальный статус. Социальная мобильность» можно предложить следующее задание: «Привести примеры повышения социального статуса, вертикальной и горизонтальной мобильности, основываясь на достижениях в парофессиональной деятельности» (рост профессионализма, получение образования, повышение квалификации и др.; переход из одной организации в другую). Можно предложить отметить статусное положение человека на графиках.
В теме: «Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия» можно предложить через интернет узнать, на какие специальности имеются вакансии в Абинском Центре занятости, какая предлагается работнику зарплата, определить наиболее престижные специальности.
При изучении темы: «Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования» можно предложить посмотреть на сайте нашего техникума эти основные положения .
Большой интерес вызывают у обучающихся решение кроссвордов, связанных с их профессией, специальностью. Например, для профессии 35.01.27 «Мастер сельскохозяйственного производства».
Важной составляющей в привлечении к профессии на уроках «Обществознания» является организация экскурсий на предприятия района, посещение вытавок, ярморок профессий. Так, с обучающимися я посетила ООО «Агрокомплекс Абинский», ОАО КСП «Светлогорское», где выращивают яблоки, алычу, персики, в пгт. Ахтырском - ресторан «Балтика Девятка», Мебельную фабрику. Нередко непосредственно в нашем техникуме проходят ярмарки профессий, «Дни открытых дверей», в которых непосредственно принимают участие наши обучающиеся. Провожу уроки-презентации своей профессии.
Также, немаловажную роль в освоении профессии на уроках «Обществознания» играет проектная деятельность. Многие обучающиеся выбирают темы проектов, связанных с профессиональной составляющей, что позволяет им в полной мере изучить, освоить основы, определить перспективу их будующей деятельности. Например, такие темы как:
· Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
· Система образования в РФ. Профессиональное образование.
· Рабочие профессии: большие возможности и перспективы.
· Профессия и ее роль в жизни человека.
· Профессионалы будущего: ключевые компетенции, необходимые для успешной трудовой деятельности.
· Профессионализм как нравственная черта личности.
· Проблема выбора профессии.
· Рабочий класс в структуре российского общества.
Таким образом, профессиональная направленность в преподавании общеобразовательной дисциплины «Обществознание» в системе СПО с учетом профиля обучения позволяет систематизировать знания обучающихся в одно целое, повысить познавательный интерес студентов к их будущей профессии или специальности. А также способствует повышению роста профессионального мастерства преподавателя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления системно-деятельного подхода к обучению.
Список использованных источников и литературы:
1. Княжева, В. В. Профессиональная направленность дисциплин социально-гуманитарного профиля в системе СПО: практика и технологии / В. В. Княжева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017.
2. Корнеев Ю.В.. Компетентностный подход в профессиональном образовании. Профессиональное образование № 11, 2018.
3. Лискова Т.Е. «Профессионально направленные познавательные задания на уроках обществознания»// Обществознание в школе №5,1998г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.