В презентации "Преподавание дисциплин в свете фгос поколения" рассмотрена такая сторона работы преподавателя и обучающегося как проектная деятельность ученика. Для этого рассмотрены требования ФГОС и проблемы реализации проектной деятельности, возможности ее использования в старших классах. Какие можно предложить темы, для осуществления проектной деятельности в курсе обществознания. Вопросы оценки проекта а также системно-деятельностный подход на уроках истории. Возможность применения, в зависимости от целей и задач урока, различные педагогические технологии.
ПРЕПОДАВАНИЕ
ДИСЦИПЛИН В СВЕТЕ
ФГОС II ПОКОЛЕНИЯ
учителем истории и обществознания
МБОУ СОШ № 5 им. Гудкова
Выполнена:
г. Георгиевск
Введение
приобретенными
пользоваться
знаниями для
решения
познавательных и
практических
задач
умений
в
ориентироваться
расширяющемся
информационном
пространстве,
добывать и
применять знания
планировать свои
умение
действия,
взвешивать
принимаемые
решения,
сотрудничать со
сверстниками и
старшими
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОЕКТНАЯ
УЧЕНИКА
умение планировать свои действия, взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшимипользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задачумений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания
выполняя проектную работу,
инициативными и
школьники станут более
ответственными, повысят
эффективность учебной
деятельности, приобретут
дополнительную мотивацию
главная задача учителя
– организация условий,
инициирующих действия
учащихся в
необходимом
направлении, условий
для самореализации
ученика на уроке.
Главное требование
ФГОС II поколения –
организация учебного
процесса таким
образом, чтобы
обучающиеся могли не
только самостоятельно
получать новые знания,
но и в дальнейшем
решении новых задач.
применять их в
Требования ФГОС и
проблемы реализации
проектной деятельности
Условия самореализации учащихся на уроках
истории и обществознания являются основой
успешной социализации в обществе
образование является основным
фактором, стабилизирующим и
развивающим наше общество, в
процессе которого и происходит
социализация личности школьника
– умение учиться
в ходе проекта
должна
решаться
проблема,
которая
интересна
ученикам и
сформулирован
а ими
роль учителя
заключается в
том, чтобы
подвести
ученика к
осознанию
проблемы в
учебной теме,
сформулироват
ь эту проблему
помочь
Сама тема
проекта может
не совпадать с
учебной темой,
быть уже или
шире учебной
она может
темы
Главное, чтобы решение проблемы вызвало
необходимость получения новых знаний.
можно в старших классах предложить
следующие темы, для осуществления
проектной деятельности в курсе
обществознания
«Идеальная
будущего»
школа
«Улучшим
экологию
родного
города, села»
может быть неким прообразом школы
будущего
социально направленный, может содержать
исследование экологической обстановки
города (сельского поселения) с опорой на
материалы местных СМИ, Интернета и
включать конкретные предложения по
улучшению экологии в городе
«Кодекс чести
предпринимате
ля»
может быть представлен как творческий
продукт нормативного характера
И другие темы
группового проекта
коммуникативной
Преимущество
заключается в
формировании
компетенции
школьников,
возможности
проекта, найти
лучшее решение
расширить границы
проблемы
Помогая ученику в
проекта,
выборе темы
необходимо
учитывать его
возраст,
уровень,
образовательный
интересы, а также
соотносить проект
учебного процесса
с задачами
Помогая ученику в выборе темы проекта, необходимо учитывать его возраст, образовательный уровень, интересы, а также соотносить проект с задачами учебного процессаПреимущество группового проекта заключается в формировании коммуникативной компетенции школьников, возможности расширить границы проекта, найти лучшее решение проблемы
Защита проекта,
если он
рассчитан на
один-два урока
Если проект
выходит за
рамки урока, то
презентация
проекта может
быть самой
разнообразной
• в виде доклада;
• реальной или
виртуальной
выставки;
• небольшого
видеофильма;
• рекламного ролика и
др.
• в виде реферата с
вариантом решения
социальной
проблемы;
• в виде спектакля;
• в других формах.
Защита проекта, если он рассчитан на один-два урокаЕсли проект выходит за рамки урока, то презентация проекта может быть самой разнообразной
практическая
(общественная)
оригинальность
значимость проекта,
решения обозначенной
проблемы,
исследовательские
методы в работе,
умение представить
результаты проекта
критерия оценки
проектной работы -
поставленной цели и
выполнение
достижение
конкретных
результатов
оцениван
проекта
ие
оценивание проектакритерия оценки проектной работы - выполнение поставленной цели и достижение конкретных результатовпрактическая (общественная) значимость проекта, оригинальность решения обозначенной проблемы, исследовательские методы в работе, умение представить результаты проекта
деятельностный
подход в образовании
включает в себя ряд
образовательных
системно-
технологий, методов и
приемов, которые дают
возможность учителю
творить и искать
системно-деятельностный подход в образовании включает в себя ряд образовательных технологий, методов и приемов, которые дают возможность учителю творить и искать
На уроках истории можно применять,
в зависимости от целей и задач
урока, следующие технологии
Разноуровневое
обучение
Исследовательск
ие методы
Игровые
технологии
• возможность
построить
учебный
процесс с
учётом
индивидуальны
х возможностей
каждого
ребёнка
• позволяют
учащимся
самостоятельно
изучить
проблему,
расширить
кругозор,
формирует
мировоззрение
• развивают
познавательную
деятельность,
формируют
знания, умения,
навыки,
необходимые
для
самостоятельно
й практической
деятельности
Технология
проектной
деятельности
• развивает
индивидуальны
е творческие
способности
учащихся
Разноуровневое обучение •возможность построить учебный процесс с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнкаИсследовательские методы •позволяют учащимся самостоятельно изучить проблему, расширить кругозор, формирует мировоззрениеИгровые технологии •развивают познавательную деятельность, формируют знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельной практической деятельностиТехнология проектной деятельности •развивает индивидуальные творческие способности учащихся
формы деятельности
учащихся на уроке
• Составление опорных конспектов в виде плана,
схемы, графика, диаграммы, рисунка
• Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы,
которая станет итогом анализа и сопоставления
сравниваемых фактов и обобщения исторических
событий.
• Составление биографических справок –
характеристик исторических личностей.
• Работа с исторической картой.
• Анализ исторических источников (документов).
• Подготовка и оформление сообщения, доклада,
реферата
формы деятельности
учащихся на уроке
• Рецензия на ответ товарища.
• Задания на образную реконструкцию
исторических фактов:
• Изложение исторических событий от имени
одного из участников, свидетелей,
современников или потомков;
• Изложение сути исторических событий в
диалоге, споре, беседе их непосредственных
участников, представляющих разные
(противоположные) мнения и оценки.
Заключение
• Все формы деятельности,
используемые преподавателем на
уроках истории и обществознания
позволяют учащимся
систематизировать учебную
информацию, ориентироваться в
историко-географическом
пространстве, сформировать
навыки поисковой, аналитической
работы, а учителю – успешно
подготовить учащихся к ЕГЭ
• Применение деятельностного подхода на
уроках истории и обществознания позволяет
достичь и прописанных в ФГОС II поколения
образовательных результатов: личностных
(система ценностных отношений к себе, другим
участникам образовательного процесса,
образовательному процессу в целом и его
результатам); метапредметных (освоение
способов деятельности, применяемых как в
рамках образовательного процесса, так и при
решении проблем в реальных жизненных
ситуациях); предметных (усвоение
обучающимися конкретных элементов
социального опыта, изучаемого в рамках
отдельного учебного предмета).
Список источников
• Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в
технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные
технологии. - 2003. - N 6. - С. 30-39
• Ильин Г.Л.Как обеспечить качество обучения в
информационном обществе? /Г.Л. Ильин //Народное
образование.-2011.- №5.-стр.131
• Хуторский А. «Деятельность как содержание образования»
/А. Хуторский «Народное образование» - 2003, №8, стр.107-
114.
• Деятельностно – ориентированный подход к образованию
//Управление школой. Газета Издательского дома «Первое
сентября» - 2011, №9, стр.14-15.
• Деятельностный подход в обучении. Понятие
проектирования как деятельности. Режим
доступа:http://festival.1september.