Образовательный отдых детей как приоритетное направление реализации Концепции развития дополнительного образования в РФ
Старший преподаватель
кафедры психологии, педагогики и
дополнительного образования
Долгополова Марина Геннадьевна
8-964-934-20-61
14dolma02@mail.ru
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Образовательный отдых –
это обучение в активной форме.
Современные тенденции развития сферы отдыха и оздоровления детей ориентированы на включение её в систему непрерывного образования с учетом уникальности данного социального института в становлении и развитии растущего человека.
Основные особенности:
Концепция образовательного отдыха;
Образовательные программы;
Реализация принципа интегративности;
Разнообразие видов деятельности;
Формирование детско-взрослой общности;
Межведомственное взаимодействие
Правовое поле
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. № Пр-827
План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 722-р
Правовое поле
4
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)»
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами (с изменениями на 8 августа 2018 года)»
Правовое поле
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказ Минобрнауки России от 26.06.2012 N 504 Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», СанПиН 2.4.5.3172-14. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41
Правовое поле
О направлении рекомендаций по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков (письмо Минобрнауки России от 31.03.2011 №06-614)
О рекомендациях по организации детского оздоровительного отдыха (письмо Минобрнауки России от 14.04.2011 № МД-463/06)
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.06.2018 г. № 327н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха"
Правовое поле
Концепция развития дополнительного образования в РФ, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
Плана мероприятий на 2015–2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2015 года №729-р.
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н
При разработке проектов различных направлений образовательного отдыха детей сформулированы актуальные ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ для каждой модели:
1. Обеспечение полноценного отдыха детей на основе разработанной досуговой деятельности, имеющей высокий образовательный потенциал и обладающей повышенным развивающим потенциалом, способствующей направленному совершенствованию личности и формированию опыта социального взаимодействия детей со сверстниками, взрослыми, окружающим миром; создающей условия для поддержки их психологического и физического здоровья.
2. Формирование нравственного воспитания и стимулирование процесса самовоспитания; формирования навыков культуры общения.
3. Обеспечение условий для раскрытия творческой индивидуальности детей, их интересов, потребностей, природных задатков.
4. Максимальное использование в воспитательных и оздоровительных целях возможности пребывания детей в новом для них социальном и природном общении.
5. Создание комфортной социально-психологической и предметно-бытовой микросреды жизнедеятельности детей и взрослых в лагере.
Необходимость программирования жизнедеятельности лагеря и площадки
Программирование летнего отдыха как способ организации работы лагеря или площадки – это закономерный этап в развитии системы летнего образовательного отдыха детей и подростков в нашей стране.
На сегодняшний момент нет должного научно-методического обеспечения программирования деятельности детского лагеря и площадки.
Что такое программа лагеря (площадки)?
документ, наряду с Уставом (если он имеется) один из основных в деятельности лагеря. Документ, в котором должны быть отражены содержание и системы работы на определенный период;
результат процесса программирования. Под программированием нужно понимать четкое определение цели деятельности лагеря (площадки), выбор эффективных форм и методов ее достижения;
модель будущей деятельности лагеря (площадки), которая должна давать ответ на вопросы:
1) каково реальное положение лагеря (площадки) сегодня (педагогический и социально-экономический аспекты)?
2) Какой хотелось бы видеть деятельность лагеря (площадки)?
3) Что надо сделать, чтобы приблизить реальное состояние к желаемому?
Типология программ
Первая группа:
Комплексная программа – программа разноплановой деятельности лагеря (площадки), объединяющая различные направления отдыха, образования, воспитания и оздоровления детей.
Профильная (специализированная) программа – программа с одним, генеральным (ведущим, основным) направлением деятельности.
Вторая группа:
Долгосрочные
Краткосрочные
Требования, которым должна удовлетворять программа лагеря (площадки):
Актуальность
Целостность
Прогностичность
Реальность
Оригинальность
“Типология” предполагает классификацию существенных признаков, таких, как базис-структурный элемент на основе использованной технологии и форма – устройство содержания образца.
“Участники” определяется с учетом возрастного подхода, а также социальных и валеологических аспектов.
“Специалисты группы сопровождения воспитательно-оздоровительного процесса” - зависимость лагеря от кадрового обеспечения.
“Информационно-методическое обеспечение” несет в себе краткую информацию о целях, задачах и месте создаваемого временного учреждения, а также о возможностях применения некоторых общеизвестных методик.
Тип лагеря определяется не только базой, формой, методическим обеспечением, но и материально-технической основой (территориальная локализация, необходимое и рекомендуемое оборудование).
С чем нужно определится
при выборе программы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.