Презентации для педагогов

  • ppt
  • 29.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Медиа и информационная грамотность.ppt

МЕДИАГРАМОТНОСТЬ И МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Чем вызвано появление медиаобразования?

1. Большим влиянием медиа на общество.
Медиа сообщения (реклама, новости, фильмы и т.д.) формируют наши представления о действительности, сильно воздействуют на наши мысли, жизненные
установки и действия.
Мы живём в мире, в
котором качество
полученной нами
информации в
значительной степени
определяет наш выбор
и последующие действия.

Чем вызвано появление медиаобразования?



2. Неисчерпаемыми возможностями медиасредств
для образования
человека.



Чем вызвано появление медиаобразования?


3. Существует понятие «параллельная школа», которое означает, что современный человек может многому научиться через средста массовой информации, особенно через Интернет. Медиаобразование – фактор развития личности.


4. Создатели медиапродукции часто навязывают свою точку зрения, интерпретируют события так, как это выгодно тем, «кто заказывает музыку».

5. Медиасообщения направлены на то, чтобы убедить нас поверить во что-либо или сделать так, как хотят их авторы. Для достижения своей цели они используют специальные средства

6. Медиапространство, особенно Интернет, сильно замусорен текстами, которые внешне привлекательными формами склоняют людей к сектантству, насилию, радикализму, фашизму.


7. Пользователи Интернета создают собственные медиапослания в блогах, социальных сетях, чатах. Мы часто видим в текстах непроверенные сведения, отсутствие логики и аргументации, провокационные высказывания, нетерпимость, что свидетельствует о низком уровне медиаграмотности

Зачем медиаобразование?

Некомпетентный пользователь может утонуть в океане информации, которую предлагают новейшие коммуникативные технологии, которая никак не систематизирована по степени важности, что приводит к ещё более серьёзной проблемы - недостатку информации
Угрозы безопасности личных данных значительно возросли и усложнились, некомпетентные пользователи подвергаются высокому риску обмана


Основные понятия

МЕДИА – происходит от латинского слова “medium” – посредник) – средства массовой коммуникации (СМК), к которым традиционно относят печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись и Интернет.
НОВЫЕ МЕДИА – контент, размещённый на цифровых платформах

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

процесс развития личности с помощью и на материале средств массовай коммуникации (медиа) с целью формирования культуры отношений с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений высококачественного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения разным формам самопроявления при помощи медиатехники
(А.Фёдоров)



Медиа-
образование

Сфера деятельности
людей

Процесс

Результат

Медиаобразование
как результат = медиаграмотности
Медиаграмотность (медийная грамотность) – это совокупность навыков и умений, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах, жанрах и формах.

В медиаграмотности выделяют два аспекта:

первый связан с умениями восприятия, критической оценки и использования информации, которая поступает из разных источников.
Эти умения содействуют
развитию личности
и помогают человеку
в принятии
соответствующих
стратегий поведения
и действий

второй — предусматривает наличие у индивида уменний быть успешным и ответственным автором обычных, аудио и видеотекстов, которые размещаются им на сайтах, в блогах,
на YouTube, на форумах

Медиаграмотнасть и информационная грамотность

Медиаграмотность - это умение как понимать и анализировать медиатексты, так и создавать их.
Информационная грамотность добавляет к этому комплекс умений работать с информацией – классифицировать её по заданным признакам, собирать, фильтравать, превращать из одной формы в другую, излагать в соответствии с заданными параметрами, пользоваться соответствующими средствами
Медиаграмотность
включает и информационную
грамотность.
Медиаграмотность –
идеологическая категория,
а информационная
грамотность –
более инструментальная

Медиаграмотный потребитель владеет умениями:

ориентироваться в медиапространстве, осуществлять навигацию, сражаться с эффектами медиавирусов, видеть троллинг,
манипуляции, фейки
составлять поисковые
запросы,
отбирать и фильтровать
информацию,
сохранять и изменять
её по заданным параметрам;
важно здесь также осуществление
и стимулирование потребности в новой информации

Медиаграмотный потребитель владеет умениями:

воспринимать, понимать, осваивать контекст, воспринимать концепцию и скрытый смысл медиатекста, выстраивать
свою концепцию
под влиянием
полученной
информации

Грамотный автор медиапосланий

Владеет умениями:
Создания собственных медиатекстов - как самостоятельно, так и в соавторстве; от репродуктивного уровня - к творческому
Руководствоваться этикой
взаимоотношений в
медиапространстве, понимать
направленность
медиатизированного диалога;
участвовать в создании
и функционировании
медиапространства на
разных уровнях - от
локального (например,
школьного) до
медиапространства всемирных информационных сетей

Фейк
сленговый термин, который обозначает подделку, копию или фальсификацию. В отношении к средствам массовой информации под фейком понимают новость, которая не имеет ничего общего с правдой, иначе говоря, подделку новости. Фейки могут затрагивать за живое тех, кто их читает: в этом случае у человека отключается логика, включаются эмоции и он верит даже в
самую невероятную
информацию.

Манипуляция в СМИ

Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию, как «акт воздействия на людей или руководства ими с ловкостью, особенно с таким подтекстом, как спрятанное управление и обработка».

Средства манипуляции

Искуственное затемнение «картинки реальности» в СМИ, подача противоречивой, неполной, неточной и заведомо предвзятой информации
Перенос личного факта в сферу общего, в систему.
Использование слухов, догадок, пояснений в смутной политической и социальной ситуации
Метод «страшилок»
Замалчивание одних фактов и выпячивание других
Метод фрагментации
Многочисленные повторы или «метод Геббельса»
Метод абсолютного вранья. «Чем страшнее ложь, тем легче в неё верят» (Геббельс)
Метод диссонанса: продвижение альтернативных фактов, ценностей, разрушительных механизмов
трансляции исторической памяти, общие символы
и ценности целевой группы

Троллинг

«Тролль» - это человек, который размещает грубые или провокационныя сообщения в Интернете, например, в дискуссионных форумах, мешает обсуждению или унижению его участников.

Троллинг - злоумышленное вмешательство в сетевую коммуникацию, которое проявляется в нагнетании гнева, конфликта путём скрытого или явного унижения другого участника или участников, часто с нарушением объекта сетевой коммуникацию и, иногда неосознанно для самого «тролля», этики сетевого взаимодействия

Что нужно делать, чтобы научить учеников критически оценивать медиасообщения?
Применять технологию развития критического мышления!
“Критическое мышление - это признак образованного ума, способного рассуждать над идеей, не принимая её” (Аристотель)
Критическое мышление - набор осознанных действий и навыков, которые мы используем для определения правдивости информации данной или полученной от других, чтобы определить, не содержит ли она манипуляций.

Выводы

Медиаобразование шире, чем обучение пользованию информационными технологичми
Медиаобразование – шире чем обучение безопасности в Интернете, анализу рекламы или охране от вредного воздействия видеоигр
Существуют практические
проблемы внедрения преподавания
медиаобразования в школе,
если и так не хватает ни времени,
ни ресурсов
Медиаобразование должно
быть интегрировано в уже
действующий набор
школьных предметов