Методическая деятельность педагога дополнительного образования
Долгополова Марина Геннадьевна
Старший преподаватель кафедры
дополнительного образования
14dolma02@mail.ru
Виды методической работы
Разработка дополнительной общеразвивающей программы, корректировка готовой ДОП.
Разработка планов практикумов, мастер-классов, практических и лабораторных занятий.
Разработка и проведение открытых занятий, мастер-классов.
Разработка и составление контрольных вопросов, диагностик, заданий, в том числе тестовых.
Разработка учебных пособий, справочников, задачников, каталогов, альбомов.
Оформление кабинета.
Наставничество.
Повышение профессиональной компетентности (самообразование).
Написание: методических рекомендаций, в которых освещаются актуальные общеметодические вопросы и вопросы конкретной методики преподавания, изучают порядок, последовательность и технологию работы педагогов по подготовке к занятиям.
Написание: методических разработок, которые подробно излагают вопросы изучения отдельных, как правило, наиболее сложных для изучения тем учебных программ, сценарии проведения различных видов занятий с применением современных технологий обучения.
Написание: методических и (или) инструктивно-методических указаний, которые чаще разрабатываются по лабораторно-практическим работам и практикам, проведение которых предполагает соблюдение определенных мер предосторожности.
Создание учебно-методических комплексов (УМК).
Участие в педагогических конкурсах, форумах, фестивалях и соревнованиях.
Презентация методической продукции на заседаниях педсовета, экспертно-методического совета, на научно-практических, научно-методических конференциях и семинарах, на Лаборатории педагогического мастерства.
Разработка дополнительной общеразвивающей программы, корректировка готовой ДОП.
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196
№ | Направленность объединения | Число | Число и продолжительность занятий в день |
1 | Техническая | 2-3 | 2 по 45 мин |
1.2. | Объединения с использованием компьютерной техники | 1-3 | 2 по 30 мин. для детей в возрасте до 10 лет; |
2. | Художественная | 2-3 | 2 по 45 мин |
2.1. | Объединения изобразительного и декоративно-прикладного искусства | ||
2.2. | Музыкальные и вокальные объединения | 2-3 по 45 мин. (групповые занятия); 30-45 мин. (индивидуальные занятия); | |
2.3. | Хоровые объединения | 2-4 | 2-3 по 45 мин. |
2.4. | Оркестровые объединения | 2-3 | 30- 45 мин. (индивидуальные занятия); |
2.5. | Хореографические объединения | 2-4 | 2 по 30 мин. для детей в возрасте до 8 лет; |
Рекомендуемый режим занятий детей в ОДО различной направленности
3. | Туристско-краеведческая | 1-2 похода | 2-4 по 45 мин.; |
4. | Естественно-научная | 1-3 | 2-3 по 45 мин.; занятия на |
5. | Физкультурно-спортивная. Занятия по дополнительным общеразвивающим программам в области физической культуры и спорта | 2-3 | 1 до 45 мин. для детей в возрасте |
5.2. | Спортивно-оздоровительные группы (кроме командных игровых и технических видов спорта) | 1 до 45 мин. для детей в возрасте | |
5.3. | Спортивно-оздоровительные группы в командно-игровых видах спорта | 2 по 45 мин.; | |
5.4. | Спортивно-оздоровительные группы в технических видах спорта | ||
6. | Культурологическая | 1-2 | 1-2 по 45 мин.; |
6.1. | Тележурналистика | 2 | 2 -3 по 45 мин.; |
7. | Военно-патриотическая | 2-4 | 1 -3 по 45 мин.; занятия на |
8. | Социально-педагогическая | 1-2 | 1 -3 по 45 мин.; |
8.1. | Предшкольное развитие | 2-3 | 1-4 по 30 мин. |
8.2. | Дети с оппозиционно вызывающим расстройством | 2-4 | 1-2 по 45 мин. |
Технологические аспекты проектированиядополнительных общеобразовательныхобщеразвивающих программ
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
пояснительная записка;
цель и задачи программы;
содержание программы;
планируемые результаты;
Технологические аспекты проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:
календарный учебный график;
условия реализации программы;
формы аттестации;
оценочные материалы;
методические материалы;
рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы;
список литературы
Технологические аспекты проектированиядополнительных общеобразовательныхобщеразвивающих программ
2.2. Комплекс основных характеристик структурных элементов программы
2.2.1. Титульный лист программы - страница, предваряющая текст программы, источник идентификационной информации документа
Календарный учебный график
Год обучения: с 1 сентября 2016 г. по 31 августа 2017 г. | |||||||||||||||||||||
Год | Сентябрь | учебный год (сентябрь-август) и т.д. на весь | Август | Всего учебных недель | Всего часов по программе | ||||||||||||||||
Недели обучения | 01.09.16- 04.09.16 | 05.09.16- 11.09.16 | 12.09.16 –18.09.16 | 19.09.16- 25.09.16 |
| 01.08.17- 6.08.17 | 07.08.17- 13.08.17 | 14.08.17- 20.08.17 | 21.08.17- 27.08.17 | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5-48 | 49 | 50 | 51 | 52 |
|
Календарный учебный график (вариант 1)
Ознакомительный уровень программы (кол-во часов) | 1 группа |
| ||||||||||||||
2 група | ||||||||||||||||
3 группа | ||||||||||||||||
Базовый уровень программы (кол-во часов) | 1 группа | |||||||||||||||
2 група | ||||||||||||||||
3 группа | ||||||||||||||||
Углубленный уровень (кол-во часов) | 1 год | |||||||||||||||
2 год | ||||||||||||||||
и т.д | ||||||||||||||||
Промежуточная (П) Итоговая (И) аттестация |
| |||||||||||||||
Каникулярный период (К) | ||||||||||||||||
Занятия, не предусмотренные расписанием |
№п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов | Время проведения занятия | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
| |||||||
| Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Разработка учебно-методического комплекса образовательной программы
Учебно-методический комплекс является информационной моделью определенной педагогической системы, где отражены стороны реального образовательного процесса. УМК предназначен для решения полного круга задач, которые возникают в рамках образовательного процесса. УМК должен учитывать все достижения современной педагогической науки и призван обеспечить повышение эффективности работы учащихся и педагогов за счет предоставления и реализации широкого спектра возможностей (информационных, обучающих, развивающих, воспитательных, координирующих, систематизирующих, стимулирующих и др.).
Учебно-методический комплекс - система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в соответствии с учебным планом.
Структура УМК
Структура УМК предполагает совокупность дидактических единиц, отражающих логически законченный объем образовательного материала.
В самом общем виде учебно-методический комплекс ДООП может быть представлен следующими компонентами:
Пояснительная записка к УМК;
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
Рабочая программа;
Индивидуальный учебный план учащегося (при наличии);
Учебно-методический компонент для педагога и учащихся;
Воспитательный компонент;
Компонент результативности.
Содержание УМК:
1. Пояснительная записка.
В пояснительной записке указывается актуальность данного УМК, его концептуальные основы, перечень представленных в УМК материалов (информационная карта УМК – Приложение 2), информации о возможных сферах применения УМК и его потенциальных пользователях).
2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.
Ключевым документом, на основе которого разрабатывается УМК, является дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. ДООП является основным документом, в котором фиксируются и аргументировано, в логической последовательности определяются цель, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, критерии оценки его результатов в конкретных условиях. Дополнительная образовательная программа оформляется в соответствии с федеральными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования.
3. Рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, содержание и порядок реализации дополнительных общеобразовательных программ. Рабочая программа составляется педагогом дополнительного образования на текущий учебный год в соответствии с реализуемой им дополнительной общеобразовательной программой.
4. Индивидуальный учебный план (ИУП) проектируется в соответствии с требованиями дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, реализуемой педагогом. ИУП является приложением к основной утверждённойдополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Индивидуальный учебный план составляется при необходимости и не является обязательным элементом в структуре УМК.
5. Учебно-методический компонент для педагога и учащихся. Это могут быть:
Методические материалы по организации образовательной деятельности.
Методические разработки отдельных тем и занятий.
Учебные пособия – материалы, обеспечивающие реализацию содержания ДООП. К ним относятся:
справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.);
художественная литература;
научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.);
периодические издания;
видеоматериалы (видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);
аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы);
электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.);
6. Воспитательный компонент ДООП может включать:
- сценарии праздников,
- летопись объединения,
- информационные материалы о коллективе (буклеты, реклама, статьи и т.п.),
- творческие отчеты,
- фотоальбомы,
- видеоматериалы,
- информация о работе объединения в сети Интернет,
- материалы по работе с родителями, планы проведения родительских собраний, и т.п.),
- памятки и т.п.
7. Компонент результативности включает в себя:
I. Наличие диагностического материала и критериев контроля за результатами освоения учащимися ДОД:
Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.
Планируемые результаты формулируются с учетом цели и содержания ДОД и определяют основные знания, умения, навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретаемые учащимися в процессе изучения программы:
Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Метапредметные результаты означают усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций.
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование.
II. Наличие способов отслеживания динамики развития учащихся (рейтинговая система оценивания достижений, портфолио, зачётные книжки и др.).
Одним из самых востребованных способов является портфель достижений, с помощью которого можно проследить динамику личностного развития учащихся. Метод «Портфолио» является не только современной эффективной формой оценивания, но и представляет технологию работы учащихся, которая позволяет решить ряд педагогических задач:
- способствует формированию культуры мышления учащихся, развитию навыков рефлексивной и оценочной деятельности (умение планировать, организовывать, анализировать собственную деятельность);
- развивает такие качества учащихся как ответственность, активность, самостоятельность и самоконтроль.
4. Принципы проектирования УМК
Проектирование – сложный и длительный творческий процесс, интегрирующий в единое целое:
прогнозирование желаемых результатов на основе проблемного анализа;
воплощение на практике задуманного с последующей корректировкой целей и задач, сравнением реальных и предполагаемых результатов. Итогом становится авторская (на уровне конкретного педагога или учреждения) педагогическая модель или система, обязательным признаком которой является новизна.
5. Функции УМК
УМК выполняет 3 основные функции:
Обучающая функция – обеспечение целей и задач освоения содержания образования.
Развивающая функция – обеспечение возможности использования материалов в целях развития личностных качеств, например, восприятия и мышления, воображения и памяти, физического развития и т.п.
Воспитательная функция – обеспечение ориентации содержания учебных материалов на освоение общечеловеческих ценностей (любовь, свобода, красота и другие) в русле отечественных культурных традиций.
6. Этапы проектирования УМК
Разработка дополнительной общеобразовательной программы.
Определение цели и задач разработки учебно-методического комплекса.
Подбор и анализ информационного и методического материала:
- методического;
- литературного;
- наглядного;
- электронные образовательные ресурсы.
Отбор материала.
Систематизация материала в соответствии с учебно-методическим планом и формами проведения занятий.
Создание тематических папок (печатных и электронных).
Систематизация учебно-методического комплекса.
Внедрение учебно-методического комплекса в практику.
Анализ учебно-методического комплекса:
- обобщение и создание авторских разработок;
- корректировка учебно-методического комплекса.
представление материалов УМК на методических объединениях, выступление на семинарах-практикумах, презентациях педагогического опыта, конференциях, публикации через издательства и интернет-сайты, участие в методических выставках и профессиональных конкурсах разного уровня.
7. Требования к созданию УМК
Учебно-методический комплекс и его компоненты должны:
предусматривать логически последовательное изложение учебного материала дополнительной общеобразовательной программы;
предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
обеспечивать межпредметные связи;
обеспечивать простоту использования для педагогов и учащихся.
В заключение можно обозначить ряд объективных факторов, определяющих достоинства учебно-методического комплекса («плюсов» УМК), позволяющих педагогу дополнительного образования более результативно решать многие вопросы организации своей деятельности.
Оформление кабинетаМетодические рекомендации по оформлению кабинета педагога дополнительного образования
Кабинет – помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым для этих занятий оборудованием.
Кабинет УДО – помещение для занятий, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится образовательная (учебная, воспитательная) и методическая работа по направлению деятельности.
Информация на входной двери должна содержать:
• полное название детского объединения;
• фамилию, имя, отчество (полностью) педагога;
• расписание работы объединения (дни и часы занятий).
Оборудование учебного кабинета
Количество рабочих столов и стульев должно соответствовать количеству учащихся. Рабочие места должны быть оборудованы в соответствии с возрастными особенностями. Размещение, систематизация и хранение средств обучения должно соответствовать рациональной организации труда. Учебные пособия и оборудование размещаются и хранятся по разделам программы и годам обучения. Дидактический и раздаточный материал хранятся отдельно. Все пособия систематизируются по темам и годам обучения.
Уголки в кабинете педагога дополнительного образования
Правила пожарной безопасности
Правила техники безопасности
Правила поведения на занятиях
№ | Наименование оборудования | Количество | Год приобретения | Инвентарный номер |
№ | Название | Год издания |
№ | Автор | Название | Место и год издания |
№ | Название |
Паспорт кабинета
Название кабинета
Форма проведения занятий в данном кабинете (индивидуальная, групповая)
Площадь кабинета
Перечень материального оборудования
Перечень технических средств обучения (специального оборудования)
Перечень наглядных пособий, дидактических материалов (индивидуальный раздаточный материал, таблицы, плакаты, альбомы, открытки, репродукции, диапозитивы, видеофильмы, аудиозаписи и др.)
Библиотека кабинета
Выставочные стенды и другие материалы
6. Наставничество
Необходимым условием модернизации системы образования РФ является решение первостепенной задачи – повышение качества кадрового потенциала, подготовка и формирование педагогического корпуса, в том числе закрепление в образовательной организации молодых специалистов.
Сегодня образовательные организации остро нуждаются в молодых педагогах, способных адекватно реагировать на изменения образовательной ситуации, специфику педагогических систем, новые условия профессиональной деятельности
Темами заседаний методического объединения молодых специалистов могут быть:
1. Адаптация молодого специалиста в условиях дополнительного образования.
2. Психологический портрет педагога. Личное обаяние и общение.
3. Эмоциональная культура педагога.
4. Имидж педагога дополнительного образования.
5. Кофликтология. Занятие с элементами тренинга. Разрешение конфликтных ситуаций.
6. Круглый стол «К вершинам мастерства» (Подведение итогов учебного года).
Памятка наставнику молодого специалиста
Наставник молодого специалиста:
1. Знакомит молодого специалиста с деятельностью учреждения;
2. Помогает составить: учебно-тематический план, дополнительную общеразвивающую программу.
3. Оказывает помощь в подготовке дидактического материала, наглядных пособий, контрольных заданий, разработке занятий;
4. Организует посещение молодого специалиста занятий опытных коллег с последующим анализом;
5. Посещает занятия молодого специалиста, учит самоанализу;
6. Наставляет молодого специалиста в воспитательной работе с детьми объединения;
7. Направляет работу молодого специалиста по самообразованию (выбор темы, подборе необходимой литературы и т.д.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.