Чем исследовательская деятельность отличается от проектной?
Главное в проектной деятельности – решение какой-то ( значимой для ребенка) проблемы, ее реализация в виде заранее продуманного проектного продукта.
Гипотеза не нужна.
Итоговый продукт должен соответствовать задуманному.
Проектные продукты разнообразны.
Предпочтительнее групповая работа.
Цель исследования – получение новых фактов и закономерностей, выяснение сущности явлений (на уровне ребенка данного возраста).
В исследовании необходимо формулировать гипотезу и проверять ее теоретически или экспериментально.
Результаты предполагаются, но заранее неизвестны.
Полученные результаты оформляются в виде статьи, доклада, тезисов.
Предпочтительнее индивидуальная работа ученика.
4
Классификация проектов
Информационный - сбор, анализ и обобщение информации о каком – то объекте или явлении, может быть частью исследовательских проектов ( обзор литературы).
Исследовательский - решение, исследовательской задачи, результаты которой предполагаются, но заранее неизвестны, наиболее близок к исследовательской работе, но предполагает наличие проектного продукта.
Практический - в нем четко обозначен результат деятельности участников, необходимо ориентироваться на социальные интересы самих учащихся.
Творческий - создание произведений искусства различных жанров или проведение творческих мероприятий.
Игровой - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Общие компоненты проектной и исследовательской деятельности
анализ актуальности работы
формулировка цели и задач
сбор информации по теме и ее критическое осмысление
выбор средств и методов, адекватных поставленным целям
планирование, определение последовательности и сроков этапов работ
определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
оформление результатов
представление результатов
анализ и оценка полученных результатов.
Учебно - исследовательский проект
Большинство работ школьников являются учебно-исследовательскими, а не научно- исследовательскими
Научное и учебное исследование используют одни и те же формы мышления, общие логические подходы и этапы выполнения работы.
Различия заключаются в том, что
1. Цель учебного исследования - не открытие принципиально новых фактов, а приобретение учащимися исследовательских умений, повышение познавательной мотивации и активности и самостоятельности.
2. Степень самостоятельности может быть разной (в зависимости от возраста и опыта), но всегда меньше, чем в научной работе.
3. В процессе учебного исследования учащиеся открывают субъективные, новые для себя (или своего класса, школы и т.д.) знания.
Какие вопросы мы рассматриваем?
Как определить тему исследования?
Как определить актуальность, новизну, практическую значимость исследования?
Как определить гипотезу?
Как сформулировать цель и задачи исследования?
Как определить объект, предмет, методы исследования?
Как оформить работу?
Какие требования к защите исследовательского проекта?
Пример защиты исследовательского проекта
Требования к теме исследования
1. Тема должна быть достаточно актуальной и, по возможности, нестандартной.
2. Тема и уровень работы должны соответствовать возрасту ученика.
3.Тема должна быть максимально конкретной, а не расплывчатой, предполагать четкие сроки выполнения.
4.Если работа выполняется на базе научного учреждения, необходимо четко очертить рамки самостоятельного исследования школьника.
5. Не следует допускать выполнение псевдонаучных работ.
6. Не надо выбирать тему, в которой можно сделать только реферат.
Удачная и неординарная тема – залог успеха работы.
В формулировке темы уместно использовать слова: исследование, изучение, поиск, наблюдение, использование, функция, анализ, сравнение, сопоставление, аналогия, мониторинг, динамика, особенности, своеобразие, роль, влияние, изображение и т.п.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.