Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи
Универсальный алгоритм проведения мастер-класса
Презентация педагогического опыта педагогом-мастером:
кратко характеризуются основные идеи технологии;
описываются достижения в работе;
доказывается результативность деятельности обучающихся, свидетельствующая
об эффективности технологии;
определяются проблемы и перспективы в работе педагога-мастера.
Универсальный алгоритм проведения мастер-класса
2. Представление системы учебных занятий:
описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;
определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.
Универсальный алгоритм проведения мастер-класса
3. Проведение имитационной игры:
педагог-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с обучающимися;
слушатели одновременно играют две роли: обучающихся и экспертов,
присутствующих на открытом занятии.
Универсальный алгоритм проведения мастер-класса
4. Моделирование:
педагоги-обучающиеся выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии педагога-мастера;
мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет процессом;
мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.
Универсальный алгоритм проведения мастер-класса
5. Рефлексия:
проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Алгоритм проведения мастер – класса (автор Русских Г. А.)
1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера
1.1. Краткое обоснование основных идей и технологий (методик), применяемых педагогом;
1.2. Доказательство результативности деятельности обучающихся, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии;
1.3. Описание достижений Мастера, который зафиксированы на краевом, российском, международном уровнях;
1.4. Определение проблем и перспектив в работе педагога.
Алгоритм проведения мастер – класса (автор Русских Г. А.)
2-й шаг. Представление системы занятий
2.1. Описание системы занятий в режиме эффективной педагогической технологии;
2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям;
2.3. Ответы на вопросы участников мастер-класса.
Алгоритм проведения мастер – класса (автор Русских Г. А.)
3-й шаг. Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с обучающимися
Формы проведения:
имитационная игра (педагог-мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с обучающимися);
лекция с показом приемов;
практическое занятие;
интегрированное занятие (лекционно-практическое занятие);
Слушатели одновременно играют две роли: обучающихся экспериментальной группы и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
Алгоритм проведения мастер – класса (автор Русских Г. А.)
4-й шаг. Моделирование
4.1. Самостоятельная работа участников по разработке собственной модели занятия в режиме продемонстрированной технологии (мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею);
4.2. Обсуждение авторских моделей занятия.
5-й шаг. Рефлексия
5.1. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей;
5.2. Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.
Алгоритм проведения мастер-класса(автор Н.И. Ведерникова)
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой педагогом;
Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки);
Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии , представляемой педагогом;
Цель проведения конкретного мастер-класса определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.
Алгоритм проведения мастер-класса(автор Н.И. Ведерникова)
2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)
Рассказ педагога о проекте занятия;
Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться;
Краткая характеристика результативности используемой технологии;
Вопросы педагогу по изложенному проекту.
Алгоритм проведения мастер-класса(автор Н.И. Ведерникова)
Алгоритм проведения мастер-класса(автор Н.И. Ведерникова)
Варианты:
1) Демонстрация программы деятельности, и т.п.;
2) Демонстрация отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог;
3) Демонстрация отдельных методов работы;
4) Демонстрация инновационных моментов деятельности.
Критерии оценивания качества подготовки и проведения мастер-класса
Презентативность
Эксклюзивность
Мотивированность
Технологичность
Эффективность
Артистичность
Общая культура
Педагогическое мастерство
Прогрессивность
Оптимальность
Методическая грамотность
Примерная структура плана-конспекта мастер-класса
№ | Этапы | Деятельность педагога | Время | Деятельность участников |
1. | Вступительная часть | |||
2. | Теоретическая часть | |||
3. | Практическая часть | |||
4. | Комментирующая часть | |||
5. | Кульминация творческого процесса | |||
6. | Рефлексия | |||
7. | Подведение итогов |
Рекомендации по подготовке мастер-класса
№ | Рекомендации |
1. | Выберите ведущую педагогическую идею, которую вы хотите продемонстрировать на мастер-классе и свяжите ее с темой. |
2. | Определите цели и задачи в связи с темой, которые вы хотите достигнуть на мастер-классе. |
3. | Придумайте проблему, вопрос, парадокс, вводящие в вашу тему занятия и представляющие интерес для обучающихся. |
4. | Составьте подробный план занятия. |
5. | Проявляйте специфику предмета (иногда к концу занятия зрителям и жюри не понятен предмет преподавания). |
6. | Это занятие не для профессионалов данного направления. Задача - прояснить сложное, затронуть общечеловеческие проблемы, которые волнуют всех. |
7. | Используйте новые информационные технологии, только если они органично входят в идею вашего занятия. |
8. | Проведите в конце краткий анализ занятия . |
№ | Показатели для оценки | Комментарии |
1 | Обоснованность | |
1.1 | Актуальность и научность содержания и приемов обучения. | |
1.2 | Способность к методическому и научному обобщению опыта. | |
2 | Презентативность | |
2.1. | Выраженность инновационной идеи, уровень ее представленности идеи. | |
3 | Оригинальность | |
3.1. | Ярко выраженная индивидуальность | |
3.2 | Выбор и полнота решения инновационных идей. | |
4 | Технологичность | |
4.1. | Достаточность используемых методов, приемов, средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным ) | |
4.2 | Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, рефлексии. | |
5 | Эффективность | |
5.1 | Результативность образовательной деятельности по данной технологии. Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности. | |
5.2 | Масштаб и уровень реализации идей | |
6 | Общая культура | |
6.1 | Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта. | |
6.2 | Способность к импровизации, степень мотивации участников, степень готовности к распространению своего опыта. |
Критерии оценки «мастер-класса»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.