«Страшная это опасность – безделье за партой, безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ничто не может возместить того, что упущено в главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».
Шаталов.
Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет.
Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся.
Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация различных самостоятельных работ. Они занимают исключительное место на уроке, т.к.ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности.
Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания.
Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом.
Самостоятельная работа вынуждает, приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, думать и искать, т. e. добывать знания.
Функции самостоятельной работы
выработка способности работать самостоятельно;
развитие познавательной активности;
стимулирование творческого мышления;
повышение культуры умственного труда, интереса;
осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");
формирование умения планировать время;
выработка ответственности и инициативности.
Самостоятельная работа важнейшая и неотъемлемая частью любого урока, позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал.
К.Д. Ушинский: “ …дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью”.
Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний . Розенштейн
Требования к организации самостоятельной работы на уроке
1.Наличие конкретной цели и ученик должен знать пути ее достижения.
2.Наличие конкретного задания
3.Четкая форма выражения результата, критерии оценки
4.Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика.
5.Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.
6.Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.
7.Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.
предусматривать ее место в структуре урока;
оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности учеников и сложности изучаемого материала;
предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении работы;
определять форму заданий;
устанавливать оптимальную длительность работы;
предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.
Планируя самостоятельную работу необходимо:
виды самостоятельной работы по дидактической цели
1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
2) закрепление и уточнение знаний;
3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
4) формирование умений и навыков практического характера;
5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
виды самостоятельной работы по дидактической цели
1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
2) закрепление и уточнение знаний;
3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
4) формирование умений и навыков практического характера;
5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие:
Обучающие.
Тренировочные.
Закрепляющие.
Повторительные.
Развивающие.
Творческие.
Контрольные.
В зависимости от целей самостоятельные работы :
Обучающие.
Тренировочные.
Закрепляющие.
Повторительные
Развивающие.
Творческие.
Контрольные.
задания для самостоятельной работы можно разделить:
1.По методу самостоятельной работы учащихся:
наблюдение;
упражнение;
работа с текстом учебника
2.По звеньям учебного процесса
задание на восприятие
задание на систематизацию
задание на закрепление учебного материала
задание на повторение учебного материала
3.По характеру познавательной деятельности обучаемого
репродуктивные задание
творческие (продуктивные)
4.По характеру руководства
подробные инструкции
менее подробные инструкции.
Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.
Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения.
Решение задач и практические, лабораторные работы.
Проверочные, самостоятельные работы (сочинение, диктант).
Доклады и рефераты, проектные работы (презентации)
Ответы на вопросы по видеофильму
Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях.
Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:
Работа с книгой
Для развития умения работы с книгой
важно систематически работать
с учебником на уроках.
При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих учеников низкая,
поэтому необходимо детям
1.внимательно читать вместе с учителем определения
2.выделять главные мысли параграфа
3.работать с рисунками, схемами, таблицами
Задание может быть направлено на
1.подготовку по учебнику ответов на вопросы
2.составление плана параграфа или его части
3.нахождение основных терминов, выделенных курсивом
4.составление схем и таблиц на основе текста учебника.
Впиши недостающий текст.
1. Течение - это……
2. Течение возникает под действием ………..
3. Холодное течение обозначается стрелкой …….. Теплое ………
4. У холодного течения температура воды ………, чем у окружающего водного потока.
5. назови течения из карты (по три примера)
теплые
холодные
Послушайте сказку и ответьте на вопрос – в каких агрегатных состояниях бывает вода?У матери было 3 сына. Всем хороши сыновья, только друг друга признавать не хотели. Ничего схожего между собой не видели. Уж если кого и вздумаю братом назвать, говорил 1 – то стекло.А я белому дыму брат – говорил 2. Недаром нас с ним путают. А я ни на кого не похож – говорил 3. и некого мне братом назвать, разве что слезы. Так по сей день и спорят 3 родных брата : Синий лед, Густой туман, Частый дождь.Друг друга братьями не называют, а матушку воду все трое родной зовут. бывает же такое на свете.
4. Выберите страну, в которой доля детей составляет около 40% населения, а доля пожилых возрастов - около 6%: | |
1 | Япония |
2 | Канада |
3 | Мексика |
4 | Португалия |
5 | Австралия |
6 | ФРГ |
5. Возрастная структура населения с высокой долей пожилых людей и низкой долей детей свойственна странам: | |
1 | развитым |
2 | развивающимся |
6. Страна, возрастной состав населения которой изображен на диаграмме | ||
Алжир |
Практический опыт учителей показал, что:
1. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний, чем при сообщении учителем готовых знаний.2. Организация выполнения учащимися разнообразных самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, что оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.4. при систематической организации самостоятельной работы у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают меньше времени по сравнению с учащимися классов, где самостоятельная работа не организуется или проводится нерегулярно.
Это позволяет наращивать темпы изучения материала, увеличить время на выполнение работ творческого характера.
1. Была ли на уроке самостоятельная работа? |
|
Схема ДЛЯ СБОРА ДАННЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ
ПОСТАНОВКУ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ
( По Шамовой Т.И.)
· Цель: проанализировать, является ли самостоятельная работа учащихся на уроке средством включения каждого ученика в деятельность
+ реализовано полностью
реализовано частично
- не реализовано.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.