«Страшная это опасность – безделье за партой, безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ничто не может возместить того, что упущено в главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».
Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет.
Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся.
Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация различных самостоятельных работ. Они занимают исключительное место на уроке, т.к.ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности.
Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания.
Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом.
Самостоятельная работа вынуждает, приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, думать и искать, т. e. добывать знания.
Функции самостоятельной работы
выработка способности работать самостоятельно;
развитие познавательной активности;
стимулирование творческого мышления;
повышение культуры умственного труда, интереса;
осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");
формирование умения планировать время;
выработка ответственности и инициативности.
Самостоятельная работа важнейшая и неотъемлемая частью любого урока, позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал.
К.Д. Ушинский: “ …дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью”.
Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний . Розенштейн
Требования к организации самостоятельной работы на уроке
1.Наличие конкретной цели и ученик должен знать пути ее достижения.
2.Наличие конкретного задания
3.Четкая форма выражения результата, критерии оценки
4.Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика.
5.Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.
6.Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.
7.Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.
предусматривать ее место в структуре урока;
оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности учеников и сложности изучаемого материала;
предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении работы;
определять форму заданий;
устанавливать оптимальную длительность работы;
предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.
Планируя самостоятельную работу необходимо:
виды самостоятельной работы по дидактической цели
1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
2) закрепление и уточнение знаний;
3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
4) формирование умений и навыков практического характера;
5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
виды самостоятельной работы по дидактической цели
1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
2) закрепление и уточнение знаний;
3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
4) формирование умений и навыков практического характера;
5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие:
Обучающие.
Тренировочные.
Закрепляющие.
Повторительные.
Развивающие.
Творческие.
Контрольные.
В зависимости от целей самостоятельные работы :
Обучающие.
Тренировочные.
Закрепляющие.
Повторительные
Развивающие.
Творческие.
Контрольные.
задания для самостоятельной работы можно разделить:
Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.
Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения.
Решение задач и практические, лабораторные работы.
Проверочные, самостоятельные работы (сочинение, диктант).
Доклады и рефераты, проектные работы (презентации)
Ответы на вопросы по видеофильму
Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях.
Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:
Работа с книгой
Классификация гор по возрасту
Признаки/типы | старые | новые |
Высота | ||
Вершины | ||
Склоны | ||
Есть снег | ||
Растет лес | ||
Есть вулканы | ||
Степень освоения людьми |
Испарение с поверхности
Мирового океана
Мировой круговорот воды
Перенос воды на сушу воздушными потоками
Конденсация водяного пара
И выпадение осадков
Просачивание вглубь Земли и сток с суши в океан
Испарение с поверхности
Мирового океана
Расставьте цифры соответствующим на рисунке процессам
Мирового круговорота воды
испарение –
выпадение осадков –
подземные воды –
перенос влаги –
сток с суши -
Впиши недостающий текст.
1. Течение - это……
2. Течение возникает под действием ………..
3. Холодное течение обозначается стрелкой …….. Теплое ………
4. У холодного течения температура воды ………, чем у окружающего водного потока.
5. назови течения из карты (по три примера)
теплые
холодные
Закрепление полученного материала
Я | М | И | К | С | Л | И | Т | О | С | Ф | Е | Р | А | Д | Ж | П | Ы |
Х | А | Т | Л | Ж | Г | Д | Р | О | С | Ф | Е | Р | А | Р | О | Л | |
В | Н | Б | И | О | С | Ф | Е | А | Ъ | Я | З | Е | Э | Ф | Й | С | |
А | Т | М | О | С | Ф | Е | Р | А | Н | С | Х | Ф | И | Г | Л | Т | |
В | И | П | Р | Д | К | У | Ц | Ш | А | Р | Е | С | О | И | Б | З | |
М | Я | Д | О | Р | З | Е | М | Н | А | Я | Ж | К | Р | А | Й |
Послушайте сказку и ответьте на вопрос – в каких агрегатных состояниях бывает вода?У матери было 3 сына. Всем хороши сыновья, только друг друга признавать не хотели. Ничего схожего между собой не видели. Уж если кого и вздумаю братом назвать, говорил 1 – то стекло.А я белому дыму брат – говорил 2. Недаром нас с ним путают. А я ни на кого не похож – говорил 3. и некого мне братом назвать, разве что слезы. Так по сей день и спорят 3 родных брата : Синий лед, Густой туман, Частый дождь.Друг друга братьями не называют, а матушку воду все трое родной зовут. бывает же такое на свете.
4. Выберите страну, в которой доля детей составляет около 40% населения, а доля пожилых возрастов - около 6%: | |
1 | Япония |
2 | Канада |
3 | Мексика |
4 | Португалия |
5 | Австралия |
6 | ФРГ |
5. Возрастная структура населения с высокой долей пожилых людей и низкой долей детей свойственна странам: | |
1 | развитым |
2 | развивающимся |
6. Страна, возрастной состав населения которой изображен на диаграмме | ||
Алжир |
Практический опыт учителей показал, что:
1. Была ли на уроке самостоятельная работа? |
|
Схема ДЛЯ СБОРА ДАННЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ
ПОСТАНОВКУ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.